Адаптированная рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Адаптированная рабочая программа

по русскому языку, вариант 7.1

для 2 класса

2020/2021 учебный год

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_2_klass.docx113.52 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная начальная школа»

Рассмотрено на педагогическом совете школы

Протокол от 22.05.2020г. № 5

Согласовано

Заместитель директора

по УР

_______ С.В. Бондаренко

«__»__________2020 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «Излучинская ОНШ»

        Е.В.Шагвалеева

Приказ

от 25.08.2020 г. № 330

Адаптированная рабочая программа

по русскому языку, вариант 7.1

для 2 класса

2020/2021 учебный год

Составитель:

Михайлова Елена Николаевна,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

пгт. Излучинск

2020 г.

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для учащихся 2 класса с задержкой психического развития разработана в соответствии с требованиями:

- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

№ 273(в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ);

-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6

октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального

государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 №1576);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»

-Постановление Главного государственного санитарного врача России от 29 декабря 2010 г. № 189, 2.4.2.2821-10 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений№ 3 от 22.05.2019 №8);

- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Излучинская общеобразовательная начальная школа».

- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО.

Программа учебного курса «Русский язык» для 2 класса  составлена на основе примерной программы по  русскому языку  к учебно-методическому комплексу «Школа России» (Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России» / М.:  Просвещение, 2011 г.), научный руководитель А. А. Плешаков, авторы: С. В. Анащенкова,  М. А. Бантова,  М. В. Бойкина, С. И. Волкова,  В. Г. Горецкий, М. Н. Дементьева, Л. М. Зеленина, В. П. Канакина, Л. Ф. Климанова, М. И. Моро, А. А. Плешаков, Н. И. Роговцева, С. В. Степанова, Н. А. Стефаненко, Т. Е. Хохлова,    к учебнику  «Русский язык. 2 класс в 2 частях / В.П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина-  М.: Просвещение, 2019 г.». Данное учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в начальной школе (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233, от 22.11.2019 № 632, от 18.05.2020 № 249)).

Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР -обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ выступает создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.

Основные цели курса:

познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаковосимволического и логического мышления учеников;

социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школенеобходимо решение следующих практическихзадач:

  • развитие        речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;
  • освоение        первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение        умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты описания и тексты повествования небольшого объема;
  • воспитание        позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Психолого-педагогическая характеристика учащихся с ЗПР

Учащиеся с ЗПР - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ТПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с ЗПР - наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазонвыраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все учащиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Уровень психического развития поступающего в школу ребѐнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.

Дифференциация АООП НОО с ЗПР соотносится с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ТПМПК.

АООП НОО адресована обучающимся, достигшим к моменту поступления в образовательную организацию уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.

Специфические образовательные потребности детей ЗПР (7.1):

  • наглядно-действенный характер содержания образования;
  • упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
  • специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
  • необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся;
  • использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности иповедения;
  • стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;
  • специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
  • специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
  • специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;
  • специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.

В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося с ЗПР и специфика усвоения им учебного материала. Обучающемуся ребенку по программе задержка психического развития очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в пространстве Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексикограмматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление. Программа строит обучение детей с задержкой психического развития на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.

Данная учебная программа учитывает особенности психофизического развития обучающихся с ОВЗ, содержит требования к организации учебных занятий по предмету и составлена в соответствии с принципами коррекционной педагогики. При разработке адаптированной образовательной программы учитывались специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Учащиеся с ОВЗ в общеобразовательных классах обучаются по варианту 7.1, который предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее итоговым достижениям к моменту завершения 2 класса.

Общими для всех обучающихся с ОВЗ являются в разной степени выраженные недостатки:

  • в формировании высших психических функций (отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов);
  • замедленный темп, либо неравномерное становление познавательной деятельности;
  • трудности произвольной саморегуляции;
  • нарушения речевой и мелкой ручной моторики;
  • нарушения или недостаточно сформированные зрительное восприятие и пространственная ориентировка;
  • снижение умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом;
  • недостаточно сформированы произвольность и самоконтроль;
  • обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния ребенка.

Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ (ЗПР 7.1), поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим выделены образовательные потребности как общие для всех обучающихся с ограниченными возможностями, так и специфические.

Направление и содержание программы коррекционной работы.

Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ТПМПК.

Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются:

  • оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации, обеспечивающее системное сопровождение обучающихся специалистами различного профиля;
  • социальное партнёрство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР осуществляют специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, имеющий соответствующую профильную подготовку, социальный педагог.

Содержание коррекционной работы:

  1. Коррекция физического действия: не требуется.
  2. Коррекция психического развития:
  • развитие и закрепление новых форм поведения;
  • психологическое консультирование и тренинг педагогов и родителей;
  • формирование позитивного, эмоционального отношения к себе и окружающим;
  • коррекция нарушенных психических познавательных функций (восприятие, внимание, мышление, речь, воображение, память, ощущение).

