Адаптированная рабочая программа по русскому языку
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Адаптированная рабочая программа
по русскому языку, вариант 7.1
для 2 класса
2020/2021 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_russkomu_yazyku_2_klass.docx | 113.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к адаптированной основной образовательной программе начального общего образования
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Излучинская общеобразовательная начальная школа»
Рассмотрено на педагогическом совете школы Протокол от 22.05.2020г. № 5 | Согласовано Заместитель директора по УР _______ С.В. Бондаренко «__»__________2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Излучинская ОНШ» Е.В.Шагвалеева Приказ от 25.08.2020 г. № 330 |
Адаптированная рабочая программа
по русскому языку, вариант 7.1
для 2 класса
2020/2021 учебный год
Составитель:
Михайлова Елена Николаевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
пгт. Излучинск
2020 г.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для учащихся 2 класса с задержкой психического развития разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012
№ 273(в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ);
-Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6
октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 №1576);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
-Постановление Главного государственного санитарного врача России от 29 декабря 2010 г. № 189, 2.4.2.2821-10 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений№ 3 от 22.05.2019 №8);
- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Излучинская общеобразовательная начальная школа».
- Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по отдельным учебным предметам, курсам, в том числе внеурочной деятельности по реализации ФГОС НОО.
Программа учебного курса «Русский язык» для 2 класса составлена на основе примерной программы по русскому языку к учебно-методическому комплексу «Школа России» (Сборник рабочих программ 1-4 классы «Школа России» / М.: Просвещение, 2011 г.), научный руководитель А. А. Плешаков, авторы: С. В. Анащенкова, М. А. Бантова, М. В. Бойкина, С. И. Волкова, В. Г. Горецкий, М. Н. Дементьева, Л. М. Зеленина, В. П. Канакина, Л. Ф. Климанова, М. И. Моро, А. А. Плешаков, Н. И. Роговцева, С. В. Степанова, Н. А. Стефаненко, Т. Е. Хохлова, к учебнику «Русский язык. 2 класс в 2 частях / В.П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина- М.: Просвещение, 2019 г.». Данное учебное пособие включено в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в начальной школе (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минпросвещения России от 08.05.2019 № 233, от 22.11.2019 № 632, от 18.05.2020 № 249)).
Цель реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР -обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Целью программы коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ выступает создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.
Основные цели курса:
познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаковосимволического и логического мышления учеников;
социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школенеобходимо решение следующих практическихзадач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты описания и тексты повествования небольшого объема;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся с ЗПР
Учащиеся с ЗПР - это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ТПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Категория обучающихся с ЗПР - наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазонвыраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.
Все учащиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Уровень психического развития поступающего в школу ребѐнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).
Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.
Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.
Дифференциация АООП НОО с ЗПР соотносится с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ТПМПК.
АООП НОО адресована обучающимся, достигшим к моменту поступления в образовательную организацию уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности и организованного поведения, и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.
Специфические образовательные потребности детей ЗПР (7.1):
- наглядно-действенный характер содержания образования;
- упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
- специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся;
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности иповедения;
- стимуляция познавательной активности, формирование потребности в познании окружающего мира и во взаимодействии с ним;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование произвольной саморегуляции в условиях познавательной деятельности и поведения;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формированию умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на развитие разных форм коммуникации;
- специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование навыков социально одобряемого поведения в условиях максимально расширенных социальных контактов.
В программе сохранено основное содержание общеобразовательной школы, но учитываются индивидуальные особенности учащегося с ЗПР и специфика усвоения им учебного материала. Обучающемуся ребенку по программе задержка психического развития очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно, узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия, и ориентировка в пространстве Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексикограмматической стороны. Отставание в развитии всех форм мышления обнаруживается, в первую очередь, во время решения задач на словесно - логическое мышление. Программа строит обучение детей с задержкой психического развития на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса.
Данная учебная программа учитывает особенности психофизического развития обучающихся с ОВЗ, содержит требования к организации учебных занятий по предмету и составлена в соответствии с принципами коррекционной педагогики. При разработке адаптированной образовательной программы учитывались специфические особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Учащиеся с ОВЗ в общеобразовательных классах обучаются по варианту 7.1, который предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее итоговым достижениям к моменту завершения 2 класса.
Общими для всех обучающихся с ОВЗ являются в разной степени выраженные недостатки:
- в формировании высших психических функций (отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов);
- замедленный темп, либо неравномерное становление познавательной деятельности;
- трудности произвольной саморегуляции;
- нарушения речевой и мелкой ручной моторики;
- нарушения или недостаточно сформированные зрительное восприятие и пространственная ориентировка;
- снижение умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, в той или иной степени затрудняющие усвоение школьных норм и школьную адаптацию в целом;
- недостаточно сформированы произвольность и самоконтроль;
- обучаемость удовлетворительная, но часто избирательная и неустойчивая, зависящая от уровня сложности и субъективной привлекательности вида деятельности, а также от актуального эмоционального состояния ребенка.
Особые образовательные потребности различаются у обучающихся с ОВЗ (ЗПР 7.1), поскольку задаются спецификой нарушения психического развития, определяют особую логику построения учебного процесса и находят своё отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим выделены образовательные потребности как общие для всех обучающихся с ограниченными возможностями, так и специфические.
Направление и содержание программы коррекционной работы.
Программа коррекционной работы предусматривает индивидуализацию специального сопровождения обучающегося с ЗПР. Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося определяется с учетом его особых образовательных потребностей на основе рекомендаций ТПМПК.
Основными механизмами реализации программы коррекционной работы являются:
- оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации, обеспечивающее системное сопровождение обучающихся специалистами различного профиля;
- социальное партнёрство, предполагающее профессиональное взаимодействие образовательной организации с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ЗПР осуществляют специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, имеющий соответствующую профильную подготовку, социальный педагог.
Содержание коррекционной работы:
- Коррекция физического действия: не требуется.
- Коррекция психического развития:
- развитие и закрепление новых форм поведения;
- психологическое консультирование и тренинг педагогов и родителей;
- формирование позитивного, эмоционального отношения к себе и окружающим;
- коррекция нарушенных психических познавательных функций (восприятие, внимание, мышление, речь, воображение, память, ощущение).
