- Этап самоопределения к деятельности
Фронтальная форма
Словесный: монолог. Психологический настрой | 1 мин | - Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. - Меня зовут Лидия Ильясовна, и я проведу у вас урок русского языка. - Проверим, все ли необходимое есть у вас для урока! Положите в правый верхний угол стола учебник, тетрадь, ручку, руки на парту, сядьте ровно. - Мы начинаем наш урок.
| Приветствуют учителя. Эмоционально настраиваются на учебный процесс. | Р: нацеливание на успешную работу. Л: выражать положительное отношение к процессу познания К: формирование умения слушать и слышать |
II. Актуализация знаний и мотивация Фронтальная и индивидуальная форма Словесный: подводящий диалог; Практический: постановка вопросов. Наглядный: презентация
Наглядный: презентация
Словесный: проблемный: создание проблемной ситуации, постановка вопросов. | 2 мин | - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число и отложите ручки. - Ребята, взгляните на экран (картинки животных). - Мир животных удивителен, замечателен и многообразен, и мы можем заглянуть в этот мир, перелистав страницы книги, а она не простая, а волшебная.
-Что бы вы хотели узнать из этой книги? Представьте, что вы хотите поделиться с прочитанной историей со своими друзьями. Как вы можете это сделать? -Как называется такой пересказ?
| Делают записи в тетради.
Смотрят на картинки. Слушают.
- Интересные истории о животных и т.п. - Написать друзьям пересказ этой истории.
|
Л: развитие познавательных интересов.
К: умение слушать и говорить
П: уметь отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
III. Постановка учебной задачи Фронтальная и индивидуальная форма
Наглядный: презентация, анаграмма
Словесный: подводящий диалог.
Наглядный: презентация
Словесный, частично-поисковый: беседа. Практический: работа с изображением.
Словесный: формулирование темы и цели урока.
Словесный, конструирование, моделирование: учебный диалог, беседа.
Практический: составление плана. Наглядный: презентация. | 4 мин | -А как именно называется письменный пересказ вам подскажет змейка
- Кто прочитает?
- Молодец. И так, ребята, что такое изложение?
- Сможете ли вы сейчас сформулировать тему урока? Чего не хватает?
- Хорошо. Давайте ещё раз рассмотрим подробнее картинку, чтобы понять, на какую тему будет изложение.
- Кого вы видите на картинке? - Как вы думаете, о ком будет идти речь в тексте? - А можем ли мы предположить заглавие текста по картинке? - Предложите свои заголовки. - И так, предположите тему урока.
- В соответствии с темой сформулируйте цель урока.
- Молодцы. Что необходимо сделать для достижения целей? 1.С чего начнём составление плана?
2.Хорошо. Какой будет следующий шаг? Как лучше запомнить содержание текста?
3. Что нам нужно сделать, чтобы написать без ошибок и лучше запомнить текст? 4. После того как напишем изложение, что мы должны сделать? - Верно. Вот мы и составили план. (То, что в скобках, не размещаем вместе с планом). | Читают «спрятанные» слова.
- Будем учиться писать изложение - Изложение – это письменный пересказ текста Тема: «Изложение».
- Названия текста, по которому будем писать изложение.
Рассматривают картинку, строят предположения.
О слоне
Можем по иллюстрации, по названию и т.д.
- Тема: Изложение «Купание слона» Цель: знать: признаки текста-повествования, структуру текста, изученные правила; уметь: понимать содержание текста, составлять план, письменно подробно передавать содержание текста в соответствии с изученными правилами. Составить план действий. План 1.Прочитаем текст, проанализируем его. 2.Составим план и поработаем с каждой частью текста, озаглавим её, выделим опорные слова, перескажем часть. 3.Поработаем с орфограммами и перескажем текст целиком. 4.Напишем изложение, проверим и проанализируем (послушаем 1-2 изложения, выскажем мнение о правильности, полноте, последовательности написания). | П: работая, учиться сверять свои действия с целью, исправлять ошибки, с помощью учителя и одноклассников
К: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, уважать чужую точку зрения
Л: развитие познавательных интересов учебных мотивов. Р: уметь определять и формулировать проблему, тему урока, цель.
К: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, уважать чужую точку зрения |
IV. Открытие нового знания Фронтальная и индивидуальная работа Словесный: беседа. Практический, ИКТ: прослушивание аудиозаписи с параллельной сверкой с текстом в учебнике. Словесный, ИКТ: аудиозапись Словесный: построение предположений. Наглядный: презентация. Практический: составление предположений на основе данных слов. Практический: проверка предположений. Словесный: объяснение. .