Программа коррекционной работы обеспечивает:

  • выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
  • создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
  • осуществление индивидуально-ориентированного, психолого-медико- педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей; оказание помощи в освоении программы обучающимися с ЗПР;
  • возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях.

Коррекционная направленность методов воспитания и обучения

для детей ЗПР (7.1)

В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.

Дифференцированный подход обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.

Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации адаптированной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.

Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).

Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.

В контексте разработки адаптированной программы обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:

-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;

-прочное усвоение учащимися знаний и опыта разнообразной деятельности, и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;

-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;

-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В основу формирования адаптированной программы обучающихся с ЗПР положены следующие принципы:

• принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников и др.);

• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей учащихся;

• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

• принцип преемственности, предполагающий при проектировании адаптированной программы начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования учащихся с задержкой психического развития;

• принцип целостности содержания образования.

• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения учащимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;  

• принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность учащегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;

• принцип сотрудничества с семьей.

Прежде чем перейти к методам и приемам работы, также хотелось бы напомнить и общие правила коррекционной работы:

  1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
  2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства.
  3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
  4. Проявление педагогического такта. Использование представленных методов и приёмов способствует повышению эффективности коррекционно-развивающего процесса.
  • методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа);

наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);

практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.);

репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному),

методы самостоятельной работы        и работы        под руководством преподавателя.

  • методы        стимулирования        и        мотивации        учебно-познавательной деятельности:

методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;

  • методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно- практического контроля и самоконтроля.

Наиболее приемлемыми методами в практической работе с обучающимися, имеющими ОВЗ:

  • объяснительно-иллюстративный,
  • репродуктивный,
  • частично поисковый,
  • коммуникативный,
  • информационно-коммуникационный;
  • методы контроля,
  • самоконтроля и взаимоконтроля.

Чтобы сформировать у обучающихся с ОВЗ интерес к учению используем метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, а именно создание ситуаций успеха.

Мотивация к учёбе становится положительно устойчивой только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно.

Методы и приёмы создания ситуации успеха у детей ЗПР (7.1):

  •  Учёт уровня усвоения (степени понимания) изученного материала
  •  Доступное объяснение учебного материала
  •  Обязательное использование занимательной наглядности
  •  Дидактические игры
  •  Парные и групповые творческие задания
  •  Индивидуально–дифференцированный подход (личностно- ориентированный подход)
  •  Комплекс поощрительных мер за любые положительные достижения в учёбе
  •  Создание оптимальной благоприятной образовательной среды
  •  Словесная поддержка педагога.
  •  Установка на позитивное решение проблемы

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ использую следующие активные методы и приёмы обучения:

  1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами).
  2. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
  3.  Дифференциация заданий.
  4.  Задания на развитие психических процессов.
  • задания с палочками;
  • «Четвертый лишний»;
  • «Поиск аналогов»;
  • «Способы применения предметов»;
  •     «Продолжи логический ряд»
  •     «Дорисуй и раскрась обеими руками»
  • «Дорисуй девятое»
  • «Найди пару», «Найди отличия»
  1. Задания на развитие мелкой моторики:

-штриховка;

-конструирование из геометрических фигур;

  • лепка (создание объемных моделей, лепка на плоскости);
  • раскрашивание;
  • работа с моделями (наждачные буквы)
  1. Здоровье сберегающие технологии:
  • пальчиковые гимнастики;
  • дыхательные гимнастики;
  • физминутки и динамические паузы.

6. Использование информационных технологий (использование интерактивной доски, картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение)

При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы.

Приёмы организации работы с детьми на уроках математики (ЗПР 7.1):

  • Прием «Титры».Данный прием может быть использован в целях концентрации большого объема информации. При использовании этого приема, можно проследить

сюжет какого-либо произведения. При пересказывании текста обучающиеся с высоким уровнем воспроизводят без какой-либо опоры, со средним уровнем – с опорой на план или опорные слова, а обучающиеся слабого уровня или с ОВЗ пересказывают с опорой на картинки – подписывают к ним «титры».

  • Приём «Синквейн».Это стихотворение из 5-ти строк, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения. Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы  в парах; реже как коллективное творчество. Они могут составлять синквейн на уроке или дома.
  • Приём «Инсерт» («Условные значки»). Способствует формированию функциональной грамотности учащихся, умению работать с информацией, критически ее осмысливать. Используются информационно-насыщенныетексты.

«V» - знаю, мне это известно;

«-» - думал иначе;

«!» - новое, важное для меня;

«?» - хочу узнать (не понял).

Обучающиеся с ОВЗ работают с двумя пометками: «!» и «?»

  • Приём «Мозговой штурм». Этот приём позволяет не только активизировать обучающихся с ОВЗ и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Перечисленные выше приемы, способствуют преодолению дефицитов развития детей с ОВЗ, помогают вовлечь их в деятельность и способствуют развитию и формированию умений и навыков обучающихся с ОВЗ.