Программа коррекционной работы обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
- создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
- осуществление индивидуально-ориентированного, психолого-медико- педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей; оказание помощи в освоении программы обучающимися с ЗПР;
- возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях.
Коррекционная направленность методов воспитания и обучения
для детей ЗПР (7.1)
В основу разработки и реализации адаптированной программы обучающихся с ЗПР заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход обучающихся с ЗПР предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания и реализации разных вариантов адаптированной программы обучающихся с ЗПР, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.
Применение дифференцированного подхода к созданию и реализации адаптированной программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ЗПР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ЗПР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки адаптированной программы обучающихся с ЗПР реализация деятельностного подхода обеспечивает:
-придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
-прочное усвоение учащимися знаний и опыта разнообразной деятельности, и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
-обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
В основу формирования адаптированной программы обучающихся с ЗПР положены следующие принципы:
• принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников и др.);
• принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей учащихся;
• принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
• принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
• принцип преемственности, предполагающий при проектировании адаптированной программы начального общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования учащихся с задержкой психического развития;
• принцип целостности содержания образования.
• принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения учащимися с задержкой психического развития всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
• принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность учащегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
• принцип сотрудничества с семьей.
Прежде чем перейти к методам и приемам работы, также хотелось бы напомнить и общие правила коррекционной работы:
- Индивидуальный подход к каждому ученику.
- Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства.
- Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
- Проявление педагогического такта. Использование представленных методов и приёмов способствует повышению эффективности коррекционно-развивающего процесса.
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа);
наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.);
практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.);
репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному),
методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя.
- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно- практического контроля и самоконтроля.
Наиболее приемлемыми методами в практической работе с обучающимися, имеющими ОВЗ:
- объяснительно-иллюстративный,
- репродуктивный,
- частично поисковый,
- коммуникативный,
- информационно-коммуникационный;
- методы контроля,
- самоконтроля и взаимоконтроля.
Чтобы сформировать у обучающихся с ОВЗ интерес к учению используем метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности, а именно создание ситуаций успеха.
Мотивация к учёбе становится положительно устойчивой только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности ребёнка оцениваются объективно и позитивно.
Методы и приёмы создания ситуации успеха у детей ЗПР (7.1):
- Учёт уровня усвоения (степени понимания) изученного материала
- Доступное объяснение учебного материала
- Обязательное использование занимательной наглядности
- Дидактические игры
- Парные и групповые творческие задания
- Индивидуально–дифференцированный подход (личностно- ориентированный подход)
- Комплекс поощрительных мер за любые положительные достижения в учёбе
- Создание оптимальной благоприятной образовательной среды
- Словесная поддержка педагога.
- Установка на позитивное решение проблемы
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ использую следующие активные методы и приёмы обучения:
- Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами).
- Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
- Дифференциация заданий.
- Задания на развитие психических процессов.
- задания с палочками;
- «Четвертый лишний»;
- «Поиск аналогов»;
- «Способы применения предметов»;
- «Продолжи логический ряд»
- «Дорисуй и раскрась обеими руками»
- «Дорисуй девятое»
- «Найди пару», «Найди отличия»
- Задания на развитие мелкой моторики:
-штриховка;
-конструирование из геометрических фигур;
- лепка (создание объемных моделей, лепка на плоскости);
- раскрашивание;
- работа с моделями (наждачные буквы)
- Здоровье сберегающие технологии:
- пальчиковые гимнастики;
- дыхательные гимнастики;
- физминутки и динамические паузы.
6. Использование информационных технологий (использование интерактивной доски, картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение)
При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы.
Приёмы организации работы с детьми на уроках математики (ЗПР 7.1):
- Прием «Титры».Данный прием может быть использован в целях концентрации большого объема информации. При использовании этого приема, можно проследить
сюжет какого-либо произведения. При пересказывании текста обучающиеся с высоким уровнем воспроизводят без какой-либо опоры, со средним уровнем – с опорой на план или опорные слова, а обучающиеся слабого уровня или с ОВЗ пересказывают с опорой на картинки – подписывают к ним «титры».
- Приём «Синквейн».Это стихотворение из 5-ти строк, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Синквейн может выступать в качестве средства творческого самовыражения. Синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Они могут составлять синквейн на уроке или дома.
- Приём «Инсерт» («Условные значки»). Способствует формированию функциональной грамотности учащихся, умению работать с информацией, критически ее осмысливать. Используются информационно-насыщенныетексты.
«V» - знаю, мне это известно;
«-» - думал иначе;
«!» - новое, важное для меня;
«?» - хочу узнать (не понял).
Обучающиеся с ОВЗ работают с двумя пометками: «!» и «?»
- Приём «Мозговой штурм». Этот приём позволяет не только активизировать обучающихся с ОВЗ и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Перечисленные выше приемы, способствуют преодолению дефицитов развития детей с ОВЗ, помогают вовлечь их в деятельность и способствуют развитию и формированию умений и навыков обучающихся с ОВЗ.
В адаптированной образовательной программе определены и описаны коррекционные возможности предмета:
- Развитие зрительного восприятия и узнавания.
- формирование целостности зрительного восприятия;
- развитие способности концентрировать и распределять внимание;
- развитие избирательности зрительного внимания;
- Совершенствование моторного развития, каллиграфических и графических навыков.
- развитие мелкой моторики кисти и пальце в рук;
- развитие зрительно-моторной координации;
- развитие слухо-моторной координации;
- Развитие фонематического слуха, навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
- развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
- развитие фонематического восприятия;
- Совершенствование речевого развития.
- обогащение и систематизация словаря;
- развитие устной монологической и диалогической речи;
- Развитие словесно-логического мышления.
- формирование умения понимать и задавать вопрос;
- развитие способности обобщать;
- развитие способности группировать предметы по определённым признакам, классифицировать их;
- развитие умения устанавливать закономерности и логические связи в ряду предметов, символов, событий, явлений;
- развитие логических операций (анализ, обобщение, синтез);
- развитие умения логически выстраивать высказывание, составлять рассказы по картинкам;
- развитие умения понимать и устанавливать смысловые аналогии;
- развитие логического запоминания;
- Развитие навыка самоконтроля и самооценки.