Аналитико-синтетический: вопросы по тексту, на осмысление, выборочное чтение
Вопросы на выявление основной мысли | 3 мин | - Сейчас я прочитаю вам текст. Слушайте внимательно. Потом я буду задавать вопросы по тексту.
Купание слона. Макс – это слон. Он выступает в цирке. Однажды повели Макса купаться. Слон зашел в воду, почувствовал себя на свободе и развеселился. Он опустил хобот в воду, пошарил им по дну. Поднял хобот, оглянулся на людей да как дунет! Дождь песку, град камешков осыпали стоящих на берегу людей. Весь народ бросился врассыпную. А Макс доволен. Запускает хобот в воду и поливает во все стороны. Как унять озорника? Как подойти к нему, если по воздуху носится песок и галька? Но Дуров решился. Он смело подошел сзади к слону и схватил его за ухо. Слон струсил и опустил хобот. Так за ухо Дуров и повел его к берегу.
- Как звали слона?
- Верно. Куда повели слона? - Правильно. Как слон почувствовал себя в воде?
- Как можно сказать по-другому? - Что слон сделал в воде?
- Что случилось дальше? - И что сделали люди?
- Что делает Макс?
- Верно. Как можно охарактеризовать слона? Как он себя ведёт?
- Кто решился подойти к слону?
- Что сделал дрессировщик?
- Что сделал слон?
- Прочитаем текст ещё раз и разделим его на части. - Сколько частей у вас получилось? - Хорошо. - Какова же главная мысль текста?
| Дает целевую установку – внимательно слушать текст, чтобы потом ответить на вопросы
Слона звали Макс Слона повели купаться Слон почувствовал себя на свободе и развеселился Ответы детей Слон опустил хобот в воду, поискал что-то на дне. Вытащил хобот из воды, посмотрел на людей и как дунет! Песок и камешки полетели на людей Люди побежали в разные стороны. Зрители разбежались. Он опускает хобот в воду и поливает в разные стороны Слон шалит и проказничает. Он озорник, любит играть. Но он не понимает, что беспокоит людей. Почувствовав себя свободно, Макс решил немного похулиганить К слону решился подойти дрессировщик Дуров Он решительно подошел к слону сзади и взял его за ухо Слон испугался и опустил хобот Ученики самостоятельно делят текст на части У нас получилось 3 части В тексте повествуется о купании слона. Слон был очень счастлив, оказавшись в воде. Он почувствовал себя свободным | К: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Слушать и понимать речь других. владеть монологической и диалогической формами речи; Л: развивать доброжелательность, доверие, внимательность к товарищам по классу, готовность к сотрудничеству, оказанию помощи
К: формирование умения слушать и слышать. Р: сохранять дисциплину. К: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Слушать и понимать речь других. владеть монологической и диалогической формами речи; Л: развитие познавательных интересов учебных мотивов. |
V. Первичное закрепление Групповая и фронтальная работа Словесный: беседа.
Частично-поисковый: выделение главной мысли текста.
Словесный: выборочное чтение фрагмента текста.
Словесный: беседа.
Словесный: беседа.
Словесный: объяснение.
Наглядный: презентация
Практический: деление текста на части. Наглядный: презентация Практический: подбор названий к картинкам.
Наглядный: презентация Словесный: объяснение.
Наглядный: презентация Практический: работа с карточками
| 10 мин | – Для чего мы разделили текст на части? – Правильно. Сейчас будем составлять план. Посмотрите на текст и скажите, как можно назвать первую часть? – Как мы назовём вторую часть?
– Хорошо. Как мы назовём третью часть? - Давайте проверим. Посмотрите на доску, у нас получился план. Прочитайте его ещё раз. 1. Слон Макс. 2. Купание слона. 3. Смелый дрессировщик.
- Ребята, пришло время нам чуточку размяться. Динамическая пауза Раз, два, три – вперёд наклон, Раз, два, три – теперь назад. (Наклоны вперёд и назад) Головой качает слон – Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад) Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
-Молодцы, все тихо сели. - Проведем лексическую работу, для того, чтобы разобрать непонятные слова и лучше понимать, о чем говорится в тексте. - Какие слова использованы в тексте, когда говорится о слоне? - Для чего в тексте говорится о слоне разными словами?
