Рабочая программа по внеурочной деятельности занимательный русский язык 3кл
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности занимательный русский язык 3кл и КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vd_zanimatelnyy_russkiy.docx | 582.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Занимательный русский язык» для 3 а класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы Мищенковой Л.В «Развитие познавательных способностей» М.: РОСТ, 2015 г., с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык». – Москва: РОСТ книга, 2015 г.
Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением в рамках по общеинтеллектуальному направлению.
Цель программы внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» - расширить, углубить и закрепить знания по русскому языку, показать обучающимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Задачи курса:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. развитие умения пользоваться разнообразными словарями;
- обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Программа данного курса представляет собой комплекс развивающих упражнений, направленных на формирование общеинтеллектуальных умений, обогащение словарного запаса обучающихся, расширению кругозора, развитие познавательных способностей и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю), во 2 – 4 классах по 34 ч. Всего 135 часов.
1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В процессе реализации программы внеурочной деятельности у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения; Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; ✔ задавать вопросы. Предметные результаты
- умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
- умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
- умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем; умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
В систему определения результативности входят: педагогическое наблюдение, анкетирование, рефлексивные листы, конкурсы, олимпиады, самооценка, портфолио.
2. Содержание курса
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости. Тема 2. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логическипоисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку. Тема 4. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 5. Фразеологизмы.
Теория: знакомство со значением фразеологизмов.
Практика: правильное употребление фразеологизмов в речи.
Тема 6. Словарные слова.
Практика: грамотное написание словарных слов. Тема 7. Анаграммы, шарады, метаграммы, ребусы.
Практика: разгадывание и самостоятельное составление анаграмм, шарад, метаграмм, ребусов. Тема 8. Загадки.
Практика: разгадывание русских народных загадок, выделяя главные признаки предметов; составление загадок.
Тема 9. Текст.
Теория: уточнение представления о роли заголовка, теме и основной мысли текста. Практика: подбор заголовков к тексту; определение темы и основной мысли текста; составление рассказа по картинкам.
Тема 10. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.
3.Тематическое планирование
№ | Тема урока | Виды деятельности | Результаты изучения курса |
Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | По факту
| |||||
1 | Да здравствует русский язык! | Познакомиться с русскими народными пословицами, загадками, фразеологизмами | Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками; | 1 |
|
|
2 | Вежливые слова | Систематизировать вежливые слова | Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу Познавательные: составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку; Коммуникативные: задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания | 1 |
|
|
3 | Поговорки и пословицы | Выявить скрытый смысл пословиц и поговорок | Регулятивные: действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в речи учителя, учебника; Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи Познавательные: строить несложные рассуждения, делать выводы | 1 |
|
|
4 | Игротека | Повторить русские народные пословицы, загадки, фразеологизмы | Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Познавательные: работать с графической информацией, Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками; | 1 |
|
|
5 | Запоминаем словарные слова | Играть со словарными словами | Познавательные: использовать приём планирования учебных действий при определении с опорой на заданный алгоритм | 1 |
|
|
безударного и ударного гласного звука в слове; подборе проверочного слова; Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога | ||||||
6 | Растения во фразеологизмах | Выяснить значение фразеологизмов: «манна небесная», «задавать перцу» и т.д. | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста Регулятивные: выполнять учебные действия, используя устную, письменную речь, а также речь про себя Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя и самостоятельно | 1 |
|
|
7 | Животные во фразеологизмах | Выяснить значение фразеологизмов: «показать, где раки зимуют», «мышиная возня» и т.д. | Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | 1 |
|
|
8 | Игротека | Повторить словарные слова, растения и животные во фразеологизмах | Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя и самостоятельно Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других; | 1 |
|
|
9 | Я не поэт, я только учусь... | Подбирать рифмующиеся слова. Сочинять рифмовки | Регулятивные: планировать решение учебной задачи Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль; | 1 |
|
|
10 | Как Морфология порядок навела | Различать части речи | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста Регулятивные: выполнять учебные действия, используя устную, письменную речь, а также речь про себя Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя и самостоятельно | 1 |
|
|
11 | Игры с пословицами | Выявить скрытый смысл пословиц | Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); преобразовывать практическую задачу в познавательную; Коммуникативные: осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; выражать свои мысли, чувства в словесной форме. Познавательные: понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения; кратко обосновывать выбор. | 1 |
|
|
12 | Игротека | Подбирать рифмующиеся слова. Различать части речи | Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Познавательные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль Коммуникативные: признавать существование различных: точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию; | 1 |
|
|
13 | И снова животные во фразеологизмах | Выяснить значение фразеологизмов: «три кита», «ход конем» и т.д. | Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности, Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме Коммуникативные: формулировать собственное мнение и аргументировать его; | 1 |
|
|
14 | Кое-что о местоимении | Изменять местоимения по падежам | Регулятивные: высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи | 1 |
|
|
Познавательные: осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях Коммуникативные: задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания | ||||||
