Исследовательская работа
проект по русскому языку (3, 4 класс)
Тема работы "Слова-паразиты в речи школьников"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slova_parazity_v_rechi_shkolnikov.doc | 488.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа»
Научно- практическая конференция «Первые шаги»
Исследовательская работа
«Слова-паразиты в речи школьников»
Автор: Молчанова Татьяна 4 «а» класс
Руководитель: Молчанова А. М.
Содержание
Стр.
Введение………………………………………………………………………………..…3
- Теоритическая часть
1.1. Слова-паразиты и причины их употребления……………………………..…4
1.2. Классификация речевых паразитов………………………………………..…..5
1.3. Вывод …………………………………………………………………………....5
2. Практическая часть
- Проведение анкетирования среди одноклассников, анализ результатов….6
2.2. Рекомендации по борьбе со словами-паразитами…………………………….6 2.3. Вывод……………………………………………………………………………..7
Заключение……………………………………………………………………………… 7
Список литературы……………………………………………………………………….8
Приложения………………………………………………………………………………
Введение
Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Конечно, мы слышим, когда из их уст вылетают нецензурные выражения. Но, оказывается, и нормальные слова могут «загрязнять» язык. «Как бы», «типа», «короче», «блин» и другие прочно укоренились в нашем лексиконе. И называются они слова-паразиты. Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э.Мошковской: (слайд-2)
Жил-был этот, как его,
Ну, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был еще один чудак-
Это в общем значит так,
И его любимый зять.
Звали зятя
Так сказать.
А жену звали ну…
А соседа звали это…
А его родители-
Видишь ли
И видите ли…
А еще какой-то э-э-э
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.
Актуальность проблемы: все более частое использование слов-паразитов в речи подростков негативно влияет на культуру общения
Объект исследования: речь подростков
Предмет исследования: говорящий субъект в общении
(слайд-3)Целью моей работы стало узнать, насколько часто подростки употребляют слова паразиты в своей речи, какие слова паразиты они употребляют, и почему это происходит. Чтобы достичь поставленной цели необходимо решить следующие задачи(слайд-4)
- Прочитать литературу о словах-паразитах
- Провести анкетирование среди учащихся.
- Провести анализ результатов анкетирования.
- Разработать рекомендации по борьбе со словами-паразитами в речи людей.
Гипотеза: использование слов-паразитов при общении засоряет речь учащихся, снижает культуру общения
Методы исследования:
теоретический анализ литературы; анкетирование, опрос .
1.Теоритическая часть
1.1. Слова-паразиты и причины их употребления
(Слайд-5)Слова-паразиты – это слова, которые люди употребляют часто, но при этом не вкладывают в них никакого значения, а заполняют ими паузы. К словам-паразитам относятся: «как бы», «просто», «типа», «короче», «на самом деле», «практически», «так сказать», «вообще-то», «кстати», «ну», «вот», «э-э-э» и прочие. Большинством лингвистов считается, что «слова-паразиты» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок. В разговорной речи не всегда удается найти самое подходящее слово. Многие слова-паразиты: вроде, типа, как бы и так далее – произносятся по такой причине: слово, может, и не совсем подходящее, но нужное в этот момент в голову не приходит. Так о причинах употребления слов-паразитов пишет писатель Петр Вайль: «Чисто говорить трудно. Слова-паразиты упрощают речь, это слова-связки».
(слайд6) Чистая речь - это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых литературному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словесных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.
В литературе встречаются разные термины: «лишние слова», «пустые частицы», «вставные элементы», «слова-заменители». Чаще всего употребляются термины «слова-паразиты» и «вредные слова». «Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов.
Что же скрывается за безобидными паразитами?
“Это самое” – такое словосочетание часто повторяют ленивые люди, которые при первой же возможности сбросят на кого-то свои обязанности. В трудных ситуациях, такие люди часто избегают наказания, переложив ответственность на другого.
“Кстати” – любимый паразит людей, ощущающих себя неловко в компании, пытающихся обратить внимание к себе и своей речи.
“Вообще-то” – словечко, опять-таки, неуверенных. Особенность этих людей – способность закатить скандал по любому поводу.
“Короче” – удел нервных, вечно торопящихся людей. Чаще всего «короче» встречается в речи вспыльчивых холериков.
“На самом деле” – говорят собеседники, которые ставят свое мнение на первое место, самоуверенные, занудные. Они готовы доказывать свою правоту до пены изо рта. Любят читать нотации, считают свой внутренний мир ярким и неповторимым.