- Давайте поработаем над лексическим значением следующих слов: пошарил – искал, Град – осадок в виде небольших ледяных шариков, Врассыпную – в разные стороны, Унять – успокоить, усмирить, Озорник – шалун, баловник, Струсил – испугался. - Посмотрите на опорные слова. Значение каких слов вам еще непонятно? - Для чего я вам предлагаю опорные слова?
- Чтобы лучше запомнить содержание текста рассмотрим слова каждой части плана. Они вам помогут при написании изложения. Будем опираться на весь текст и план. 1. Слон Макс. Макс- это слон. Он выступает в цирке. 2. Игры Макса в воде. Однажды п…в…ли Макса купаться. Слон з…ш…л в воду, п…ч…вствовал себя на свободе и разв…с…лился. Он …пустил хобо… в воду, п...шарил им по дну. Поднял хобот, оглянулся на людей да как дунет! Дождь песку, гра… кам…шков …сыпал ст…ящих на б…р…гу людей. Весь наро… бросился вра…ыпную. А Макс д…волен. Запускает хобо… в воду и п…л…вает во все стор…ны. 3. Смелый дрессировщик. Как унять …з…рника? Как п…д…йти к нему, если по воздуху носится п…сок и галька? Но Дуров р…ш…лся. Он смело п…д…шёл сзади к сл…ну и схв...тил его за ухо. Слон струсил и …пустил хобо…. Так за ухо Дуров и п…вёл его к бер…гу. - Вставьте пропущенные буквы в словах. - В написании, каких слов у вас возникли разногласия? - Объясните написание слов | Чтобы составить план. Слон Макс
Купание слона. Игры Макса в воде. Водные забавы. Смелый дрессировщик. Смельчак. Храбрый Дуров.
Разминаются.
Слон, Макс, он, озорник
Чтобы в соседних предложениях не повторялись одинаковые слова, чтобы наше изложение было грамотное, красивое
Чтоб мы могли использовать их в своем тексте
Ответы детей . | Р: уметь контролировать процесс и результаты своей деятельности.
П: строить логическую цепь рассуждения.
К: формулировать собственное мнение и позицию. Р: сохранять дисциплину. Р: уметь определять и формулировать вывод на уроке с помощью учителя К: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Слушать и понимать речь других. владеть монологической и диалогической формами речи; П: строить логическую цепь рассуждения. Р: сохранять дисциплину. Л: развитие познавательных интересов учебных мотивов. Л: развитие познавательных интересов учебных мотивов. П: строить логическую цепь рассуждения. К: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Слушать и понимать речь других. владеть монологической и диалогической формами речи; Л: развитие познавательных интересов учебных мотивов. Р: уметь контролировать процесс и результаты своей деятельности. Р: сохранять дисциплину. Л: ценностное отношение к здоровому образу жизни. Р: уметь контролировать процесс и результаты своей деятельности. Л: оценивать собственную учебную деятельность. К: уметь оформлять свои мысли в устной форме. Слушать и понимать речь других. владеть монологической и диалогической формами речи.
|
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Индивидуальная форма работы Словесный: объяснение. Практический: чтение повествовательного текста; чтение таблицы. Наглядный: презентация.
Практический: написание изложения | 15 мин
| - Прочитайте текст ещё раз «про себя». Посмотрите на экран, для того чтобы вы все написали изложение на отлично перед вашими глазами будет план - Вы очень старались, замечательно поработали, подготовились. Я уверена, что у вас получатся очень хорошие изложения. Закройте и уберите свои учебники. Приступайте. | Читают текст.
Рассматривают план.
Пишут изложение. | П: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы.
К: уметь полно и точно отвечать; выражать мысли |
VII. Включение в систему знаний Фронтальная форма работы Словесный: объяснение. Практический: самопроверка. Наглядный: презентация.
| 2 мин
| - Ребята, пора завершить работу. - Прочитайте свою работу, сверьте её ещё раз с планом, всё ли вы смогли передать. Внимательно проверьте, не допустили ли вы ошибки в словах. На это у вас 2 минуты. - Ребята, наш урок подходит к концу. - Кто желает прочитать своё изложение? Остальные все внимательно слушают и проверяют, соответствует ли текст плану, нет ли ошибок? - И так, ребята, давайте обсудим, всё ли получилось? Если нет, то что? - Соответствует ли плану? - Спасибо, молодцы.
| Проверка
Самопроверка с планом. | П: применение базовых знаний для решения конкретной проблемы. |