- развитие умения работать по словесной и письменной инструкции;
- формирование умений действовать по правилу, работать по алгоритму, инструкции, плану;
- совершенствование умения планировать свою деятельность;
- выработка умения контролировать себя при помощи усвоенного правила;
- овладение осознанным планомерным контролем в процессе написания и при проверке написанного;
- развитие комбинаторных способностей;
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения курса русского языка.
Логика изложения и содержания программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Планируемые результаты коррекционной работы.
Основными направлениями в коррекционной работе являются:
- коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;
- развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
- формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
- коррекция нарушений устной и письменной речи;
- обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью
предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-образовательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на специальных коррекционно-развивающих занятиях, где осуществляется коррекция дефектов психофизического развития обучающихся с ЗПР и оказывается помощь в освоении нового учебного материала на уроке и в освоении образовательной программы в целом.
Во 2 классе в ходе освоения курса русский язык по адаптированной программе также обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующиеумения:
- осознавать роль языка и речи в жизнилюдей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать своиэмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать,сопереживать;
- высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из учебника «Русский язык».
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий науроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материаломучебника;
- учиться работать по предложенному учителемплану.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
ПознавательныеУУД:
- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- находить ответы на вопросы в тексте,иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы класса иучителя;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица,схема);
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу,схему);
- пользоваться словарями,справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственныесвязи;
- строитьрассуждения;
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшоготекста);
- слушать и понимать речьдругих;
- выразительно читать и пересказыватьтекст;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следоватьим;
- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
- Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнациональногообщения.
- Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
- Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевогоэтикета.
- Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменныхтекстов.
- Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверятьнаписанное.
- Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативныхзадач.
- Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления вречи;
- Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевогообщения.
Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы
В результате изучения русского языка обучающиесянаучатся:
♦ произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;
♦ различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;
♦ использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
♦ разбирать простое предложение с однородными членами;
♦ ставить запятую между однородными членами в изученных случаях;
♦ оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания, точка, вопросительный и восклицательный знаки);
♦ писать обучающее изложение доступного текста;
♦ списывать и писать под диктовку текст, включающий изученные орфограммы;
♦ производить разбор слова по составу;
♦ подбирать однокоренные слова;
♦ распознавать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, наречие, предлог, союз);
♦ определять род, число, падеж имён существительных и имён прилагательных;
♦ производить морфологический разбор доступных слов;
♦ давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
♦ понимать влияние ударения на смысл слова;
♦ различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
♦ понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове;
♦ устанавливать связь слов в предложении по вопросам;
♦ производить элементарный синтаксический разбор предложения;
♦ различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение)
Выпускники получат возможность научиться:
♦ орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов), включающий изученные орфограммы за курс начальной школы;
♦ проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
♦ производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;
♦ производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
♦ распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
♦ изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам;
♦ склонять в единственном и множественном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
♦ производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;
♦ интонационно правильно произносить предложения. Определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
♦ вычленять в предложении основу и словосочетания;
♦ производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;
♦ определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;
♦ определять тип текста;
♦ писать изложение и сочинение (85—90 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
Содержание учебного предмета русский язык
2класс
№ | Раздел курса | Содержание учебного раздела |
1. | Наша речь (3 часа) | Виды речи. Диалог и монолог |
2. | Текст(4часа) | Текст. Части текста. Признаки текста. Тема и главная мысль текста. Заглавие |
3. | Предложение (10 часов) | Предложение. Члены предложения. Назначение и признаки текста. Логическое ударение в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. |
4. | Слова, слова (17 часов) | Слово и его значение. Синонимы и антонимы. Слог. Перенос слов. Слово, как общее название предметов. Однозначные, многозначные, родственные слова. Корень слова. Словесное и логическое ударение. |
5. | Звуки и буквы (24 часа) | Русский алфавит. Гласные и согласные звуки. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова. Слова с удвоенными согласными. Твёрдые и мягкие согласные. Мягкий знак. |
6. | Правописание буквосочетаний с шипящими звуками (24 часа) | Правописание буквосочетаний с шипящими буквами. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение мягкости согласной на письме. Парные звонкие и глухие согласные. |
7. | Части речи. (41 часов). | Существительное. Глагол. Прилагательное. Местоимение. Предлог. Текст - рассуждение, текст - описание, текст - повествование. Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные. Число имён существительных. Синтаксическая роль глагола. Число глагола. Правописание НЕ с глаголом. Значение иупотребление в речиимёнприлагательных.Видытекстов.Значение местоименийвтексте.Употреблениепредлоговвречи. |
8. | Повторение (13 часов) | Упражнения в создании текстов разного типа. Предложение. Знаки препинания в конце предложений. Главные члены предложения их распознавание. Распространение предложений второстепенными членами. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы. Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи. |
