Урок родного языка (русского) во 2 классе "Для чего нужны синонимы?"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

На уроке родного русского языка "Для чего нужны синонимы?" дети получат представление о синонимах, выяснят их значение, научатся использовать их в речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodnoy_yazyk_2_klass_dlya_chego_nuzhny_sinonimy.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок родного русского языка

2 класс

Для чего нужны синонимы?

                                                                                               

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель:

Дать представление о роли синонимов в речи;

Задачи:

 Формировать умение находить  синонимы;

• учить использовать синонимы в зависимости от речевой ситуации;

• расширить словарный запас учащихся.

Формируемые УУД:

Личностные: осознание алгоритма учебного действия;

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия.

Познавательные: освоение умения находить синонимы в тексте;

Коммуникативные: формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.

Оборудование: компьютер, проектор, учебник «Русский родной язык» О.М.Александрова 2 класс, смайлик «Улыбка».

Ход урока:        

 Орг. момент.

Присаживайтесь, пожалуйста! Я предлагаю вам отправиться в удивительный мир родного русского  языка.

- Откройте тетради, вспомните правила посадки при письме

- Перед работой разогреем пальчики

Пальчиковая разминка

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Будет все у нас в порядке,

Если делаешь зарядку.

- Прошу вас оформить запись начала урока (число, классная работа).

- С какой целью нам нужно изучать родной русский  язык? (Чтобы стать грамотными людьми)

- Молодцы! Все вы, как я вижу, хотите стать знатоками  русского родного языка, его исследователями.

1.Актуализация знаний

Итак, начинаем исследование.

–Ребята, улыбнитесь друг другу.

-Какое у вас выражение лица? Назовите по одному слову, относящемуся ко 2 группе и отвечающему на вопрос какое?

-А у меня получились такие слова:

Радостное, счастливое, весёлое, довольное

- Как же получилось, что выражение лица одно, а слов — много?

(Потому что эти слова  близки по смыслу).

- Послушайте внимательно сказку. Вам необходимо будет её завершить одним словом:

Жили-были кот и пёс. Однажды кот, желая похвалить товарища, сказал псу:

-Какой, же ты толковый пёс!

Пёс стал спорить: -Нет, я не толковый, - а умный!

Кот говорит: -Как ты, пёс, любезно разговариваешь!

А пёс знай себе не соглашается:

-Я разговариваю не любезно, а вежливо!

И началась у них ссора. Мимо летела сорока и сказала:

-Глупые пёс и кот, ведь вам не из-за чего ругаться, потому что слова умный-толковый, любезно-вежливо - это слова…..(синонимы)

- Чем  мы будем сегодня изучать на уроке? Какие слова исследовать?

- Сегодня на уроке мы вспомним, что такое синонимы. Мы будем учиться находить синонимы в тексте, правильно употреблять их в речи, ответим на вопрос зачем нужны синонимы?

- Система оценки на урока накопительная. Будьте активны в течение всего урока.

2. Совместное открытие знаний

-Что такое синонимы? (ответы детей)

1.-Прочитайте слово. Запишите.

- Подберите к нему слова, похожие по смыслу – синонимы.

 Приятель, (друг, товарищ)

-Прочитайте синонимический ряд.

-Прочитайте следующее слово. Запишите.

Боязливый, ( пугливый, трусливый, робкий, несмелый)

-Подберите синонимы.

-Легко ли   подобрать синонимы к этому слову?

-Что надо сделать, если затрудняетесь подобрать синоним? (спросить у взрослых, обратиться к словарю синонимов)

Показ словаря синонимов.

- В русском языке есть словарь синонимов, который помогает нам в этом. Его составитель – Евгеньева.

- Я распечатала вам странички из этого словаря. Найдите и прочитайте синонимы к  слову боязливый.

- Какие ещё синонимы можно дописать?

- Какие слова можно назвать синонимами?

