Тема урока: «Родительный и винительный падежи имен существительных 1и 2 склонения»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тип урока: открытие нового знания

Педагогические технологии: групповая, игровая, проблемная.

Форма взаимодействия: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Тема урока: «Родительный и винительный падежи имен существительных 1и 2 склонения»

Цели урока: учить различать родительный винительный падежи имен существительных по окончаниям и предлогам; формировать навык правописания окончаний имен существительных; развивать орфографическую зоркость; познакомить с приемами распознавания падежей.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать умение принимать и решать учебную задачу, осуществлять коллективный поиск: умение смотреть и видеть, слушать и слышать учителя и одноклассников.

Развивающие : развивать речевые и умственные способности, развивать внимание, память, наблюдательность, фонетический слух и навык письма

Планируемые результаты:

Регулятивные: ставить и сохранять учебную задачу.

Познавательные: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключение, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, дополнять и контролировать друг друга.

Личностные: зарождение  сознательного отношения к письму.

Предметные:  правильно записывать окончание имен существительных

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе МОУ СОШ № 18 г. Белоозерский

УМК «Школа России»

Тип урока: открытие нового знания

Педагогические технологии: групповая, игровая, проблемная.

Форма взаимодействия: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Тема урока: «Родительный и винительный падежи имен существительных 1и 2 склонения»

Цели урока: учить различать родительный винительный падежи имен существительных по окончаниям и предлогам; формировать навык правописания окончаний имен существительных; развивать орфографическую зоркость; познакомить с приемами распознавания падежей.

Задачи:

Воспитательные: воспитывать умение принимать и решать учебную задачу, осуществлять коллективный поиск: умение смотреть и видеть, слушать и слышать учителя и одноклассников.

Развивающие : развивать речевые и умственные способности, развивать внимание, память, наблюдательность, фонетический слух и навык письма

Планируемые результаты:

Регулятивные: ставить и сохранять учебную задачу.

Познавательные: осуществлять анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключение, проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме. Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, дополнять и контролировать друг друга.

Личностные: зарождение  сознательного отношения к письму.

Предметные:  правильно записывать окончание имен существительных

Ход урока:

IОрганизационный момент.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять

И будете грамотно писать.

II Словарная работа

1.Отечество  Отчизна  родина

-Что общего у этих слов?

(Близкие по смыслу синонимы)

-Как называется наша страна? Допишите

(Записывают Россия)

-Спишите пословицу:

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

2.-Почему слово родина в одном случае написано с большой буквы, в другом со строчной?

-Объясните смысл пословицы.

IIIАктуализация знаний. Повторение  изученного.

1.-В каком падеже существительные1склонения имеют окончание -и-? ( В Р.п.)

-В каком падеже существительные 1 и2 склонения имеют окончание-е-?  (1скл.: Д.п. и П.п., 2скл.-П.п.)

-Существительные какого склонения имеют в Р.п., Д.п., П.п. окончание –и (3скл.)

2. а) Работа с  классом (карточки, на карточках окончания –е-, -и)

На крапиве,  из булки, к сестрице, по милости, из моркови, у морковки, к морковке, без науки, возле клетки,  по клетке, к бане, из бани, на полке, с полки, по полке.

б) 5человек работают с индивидуальными карточками.

В текст.., в тревог.., в  сырост.., книга о природ..,у нашей молодеж.., на причал.., у  пристан.., в  юност.. и старост.., на вол.. и свобод..

IV. Первичное восприятие и осознание нового материала.

1.Записать одним словом.(Учитель диктует, записывают в тетрадь)

Очень храбрый человек. Очень сильный человек.

Очень мудрый человек. Очень богатый человек.

Один ученик записывает на доске, остальные в тетради:

храбрец       силач

мудрец        богач

Задание:

1) разобрать слова по составу

2)определить склонение имен существительных

3)записать  словосочетания на доске ив тетрадях:

Спросил мудреца. Спросил  у мудреца. Читали про силача. Убежал от силача.

Определите падеж имен существительных, выделите окончание.

-Сделайте вывод, чем различаются Р.п. и В.п.?

Знакомство с правилом (стр.)

 (Ответы учащихся  с использованием учебника стр.106)

Работа по учебнику. Упражнение 205-устное определение склонения и падежа выделенных имен существительных.

