Урок русского языка. 3 класс. Школа России. Тема: Части речи. Имя прилагательное.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Косенко Татьяна Сергеевна

Урок русского языка. 3 класс. Школа России. Тема: Части речи. Имя прилагательное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока19.62 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 3 класс. Школа России.

Тема: Части речи. Имя прилагательное.

                                                                                                  Подготовил

учитель начальных классов

                                                                                            Косенко Т.С.

Цели: Формировать умение распознавать разные части речи.  Продолжать знакомить с ролью имён прилагательных в речи. Повторить, дополнить и обобщить знания об имени существительном и имени прилагательном.

Задачи: Развивать умение распознавать имена прилагательные среди других частей речи, устанавливать их связь с именами существительными. Определять лексическое значение имён прилагательных; составлять словосочетания с именами прилагательными.

- Сегодня наш урок русского языка начнём со сказки.

ЧАСТИ РЕЧИ

- В некотором царстве, в речевом государстве жили-были разные части речи. Жили они в больших красивых замках.  Собрались как-то части речи на городской площади, и возник у них спор о том, кто важнее всех. Существительное говорит: Я – самая важная часть речи, потому без меня нельзя и предложения составить. Прилагательное восклицает: Нет, я важнее, потому что без меня точно мысль не выразить и речь украсить.  «Нет, я нужнее, - возражает всем глагол. «А как вы без меня расскажете о том, что случилось, какие действия и события происходили? Долго они спорили. Но вдруг на площади появился мудрец. Части речи узнали его – это был великий мудрец Русский язык.

- Зря вы спорите? – сказал Русский язык. И помирил их.

- Как вы думаете, ребята, что он сказал? (все части речи важны и нужны. У каждой части речи свое предназначение: имя существительное обозначает предмет, имя прилагательное описывает  предмет, а глагол обозначает действие)

- Мудрец им так и сказал: Каждая часть речи важна, у каждой своя роль. Они делают нашу речь красивой, образной, выразительной, точной, интересной.

ЧАСТИ РЕЧИ

Имя существительное                      

Имя прилагательное

Глагол

Предмет

Признак предмета

Действие предмета

Кто? Что?

Какой? Какая? Какие? Какое?

Что делает? Что делают? Что будут делать?

Птица

Красивый

Бегает

Парта

Яркое

Писать

ученик

школьный

играет

- Запишите три любых слова в каждый столбик. (постепенно)

ФМ: сущ- встать ровно

         Прил –восхищаемся

        Глагол – присесть

(осень, красивая, загадочная, бежит, красавица, разбросала, листья, разноцветные)

- Сейчас вы восхищались именами прилагательными.

- И наш сегодняшний урок мы посвятим красивому, звучному, выразительному имени прилагательному.

- Как называется раздел, который мы изучаем? (Слово в языке и речи)

- Слово в русском языке и в русской речи.

- Прочитайте предложения.

За окном осень.

Пролетают листья.

- Что вы заметили? ( в предложениях отсутствуют имена прилагательные)

- Подберите имена прилагательные к выделенным именам существительным.

За окном поздняя осень.

Пролетают одинокие листья.

- Прочитайте предложения, что получилось.

За окном поздняя осень.

Пролетают одинокие листья.

- Запишите предложения, которые у нас получились.

- Каким стал наш текст. (Он стал более выразительным, образным, точным)

- Посмотрите на продолжение текста.

У меня настроение.

- Нам понятно о каком настроении идёт речь? (нет)

- Подберите подходящее имя прилагательное.

У меня печальное настроение.

- Прочитайте предложение.

- Что вы можете сказать, какой вывод сделаем?

- Для чего нужны имена прилагательные?  (Имена прилагательные нужны для того, чтобы речь была точной и понятной)

- Ребята, прочитайте текст, который мы составили.

За окном поздняя осень.

Пролетают одинокие листья.

У меня печальное настроение.