2.- Синонимы –это иногда и устаревшее название чего-либо. Рассмотрите рисунок на экране. Какими современными словами можно заменить подписи на рисунках?

3. Синонимы приходят к нам и из других языков. Рассмотрим это. Упр.1

-Прочитайте задание. Возьмите цветной карандаш и составьте пары стрелками. Работайте в парах. При необходимости можно посоветоваться с соседом. Когда закончите работу, возьмитесь за руки.

-Прочитайте, какие пары синонимов у вас получились.

- Как вы понимаете значение этих слов?

Шоу, зрелище- представление, мероприятие развлекательного характера

Голкипер, вратарь- это игрок, обязанностью которого является защищать свои ворота.

Отель, гостиница – это средство размещения, состоящее из определённого количества номеров.

- Что же вы теперь можете сказать о синонимах? Откуда приходят синонимы в русский язык?

- Слово «синоним» пришло к нам из греческого языка и обозначает «одноименный».

4. -Мы с вами вспомнили, что такое синонимы, учились их находить.

 - А для чего они нужны? Можно ли без них обойтись? Исследуем эту проблему. 

а) – Прочитайте про себя первое стихотворение из упр.2. Прочитайте вслух выразительно.

1. Зябнет осинка,

Зябнет на ветру,

Зябнет на солнышке,

Зябнет в жару.

- Прочитайте про себя стихотворение 2, его написала Ирина Токмакова. Прочитайте его выразительно.

2. Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

- Какое  вам понравилось больше? Почему?

 - Какими словами - синонимами заменили слово зябнет?

- Что они обозначают? ( ощущать холод)

- Помогли ли эти слова представить образ осинки? Какой вы представили себе осинку?

-Запишите понравившееся стихотворение в тетрадь.

- Для чего нужны синонимы? 

(-синонимы используют в речи, чтобы избежать повторов одних и тех же слов в предложении и в рядом стоящих предложениях,

-обогащают нашу речь, делают ее более разнообразной, точной и выразительной.)

-Проверим наш вывод. Прочитаем правило.

-Наше предположение подтвердилось?

Физкультминутка

б) –Кого называют редактором?

Реда́ктор — тот, кто работает с текстом, а именно  проверяет и исправляет содержание книги, журнала, газеты.-

-Предлагаю стать редакторами. Прочитайте текст упр.3

- Он вам понравился или нет? Почему?

-Что предлагаете сделать, как отредактировать текст?

- Где возьмёте слова-синонимы?

- Замените выделенные слова, где это надо, синонимами. Повторяющиеся слова зачеркните.

Нет более робкого______________ животного, чем заяц. Только поздно вечером или ночью робкий  _______________зайчишка выходит из своего убежища. Много у робкого _________зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.      

                                                                                                                                                                     - Прочитайте получившийся текст.

-Удалось нам отредактировать текст? Какие слова помогли нам это сделать?

-Для чего же нужны синонимы? (помогают избежать повторов)

в) -Продолжаем исследовать слова-синонимы.

- Прочитайте отрывок на экране.

-Из какого он произведения? (Дмитрий Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост»)

        

Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц…

           

 -Прочитайте выделенные слова.

- Можно ли их назвать синонимами? Почему? ( обозначают одно и то же -собраться в одном месте)

-Кто покажет,  как  сбежались маленькие зайчата?

-Как вы понимаете значение этого слова? (бегом)

-Кто покажет, как зайцы собрались.

- Как вы понимаете значение этого слова? (пришли шагом)

-Покажите, как они приплелись.

- Что значит приплелись? ( пришли медленно)

-Что вы заметили? Различаются ли эти слова-синонимы оттенками значения?

(Они обозначают одно и тоже явление, но отличаются оттенками лексического значения. )

-Значения синонимов редко совпадают полностью. Чаще всего они различаются оттенками значений. Посмотрите, как синий цвет имеет несколько оттенков-голубой, синий, фиолетовый.