- Тематическое планирование по русскому языку во 2классе
Раздел программ ы | Программное содержание | Характеристика деятельности учащихся | Тема урока | № урока | Коли честв о часов | Дата проведения | |
план | факт | ||||||
1.Наша речь (3 часа) | Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. Роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения. Виды речевой деятельности человека. Речь устная, письменная, внутренняя (речь про себя). Характеристика человека по его речи. Требования к речи Диалог и монолог Речь диалогическая и монологическая. | Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении. Анализировать речь людей (при анализе текстов). Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её. Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложение». Отличать диалогическую речь от монологической. Соблюдать и речи правила речевого этикета, оценивать свою речь на предмет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику. Работать со страничкой для любознательных. Наблюдать над этимологией слов диалог и монолог. Составлять по рисункам диалог и монолог. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | Какая бывает речь? | 1\1 | 1 | ||
Как отличить диалог от монолога? | 2\2 | 1 | |||||
Тест №1 по теме «Наша речь» | 3\3 | 1 | |||||
2. Текст (4 часа) | Текст. Признаки текста: целостность, связность, законченность. Текст. Тема и главная мысль текста Заглавие Части текста. Построение текста: вступление, основная часть. Воспроизведение прочитанного текста. Списывание текста с дополнительным заданием Составление рассказа по рисунку, данному началу и опорным словам. | Отличать текст от других записей по его признакам. Осмысленно читать текст. Определять тему и главную мысль текста. Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тексту. Составлять текст по заданной теме. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или со- ставленного текста. Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей. Составлять рассказ по рисунку, данному началу и опорным словам. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | Что такое текст? Что такое тема и главная мысль текста? | 4\1 | 1 | ||
Что такое тема и главная мысль текста?Части текста. | 5\2 | 1 | |||||
Части текста | 6\3 | 1 | |||||
Контрольное списывание №1 с заданием. | 7\4 | 1 |
3. Предложение (10 часов) | Предложение как единица речи, его назначение и признаки: законченность мысли, связь слов в предложении. Знаки препинания конца предложения (точка, вопросительный, восклицательный знаки). Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания (без терминологии). Логическое (смысловое) ударение в предложении. Члены предложения. Главные члены предложения (основа). Второстепенные члены предложения (без деления на виды). Подлежащее и сказуемое — главные | Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение. Определять границы предложения в деформированном тексте, выбирать знак для обозначения конца предложения. Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения. Составлять предложения из слов. Составлять (устно и письменно) ответы на вопросы. Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения. Писать слова в предложениираздельно. Находить главные члены (основу) предложения. Обозначать графически грамматическую основу. Различать и выделять главные и второстепенные члены предложения. Обосновывать правильность выделения подлежащего и сказуемого. Анализировать схему и составлять по ней сообщение о главных членах предложения. Обсуждать алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого. Различать распространённое (с второстепенными членами) и нераспространённое (без второстепенных | Что такое предложение? Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? | 8\1 | 1 | ||
Как из слов составить предложение? Словарный диктант № 1 | 9\2 | 1 | |||||
Что такое главные члены предложения. | 10\3 | 1 | |||||
Что такое второстепенные члены предложения? | 11\4 | 1 | |||||
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | 12\5 | 1 | |||||
Что такое распространённые и нераспространённые предложения? | 13\6 | 1 | |||||
Как установить связь слов в предложении? | 14\7 | 1 | |||||
Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение пройденного в 1 классе». | 15\8 | 1 | |||||
Работа над ошибками. | 16\9 | 1 | |||||
Развитие речи. Обучающее сочинение | 17\10 | 1 |
члены предложения. Алгоритм выделения в предложении подлежащего и сказуемого. Распространённые и нераспространённые предложения. Связь слов в предложении Контрольный диктант №1 по теме «Повторение пройденного в1классе». Коллективное составление рассказа по репродукции картины И. С. Остроухова «Золотая осень». Контрольное списывание текста с дополнительным заданием | членов) предложения. Составлять нераспространённые и распространённые предложения. Распространять нераспространенные предложения. Устанавливать при помощи вопросов связь слов между членамипредложения. Составлять предложения из деформированных слов (слов, несвязанных по смыслу). Рассматривать репродукцию картины И.С. Остроухова «Золотая осень» в «Картинной галерее учебника». Составлять рассказ по репродукции картины И.С. Остроухова «Золотая осень», используя данное начало и опорные слова. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. | по картине И. С. Остроухова «Золотая осень». |
4. Слова, слова, слова… (17 часов) | Слово и его значение. Номинативная (назывная) функция слова. Понимание слова как единства звучания и значения. Слово как общее название многих однородных предметов. Работа с толковым и орфографическим словарями Однозначные и многозначные слова Прямоеи переносное значенияслов. Наблюдение над переносным значением слов как средством создания словесно- художественных образов. Синонимы. Работа со словарём синонимов Антонимы. Работа со словарём антонимов Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через лексику слов. | Определять значение слова по словарю. Объяснять лексическое значение слова. Находить в тексте не знакомые слова. Классифицировать слова по тематическим группам. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях. Работать со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимологией слова лопата. Работать с толковым и орфографическим словарями. Создавать в воображении яркие словесные образы, рисуемые авторами в пейзажных зарисовках. Оценивать эстетическую сторону речевого высказывания. Распознавать среди данных пар слов синонимы и антонимы. Подбирать к слову синонимы, антонимы. Работать со страничкой для любознательных. Знакомиться с этимологией слов синоним и антоним. Работать со словарями синонимов и антонимов учебника. Находить нужную информацию о слове в этих словарях. Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с определёнными жизненными ситуациями. Анализировать речевые высказывания с | Что такое лексическое значение слова? | 18\1 | 1 | ||
Что такое однозначные и многозначные слова? | 19\2 | 1 | |||||
Что такое прямое и переносное значение многозначных слов? | 20\3 | 1 | |||||
Что такое синонимы? | 21\4 | 1 | |||||
Что такое антонимы? | 22\5 | 1 | |||||
Слова близкие и противоположные по значению. | 23\6 | 1 | |||||
Что такое родственные слова? | 24\7 | 1 | |||||
Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова? | 25\8 | 1 | |||||
Родственные слова. Словарный диктант №2. | 26\9 | 1 |