Вывод: У существительных 1 склонения в Р.п. окончание -ы, -и,в В.п -окончание –у,-ю

-Определите падеж и склонение существительных в пословице, которую записали в тетради. (Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.)

Проблемная ситуация.

На доске написано предложение:

Народ сложил легенду  про мудреца.

Двум товарищам надо определить падеж существительного мудреца.

Один сказал: «Легенда (про кого? чего? ) про мудреца. Это родительный падеж. Другой возразил: « Легенда   (про кого? что?) про мудреца. Это винительный падеж.

-Кто же прав?

-Иногда трудно бывает определить Р.п. это падеж или В.п., --особенно у существительных2 склонения без предлогов.

-И сегодня мы будем учиться различать Р.п. и В.п.существительных.

-Вот тут-то нам на помощь придут слова-помощники: хитрая лиса и добрая земля.

Легенда  про (лису, землю). Окончание -у, -ю, значит В.п 

V  Упражнение  в определении падежей.

Работа  с карточками (Р.п. и В.п.)

Письмо от друга. Письмо  друга. Стер со стола. Купили гараж. Сидел без дела. Написал письмо. Лёг на диван. Списал у соседа.

Пригласил соседа. Купил для Петра.

VI  Физминутка

VII   Работа  по учебнику. Работа в парах.

1)Самостоятельное выполнение упр.207

2)Взаимопроверка. (Определение падежей выделенных имен существительных)

VIII Работа  по развитию речи.

(На доске  иллюстрации «Птицы»  - чиж, синица, иволга, щегол, соловей, снегирь)

-Территория России богата  лесами, в которых обитает много птиц. От птичьего пения весело в лесу, особенно весной и летом. Распевают свои песни и  чиж, и  щегол, и синица. Но самый лучший лесной  певец-соловей, скромная серая птичка.

Зимой с далекого Севера прилетают к нам снегири.

-Составьте мини-рассказ о снегире. (Заслушать нескольких детей)

-Запишите в тетради под диктовку;

Зимой мы рады видеть снегиря. У снегиря красивая красная грудка.

-Определите склонение и падеж существительного  снегиря.

-Как определяем падеж? (по  вопросам, по предлогу, по словам-помощникам)

IX  Упражнение  в определении падежей.

Тест.

1вариант

а) ходили в лес, падает на землю, слетел с дуба

б) вылетел из гнезда, повесил у скворечника, заготовили для лося

в) сделал для синицы, песня  соловья, читал про снегиря

2вариант

а)посадил дерево, украсил землю, вышел из леса

б)увидел щегла, читал про чижа, посадил в клетку

в) дупло дятла, логово волка, сделал кормушку

-Отметьте в какой строке все имена существительные стоят в Р.п.(1вариант), в В.п. (2 вариант)

Проверка:1вариант-б,2вариант-б

X Подведение итогов урока

Над какой темой работали сегодня на уроке? Как будете различать Р.п. и В.п. имен существительных? Какое задание на уроке было самым интересным?

-Молодцы!

Всем спасибо за работу. Урок окончен.

XI. Домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка."Родительный и винительный падежи имен существительных 1-го и 2-го склонения" 4 кл. (УМК "Школа России" авт. Т.Г. Рамзаева)

Урок русского языка в 4 классе. Тема: «Родительный и винительный падежи существительных 1-го и 2-го склонения»....

Методическая разработка урока русского языка на тему «Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения» (УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», 3А класс)

Тема: Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Цель: формировать у обучающихся умение определять именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Зада...

Технологическая карта урока по теме: "Отличия именительного и винительного падежа имен существительных 1 склонения"

Разработка конспекта урока с презентацией по теме " Отличия именительного и винительного падежа имен существительных 1 склонения". От физминутки до итога урока-подробное описание далога учителя с учен...

Конспект к уроку русского языка "Винительный падеж имени существительного"

Тема: «Винительный падеж имён существительных»Цель: познакомить с особенностями винительного падежа. Планируемые результаты:личностные: 1. способность к самооценке на основе критерия успешно...

Карточка по теме "Родительный и винительный падежи имен существительных"

Карточка по теме "Родительный и винительный падежи имен существительных"...