- Какой вывод вы сделаете? Какова ещё роль синонимов? (передать все оттенки речи, делают речь точной)

        

3. Проверка понимания учащимися нового материала. Самостоятельное применение знаний.

-Следующее упражнение поможет вам учиться точно употреблять синонимы. Прочитайте задание к упр. 4

-Прочитайте слова первой строки.

-Назовите слова-синонимы.

-Подумайте, как составить сочетания слов.

- Составьте и запишите остальные сочетания в тетрадь самостоятельно. Каждое сочетание пишите на новой строке с маленькой буквы.

-Проверьте себя (на экране)

-Если всё верно, нарисуйте зелёный кружок, если есть ошибки, то красный.

4. Рекомендации для домашнего задания.

- Поработать с синонимами вы сможете и дома. Выполните упр.5. Определите, в каком предложении можно использовать любой из синонимов, а в каком только один из них.

5.Рефлексия

-Что такое  синонимы?

- Зачем они нам нужны? (они делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избежать повторов при построении текстов, синонимы помогают нам точно и образно выражать свои мысли).

-Прочитайте вывод.

6. Подведение итогов урока.

-В начале урока я сказала, что система оценки накопительная. (оценивание)

- Сегодня мы с вами ещё раз убедились, как богат и разнообразен русский язык. Мне хотелось бы, чтобы вы пользовались этим богатством в своей речи. Спасибо за урок.

Приложение для распечатки (при отсутствии учебника у каждого ребёнка)

Для чего нужны синонимы?

Упр.1

В первом столбике записаны слова, которые пришли в русский язык из других языков. Подбери к ним синонимы из второго столбика.

голкипер                зрелище

отель                        вратарь

шоу                        гостиница

Упр.2

  1. Зябнет осинка,                                2. Зябнет осинка,

Зябнет на ветру,                                    Дрожит на ветру,

Зябнет на солнышке,                            Стынет на солнышке,

Зябнет в жару.                                    Мёрзнет в жару.

Синонимы-это слова, совпадающие или близкие по значению. Синонимы помогают точно выразить мысль, избежать повторов, делают речь яркой, выразительной.

Упр.3

Нет более робкого______________ животного, чем заяц. Только поздно вечером или ночью робкий  _______________зайчишка выходит из своего убежища. Много у робкого _________зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник.  

Слова для справок: пугливый, трусливый, несмелый

Упр.4

Запиши все возможные сочетания слов.

Задуть, погасить (свет, свеча),

старый, древний (дом, человек),

вороной, чёрный (костюм, конь).

Вороной –так говорят о масти животных (вороной конь)

Упр.5

Определи, в каком предложении можно использовать любой из синонимов, а в каком только один из них. Запиши предложения.

В этот миг раздался (громкий, оглушительный) треск.

Митя перешёл на (громкий, оглушительный) шёпот.

   

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира 3 класс "Для чего нужна экономика"

Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС, прописаны формируемые УУД, формы и методы работы. К уроку есть презентация....

Презентация к уроку родного языка (русского) "Самовар кипит, уходить не велит" 2 класс

Презентация знакомит  с фразеологизмами, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки)....

Конспект урока родного языка (русский) 2 класс. Тема: "Составляем развёрнутое толкование значения слова".

Конспект урока родного языка (русский) 2 класс. Тема: "Составляем развёрнутое толкование значения слова"....

План урока родного языка (русского)

Задания среднего уровня сложности, необходима совместная работа учителя и ученика....

«Использование возможностей сервисов для создания облака слов на уроках родного языка (русского)»

Необычно, забавно, весьма полезно для визуалов  использовать на уроке облако слов. «Облако слов» - это визуальные образы, сделанные из слов различных источников. Это слова м...

Конспект урока по родному (русскому) языку на тему: "Для чего нужны антонимы".

Конспект урока по родному (русскому) языку во 2 классе "Школа России". Цель урока: познакомить учащихся с отличительными способностями антонимов; учить распознавать антонимы в тексте и подби...