Безударная гласная в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Рыбий Елена Евгеньевна

Технологическая карта урока по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока. Русский язык, 2 класс.

Тема:

Правописание безударной гласной в корне слова

Цель: 

Обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне; познакомить с правилами проверки безударной гласной в корне слова, изменением формы слова и побора однокоренного слова; совершенствовать умения учащихся в определении безударной гласной в корне. Учить применять полученные знания и умения.

Планируемые достижения

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Знания:

  • способы проверки безударной гласной изменением формы слова и подбором однокоренного слова.

Умения:

  • применять правила правописания безударных гласных в корне слова,
  • различать родственные (однокоренные) слова и формы слова,
  • находить в словах корень.
  • различать ударные и безударные гласные звуки.

Познавательные (в т.ч. логические) УУД:

- извлекать информацию в ходе слушания из текста,

-с помощью учителя выделять существенную информацию, анализировать, сравнивать, обобщать информацию,

- использовать словари в качестве дополнительных источников информации.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу, планировать ход деятельности,

- конструировать и проверять алгоритм,

- контролировать выполнение плана,

- оценивать результат деятельности, осуществлять рефлексию.

Коммуникативные УУД:

- отвечать на вопросы учителя,

- осуществлять диалог в паре, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников;

- допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ.

- мотивационная основа учебной деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- учебно-познавательный интерес к новому способу решения частных задач.

ЭТАПЫ УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивационно-ориентировочный этап

Создание мотивационной основы учебной деятельности

Проблемная ситуация. Предлагает прослушать отрывок из сказки «В стране невыученных уроков», вспомнить, кто ее герои.

«На мое счастье в зал вбежала огромная собака. Кузя, конечно, зашипел и вскочил мне на плечо. Но собака не собиралась на него кидаться. Она весело махала хвостиком и ласкалась. Я нагнулся и погладил ее по рыжей спинке.

- Ах, ты любишь собак! Очень хорошо! - ехидно сказала Запятая и хлопнула в ладоши. Тут же передо мной опять повисла в воздухе черная доска. На ней было написано мелом: «С...бака». Я быстро сообразил, в чем дело. Взял мел и вписал букву «а». Получилось «Сабака». Запятая расхохоталась. Глагол нахмурил седые брови. Восклицательный заахал и заохал. Собака оскалилась и зарычала на меня. Я испугался ее злой морды и побежал. Она погналась за мной».

  • Как вы думаете, почему собака побежала за Витей?
  • Давайте посмотрим, что было дальше.

«Я догадался, что неправильно вставил букву. Вернулся к доске, стер «а» и написал «о». Собака тут же перестала рычать, лизнула мне руку и выбежала из зала. Теперь я никогда не забуду, что собака пишется через «о».

  • Может быть, только эта собака пишется через «о». - спросил Кузя, - а все другие через «а»?»

Беседа, нацеленная на актуализацию знаний и умений учащихся: Как вы думаете, прав ли Витя? Почему он сомневается, какого правила не знает? Как можно помочь тем, кто не знает, как действовать в подобных ситуациях.

Цель УД: Помочь Вите и другим детям из «Страны невыученных уроков», научиться правильно писать.

Учебная задача. Составить алгоритм действий по выявлению правильного способа проверки и написания слов с безударной гласной. 

Называют героев сказки, кратко передают ее содержание.

Слушают сказку. Определяют причину возникновения проблемной ситуации.

Высказывают предположения, аргументируют их.

Отвечают на вопросы учителя, принимают участие в беседе.

Формулируют цель предстоящей работы.

Конкретизируют цель в виде учебной задачи.

Осознают затруднение, выявляют его суть.

Коммуникативные УУД:

формулировать устное монологическое высказывание, отвечать на вопросы.

Познавательные УУД: выделять информацию из текста, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

участвовать в диалоге, аргументировать свою точку зрения.

Регулятивные УУД:

- определять цель учебной деятельности, переводить ее в учебную задачу,

- выявлять затруднение.