Обобщение по теме Родственные (однокоренные)слова. Выделение корня в однокоренныхсловах. Корень слова (первое представление). Работа со словарём однокоренных слов Различение однокоренных слов и синонимов, родственных слов и слов с омонимичными корнями. Единообразное написание корня в однокоренных словах. Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Ударение. Словообразующая функция ударения. Диктант № 3 за первую четверть Разноместность и подвижность русского ударения. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского языка. | использованием в них языковых средств. Подбирать заголовок к тексту. Излагать письменно содержание текста по данным вопросам. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику. Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов. Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова омонимичными корнями. Группировать однокоренные слова с разными корнями. Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах. Работать с памяткой «Как найти корень слова». Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень. Работать со словарём однокоренных слов. Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. Делить слова на слоги. Определять количество в слове слогов. Классифицировать слова по количеству в них слогов. Определять ударение в слове. Наблюдать за ролью словесного ударения. Различать ударные и безударные слоги. | Развитие речи. Изложение. | 27\10 | 1 | |||
Какие бывают слоги? | 28\11 | 1 | |||||
Как определить ударный слог? | 29\12 | 1 | |||||
Ударные и безударные слоги. | 30\13 | 1 | |||||
Перенос слов. Правила переноса с Ь, Й | 31\14 | 1 | |||||
Как переносить слова с одной строки на другую? | 32\15 | 1 | |||||
Как переносить слова с одной строки на другую? Тест № 2. | 33\16 | 1 | |||||
Развитие речи. Обучающее сочинение по серии картинок | 34\17 | 1 |
Работа с орфоэпическим словарём. Перенос слов. Правила переноса Проверочная работа по теме «Слово и его значение» Развитие речи. Составление рассказа по серии сюжетных рисунков, вопросам и опорным словам. | Наблюдать над разноместностью и подвижностью русского ударения. Составлять простейшие слогоударные модели слов. Находить слова по заданной модели. Сравнивать модели слогоударной структуры слова и подбирать к ним слова. Работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. Соблюдать в практике речевого общения изучаемые нормы произношенияслов. Оценивать в процессе совместной деятельности в парах правильность произношенияслов. Сравнивать слова по возможности переноса слов с одной строчки на другую (крот, улей, зима). Переносить слова по слогам. Определять способы переноса (ко- локольчик, коло-кольчик, колоколь-чик). Составлять рассказ по серии сюжетных картинок, вопросам и опорным словам. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике. |
5. Звуки и буквы (24часа) | Звуки и буквы. Различие. Звуки и их обозначение буквами на письме. Условные звуковые обозначения слов. Алфавит. Значение алфавита. Знание алфавита. Использование алфавита при работе со словарями. Употребление прописной (заглавной) буквы. Развитие речи. Работа с текстом. Запись отве- тов на вопросы к тексту. Гласные звуки и буквы и их признаки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове: Сведения об источниках пополнения словарного запаса русского языка. Особенности проверяемых и проверочных слов (для правила обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова) | Различать звуки и буквы. Осознавать смыслоразличительную роль звуков и букв в слове. Распознавать условные обозначения звуков речи. Сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слова. Работать с памяткой«Алфавит». Располагать заданные слова в алфавитномпорядке. Использовать знание алфавита при работе сословарями. Сопоставлять случаи употребления заглавной (прописной) и строчной буквы в словах. Использовать правило написания имён собственных и первого слова в предложении. Составлять рассказ по картине З.Е.Серебряковой «За обедом», используя опорные слова (под руководством учителя). Наблюдать модели слов (звуковые и буквенные), анализировать их. Объяснять, где могут пригодиться знания об алфавите. Называть буквы правильно и располагать их в алфавитном порядке. Классифицировать буквы по сходству в их названии, по характеристике звука, который они обозначают. Определять положение заданной буквы | Как различить звуки и буквы? | 35\1 | 1 | ||
Алфавит. | 36\2 | 1 | |||||
Какие слова пишутся с заглавной буквы? | 37\3 | 1 | |||||
Развитие речи. Обучающее сочинениепо картине З.Е.Серебряковой «За обедом» | 38\4 | 1 | |||||
Контрольный диктант №2 по теме «Слова. Имена собственные» | 39\5 | 1 | |||||
Как определить гласные звуки? | 40\6 | 1 | |||||
Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | 41\7 | 1 |
Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова (изменение формы слова и подбор однокоренных слов с ударным гласным). Способы проверки безударных гласных в корне. Упражнения в написании слов с безударными гласными. Обобщение знаний о правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением. Произношение ударного ибезударного гласного звука в корне слова и его обозначение написьме. Коллективное составление сочинения по репродукции картины С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство» | в алфавите: ближе к концу, к середине, к началу, называть соседние буквы по отношению к заданной. Находить в слове гласные звуки. Объяснять особенности гласных звуков. Правильно произносить гласные звуки. Различать гласные звуки и буквы, обозначающие гласные звуки. Работать с памяткой «Гласные звуки и буквы для их обозначения». Определять «работу» букв, обозначающих гласные звуки в слове. Работать со страничками для любознательных. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как клюв, юла, поют. Объяснять причины разного количества звуков и букв в слове. Соотносить звуковой и буквенный состав слов (роса, якорь). Определять качественную характеристику гласного звука: гласный ударный и безударный. Работать со страничкой для любознательных. Знакомство со сведениями из истории русского языка (о букве э). Наблюдать, из каких языков пришли в нашу речь слова. Составлять рассказ по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство» (под руководством учителя). | ||||||
Проверяемые безударные гласные в корне слова | 42-44\ 8-10 | 3 | |||||
Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне. | 45\11 | 1 | |||||
Слова с непроверяемыми безударными гласными в безударных слогах | 46\12 | 1 | |||||
Контрольный диктант №3 по теме «Правописание слов с безударным гласным в корне» | 47\13 | 1 | |||||
Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины С. А. Тутунова «Зима пришла. Детство». | 48\14 | 1 | |||||
Как определить согласные звуки? | 49\ 15 | 1 | |||||
Согласный звук [й'] и буква и краткое. | 50\16 | 1 | |||||
Слова с удвоенными согласными | 51\17 | 1 |
Восстановление деформированного | Определять безударный гласный звук в слове и его место в слове. Находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которой надо проверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова путём изменения формы слова и подбора однокоренного слова (слоны — слон, слоник; трава — травы - травка). Наблюдать над единообразным написанием корня в однокоренных словах. Использовать правило при написании слов с безударным гласным в корне. Планировать учебные действия при решении орфографической задачи (обозначение буквой безударного гласного звука в слове), определять пути её решения, решать сё в соответствии с изученным правилом. Объяснять правописание слова с безударным гласным в корне, пользуясь алгоритмом проверки написания. Различать проверяемые и непроверяемые орфограммы. Запоминать написание непроверяемой орфограммы безударною гласного звука в словах, предусмотренных программой 1 и 2классов. Объяснять, когда в речи употребляют образные выражения (фразеологизмы): | ||||||