«Значит», «типа» – употребляют люди, склонные к агрессии, а так же консерваторы.
«Просто» – частенько встречается в разговоре человека зависимого от мнения других. Такие люди любят искать проблемы на пустом месте, боятся ответственности, часто оправдываются.
“Как бы” – словечко подростков и слишком «творческих личностей», которые несознательно подчеркивают этим неопределённость по жизни.
Бывают случаи, когда человек осознанно прибегает к словам - паразитам. Например, если задан «неудобный» вопрос, а ответить на него необходимо, чтобы потянуть время, за которое можно подобрать ответ, человек произносит: видите ли, ну как вам сказать и другие.
Если человек волнуется или хочет быстрее высказаться, количество слов - паразитов увеличивается. Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.
1.2. Классификация речевых паразитов
Наблюдая за употреблением слов - паразитов в речи школьников, замечено, что одна группа слов употребляется для эмоциональной окраски речи, например, блин. Другие слова служат для замещения пауз: ну, вот. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Слова, которые служат для ускорения речи: короче, так сказать. Слова, которые употребляются, когда говорящий не может найти подходящее слово: типа, типа того, как бы, вроде того.
Слова - паразиты могут быть разными частями речи.
(слайд-7 ) Слова - паразиты как части речи
№ | Группа | Слова – паразиты |
1. | Звуки | э-э-э, мэ-э-э, |
2. | Частицы | Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы |
3. | Вводные единицы | Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать |
4. | Местоимения, местоименные наречия | Это, это самое, как его, там |
5. | Переход из одной части речи в другую | Блин, черт |
6. | Модальные слова | Конечно, наверное, вероятно, кажется |
1.3. Вывод
Проанализировав различную литературу, я сделал вывод о том, что слова-паразиты - это пустые, сор слова, которые сбивают ритм речи и мешают ее пониманию. Говорящий человек чаще всего их не замечает. Причины употребления слов - паразитов можно разделить на четыре группы: (слайд-8)
1. Недостаточный словарный запас ( говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);
2. Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
3. Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
4. Мода на некоторые слова.
2.Практическая часть
2.1. Проведение анкетирования среди одноклассников
Для проведения анкетирования среди учащихся разных школ я решил использовать следующий список вопросов:(слайд-9)
1. Употребляете ли Вы слова-паразиты?
2. Какие Вы знаете слова-паразиты?
3. Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете?
4. Замечаете ли Вы в своей речи слова-паразиты?
5. Встречали ли Вы в своей жизни человека, который не употреблял в своей речи слова-паразиты?
6. Какие способы борьбы Вы можете предложить?
Всего в анкетировании принимали участие 26 учеников (Приложение№1)
Результаты анкетирования «Слова – паразиты в речи школьников» показали(слайд-10
- учащиеся (62 %) употребляют в своей речи слова - паразиты;
- (69%) учащихся замечают в своей речи слова- паразиты; (27%) не замечают, (4 %) – замечают очень редко.(слайд-11)
- наиболее употребляемые слова-паразиты в среде подростков – слова «блин»; «эээ»; «вот»; «короче».(слайд-12)
- способы борьбы со словами-паразитами: большинство учащихся ответили следить за речью; некоторые - затруднились ответить (Приложение№2)
2.2. Рекомендации по борьбе со словами-паразитами.
На основании полученных данных я разработал несколько советов, которые помогут избавиться от слов паразитов.
- Для борьбы со словами-паразитами надо чаще выступать публично.
- Сначала записать свой монолог или публичное выступление на диктофон. Прослушав запись, вы сможете понять, какие слова-паразиты используете. Дальше переходите к практике.
- Попросить своих близких прерывать вас, как только вы произнесете слово-паразит. Так вы научитесь контролировать себя и формулировать фразы без засоряющих речь слов.
- Делайте паузы. Многие применяют междометия и слова-паразиты, потому что боятся молчать. Можете смело делать паузы – это добавляет речи весомости.
- Смотрите на собеседника. Вы увидите, что вам дают высказаться, слушают внимательно. Это ослабит напряжение, и говорить будет проще.
6. Чтобы изгнать из речи "паразита", попробуйте разнообразить выражение своей точки зрения на происходящее и использовать другие слова: в действительности, действительно, без сомнения, и вправду, безусловно, конечно.
- И не стоит забывать о том факте, что если человек много читает, обладает большим словарным запасом, то он меньше употребляет в своей речи слов паразитов.