В адаптированной образовательной программе определены и описаны коррекционные возможности предмета:

  1. Развитие зрительного восприятия и узнавания.
  • формирование целостности зрительного восприятия;
  • развитие способности концентрировать и распределять внимание;
  • развитие избирательности зрительного внимания;
  1. Совершенствование моторного развития, каллиграфических и графических навыков.
  • развитие мелкой моторики кисти и пальце в рук;
  • развитие зрительно-моторной координации;
  • развитие слухо-моторной координации;
  1. Развитие фонематического слуха, навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
  • развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
  • развитие фонематического восприятия;
  1. Совершенствование речевого развития.
  • обогащение и систематизация словаря;
  • развитие устной монологической и диалогической речи;
  1. Развитие словесно-логического мышления.
  • формирование умения понимать и задавать вопрос;
  • развитие способности обобщать;
  • развитие способности группировать предметы по определённым признакам, классифицировать их;
  • развитие умения устанавливать закономерности и логические связи в ряду предметов, символов, событий, явлений;
  • развитие логических операций (анализ, обобщение, синтез);
  • развитие умения логически выстраивать высказывание, составлять рассказы по картинкам;
  • развитие умения понимать и устанавливать смысловые аналогии;
  • развитие логического запоминания;
  1. Развитие навыка самоконтроля и самооценки.
  • развитие умения работать по словесной и письменной инструкции;
  • формирование умений действовать по правилу, работать по алгоритму, инструкции, плану;
  • совершенствование умения планировать свою деятельность;
  • выработка умения        контролировать себя при помощи усвоенного правила;
  • овладение осознанным планомерным контролем в процессе написания и при проверке написанного;
  • развитие комбинаторных способностей;

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения курса русского языка.

Логика изложения и содержания программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Планируемые результаты коррекционной работы.

Основными направлениями в коррекционной работе являются:

  • коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
  • коррекция нарушений устной и письменной речи;
  • обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью

предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.

Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с ЗПР и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении образовательной программы в целом.

Во 2 классе в ходе освоения курса русский язык по адаптированной программе также обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующиеумения:

  • осознавать роль языка и речи в жизнилюдей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать своиэмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать,сопереживать;
  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из учебника «Русский язык».

Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий науроке;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материаломучебника;
  • учиться работать по предложенному учителемплану.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

ПознавательныеУУД:

  • ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
  • находить ответы на вопросы в тексте,иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса иучителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица,схема);
  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу,схему);
  • пользоваться словарями,справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственныесвязи;
  • строитьрассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои        мысли        в        устной        и        письменной        форме        (на        уровне предложения или небольшоготекста);
  • слушать и понимать речьдругих;
  • выразительно читать и пересказыватьтекст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следоватьим;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами во 2-м классе является формирование следующих умений:

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнациональногообщения.
  3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевогоэтикета.
  5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменныхтекстов.
  6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверятьнаписанное.
  7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативныхзадач.
  8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления вречи;
  9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевогообщения.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

В результате изучения русского языка обучающиесянаучатся:

♦ произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

♦ различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;

♦ использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;

♦ разбирать простое предложение с однородными членами;

♦ ставить запятую между однородными членами в изученных случаях;

♦ оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания, точка, вопросительный и восклицательный знаки);

♦ писать обучающее изложение доступного текста;

♦ списывать и писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы;

♦ производить разбор слова по составу;

♦ подбирать однокоренные слова;

♦ распознавать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз);

♦ определять род, число, падеж имён существительных и имён прилагательных;

♦ производить морфологический разбор доступных слов;

♦ давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;

♦ понимать влияние ударения на смысл слова;

♦ различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;

♦ понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове;

♦ устанавливать связь слов в предложении по вопросам;

♦ производить элементарный синтаксический разбор предложения;

♦ различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение)

Выпускники получат возможность научиться:

♦ орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов), включающий изученные орфограммы за курс начальной школы;

♦ проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;

♦ производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;

♦ производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;

♦ распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);

♦ изменять  имена  существительные,   имена  прилагательные,   глаголы  по  числам;
♦ склонять в единственном и множественном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;

♦ производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;

♦ интонационно правильно произносить предложения. Определять вид предложения по цели высказывания и интонации;

♦ вычленять в предложении основу и словосочетания;

♦ производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;

♦ определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;

♦ определять тип текста;

♦ писать изложение и сочинение (85—90 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.

  1. Содержание учебного предмета русский язык  

2класс

Раздел курса

Содержание учебного раздела

1.

Наша речь

(3 часа)

Виды        речи.        Диалог        и монолог

2.

Текст(4часа)

Текст. Части текста. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Заглавие

3.

Предложение (10 часов)

Предложение. Члены предложения. Назначение и признаки текста. Логическое ударение в предложении.

Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении.

4.

Слова, слова (17 часов)

Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Слог. Перенос слов. Слово, как общее название предметов. Однозначные, многозначные, родственные слова.

