I.Организация начала урока (мотивирование к учебной деятельности)
| - Здравствуйте, ребята. Зовут меня Светлана Викторовна и я проведу у вас урок русского языка. - Сегодня у нас будет не совсем обычный урок, а урок-исследование. Нас ждут интересные открытия и новые знания. Я желаю вам быть внимательными, активными. Давайте проверим вашу готовность. Руки! На месте! Ноги! На месте! Локти! У края! Спинка! Прямая!
- А чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку:
| Подготовка класса к работе.
Дети отвечают: Я всё знаю! Я всё умею! Я буду стараться! У меня всё получиться!
| Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные Волевая саморегуляция. Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости на слова учителя. Наличие мотивации к учебной деятельности.
|
II.Актуализация знаний 1) Выполнение проблемного задания.
2)Определение темы и целей урока
| - Ребята, чтобы совершать открытия и получать новые знания, ваши друзья Аня и Ваня предлагают вам решить грамматическую задачу: Слайд №2 догадайтесь , по какому признаку они разделили слова в две группы?
бочка гол дом жар ваза зима | кол шар почка Сима том фаза |
- Назовите звуки, с которых начинаются слова первого столбика. Какие это звуки? - Как произносятся звонкие согласные звуки?
- Назовите звуки, с которых начинаются слова второго столбика. Какие это звуки? - Как произносятся глухие согласные звуки?
- Ребята, а теперь объедините слова обеих групп в пары. - Давайте проверим, что у вас получилось. - Ответ обоснуйте, по какому признаку вы это сделали? - И так, какой же можно сделать вывод? - У нас появилось первое открытие, прочитайте ещё раз и запомните. Слайд №3
- Кто догадался, над какой темой мы будем работать? Слайд №4 Тема урока: «Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме» - Давайте попробуем определить цели урока, продолжите предложения:
1. Мы познакомимся ……
2.Мы научимся находить ……
3. Мы будем учиться сравнивать…….. | Слушают вопросы учителя, обдумывают и дают ответ, анализируют результат.
Называют звонкие согласные: б,в,г,д,ж,з Звонкие согласные произносятся с голосом и шумом. Называют глухие согласные: п,ф,к,т,ш,с Глухие согласные произносятся только с шумом
Гол-кол, бочка-почка, дом-том, жар-шар, ваза-фаза, зима-Сима
ВЫВОД: Звонкие и глухие согласные звуки могут образовывать пары.
Формулируют тему урока – Парные звонкие и глухие согласные.
Продолжают предложения, формулируют цели урока 1. Мы познакомимся с парными согласными звуками. 2.Мы научимся находить парные согласные звуки в слове. 3. Мы будем учиться сравнивать звучание и написание слов с парными согласными. | Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные Постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий.
Личностные Формирование мотивации к изучению родного языка.
|
III. Усвоение новых знаний и способов действий 1)Чтение сообщения в учебнике.
2) Чистописание
3) Самостоятельная работа
| - Прочитайте на стр.106 учебника сообщение профессора Самоварова и совет Вани, как запомнить парные согласные.
Слайд №5 Их ты встретишь в ленте букв. Они там парами идут. Верхний ряд всегда звенит. Нижний – тихо говорит. - Ребята запишите эти буквы парами, аккуратно, как показано на образце.
- А теперь давайте поиграем в игру «Весёлые превращения». Слайд №6 Замените в каждом слове парный согласный так, чтобы получилось новое слово, запишите слова парами: Балка – ……, гости – ……, жить – ….., доска – ……, коза – ….., - Проверьте свою работу по эталону. Оцените работу.
| Один ученик читает вслух памятку, как запомнить парные согласные
Выполняют задания по чистописанию. Дети записывают в тетрадях пары согласных по глухости / звонкости.
Записывают слова балка – палка, гости – кости, жить – шить, доска – тоска, коза – коса.
Проверяют по образцу и оценивают свою работу на полях «!»- молодец, выполнил всё верно. «+» – хорошо, ошибся совсем немного. «-» с заданием пока не справился. | Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: Анализ слова с целью выделения звуков, выбор оснований и критериев для классификации подведение под понятие. Регулятивные: Учатся осуществлять пошаговый контроль выполнения учебных действий. |
V.Включение нового знания в систему знаний. 1) Выполнение проблемного задания.
2) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
| - Ребята, как вы думаете, можно ли перепутать буквы для обозначения парных по звонкости-глухости согласных звуков? - Чтобы правильно ответить на этот вопрос, Аня и Ваня предлагают вам решить ещё одну грамматическую задачу. Слайд №8 - Я предлагаю поработать вам в парах. Задание «Прочитай, произнеси, понаблюдай!» Слова: Обед, столб, обеда, рукава, столба, рукав, глаза, глаз. - Обратите внимание на произношение звуков, которыми обозначены выделенные буквы. - Назовите слова, в которых написание и произношение парного согласного совпадает. - Определите место звука в словах. Как слышится согласный?
- Давайте сделаем вывод, в каких случаях парный согласный слышится отчётливо?
- Назовите слова, в которых написание и произношение парного согласного не совпадает. - Определите место звука в словах. Как слышится согласный в этих словах? - Давайте сделаем вывод, в каких случаях парный согласный слышится неотчётливо? - У нас появилось ещё одно открытие, прочитайте и запомните. Слайд №9 Сильная позиция – после парного по звонкости-глухости согласного звука стоит гласный звук. Парный согласный слышится отчётливо. Слабая позиция – парный по звонкости-глухости согласный звук стоит на конце слова.. Парный согласный слышится неотчётливо. - А теперь давайте вернёмся к вопросу, можно ли перепутать буквы для обозначения парных согласных звуков?
Чтобы поменьше было случаев неясных И чтоб ответов не было плохих, Прислушайтесь к звучанию согласных… Чтобы не путать звонких и глухих. Глухие звуки - это непоседы, Они спокойно не желают жить, Они стремятся звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить.
- Ребята, ка вы думаете, парный согласный на конце слова – это орфограмма? - Давайте прочитаем сообщение профессора Самоварова на стр.107. и сделаем ещё одно открытие.
- А теперь попробуем применить наши знания на практике. Стр.107, упр.162 - Прочитайте задание. Определите позицию парного согласного. - Обратите внимание на условное обозначение. Что надо сравнить в упражнении? ОБРАЗЕЦ на доске делает учитель: Хлеб - хлеба, суп – супа
- Проверьте и оцените свою работу. Слайд №10
- Остальные 5 слов вы разберёте аналогично дома.
| Дети выдвигают свои предположения.
Работают в парах. Анализируют написание и произношение слов
- Обеда, столба, рукава, глаза.
- После парного согласного стоит гласный звук.
Делают вывод: Если после парного согласного звука стоит гласный, то он слышится отчётливо. Это сильная позиция.
-Обед, рукав, столб, глаз.
- Стоят на конце слов
Делают вывод: Если парный согласный звук стоит на конце слова, то он слышится неотчётливо. Это слабая позиция.
Читают сообщение в учебнике и делают вывод: Парный согласный на конце слова – это орфограмма. Такие слова надо проверять.
Один ученик читает слова вслух.
Следующие 6 слов дети разбирают самостоятельно. Проверяют по образцу и оценивают свою работу на полях «!»- молодец, выполнил всё верно. «+» – хорошо, ошибся совсем немного. «-» с заданием пока не справился.
| Регулятивные: Целеполагание, контроль, коррекция. Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Регулятивные: Ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем Познавательные: Оценивать процесс и результат деятельности - понимают заданный вопрос, в соответствии с ним принимают учебную задачу и решают её через определённые действия. Коммуникативные: Формирование умения слушать и слышать -формулировать собственное мнение
|
VI. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов урока.
| - Давайте вернёмся к теме нашего урока. - Чему мы учились на уроке? - Кто испытывал затруднения? - Давайте ещё раз прочитаем все открытия, которые мы сделали на уроке. Слайд №11,12 - Я прошу вас каждого оценить свою работу . Выберите и продолжите предложения. Слайд №13 - Молодцы! Но поверьте, вам есть ещё над чем работать в дальнейшем. Вам предстоит научиться подбирать проверочные слова к данной орфограмме.
| Дети отвечают на вопросы учителя, оценивают свою работу. - Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я научился…
- Я попробую…
- Мне захотелось…
| Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог. Умение выражать свои мысли полно и точно. Личностные: Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач.
|