Рабочая программа по внеурочной деятельности занимательный русский язык 3кл
рабочая программа по русскому языку (3 класс)

Белимова Жанна Викторовна

Рабочая программа по  внеурочной деятельности занимательный русский язык 3кл и КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vd_zanimatelnyy_russkiy.docx582.87 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

Пояснительная записка

 

     Рабочая программа курса «Занимательный русский язык» для 3 а класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы  Мищенковой Л.В «Развитие познавательных способностей» М.: РОСТ, 2015 г., с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».  – Москва: РОСТ книга, 2015 г.  

Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением в рамках по общеинтеллектуальному направлению.  

Цель программы  внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» - расширить, углубить и закрепить знания по русскому языку, показать обучающимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Задачи курса:

  • развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления. развитие умения пользоваться разнообразными словарями;
  • обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

 

     Программа данного курса представляет собой комплекс развивающих упражнений, направленных на формирование общеинтеллектуальных умений, обогащение словарного запаса обучающихся, расширению кругозора, развитие познавательных способностей и рассчитана на четыре года обучения. В первом классе 33 часа (1 час в неделю), во 2 – 4 классах по 34 ч. Всего 135 часов.

 

1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

В процессе реализации программы внеурочной деятельности у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:

Личностные УУД: 

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения; Коммуникативные УУД:
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;  задавать вопросы. Предметные результаты
  • умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
  • умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
  • умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем; умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;

В систему определения результативности входят: педагогическое наблюдение, анкетирование, рефлексивные листы, конкурсы, олимпиады, самооценка, портфолио.

 

2. Содержание курса

 

Тема 1. Фонетика.

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости. Тема 2. Лексика.

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логическипоисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 3. Морфология.

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку. Тема 4. Пословицы и поговорки.

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

Тема 5. Фразеологизмы.

Теория: знакомство со значением фразеологизмов.

Практика: правильное употребление фразеологизмов в речи.

Тема 6. Словарные слова.

Практика: грамотное написание словарных слов. Тема 7. Анаграммы, шарады, метаграммы, ребусы.

Практика: разгадывание и самостоятельное составление анаграмм, шарад, метаграмм, ребусов. Тема 8. Загадки.

Практика: разгадывание русских народных загадок, выделяя главные признаки предметов; составление загадок.

Тема 9. Текст.

Теория: уточнение представления о роли заголовка, теме и основной мысли текста. Практика: подбор заголовков к тексту; определение темы и основной мысли текста; составление рассказа по картинкам.

Тема 10. Игротека.

Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

 

 

 

 

 

 

3.Тематическое планирование

 

 

Тема урока

Виды деятельности

Результаты изучения курса

 

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

 

1

Да здравствует русский язык!

Познакомиться с русскими народными пословицами, загадками, фразеологизмами

Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками;

1

 

 

2

Вежливые слова

Систематизировать вежливые слова 

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу Познавательные: составлять небольшие собственные тексты по пред­ложенной теме, рисунку;

Коммуникативные: задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания

1

 

 

3

Поговорки         и

пословицы

Выявить скрытый смысл пословиц и

поговорок 

Регулятивные: действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в речи учителя, учебника;

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи

Познавательные: строить несложные рассуждения, делать выводы

1

 

 

4

Игротека

Повторить русские народные пословицы, загадки, фразеологизмы

Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Познавательные: работать с графической информацией,

Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками;

1

 

 

5

Запоминаем словарные слова

Играть со словарными словами 

Познавательные: использовать приём планирования учебных действий при определении с опорой на заданный алгоритм

1

 

 

безударного и ударного гласного звука в слове; подборе проверочного слова;

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи: распределять роли при чтении диалога

6

        Растения         во

фразеологизмах

Выяснить         значение фразеологизмов: «манна небесная»,         «задавать перцу» и т.д.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста Регулятивные: выполнять учебные действия, используя устную, письменную речь, а также речь про себя  

Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя и самостоятельно

1

 

 

7

        Животные         во

фразеологизмах

Выяснить         значение фразеологизмов:

«показать, где раки зимуют», «мышиная возня» и т.д.

Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;         планировать         своё         действие         в         соответствии         с поставленной задачей.

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе модели.

Коммуникативные:         формулировать         собственное         мнение         и позицию

1

 

 

8

Игротека

Повторить словарные слова, растения и животные во

фразеологизмах

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу

Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя и самостоятельно

Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других;  

1

 

 

9

Я не поэт, я только учусь...

Подбирать рифмующиеся слова. Сочинять рифмовки

        Регулятивные:         планировать         решение         учебной         задачи

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое

        высказывание         в         устной         и         письменной         форме  

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

1

 

 

10

Как Морфология порядок навела

Различать части речи

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста Регулятивные: выполнять учебные действия, используя устную, письменную речь, а также речь про себя  

Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руковод­ством учителя и самостоятельно

1

 

 

11

        Игры         с

пословицами

        Выявить         скрытый

смысл пословиц

Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); преобразовывать практическую задачу в познавательную; Коммуникативные: осознавать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; выражать свои мысли, чувства в словесной форме.

Познавательные: понимать зависимость характера речи (построения высказывания, выбора языковых средств) от задач и ситуации общения; кратко обосновывать выбор.

1

 

 

12

Игротека

Подбирать рифмующиеся слова. Различать части речи

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные:         вступать         в         учебное         сотрудничество         с одноклассниками,         участвовать         в         совместной         деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль

Коммуникативные: признавать существование различных: точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

1

 

 

13

И         снова животные во

фразеологизмах

Выяснить значение фразеологизмов: «три кита», «ход конем» и

т.д.

Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности,

Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме Коммуникативные:         формулировать         собственное         мнение         и аргументировать его;

1

 

 

14

        Кое-что         о

местоимении

Изменять местоимения по падежам

Регулятивные: высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи

1

 

 

Познавательные: осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях

Коммуникативные: задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания

15

Познакомимся

поближе с наречием и

числительным

Познакомиться с наречием и именем числительным как

частями речи

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Познавательные:         вступать         в         учебное         сотрудничество         с одноклассниками,         участвовать         в         совместной         деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль

Коммуникативные: признавать существование различных: точек зрения; воспринимать другое мнение и позицию;

1

 

 

16

Игротека

Повторить части речи

Регулятивные: контролировать процесс и результаты своей деятельности

Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме Коммуникативные:         формулировать         собственное         мнение         и аргументировать его;

1

 

 

17

        Состав         слова.

        Основа         слова.

Формы слова

Выделять основы слов, части слова

Регулятивные: самостоятельно организовывать свое рабочее место  Познавательные: осуществлять анализ, синтез, классификацию

языкового материала по заданным критериям                

Коммуникативные: выполнять учебные действия, используя речь про себя

1

 

 

18

        Про         корень         и

окончание

Подбирать

однокоренные слова, различать формы слова

Регулятивные: соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем: корректировать выполнение задания в дальнейшем.

Познавательные: наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы                            

        Коммуникативные:         выполняя         различные         роли         в         группе,

сотрудничать в совместном решении проблемы

1

 

 

19

Про суффикс и приставку

Выделять в словах суффиксы и приставки. Подбирать к словам схемы

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста Регулятивные: выполнять учебные действия, используя устную, письменную речь, а также речь про себя  

Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя и самостоятельно

1

 

 

20

Игротека

Разбирать слова по составу. Составлять слова из данных частей.

        Подбирать         слова         к

схемам

Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные: выбирать адекватные речевые средства в диалоге учителем и одноклассниками;

1

 

 

21

Непроизносимые согласные

Упражняться         в правописании         слов         с непроизносимыми согласными

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу Познавательные: составлять небольшие собственные тексты по предложенной теме, рисунку;

Коммуникативные: задавать вопросы, адекватные речевой ситуации, отвечать на вопросы других; строить понятные для партнёра высказывания

1

 

 

22

Учимся различать

        приставку         и

предлог

Упражняться         в правописании приставок и предлогов

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания: Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при

выполнении учебной задачи  

1

 

 

23

        Учимся         писать

        «НЕ»         с

глаголами

Упражняться в написании не с

глаголами

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу;

Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руковод­ством учителя и самостоятельно

Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других;

1

 

 

24

Игротека

Писать грамотно слова с непроизносимыми

Регулятивные: высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи

1

 

 

согласными,

приставками и предлогами, «НЕ» с

глаголами

Познавательные: осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях

Коммуникативные: принимать участие в диалоге, общей беседе, выпол­няя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.)

