Конспект урока "Звуки в окружающем мире"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
- Рядом с нами живут невидимки. Каждый из вас постоянно общается с ними. Хотите познакомиться поближе? Хотя они невидимые, но их можно услышать.
- Всё, что мы слышим, - это звуки. Они все разные, и мы их отличаем один от другого.
-Какие звуки вы можете услышать на улице, в лесу?
- Нас окружает много звуков: шелест листьев, скрип двери, тиканье часов, звонок телефона, шуршание листьев под ногами ит. д. Это неречевые звуки. С их помощью не построишь слово.
- Когда человек говорит, он тоже произносит и слышит звуки. Люди отличаются от животных тем, что они разговаривают. Вы узнаете голоса знакомых людей. Сейчас я говорю, и вы тоже слышите звуки. Это звуки человеческой речи – речевые звуки. Только звуки человеческой речи обладают волшебной силой: если они станут в определённом порядке, получится слово.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konmpekt_zvuki_v_okruzhayushchem_mire.docx | 17.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Ход урока:
I. Организация начала урока.
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок
Создание эмоционального настроя детей на тему урока.
Заливистый школьный звонок
Позвал опять на урок.
Будьте внимательны,
А еще старательны!
II. Актуализация опорных знаний.
- Как назвать одним словом то, что мы говорим, слышим, видим и пишем?
- Какая бывает речь?
- Что значит устная речь?
- Что значит письменная речь?
- Из чего состоит речь?
- Что такое предложение?
- Как в устной речи одно предложение различить от другого?
- А в письменной?
- Составьте предложение про звонок.
- Повторите моё предложение.
III. «Прозвенел звонок»
- Сколько слов в предложении?
- Начертите схему предложения на доске. Что означает вертикальная черта?
Что означает точка в конце схемы? А какие знаки могут стоять в конце предложения?
Итак, предложение состоит из слов. А из чего состоит слово?
- Вернёмся к слову звонок. Сколько слогов в слове?
- Назовите 1-ый слог. 2-ой слог. Составьте схему этого слова на доске.
- А как называются слоги, которые произносятся более протяжно, с усилением в голосе?
- Найдите ударный слог. Как в письменной речи обозначается ударение?
IV. Объяснение нового материала
Формирование понятия «звуки неречевые и речевые»
- Рядом с нами живут невидимки. Каждый из вас постоянно общается с ними. Хотите познакомиться поближе? Хотя они невидимые, но их можно услышать.
- Всё, что мы слышим, - это звуки. Они все разные, и мы их отличаем один от другого.
-Какие звуки вы можете услышать на улице, в лесу?
- Нас окружает много звуков: шелест листьев, скрип двери, тиканье часов, звонок телефона, шуршание листьев под ногами ит. д. Это неречевые звуки. С их помощью не построишь слово.
- Когда человек говорит, он тоже произносит и слышит звуки. Люди отличаются от животных тем, что они разговаривают. Вы узнаете голоса знакомых людей. Сейчас я говорю, и вы тоже слышите звуки. Это звуки человеческой речи – речевые звуки. Только звуки человеческой речи обладают волшебной силой: если они станут в определённом порядке, получится слово.
4.2. Ознакомление с органами речевого аппарата.
- Вы слышали разные звуки и по ним узнавали, какой предмет звучал. А чем мы слушаем? Уши – это важный орган нашего тела.
- Говорить умеет только человек. И все звуки, которые мы с вами произносим, даже изображая
предметы или животных, называются «речевые звуки».
- Подумайте, с помощью чего мы произносим звуки? ( Чтобы произносить звуки, нам нужен рот).
- Рот – это домик звуков (демонстрация картинки).
В домике этом – Красные двери,
Рядом с дверями – Белые звери.
Красные двери это что? А что такое белые звери? ( Это губы и зубы)
-И ещё один орган нужен для правильного произношения звуков. Отгадайте, о чём идёт речь.
Всегда во рту, да не проглотишь. (Язык)
- Итак, правильно произносить звуки речи нам помогают губы, зубы и язык.
Наблюдение над произношением разных звуков.
-Что помогает произносить речевые звуки?
-Смотрите в зеркало. Произнесите звуки [б], [п]. Мы их произносили, плотно сжав губы.
-Смотрите в зеркало. Произнесите звуки [д], [т], [л], [н]. Мы их произносили, прижимая кончик языка к верхним зубам.
-Смотрите в зеркало. Произнесите звук [р]. При произнесении этого звука язык дрожит.
-Смотрите в зеркало. Произнесите звуки [х], [г], [к]. Эти звуки образуются глубоко во рту, с помощью задней части языка.
Дидактическая игра «Поймай слово из звуков»
- Что я произношу:[C], [М], [О]. (Звуки)
- А сейчас я построю эти звуки в определённом порядке: [C], [О], [М]. (Мама, мир, нос, кот).
- Что получилось?
- Что значит это слово?
Условное обозначение звуков
- Условно мы будем обозначать звук квадратиком. Звуки – это кирпичики, из которых можно построить слова. Речь-предложение-слово-звук
Анализ слов. *Анализ слова кот.
– Сколько слогов в слове кот? (Один.)
– Произнесите это слово. Какое слияние вы слышите? (ко-.)
– А каким звуком заканчивается слово кот? (Звуком [т].)
– Какой это звук: гласный или согласный? (Согласный.)
– Почему? (Потому что при его произнесении выдыхаемый воздух встречает во рту преграду.)
Вывод: в слове кот один слог; в нем три звука: два первых звука, согласный и гласный, слились, образовав слияние; третий звук, согласный, находится за пределами слияния.
Продолжение темы урока
*Анализ слова мяч. (Аналогично.)
- сколько слогов в сове мяч?
-– Произнесите это слово мяч. Какое слияние вы слышите? (мя-.)
– А каким звуком заканчивается слово мяч? (Звуком [ч].)
– Какой это звук: гласный или согласный? (Согласный.)
– Почему? (Потому что при его произнесении выдыхаемый воздух встречает во рту преграду.)
Вывод: в слове мяч один слог; в нем три звука: два первых звука, согласный и гласный, слились, образовав слияние; третий звук, согласный, находится за пределами слияния.
Итоги урока:
О чем мы сегодня с вами говорили?
Что было трудно делать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"
Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Страны мира" 2 класс.
Цель: «Введение понятия «физическая » и «политическая карта мира», знакомство с некоторыми странами мира, воспитание чувства гордости за Россию».Задачи: - достижение личностных результатов 1) формиров...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"
Конспект урока по окружающему миру для 4 класса на тему "Зима в мире растений"...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Весна в мире птиц и зверей"...