Корень слова. Словесное и логическое ударение.

5.

Звуки и буквы (24 часа)

Русский алфавит. Гласные и согласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в

корне слова. Слова с удвоенными согласными. Твёрдые и мягкие согласные. Мягкий знак.

6.

Правописание буквосочетаний с шипящими

звуками (24 часа)

Правописание буквосочетаний с шипящими буквами.

Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение мягкости согласной на письме. Парные звонкие и глухие согласные.

7.

Части речи. (41 часов).

Существительное. Глагол. Прилагательное. Местоимение. Предлог. Текст - рассуждение, текст - описание, текст - повествование. Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные. Число имён существительных.

Синтаксическая роль глагола. Число глагола. Правописание НЕ с глаголом. Значение иупотребление

в речиимёнприлагательных.Видытекстов.Значение местоименийвтексте.Употреблениепредлоговвречи.

8.

Повторение (13 часов)

Упражнения в создании текстов разного типа. Предложение. Знаки препинания в конце предложений. Главные члены предложения их распознавание.

Распространение предложений второстепенными членами. Слово и его лексическое значение.

Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы. Части речи и различение их признаков. Роль

частей речи в нашей речи.

  1. Тематическое планирование по русскому языку во 2классе

Раздел программ ы

Программное содержание

Характеристика деятельности учащихся

Тема урока

№ урока

Коли честв о

часов

Дата проведения

план

факт

1.Наша речь

(3 часа)

Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения.

Виды речевой

деятельности человека.

Речь устная, письменная, внутренняя (речь про себя).

Характеристика человека по его речи. Требования к речи

Диалог и монолог

Речь диалогическая и монологическая.

Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении.

Анализировать речь людей (при анализе текстов).

Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение».

Отличать диалогическую речь от монологической. Соблюдать и речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику.

Работать со страничкой для любознательных. Наблюдать над этимологией слов диалог и монолог. Составлять по рисункам диалог и монолог.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Какая бывает речь?

1\1

1

Как отличить диалог от монолога?

2\2

1

Тест №1 по теме «Наша речь»

3\3

1

2. Текст (4 часа)

Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность.

Текст. Тема и главная мысль текста Заглавие Части текста.

Построение текста: вступление, основная часть. Воспроизведение прочитанного текста.

Списывание текста с дополнительным заданием

Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам.

Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст.

Определять тему и главную мысль текста.

Соотносить текст и заголовок.

Подбирать заголовок к заданному тексту.

Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или со- ставленного текста.

Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Что такое текст? Что такое

тема и главная мысль текста?

4\1

1

Что такое

тема и главная мысль текста?Части текста.

5\2

1

Части текста

6\3

1

Контрольное списывание №1 с заданием.

7\4

1

3.

Предложение

(10 часов)

Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении.

Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки).

Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии).

Логическое (смысловое) ударение в предложении.

Члены предложения. Главные члены предложения (основа). Второстепенные члены предложения (без деления на виды).

Подлежащее и сказуемое — главные

Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения.

Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Составлять предложения из слов. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.

Писать слова в предложениираздельно. Находить главные члены (основу) предложения.

Обозначать графически грамматическую основу.

Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения.

Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого.

Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения.

Обсуждать алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого. Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных

Что такое предложение? Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?

8\1

1

Как из слов составить предложение?

Словарный диктант № 1

9\2

1

Что такое главные члены предложения.

10\3

1

Что такое второстепенные члены предложения?

11\4

1

Подлежащее и сказуемое

– главные члены предложения.

12\5

1

Что такое распространённые и нераспространённые предложения?

13\6

1

Как установить связь слов

в предложении?

14\7

1

Контрольный диктант

№ 1 по теме

«Повторение пройденного в 1 классе».

15\8

1

Работа над ошибками.

16\9

1

Развитие речи.

Обучающее сочинение

17\10

1

члены предложения. Алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого.

Распространённые и нераспространённые предложения.

Связь слов в предложении

Контрольный диктант №1

по теме «Повторение пройденного в1классе».

Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень».

Контрольное

списывание текста с дополнительным заданием

членов) предложения.

Составлять нераспространённые и распространённые предложения.

Распространять нераспространенные предложения. Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членамипредложения.

Составлять предложения из деформированных слов (слов, несвязанных по смыслу).

Рассматривать репродукцию картины И.С. Остроухова «Золотая осень» в

«Картинной галерее учебника». Составлять рассказ по репродукции картины И.С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

по картине И. С.

Остроухова «Золотая осень».

4. Слова, слова, слова… (17 часов)

Слово и его значение. Номинативная (назывная) функция слова.

Понимание слова как единства звучания и значения.

Слово как общее название многих однородных предметов.

Работа с толковым и орфографическим словарями

Однозначные и многозначные слова

Прямоеи        переносное значенияслов.

Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно- художественных образов.

Синонимы. Работа со словарём синонимов

Антонимы. Работа со словарём антонимов

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов.

Определять значение слова по словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте не знакомые слова.