15 | Познакомимся поближе с наречием и числительным | Познакомиться с наречием и именем числительным как частями речи | Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве Познавательные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль Коммуникативные: признавать существование различных: точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию; | 1 |
|
|
16 | Игротека | Повторить части речи | Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме Коммуникативные: формулировать собственное мнение и аргументировать его; | 1 |
|
|
17 | Состав слова. Основа слова. Формы слова | Выделять основы слов, части слова | Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место Познавательные: осуществлять анализ, синтез, классификацию языкового материала по заданным критериям Коммуникативные: выполнять учебные действия, используя речь про себя | 1 |
|
|
18 | Про корень и окончание | Подбирать однокоренные слова, различать формы слова | Регулятивные: соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем: корректировать выполнение задания в дальнейшем. Познавательные: наблюдать и делать самостоятельные простые выводы Коммуникативные: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы | 1 |
|
|
19 | Про суффикс и приставку | Выделять в словах суффиксы и приставки. Подбирать к словам схемы | Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста Регулятивные: выполнять учебные действия, используя устную, письменную речь, а также речь про себя Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя и самостоятельно | 1 |
|
|
20 | Игротека | Разбирать слова по составу. Составлять слова из данных частей. Подбирать слова к схемам | Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками; | 1 |
|
|
21 | Непроизносимые согласные | Упражняться в правописании слов с непроизносимыми согласными | Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу Познавательные: составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку; Коммуникативные: задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания | 1 |
|
|
22 | Учимся различать приставку и предлог | Упражняться в правописании приставок и предлогов | Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания: Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи | 1 |
|
|
23 | Учимся писать «НЕ» с глаголами | Упражняться в написании не с глаголами | Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу; Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя и самостоятельно Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других; | 1 |
|
|
24 | Игротека | Писать грамотно слова с непроизносимыми | Регулятивные: высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи | 1 |
|
|
согласными, приставками и предлогами, «НЕ» с глаголами | Познавательные: осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях Коммуникативные: принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.) | |||||
25 | Имена существительные с шипящим звуком на конце | Упражняться в правильном написании имен существительных с шипящим звуком на конце | Регулятивные: умение вычитывать информацию из текста. Коммуникативные: использование правил, таблиц для подтверждения своей позиции. Познавательные: умение задавать вопросы, отвечать на вопросы других; строить предложения для решения определённой речевой задачи; работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций | 1 |
|
|
26 | Его Величество Ударение | Упражняться в правильной постановке ударения | Регулятивные: выполнять учебные действия, используя устную, письменную речь, а также речь про себя Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя и самостоятельно Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста | 1 |
|
|
27 | Поговорим о падежах | Определять падежи имен существительных | Познавательные: работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова. Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи | 1 |
|
|
28 | Игротека | Упражняться в правильном написании имен существительных с шипящим звуком на конце. | Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте | 1 |
|
|
Подбирать рифмующиеся слова. Определять падежи имен существительных | Коммуникативные: принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.); | |||||
29 | Сложные слова | Писать слова, образованные путем сложения двух основ | Регулятивные: высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя и самостоятельно Коммуникативные: формулировать собственное мнение и аргументировать его; | 1 |
|
|
30 | От архаизмов до неологизмов | Распознавать архаизмы и неологизмы | Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других; | 1 |
|
|
31 | По страницам энциклопедий | Знакомиться с энциклопедической статьей | Регулятивные: выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника, в памятках); Познавательные: ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника); Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других; | 1 |
|
|
32 | Игротека | Повторять сложные слова, архаизмы и неологизмы, читать энциклопедическую статью | Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания; Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме Познавательные: работать с графической информацией Коммуникативные: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией форзаца учебника | 1 |
|
|
33 | Повторяем... Состав слова. Не с глаголами. Падежи. | Разбирать слова по составу. Выявлять скрытый смысл пословиц | Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания Познавательные: осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи | 1 |
|
|
34 | Повторяем, повторяем… Непроизносимые согласные. Части речи. | Упражняться в правописании слов с непроизносимыми согласными. Определять части речи. | Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания Познавательные: осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи | 1 |
|
|
| Итого |
|
| 34 |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочнрй деятельности "Занимательный русский язык" для обучающихся 1-х классов (58 часов).
Программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" реализуется через занятия кружка, содержание которого предусматривает взаимосвязь с программой "Русский язык" под редакцией В.П. Канакино...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык. 4 класс"
Рабочая программа может быть использована в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности или внеклассной работе по русскому языку ("Перспектива" 4 класс)...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 1 класс
Содержание рабочей программы: пояснительная записка, содержание учебного материала, каленарно-тематическое планирование...
Рабочая программа (внеурочная деятельность) "Занимательный русский язык"
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты и рассчитана она на 4 года. ...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»
Рабочая программа внеурочной деятельности«Занимательный русский язык»...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"
Внеурочная деятельности в 3 классе...
Рабочая программа внеурочной деятельности " Занимательный русский язык" 3 класс УМК Школа России
внеурочная деятельность...