2.3. Вывод
На основании проведённого мной исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты присутствуют в речи всех школьников. Меньше других слова – паразиты используют в своей речи 5 человек из опрошенных. И столько же не используют их совсем. Самыми популярными словами – паразитами во всех группах являются «блин», «вот», «эээ». Самыми редкими являются такие слова, как «это самое», «как бы», «как его». Многие ученики замечают, что используют слова-паразиты. Способы борьбы со словами- паразитами есть, они перечислены в данном исследовании. Но, кроме этого одноклассники предложили и свои способы.
Заключение
В ходе данного исследования было выявлено, что 62% учеников достаточно часто употребляют слова-паразиты, 69% школьников даже замечают их в своей речи. Установлено, что слова-паразиты — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных слов вроде «блин», «чёрт», «это самое» и другие. Большинство слов-паразитов являются вводными словами, могут быть разными частями речи. При помощи анкетирования проанализированы наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты.. На основании результатов моего исследования можно сделать вывод, что слова-паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют ее понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Чаще всего слова-паразиты используются школьниками из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова у подростков возникает мода, поэтому их могут использовать ученики, не имеющие проблем с речью. Нужно прислушиваться к своей речи и прилагать все усилия, чтобы избавиться от ненужных и лишних слов. Давайте беречь наш язык!
Список литературы
1.Ю. Дараган «Риторическая структура текста и маркеры порождения речи»// «Вестник», выпуск 3(47). – Т.,2005.
2.Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2004. № 1
3.Пальвелева Л. От А до Я. Слова-паразиты// http://www.svobodanews.ru/
4.Гритчин Н. Как бы великий и типа могучий// Известия, 19 марта 2007.
5.Ораторский клуб http://www.oratorclub.com
Вопрос | Да | Нет | Редко | Кол-во опрошенных |
1. Употребляете ли Вы слова-паразиты? | 16 | 5 | 5 | 26 |
2. Какие Вы знаете слова-паразиты? | Вот, это самое, но, короче, типа, черт, как его, блин, ну там, ммм, это самое, ешкин кот, | |||
3. Какие из этих слов Вы чаще всего употребляете? | Вот- 12, там- 9, блин- 20, как его – 8, как бы – 7, а – 8, эээ – 14, ну -10, так – 7, это самое – 4, ммм- 7, но – 11, короче – 11, типа – 10, чёрт - 10 | |||
4. Замечаете ли Вы в своей речи слова-паразиты? | 18 | 7 | 1 | 26 |
5. Встречали ли Вы в своей жизни человека, который не употреблял в своей речи слова-паразиты? | 12 | 14 | 26 | |
6. Какие способы борьбы Вы можете предложить? | 1.Чаще следить за своей речью. 2. Пытаться не говорить слова-паразиты 3. Записать свою речь на диктофон и после прослушать. |
Приложение 1
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа: шаг за шагом (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка")
В материале показан пошаговый алгоритм проведения исследовательской работы (на примере работы "Это магическое слово "Блондинка").Выделены следующие этапы:Шаг 1. Актуальность проблемыШаг 2. Теоретическ...
Исследовательская работа «Здоровьесбережение младших школьников на уроках и внеклассной работе»
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в XXIвеке она становится первостепенной. Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тр...
Методика исследовательского обучения. "Упражнения, готовящие детей к исследовательской работе"
Творческая работа...
Система работы по развитию исследовательских умений учащихся начального общего образования в рамках внеурочной деятельности «Введение в научно-исследовательскую работу» (из опыта работы учителя). .
В данной публикации расскрывается система работы по развитию исследовательских умений учащихся 1-4 классов в рамках урочной (1-ый класс) и внеурочной деятельности (2-4 классы) на основе ме...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...
Статья на тему «Организация исследовательских работ в начальной школе в рамках воспитательной работы». Составил работу воспитатель группы продленного дня Шишова Екатерина Валерьевна, школы №500 Пушкинского района города Санкт- Петербурга.
Навыки исследовательской работы в начальной школе, как метод и организация маладших школьников....
Альманах № 1, 2022 Исследовательские и проектные работы учащихся. Методические рекомендации для руководителей проектно-исследовательских работ.
Материалы альманаха подготовлены методическим объединением учителей начальных классов МОБУ Новобурейской СОШ № 3 Бурейского муниципального округа Амурской области. В нём представлены лучшие исследоват...