Классифицировать слова по тематическим группам. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях.

Работать со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимологией слова лопата.

Работать с толковым и орфографическим словарями. Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках.

Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания.

Распознавать среди данных пар слов синонимы и антонимы.

Подбирать к слову синонимы, антонимы.

Работать со страничкой для любознательных.

Знакомиться с этимологией слов

синоним и антоним.

Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях.

Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями.

Анализировать речевые высказывания с

Что такое лексическое значение слова?

18\1

1

Что такое однозначные и многозначные слова?

19\2

1

Что такое прямое и переносное значение многозначных слов?

20\3

1

Что такое синонимы?

21\4

1

Что такое антонимы?

22\5

1

Слова близкие и противоположные по значению.

23\6

1

Что такое родственные слова?

24\7

1

Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

25\8

1

Родственные слова. Словарный диктант №2.

26\9

1

Обобщение по теме Родственные (однокоренные)слова.

Выделение корня в однокоренныхсловах.

Корень слова (первое представление).

Работа со словарём однокоренных слов

Различение однокоренных слов и синонимов, родственных слов и слов с омонимичными корнями.

Единообразное написание корня в однокоренных словах.

Слог как минимальная произносительная единица.

Слогообразующая роль гласных звуков.

Ударение.

Словообразующая функция ударения. Диктант № 3 за первую четверть Разноместность и подвижность русского ударения.

Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка.

использованием в них языковых средств. Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова омонимичными корнями.

Группировать однокоренные слова с разными корнями. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.

Работать с памяткой «Как найти корень слова».

Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. Работать со словарём однокоренных слов.

Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня.

Делить слова на слоги.

Определять количество в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов.

Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения.

Различать ударные и безударные слоги.

  Развитие речи. Изложение.

27\10

1

Какие бывают слоги?

28\11

1

Как определить ударный слог?

29\12

1

Ударные и безударные слоги.

30\13

1

Перенос слов. Правила переноса с Ь, Й  

31\14

1

Как переносить слова с одной строки на другую?

32\15

1

Как переносить слова с одной строки на другую?

Тест № 2.

33\16

1

Развитие речи.

Обучающее сочинение по серии картинок

34\17

1

Работа с орфоэпическим словарём.

Перенос слов. Правила переноса

Проверочная работа по теме «Слово и его значение»

Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных

рисунков, вопросам и опорным словам.

Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения. Составлять простейшие слогоударные модели слов.

Находить слова по заданной модели. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова.

Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова.

Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношенияслов.

Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношенияслов.

Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строчки на другую (крот, улей, зима).

Переносить слова по слогам.

Определять способы переноса (ко- локольчик, коло-кольчик, колоколь-чик). Составлять рассказ по серии сюжетных картинок, вопросам и опорным словам. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике.

5. Звуки и буквы (24часа)

Звуки и буквы. Различие. Звуки и их обозначение буквами на письме.

Условные звуковые обозначения слов.

Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавита.

Использование алфавита при работе со словарями.

Употребление прописной (заглавной) буквы.

Развитие речи. Работа с текстом. Запись отве- тов на вопросы к тексту.

Гласные звуки и буквы и их признаки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове: Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка.

Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова)

Различать звуки и буквы.

Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи.

Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова.

Работать с памяткой«Алфавит». Располагать заданные слова в алфавитномпорядке.

Использовать знание алфавита при работе сословарями.

Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах.

Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении.

Составлять рассказ по картине

З.Е.Серебряковой «За обедом», используя опорные слова (под руководством учителя).

Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их.

Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите.

Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке.

Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают.

Определять положение заданной буквы

Как различить звуки и

буквы?

35\1

1

Алфавит.

36\2

1

Какие слова пишутся с заглавной буквы?

37\3

1

Развитие речи.

Обучающее сочинениепо картине

З.Е.Серебряковой

«За обедом»

38\4

1

Контрольный диктант

№2 по теме «Слова. Имена собственные»

39\5

1

Как определить гласные звуки?

40\6

1

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

41\7

1

Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным).

Способы проверки безударных гласных в корне.

Упражнения в написании слов с безударными гласными.

Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением.

Произношение ударного ибезударного гласного звука в корне слова и его обозначение написьме.

Коллективное составление сочинения по репродукции картины С.А. Тутунова

«Зима пришла. Детство»

в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной.

Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки.

Работать с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения».

Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове.

Работать со страничками для любознательных.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют.

Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове.

Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь).

Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный и безударный.

Работать со страничкой для любознательных. Знакомство со сведениями из истории русского языка (о букве э).

Наблюдать, из каких языков пришли в нашу речь слова.

Составлять рассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (под руководством учителя).

Проверяемые безударные

гласные в корне слова

42-44\

8-10

3

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными

звуками в корне.

45\11

1

Слова с непроверяемыми

безударными гласными в безударных слогах

46\12

1

Контрольный диктант

№3 по теме

«Правописание слов с безударным гласным в корне»

47\13

1

Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство».

48\14

1

Как определить согласные звуки?