– Ребята, какие прилагательные помогают нам понять, что настроение печальное ? (поздняя, одинокие,  печальное)

поздний

Одинокий

Печальный

-  Очень часто, ребята, осень вызывает у человека грустное печальное настроение.

-А вот у великий русский поэт Иван Бунин,  осень описывает совсем с другим настроением.

- Откройте учебник на стр.57 упр. 99

- Послушайте стихотворение.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

- Какое настроение передаёт Бунин в этом стихотворении? (весёлое, радостное, прекрасное, светлое)

- Какие прилагательные  помогают передать такое настроение? (

Расписной

Золотой

Веселый

Пестрый

светлый

- Выпишите в строчку 3 самых красивых прилагательных, которые вам понравились.

Поздняя

Расписной

Одинокие

печальное

Золотой

Веселый

Пестрый

светлый

 - Посмотрите, ребята, имена прилагательные помогают нам передать разное настроение.

- Мы поговорили об именах прилагательных и знаем, что они делают нашу речь яркой, выразительной, красивой, точной.

- Сейчас мы с вами будем выполнять очень интересное задание.

- Перед вами текст, вы должны выбрать только одно подходящее прилагательное.

-Прочитайте текст, который у вас получился. (Текст у нас получился выразительный и точный)

- А кто подобрал другие прилагательные?

- Ребята, кто выбрал лёгкие облака? (почему не подходит это прилагательное – потому что осень поздняя)

- А кто написал, что листочки на деревьях красные? (не бывает у берёзы красных листочков)

- Для чего в речи нужны имена прилагательные? (Они помогают всесторонне описать предмет, делают  нашу речь выразительной, образной, яркой, точной.

- Молодцы, вы научились точно и выразительно высказывать (излагать) свои мысли.

- Скажите, какой урок у нас сегодня получился? Выразите своё впечатление от  урока. (словарь настроений)

Словарь настроений - радостное, хорошее, светлое, весёлое, смешное, праздничное, солнечное, приподнятое, бодрое, торжественное, игривое, хвалебное, задорное, приятное, шаловливое, лёгкое, шумное, лучезарное, лучистое, озарённое, шутливое, насмешливое, хвастливое, ироническое, лукавое, забавное, ликующее, скучное, восторженное, восхищённое, счастливое, жизнеутверждающее, оптимистическое, победное, великолепное, прелестное, чудное, оживлённое, бурное, возбуждённое, волшебное, воспевающее, грустной радости, звонкое, мечтательное, прославляющее, сказочное, жизнерадостное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Части речи"

Урок проводился в рамках методического семинара по теме "УУД в учебном процессе"На этом уроке дети учились: 1. отличать имена существительные от имён прилагательных.2. Узнавать разные части речи.3. Со...

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира. Тема: "Части речи. Правила поведения человека в природе." (3 класс)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3674193","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Интегрированный урок русск...

Учебно-методический комплект (конспект урока+презентация) для 2 класса. Школа России. Тема: Части речи

Предмет: Русский языкКласс: 2 «А»Тема урока: Части речиЦели урока: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных, креативных) учащихся 2  класса в ...

Интегрированный урок русского языка и технологии по теме: "Части речи", 2 класс

Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению частей речи и значению частей речи в русском языке....

Технологическая карта урока русского языка «Контрольный диктант по теме «Части речи»» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока «Контрольный диктант по теме «Части речи»»Тип урока: развивающего контроляЦель урока: формирование способов самоконтроля, проверка полученных умений и навыков по тем...

Урок русского языка УМК «Школа России» Тема: «Роль предлогов в речи»

Урок русского языкаУМК «Школа России»Тема: «Роль предлогов в речи»...

Технологическая карта урока русского языка «Обобщение знаний по теме «Части речи». (УМК «Перспектива», 4 класс)

Цель урока: повторение пройденного материала, закрепление и обобщение знаний о частях речи. Задачи урока Дидактические: 1.Научить распознавать части речи по их грамматическим признакам.2. Научить...