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Словарный диктант №3 | 52\18 | 1 | |||||
Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. | 53\19 | 1 | |||||
Правописание мягкого знака в конце и середине слова перед другими согласными | 54\20 | 1 | |||||
Согласные звуки и буквы, мягкие и твёрдые. | 55\21 | 1 | |||||
Наши проекты. «Пишем письмо Деду Морозу» | 56\22 | 1 | |||||
Контрольный диктант №4 по теме «Звуки и буквы» | 57\23 | 1 |
текста Правописание слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых ударением гласных в корне слов Представление об орфограмме Согласные звуки их признаки Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове. Согласный звук [и'] и буква «и краткое» Слова с удвоенными согласными Произношение и написание слов с удвоенными | язык заплетается, воробьи) по колено и др. Составлять текст из предложений. Работать с орфографическим словарём учебника: находить слова с изучаемой орфограммой и поверять написание слова по орфографическому словарю. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. Работать со страничками для любознательных. Знакомство со сведени- ями о происхождении слов орфограмма, малина, земляника. Оценивать свои достижения при выполнении заданий. Находить в слове согласные звуки. Правильно поизносить согласные звуки. Различать согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Работать с памяткой согласные звуки русского языка. Различать согласный звук[й'] и гласный звук [и]. Различать способы обозначения согласного звука [й'] буквами. Работать со страничками для любознательных: знакомство со сведениями о звуке-невидимке [й']. Использовать правило переноса слов с буквой «и краткое» (чай-ка). | ||||||
Работа над ошибками | 58\24 | 1 |
согласными. Коллективное составление рассказа по репродукции картины А. С. Степанова «Лоси» и опорным словам. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. Мягкий знак (ь). Правописание мягкого знака на конце и в сере- дине слова перед другими согласными. Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине перед согласным. Подробное изложение по коллективно составленному плану. | Наблюдать за произношением и правописанием слов с удвоенными согласными. Использовать правило переноса слов с удвоенными согласными (ван-на). Определять и правильно произносить мягкие и твёрдые согласные звуки. Различать твёрдые и мягкие согласные звуки (парные и непарные). Объяснять, как обозначена мягкость согласных на письме. Работать с памяткой «Как подготовиться к письму по памяти». Планировать учебные действия при письме по памяти. Составлять продолжение рассказа. Писать письмо Деду Морозу. |
6. Правописаниебуквосочетаний с шипящим и звуками (24 часа) | Буквосочетания чк, чн, чт,щн, нч. Орфоэпические нормы произношения слов с сочетаниями чн, чт ([ш]то, наро[ш]но). Правописание сочетаний чк, чн, чт,щн,нч. Правописание сочетаний чк, чн, чт,щн,нч. Развитие речи. Работа с текстом. Проект «Рифма». Буквосочетания жи- ши, ча-ща, чу-щу Правописание буквосочетаний жи- ши, ча-ща, чу-щу. Правописание | Различать непарные мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч. подбирать примеры слов с такими сочетаниями. Соблюдать в речи правильное орфоэпическое произношение слов с сочетаниями чн, чт(чтобы. СКУЧНО и др.). Работать с орфоэпическимсловарем. Применять правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, чт, щн,нч. Находить в тексте рифмующиеся строки, подбирать рифмующиеся слова, сочинять стихи на заданные рифмы, составлять словарик собственных рифм, участвовать в презентации выполненной работы. Различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки. Находить в словах буквосочетания жи -ши, ча-ща, чу-щу, подбирать примеры слов, стакимибуквосочетаниями. Применять правило при написании слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща,чу-щу. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике. Различать глухие и звонкие согласные звуки, парные и непарные. | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН,НЧ | 59\1 | 1 | ||
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ | 60\2 | 1 | |||||
Наши проекты. «Рифма» | 61\3 | 1 | |||||
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | 62-63\4-5 | 2 | |||||
Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Тест №3 | 64\6 | 1 | |||||
Как отличить звонкие согласные звуки от глухих? | 65\7 | 1 | |||||
Произношение и написание парных звонких и глухих согласных звуков. | 66\8 | 1 | |||||
Проверка парных согласных в корне слова | 67\9 | 1 | |||||
Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. | 68\10 | 1 |
буквосочетаний жи- ши,ча-ща, чу-щу. Звонкие и глухие согласные звуки Звонкие и глухие согласные звуки (парные и непарные) и их обозначение буквами. Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне перед согласным и его обозначение буквой на письме. Особенности проверяемых и проверочных слов для правила обозначения буквой парного по глу- хости-звонкости согласного звука на конце слова и перед согласным. Способы проверки парных согласных на конце слова или перед согласным в корне | Характеризовать согласный звук (глухой - звонкий, парный - непарный) и оценивать правильность данной характеристики. Правильно произносить звонкие и глухие согласные звуки на конце слова и перед другими согласными (кроме сонорных). Определять на слух парный по глухости-звонкости согласный звук на конце слова и в корне перед согласным. Соотносить произношение и написание парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и в корне передсогласным. Находить в словах букву парного согласного звука, написание которой надопроверять. Различать проверочное и проверяемое слова. Подбирать проверочные слова нулем изменения формы слова и подбора однокоренных слов (травка – трава, травушка; мороз - морозы, морозный). Использовать правило при написании слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на конце слова и перед согласным в корне. Объяснять правописание слов с парным по глухости- звонкости согласным звуком на основе алгоритма проверки написания. Работать е предложением итекстом. | ||||||
Распознавание проверяемых и проверочных слов. Проверка парных согласных. | 69\11 | 1 | |||||
Правописание слов с парным согласным звуком на конце слова и перед согласным | 70\12 | 1 | |||||
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова | 71- 74\ 13-16 | 4 | |||||
Развитие речи. Изложение повествовательного текста | 75\17 | 1 | |||||
Контрольный диктант №5 по теме«Правописание слов с парным согласным звуком на конце слова и перед согласным» | 76\18 | 1 | |||||
Работа над ошибками. Разделительный мягкий знак. | 77\19 | 1 | |||||
Правописание слов с разделительным мягким | 78\20 | 1 |