49\ 15

1

Согласный звук [й'] и буква и краткое.

50\16

1

Слова с удвоенными согласными

51\17

1

Восстановление деформированного

Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове.

Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны слон, слоник; трава травы - травка).

Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне.

Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать сё в соответствии с изученным правилом.

Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания.

Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударною гласного  звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2классов.

Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы):

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

Словарный диктант №3

52\18

1

Твёрдые и мягкие

согласные звуки и буквы для их обозначения.

53\19

1

Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными

54\20

1

Согласные звуки и буквы, мягкие и твёрдые.

55\21

1

Наши проекты.

«Пишем письмо Деду Морозу»

56\22

1

Контрольный диктант

№4 по теме «Звуки и буквы»

57\23

1

текста

Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением Упражнение        в правописании

проверяемых        и        не проверяемых ударением гласных в корне слов Представление об орфограмме

Согласные звуки их признаки Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове.

Согласный звук [и'] и буква «и краткое» Слова с удвоенными согласными Произношение и

написание слов с удвоенными

язык заплетается, воробьи) по колено и др.

Составлять текст из предложений. Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и поверять написание слова по орфографическому словарю. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой.

Работать со страничками для любознательных. Знакомство со сведени- ями о происхождении слов орфограмма, малина, земляника.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий.

Находить в слове согласные звуки. Правильно поизносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки.

Работать с памяткой согласные звуки русского языка.

Различать согласный звук[й'] и гласный звук [и].

Различать способы обозначения согласного звука [й'] буквами.

Работать со страничками для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й'].

Использовать правило переноса слов с буквой «и краткое» (чай-ка).

Работа над ошибками

58\24

1

согласными.

Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам.

Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения.

Обозначение

мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь.

Мягкий знак (ь). Правописание мягкого знака на конце и в сере- дине слова перед другими согласными.

Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным.

Подробное изложение

по коллективно составленному плану.

Наблюдать за произношением и правописанием слов с удвоенными согласными.

Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на).

Определять и правильно произносить

мягкие и твёрдые согласные звуки. Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные).

Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Работать с

памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Планировать учебные действия при письме по памяти.

Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу.

6.

Правописаниебуквосочетаний с шипящим и звуками (24 часа)

Буквосочетания чк, чн,

чт,щн, нч.

Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт ([ш]то, наро[ш]но).

Правописание сочетаний чк, чн, чт,щн,нч.

Правописание сочетаний чк, чн, чт,щн,нч.

Развитие речи. Работа с текстом.

Проект «Рифма».

Буквосочетания жи- ши, ча-ща, чу-щу Правописание буквосочетаний жи- ши, ча-ща, чу-щу. Правописание

Различать непарные мягкие шипящие звуки.

Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. подбирать примеры слов с такими сочетаниями.

Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт(чтобы. СКУЧНО и др.).

Работать с орфоэпическимсловарем.

Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн,нч.

Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы.

Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки.

Находить в словах буквосочетания жи

-ши, ча-ща, чу-щу, подбирать примеры слов, стакимибуквосочетаниями. Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща,чу-щу.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике.

Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные.

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН,НЧ

59\1

1

Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ

60\2

1

Наши проекты.

«Рифма»

61\3

1

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

62-63\4-5

2

Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Тест №3

64\6

1

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?

65\7

1

Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков.

66\8

1

Проверка парных

согласных в корне слова

67\9

1

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.

68\10

1

буквосочетаний жи- ши,ча-ща, чу-щу.

Звонкие и глухие согласные звуки Звонкие и глухие согласные звуки

(парные и непарные) и их обозначение буквами.

Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме.

Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глу- хости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным.

Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне

Характеризовать согласный звук (глухой - звонкий, парный - непарный) и оценивать правильность данной характеристики.

Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных).

Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне передсогласным.

Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надопроверять.

Различать проверочное и проверяемое слова.

Подбирать проверочные слова нулем изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка – трава, травушка; мороз - морозы, морозный).

Использовать правило при написании слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне.

Объяснять правописание слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания.

Работать е предложением итекстом.

Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных.

69\11

1

Правописание слов с парным согласным звуком на конце слова и перед согласным

70\12

1

Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова

71-

74\

13-16

4

Развитие речи.

Изложение повествовательного текста

75\17

1

Контрольный диктант

№5 по теме«Правописание слов с парным согласным звуком на конце слова и перед согласным»

76\18

1

Работа над ошибками. Разделительный мягкий знак.

77\19

1

Правописание слов с

разделительным мягким

78\20

1

(кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова. Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова

Изложение текста по вопросам Упражнение в правописании слов с изученными

орфограммами. Работа надошибками

Обобщение знаний об изученных правилах письма. Правописание гласных и согласных в корне слова.

«Проверь себя» Работа над ошибками. Составление (устно) текста по рисунку и вопросам

Разделительный мягкий знак (ь) Наблюдение над

произношением слов с

Составлять предложения из слов. обсуждать, составляют ли они текст, подбирать к тексту заголовок. записывать составленный текст.

Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. Сопоставлять приём проверки написания гласных и согласных в корне слова.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике.

Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами.

Работать с памяткой «Как подготовиться к диктанту». Работать с памяткой «Как провести звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуко-буквенный разбор слова по заданному образцу.

Составлять (под руководством учителя) текст        поздравительной        открытки; излагать письменно текст по вопросам. Наблюдать над произношением слов с разделительным ь.

Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга.

Подбирать        примеры        слов        с разделительным мягким знаком.

Различать слова с мягкимзнаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком.

Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком

знаком.

Правописание слов с разделительным мягким знаком

79\21

1

Обучающее сочинение

«Зимние забавы»

80\22

1

Контрольное списывание №2

с заданием

81\23

1

Работа над ошибками.

82\24

1

разделительным мягким знаком. Использование на письме

разделительного мяг- кого знака.

Соотношение звукового ибуквенного состава в словах типа друзья,ручьи.

Правило написания разделительного

мягкого знака в словах.

Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков.

Обобщение знаний об изученных правилах письма. «Проверь себя»

(ь).Объяснятьнаписание разделительного ь всловах.

Оценивать своп достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике.

7. Части речи

(41 часов)

Общее представление о частях речи.

Соотнесение слов- названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи.

Работа с графической информацией.

Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления. Общее представление об имени существительном как части речи

Имя существительное как часть речи: значе- ние и употребление в речи

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен

Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий, вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение.

Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой.

Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать отнесение слова к имени существительному.

Объяснять лексическое значение слов-- имён существительных.

Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных.

Различать одушевленные и неодушевленные имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных.

Классифицировать имена существительные одушевленные и неодушевленные значению и объединять их в тематические группы.

Различать собственные и нарицательные

Что такое части речи?

83\1

1

существительных Упражнение в различении имен существительных. Составление письменных ответов на вопросы к тексту Собственные и нарицательные имена существительные

Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилияхлюдей.

Заглавная буква в именах существительных собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных) Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам.

Заглавная буква в именах собственных (географических названиях)

Число имён существительных. Изменение

имена существительные, подбирать

примеры

таких существительных. Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. Писать с заглавной буквы имена собственные.

Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернета о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, посёлка, деревни).

Составлять устный рассказ о своём домашнем животном на основе наблюдении и по вопросам учителя.

Определить число имён существи- тельных (единственное и множественное).

Изменять имена существительные по числам (книга - книги).

Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля – туфли, простыня – простыни). Работать с орфоэпическимсловарём.

Что такое имя существительное?

84\2

1

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

85\3

1

Собственные и нарицательные имена существительные.

Правописание собственных имён существительных

86\4

1

Собственные и нарицательные имена существительные.

Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

87\5

1

Собственные и нарицательные имена существительные.

Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов, газет

88\6

1

Заглавная буква в написании кличек животных.

89\7

1

существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко). Упражнения                в распознавании        имен существительных,

употребленных                        в единственном        и        во множественном числе Обобщение знаний об имени существительном.

Первоначальные представления о разборе имени существительного как частиречи.

Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам с языковым анализом текста Работа над ошибками, допущенными в изложении.

Восстановление деформированных предложений и текста Обобщение знаний об имени

Определять, каким членом приложения является имя существительное в предложении.

Определять грамматические признаки имен существительных: одушевленное или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении.

Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике.

Классифицировать имена существительные по определённому грамматическомупризнаку.

Выбирать из ряда имён существительных имя существительные с определённымпризнаком.

Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам.

Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносномзначениях.

Определять, каким членом предложения является глагол в предложении.

Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания.

Рассматривать репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под

Заглавная буква в географических названиях

90\8

1

Повторение и обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы.

91\9

1

Единственное и множественное число имён существительных

92\10

1

Изменение имён

существительных по числам.

93-94\11-12

2

Развитие речи.

Обучающее изложение

95\

13

1

Контрольный диктант

№ 9 по теме «Имя существительное»

96\14

1

Работа над  ошибками

97\15

1

Что такое глагол?

98\16

1

Общее понятие о глаголе.

Словарный диктант № 4

99\17

1

Единственное и множественное число глаголов.

100-101\

18-19

2

существительном Контрольный диктант по теме «Имя существительное» Глагол как часть речи и его употребление в речи (общее представление) Упражнения в распознавании

глаголов. Роль глаголов вречи

Упражнения в различении глаголов. Восстановление деформированного текста

Составление рассказа по репродукции картины художника. А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам,

Число глагола. Изменение глагола по числам.

Правильное употребле- ние глаголов (одеть и надеть) в речи Правописание частицы не с глаголом Обобщение знаний о

руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ.

Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе.

Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём.

Раздельно писать частицу не с глаголом

(не кричать).

Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении.

Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу.

Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных.

Обосновывать правильность отнесения слов к имени прилагательному.

Использовать в речи прилагательные различных лексико - тематических групп. Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными.