Поисковый этап

Предлагает учащимся составить план решения учебной задачи.

Определяют, что понадобится для решения поставленной задачи, порядок действий:

1. Обобщить свой опыт написания слов с безударной гласной.

2. Составить и проверить алгоритм действий при написании слов с безударной гласной.

3. Выяснить, всегда ли применим данный алгоритм.

Регулятивные УУД:

- планировать учебную деятельность с учетом учебной задачи и выявленных затруднений.

Практический этап

Актуализация знаний.

1. Предлагает написать различные слова (Предлагаются однокоренные слова с гласными стоящими под ударением и безударными гласными в корне). Организует проверку работы.

2. Помогает осмыслить и проанализировать проделанную работу. Подводит к выводу о том, чем руководствовались учащиеся при написании слов. Помогает составить алгоритм.

Организует выполнение заданий по проверке составленного алгоритма.

3. Ситуация затруднения. Некоторые слова (в том числе, слово, написанное героем сказки) невозможно проверить при помощи составленного учащимися алгоритма.

Организует обсуждение вопроса: Как узнать правописание слов, которые нельзя проверить с помощью составленного нами алгоритма?

Подводит к пониманию того, каким источникам информации можно доверять (словари, мнение грамотного человека), каким – нет.

Знакомит с приемами запоминания словарных слов.

Дети выполняют задание в парах. Представители каждой из пар заполняют пропущенные буквы в словах на доске. Анализируют, в каких случаях испытывали затруднение в написании слова, в каких – нет, распределяют слова в два столбика (однокоренные слова с безударной гласной и гласной, стоящей под ударением).

При помощи учителя составляют алгоритм действий по выявлению правильного способа слов с безударной гласной.

  1. Прочитать слово.
  2. Определить ударение.
  3. Выделить корень.
  4. Подобрать однокоренные слова, в которых ударение падает на проверяемую букву.

Высказывают предположения, обсуждают идеи.

Находят в словаре слова, которые нельзя написать, используя составленный учащимися алгоритм.

Знакомятся с приемами запоминания, осваивают их.

Работают в парах: выкладывают словарные слова крупными буквами магнитной азбуки, «читают» их, ощупывая буквы руками; пишут слова пальчиками на спине партнера, который пытается их «прочитать».

Регулятивные УУД: выполнять действия в соответствии с составленным планом, осуществлять самоконтроль по ходу выполнения плана.

Познавательные УУД:

анализировать, сравнивать, выделять сходства и отличия, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и формулировать выводы.

Регулятивные УУД:

конструировать и проверять алгоритм.

Познавательные УУД: осуществлять поиск информации в словаре,

 выдвигать предположения

Коммуникативные УУД:

осуществлять взаимодействие в парах по решению учебной задачи,

использовать речевые средства для решения разного рода задач.

Рефлексивно-оценочный этап

Рефлексия относительно достижения результата – реализации плана:

Предлагает оценить, удалось ли реализовать план, помочь Вите.

Рефлексия относительно способов учебной деятельности:

Помогает выявить последовательность действий по составлению плана решения практической задачи, алгоритма.

Рефлексия относительно мотивов деятельности:

Организует обсуждение: Как полученные на уроке знания и умения пригодятся в жизни.

Помогает на основе результатов урока сформулировать общее и индивидуальные домашние задания.

Сравнивают полученный результат и цель урока, делают вывод.

Осуществляют осмысление проделанной работы, сравнивают намеченный план с этапами проделанной работы, называют способы реализации поставленных задач. Определяют, какие знания и умения пригодились для решения поставленной задачи.

Определяют целевые основы деятельности и свои побуждения, эмоции, испытанные в ходе работы.

Регулятивные УУД:

оценивать правильность своих действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

     На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют   алгоритм написания буквы безуд...

Методика работы над правилом правописания безударных гласных в корне слова Основные причины ошибок на правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. В обучении правописанию безударных гласных в корне сло...