(кроме сонорного): изменение формы слова, подбор однокоренного слова. Упражнения в написании слов с парным согласным в корне слова Изложение текста по вопросам Упражнение в правописании слов с изученными орфограммами. Работа надошибками Обобщение знаний об изученных правилах письма. Правописание гласных и согласных в корне слова. «Проверь себя» Работа над ошибками. Составление (устно) текста по рисунку и вопросам Разделительный мягкий знак (ь) Наблюдение над произношением слов с | Составлять предложения из слов. обсуждать, составляют ли они текст, подбирать к тексту заголовок. записывать составленный текст. Подбирать примеры слов с изучаемой орфограммой. Сопоставлять приём проверки написания гласных и согласных в корне слова. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике. Объяснять правильность написания слов с изученными орфограммами. Работать с памяткой «Как подготовиться к диктанту». Работать с памяткой «Как провести звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуко-буквенный разбор слова по заданному образцу. Составлять (под руководством учителя) текст поздравительной открытки; излагать письменно текст по вопросам. Наблюдать над произношением слов с разделительным ь. Соотносить количество звуков и букв в таких словах, как семья, вьюга. Подбирать примеры слов с разделительным мягким знаком. Различать слова с мягкимзнаком — показателем мягкости предшествующего согласного звука и с разделительным мягким знаком. Использовать правило при написании слов с разделительным мягким знаком | знаком. | |||||
Правописание слов с разделительным мягким знаком | 79\21 | 1 | |||||
Обучающее сочинение «Зимние забавы» | 80\22 | 1 | |||||
Контрольное списывание №2 с заданием | 81\23 | 1 | |||||
Работа над ошибками. | 82\24 | 1 |
разделительным мягким знаком. Использование на письме разделительного мяг- кого знака. Соотношение звукового ибуквенного состава в словах типа друзья,ручьи. Правило написания разделительного мягкого знака в словах. Развитие речи. Составление устного рассказа по серии рисунков. Обобщение знаний об изученных правилах письма. «Проверь себя» | (ь).Объяснятьнаписание разделительного ь всловах. Оценивать своп достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике. |
7. Части речи (41 часов) | Общее представление о частях речи. Соотнесение слов- названий, вопросов, на которые они отвечают, с частями речи. Работа с графической информацией. Расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира через ознакомление с именами существительными, обозначающими эти предметы и явления. Общее представление об имени существительном как части речи Имя существительное как часть речи: значе- ние и употребление в речи Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен | Соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий, вопросы, на которые они отвечают, с частями речи. Анализировать схему «Части речи», составлять по ней сообщение. Находить в тексте части речи с опорой на признаки частей речи, пользуясь схемой. Распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов-- имён существительных. Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп. Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексическим значением имён существительных. Различать одушевленные и неодушевленные имена существительные с опорой на вопросы кто? и что?, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные одушевленные и неодушевленные значению и объединять их в тематические группы. Различать собственные и нарицательные | Что такое части речи? | 83\1 | 1 |
существительных Упражнение в различении имен существительных. Составление письменных ответов на вопросы к тексту Собственные и нарицательные имена существительные Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилияхлюдей. Заглавная буква в именах существительных собственных (именах, фамилиях, отчествах людей, кличках животных) Составление рассказа по личным наблюдениям и вопросам. Заглавная буква в именах собственных (географических названиях) Число имён существительных. Изменение | имена существительные, подбирать примеры таких существительных. Классифицировать имена существительные собственные и нарицательные по значению и объединять их в тематические группы. Писать с заглавной буквы имена собственные. Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литературы в библиотеке, интернета о происхождении своей фамилии и названии своего города (или села, посёлка, деревни). Составлять устный рассказ о своём домашнем животном на основе наблюдении и по вопросам учителя. Определить число имён существи- тельных (единственное и множественное). Изменять имена существительные по числам (книга - книги). Правильно произносить имена существительные в форме единственного и множественного числа (туфля – туфли, простыня – простыни). Работать с орфоэпическимсловарём. | Что такое имя существительное? | 84\2 | 1 | |||
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 85\3 | 1 | |||||
Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных | 86\4 | 1 | |||||
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей. | 87\5 | 1 | |||||
Собственные и нарицательные имена существительные. Заглавная буква в именах сказочных героев, в названиях книг, журналов, газет | 88\6 | 1 | |||||
Заглавная буква в написании кличек животных. | 89\7 | 1 |
существительных по числам. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко). Упражнения в распознавании имен существительных, употребленных в единственном и во множественном числе Обобщение знаний об имени существительном. Первоначальные представления о разборе имени существительного как частиречи. Подробное изложение повествовательного текста по данным вопросам с языковым анализом текста Работа над ошибками, допущенными в изложении. Восстановление деформированных предложений и текста Обобщение знаний об имени | Определять, каким членом приложения является имя существительное в предложении. Определять грамматические признаки имен существительных: одушевленное или неодушевлённое, собственное или нарицательное; число (единственное или множественное), роль в предложении. Оценивать свои достижения при выполнении заданий «Проверь себя» в учебнике. Классифицировать имена существительные по определённому грамматическомупризнаку. Выбирать из ряда имён существительных имя существительные с определённымпризнаком. Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу. Классифицировать глаголы по вопросам. Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносномзначениях. Определять, каким членом предложения является глагол в предложении. Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. Рассматривать репродукцию картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, обсуждать план предстоящего рассказа, составлять (под | Заглавная буква в географических названиях | 90\8 | 1 | |||
Повторение и обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы. | 91\9 | 1 | |||||
Единственное и множественное число имён существительных | 92\10 | 1 | |||||
Изменение имён существительных по числам. | 93-94\11-12 | 2 | |||||
Развитие речи. Обучающее изложение | 95\ 13 | 1 | |||||
Контрольный диктант № 9 по теме «Имя существительное» | 96\14 | 1 | |||||
Работа над ошибками | 97\15 | 1 | |||||
Что такое глагол? | 98\16 | 1 | |||||
Общее понятие о глаголе. Словарный диктант № 4 | 99\17 | 1 | |||||
Единственное и множественное число глаголов. | 100-101\ 18-19 | 2 |
существительном Контрольный диктант по теме «Имя существительное» Глагол как часть речи и его употребление в речи (общее представление) Упражнения в распознавании глаголов. Роль глаголов вречи Упражнения в различении глаголов. Восстановление деформированного текста Составление рассказа по репродукции картины художника. А. К. Саврасова «Грачи прилетели» по данным вопросам, Число глагола. Изменение глагола по числам. Правильное употребле- ние глаголов (одеть и надеть) в речи Правописание частицы не с глаголом Обобщение знаний о | руководством учителя) по картине рассказ, записывать рассказ. Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зависимости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе. Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём. Раздельно писать частицу не с глаголом (не кричать). Определять грамматические признаки глагола: число (единственное или множественное), роль в предложении. Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных. Обосновывать правильность отнесения слов к имени прилагательному. Использовать в речи прилагательные различных лексико - тематических групп. Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными. | Правописание частицы НЕ с глаголами | 102-103\ 20-21 | 2 | |||