Правописание частицы НЕ с глаголами

102-103\

20-21

2

Что такое текст- повествование?

104\22

1

Обобщение и закрепление

знаний по теме «Глагол». Тест №4

105\23

1

Развитие речи.

Обучающее сочинение по репродукции картины художника. А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

106\24

1

Что такое имя прилагательное?

107\25

1

Связь имени прилагательного с именем существительным

108\26

1

Прилагательные близкие и противоположные по значению

109\27

1

Единственное и множественное число

прилагательных

110\28

1

Что такое текст-описание?

111\29

1

глаголе

Текст-повествование и роль в нём глаголов.

Развитие речи. Составление текста- повествования на предложенную тему, составление пись- менного ответа на один из вопросов к заданно- му тексту.

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные

Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов Изменение имён

Приводить примеры имён прилагательных.

Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

Анализировать высказывания русских писателей о русском языке.

Подбирать имена прилагательные – сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным.

Определять число имён прилагательных распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа,

изменять прилагательные по числам. Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.

Распознавать текст-описание.

Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании.

Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении. Оценивать свои достижения при выполнении задании

«Проверь себя» в учебнике.

Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и предложений.

Различать местоимения и имена существительные.

Восстановление предложений

112\30

1

Контрольное списывание №3

113\31

1

Работа над ошибками

114\32

1

Проверочная работа

«Проверь себя»

115\33

1

Что такое местоимение?

116-

117\34,

35

2

Что такое текст- рассуждение?

118\36

1

Общее понятие о предлоге

119\37

1

Раздельное написание предлогов со словами.

120/ 38

1

Употребление предлогов в речи.

121\39

1

Обобщение знаний по теме

«Части речи».

122\40

1

Контрольный диктант №6 по теме «Части речи»

123\41

1

прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.

Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.

Понятие о тексте- описании Роль имён прилагательных в тексте-описании.

Обобщение знаний об имени прилагательном Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление)

Текст-рассуждение. Структура текста- рассуждения.

Обучающее изложение

текста-рассуждения, воспринятого

Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными

местоимениями.

Распознавать текст рассуждение. Создавать устные и письменные тексты– рассуждения.

Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям.

Оценивать свои достижения при выполнении задании «Проверь себя» в учебнике.

Узнавать предлоги в устной и письменной речи

зрительно

Проверочная работа

«Проверь себя»

8.Повторе ние

(13 часов)

Виды текстов. Обобщение знаний о признаках, по которым можно различить текст. Упражнения в создании текстов разного типа.

Предложение. Знаки препинания в конце предложений Главные члены предложения их распознавание.

Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении

Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы. Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи.

Разбор слова как части речи

Части речи их различение. Разбор

Обобщение знаний о предложении Правильно оформлять предложение в письменной речи. Признаки предложения и использование в речи.

Понятия: «подлежащее», «сказуемое»,

составление предложений. Распространённое и нераспространённое предложение.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы.

Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи Различатьчасти речи по вопросу и значению, употребление в речи Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи Различать звуки и буквы, деление на слоги, перенос слов

Сопоставление правил об орфограммах в корне. Правильно употреблять Ь раздели-тельный знак на письме

Работа над ошибками.

Проект «В словари – за частями речи»

124\1

1

Текст

125\2

1

Предложение

126\3

1

Слово и его значение

Словарный диктант №5

127\4

1

Части речи

128\5

1

Звуки и буквы

129\6

1

Правила правописания

130\7

1

Контрольное списывание № 4

131\8

1

Итоговый контрольный диктант

132\9

1

Правила правописания

133-

135/

3

слова как части речи Части речи и их различение. Разбор слова как части речи Звуки и буквы.

Алфавит. Звуко- буквенный разбор слов. Обобщение знаний об изученных правилах правописания.

Упражнения в применении этих правил.

Упражнения в применении изученных правил правописания Упражнения в применении изученных

правил правописания

Находить в тексте слова,требующие проверки, соотносить проверочные и проверяемые слова

Воспитывать интерес к языку, проверка знаний, умений

10,11,

12

Интеллектуальный турнир «Я русский бы выучил только за то…»

136\13

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 3 классе коррекционной школы(класс со сложной структурой дефекта)

Рабочая программа создана для работы в 3 классе со сложной структурой дефекта. Состоит из пояснительной записки, тематического планирования и используемой литературы...

адаптированная рабочая программа по русскому языку 7 класс

адаптированная  рабочая  программа  по  русскому  языку  7  класс  (8  вид,  коррекционный)...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с тяжелыми нарушениями речи

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и содержит пояснительную записку, в которой отражены цли и задачи курса, место курса в учебном плане, содержание и характеристика курса, формы о...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 4 классе МКОУ С(К)ОШИ VIII вида

Программа составлена на учебный год и содержит коррекционные задачи на кждый урок...

Адаптированная рабочая программа по русскому языку и литературному чтению Курс «Обучение грамоте. 1 класс» для детей с РАС вариант 8.2

Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы началь...

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования

.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса  «Русский язык»  начального общего образования...