25

Имена существительные с шипящим

звуком на конце

Упражняться         в правильном написании имен

существительных с шипящим звуком на

конце

Регулятивные: умение вычитывать информацию из текста.

Коммуникативные: использование правил, таблиц для подтверждения своей позиции.

Познавательные: умение задавать вопросы, отвечать на вопросы других; строить предложения для решения определённой речевой задачи; работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, правил, дидактических иллюстраций

1

 

 

26

Его Величество Ударение

Упражняться         в правильной постановке ударения

Регулятивные: выполнять учебные действия, используя устную, письменную речь, а также речь про себя  

Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руковод­ством учителя и самостоятельно

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной

форме (на уровне предложения или небольшого текста  

1

 

 

27

        Поговорим         о

падежах

        Определять         падежи

имен существительных

Познавательные: работать с орфоэпическим словарём, находить в нём нужную информацию о произношении слова.  

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи

1

 

 

28

Игротека

Упражняться         в правильном написании имен существительных с шипящим звуком на конце.

Регулятивные: принимать и сохранять цель и учебную задачу Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, строить рассуждения в форме простых суждений об объекте

1

 

 

Подбирать рифмующиеся слова.

        Определять         падежи

имен существительных

Коммуникативные: принимать участие в диалоге, общей беседе, выпол­няя правила речевого поведения (не перебивать, выслушивать собеседника, стремиться понять его точку зрения и др.);

29

Сложные слова

Писать слова, образованные путем

сложения двух основ

Регулятивные: высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи

Познавательные: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя и самостоятельно

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и аргументировать его;

1

 

 

30

От архаизмов до неологизмов

Распознавать архаизмы и неологизмы

Регулятивные: планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других;  

1

 

 

31

        По         страницам

энциклопедий

Знакомиться         с энциклопедической статьей

Регулятивные: выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника, в памятках); Познавательные: ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);

Коммуникативные: слушать собеседника и понимать речь других;  

1

 

 

32

Игротека

Повторять сложные слова, архаизмы и неологизмы, читать энциклопедическую статью

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания; Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме              

Познавательные: работать с графической информацией

Коммуникативные: осуществлять сотрудничество в парах при выполнении учебных задач и при работе со знаковой информацией форзаца учебника              

1

 

 

33

Повторяем...

Состав слова. Не с глаголами.

Падежи.

Разбирать         слова         по составу.

Выявлять         скрытый

смысл пословиц

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания  Познавательные: осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи  

1

 

 

34

Повторяем, повторяем…  

Непроизносимые согласные. Части речи.

Упражняться         в правописании         слов         с непроизносимыми согласными.  

Определять части речи. 

Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания  Познавательные: осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в соответствии с поставленной задачей в учебнике и учебных пособиях

Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи

1

 

 

 

Итого  

 

 

34

 

 

 

  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочнрй деятельности "Занимательный русский язык" для обучающихся 1-х классов (58 часов).

Программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" реализуется через занятия кружка, содержание которого предусматривает взаимосвязь с программой "Русский язык" под редакцией В.П. Канакино...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык. 4 класс"

Рабочая программа может быть использована в рамках реализации ФГОС во внеурочной деятельности или внеклассной работе по русскому языку ("Перспектива" 4 класс)...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 1 класс

Содержание рабочей программы: пояснительная записка, содержание учебного материала, каленарно-тематическое планирование...

Рабочая программа (внеурочная деятельность) "Занимательный русский язык"

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты и рассчитана  она на 4 года. ...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»

Рабочая программа внеурочной  деятельности«Занимательный  русский  язык»...