Что такое текст- повествование? | 104\22 | 1 | |||||
Обобщение и закрепление знаний по теме «Глагол». Тест №4 | 105\23 | 1 | |||||
Развитие речи. Обучающее сочинение по репродукции картины художника. А. К. Саврасова «Грачи прилетели» | 106\24 | 1 | |||||
Что такое имя прилагательное? | 107\25 | 1 | |||||
Связь имени прилагательного с именем существительным | 108\26 | 1 | |||||
Прилагательные близкие и противоположные по значению | 109\27 | 1 | |||||
Единственное и множественное число прилагательных | 110\28 | 1 | |||||
Что такое текст-описание? | 111\29 | 1 |
глаголе Текст-повествование и роль в нём глаголов. Развитие речи. Составление текста- повествования на предложенную тему, составление пись- менного ответа на один из вопросов к заданно- му тексту. Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Признаки, которые могут обозначать имена прилагательные Связь имен существительных с именами прилагательными в предложении и в словосочетании Употребление в речи имен прилагательных, противоположных по значению Упражнения в различении имен прилагательных среди однокоренных слов Изменение имён | Приводить примеры имён прилагательных. Определять, каким членом предложения является имя прилагательное. Анализировать высказывания русских писателей о русском языке. Подбирать имена прилагательные – сравнения для характеристики качеств, присущих людям и животным. Определять число имён прилагательных распределять имена прилагательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагательные по числам. Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др. Распознавать текст-описание. Наблюдать над ролью имён прилагательных в тексте-описании. Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении. Оценивать свои достижения при выполнении задании «Проверь себя» в учебнике. Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и предложений. Различать местоимения и имена существительные. | ||||||
Восстановление предложений | 112\30 | 1 | |||||
Контрольное списывание №3 | 113\31 | 1 | |||||
Работа над ошибками | 114\32 | 1 | |||||
Проверочная работа «Проверь себя» | 115\33 | 1 | |||||
Что такое местоимение? | 116- 117\34, 35 | 2 | |||||
Что такое текст- рассуждение? | 118\36 | 1 | |||||
Общее понятие о предлоге | 119\37 | 1 | |||||
Раздельное написание предлогов со словами. | 120/ 38 | 1 | |||||
Употребление предлогов в речи. | 121\39 | 1 | |||||
Обобщение знаний по теме «Части речи». | 122\40 | 1 | |||||
Контрольный диктант №6 по теме «Части речи» | 123\41 | 1 |
прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного. Употребление имен прилагательных в единственном и во множественном числе. Литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др. Понятие о тексте- описании Роль имён прилагательных в тексте-описании. Обобщение знаний об имени прилагательном Местоимение (личное) как часть речи: его значение, употребление в речи (общее представление) Текст-рассуждение. Структура текста- рассуждения. Обучающее изложение текста-рассуждения, воспринятого | Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные личными местоимениями. Распознавать текст рассуждение. Создавать устные и письменные тексты– рассуждения. Работать с текстом: определять тип текста, тему и главную мысль, выделять части в тексте-рассуждении, записывать текст по частям. Оценивать свои достижения при выполнении задании «Проверь себя» в учебнике. Узнавать предлоги в устной и письменной речи |
зрительно Проверочная работа «Проверь себя» | |||||||
8.Повторе ние (13 часов) | Виды текстов. Обобщение знаний о признаках, по которым можно различить текст. Упражнения в создании текстов разного типа. Предложение. Знаки препинания в конце предложений Главные члены предложения их распознавание. Распространение предложений второстепенными членами. Связь слов в предложении Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы. Части речи и различение их признаков. Роль частей речи в нашей речи. Разбор слова как части речи Части речи их различение. Разбор | Обобщение знаний о предложении Правильно оформлять предложение в письменной речи. Признаки предложения и использование в речи. Понятия: «подлежащее», «сказуемое», составление предложений. Распространённое и нераспространённое предложение. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова, антонимы, синонимы. Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи Различатьчасти речи по вопросу и значению, употребление в речи Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи Различать части речи по вопросу и значению, употребление в речи Различать звуки и буквы, деление на слоги, перенос слов Сопоставление правил об орфограммах в корне. Правильно употреблять Ь раздели-тельный знак на письме | Работа над ошибками. Проект «В словари – за частями речи» | 124\1 | 1 | ||
Текст | 125\2 | 1 | |||||
Предложение | 126\3 | 1 | |||||
Слово и его значение Словарный диктант №5 | 127\4 | 1 | |||||
Части речи | 128\5 | 1 | |||||
Звуки и буквы | 129\6 | 1 | |||||
Правила правописания | 130\7 | 1 | |||||
Контрольное списывание № 4 | 131\8 | 1 | |||||
Итоговый контрольный диктант | 132\9 | 1 | |||||
Правила правописания | 133- 135/ | 3 |
слова как части речи Части речи и их различение. Разбор слова как части речи Звуки и буквы. Алфавит. Звуко- буквенный разбор слов. Обобщение знаний об изученных правилах правописания. Упражнения в применении этих правил. Упражнения в применении изученных правил правописания Упражнения в применении изученных правил правописания | Находить в тексте слова,требующие проверки, соотносить проверочные и проверяемые слова Воспитывать интерес к языку, проверка знаний, умений | 10,11, 12 | |||||
Интеллектуальный турнир «Я русский бы выучил только за то…» | 136\13 | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 3 классе коррекционной школы(класс со сложной структурой дефекта)
Рабочая программа создана для работы в 3 классе со сложной структурой дефекта. Состоит из пояснительной записки, тематического планирования и используемой литературы...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 4 класса
Рабочая программа по русскому языку...
адаптированная рабочая программа по русскому языку 7 класс
адаптированная рабочая программа по русскому языку 7 класс (8 вид, коррекционный)...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для детей с тяжелыми нарушениями речи
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС и содержит пояснительную записку, в которой отражены цли и задачи курса, место курса в учебном плане, содержание и характеристика курса, формы о...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку в 4 классе МКОУ С(К)ОШИ VIII вида
Программа составлена на учебный год и содержит коррекционные задачи на кждый урок...
Адаптированная рабочая программа по русскому языку и литературному чтению Курс «Обучение грамоте. 1 класс» для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы началь...
.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования
.Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3 класса «Русский язык» начального общего образования...