Тема урока: «Изменение глаголов по временам»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Интегрированный урок русского языка и экологии на тему " Изменение глаголов по временам", который позволяет сформировать понятие об изменении глаголов по временам, работать над развитием умения определять время глаголов и изменять глаголы по временам, побудить детей задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_i_ekologii.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок русского языка и экологии
Тема урока: «Изменение глаголов по временам»
Цели деятельности учителя:
1. Сформировать понятие об изменении глаголов по временам;
2. Работать над развитием умения определять время глаголов и изменять глаголы по временам.
3. Побудить детей задуматься над самыми различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете.
Планируемые результаты:
предметные: знать виды времен глагола; уметь образовывать разные временные формы глаголов; уметь определять время глаголов; закреплять знания о части речи «Глагол»; сформулировать наиболее значимые экологические проблемы современности; проанализировать причины их возникновения и наметить пути их решения.
личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; развивать орфографическую зоркость, умения выражать свои мысли в устной и письменной форме; развивать эмоциональную сферу, речь, мышление, воображение, творческие способности, умение делать выводы; формирование чувства ответственности за состояние окружающей среды.
Ход урока
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Садитесь те, кто готов к уроку, готов работать на уроке и получать новые знания и навыки.
Молодцы!
II. Мотивационный
Послушайте внимательно стихотворение и вы узнаете имя главного героя нашего урока.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду-
Все в действие придёт
Летит ракета
Люди строят зданья
Цветут сады
И хлеб в полях растёт. (Глагол. СЛАЙД)
- Вспомните, что вы знаете о глаголе?
III. Актуализация знаний
Парная работа по карточкам
- Прочитайте определения, найдите верное утверждение. Докажите.
а) Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делал? что делают? что сделают? что сделали? и обозначает действие предмета. Глаголы изменяются по временам. В предложении глагол является сказуемым.
б) Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет. В предложении глагол является второстепенным членом предложения.
в) Глагол – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? и обозначает признак предмета. Изменяется по числам, в единственном числе - по родам. В предложении чаще всего является второстепенным членом.
IV. Подготовка к новой теме. Целеполагание
А) Синтаксический разбор предложения.
Наступило прекрасное время года.
- Выполните синтаксический разбор предложения.
- Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, сутки, года.)
- Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и прочитаем, что же такое время.
Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».
- Какие пословицы со словами Время вы знаете? (Делу время, потехе – час. Время – не птица, за хвост не поймаешь. Не время сидеть сложа руки. Всему своё время.)
V. Изучение нового материала
а) Постановка проблемы.
- Как вы думаете, что может связывать эти два понятия глагол и время?
- Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глаголов.
- Кто сформулирует тему нашего урока? (Время глагола или …)
«Изменение глаголов по временам» (слайд 3)
Задачи:
1) Закрепить знания о глаголе;
2) Закрепить умение определять время глаголов;
3) Развивать умение анализировать свою деятельность.
Мы с вами говорили о весне, а кто из птиц прилетают одними из самых первых? (скворцы) СЛАЙД
Это нам с вами и доказывает упражнение в учебнике
Уч. С. 71 упр. 146.
С наступлением весны миллионы птиц возвращаются в родные места, чтобы построить гнезда и вывести потомство.
Издавна на Руси люди строят для птиц искусственные гнездовья. Чаще всего это делают в виде деревянных домиков с крышей и круглым или прямоугольным отверстием в передней части..
СЛАЙД
Но, к сожалению, не все так хорошо и не всегда человек живет в гармонии с природой. К сожалению, в современном мире стали возникать экологические проблемы, которые человек должен решать незамедлительно, иначе он сам от них пострадает. Давайте попробуем выделить эти проблемы. А помогут нам в этом тексты с заданиями.
VI. Первичная проверка понимания нового материала
КАРТОЧКА:
Приятно дышалось свежим воздухом. Воздух кажется чистым и прозрачным. Вчера в воздухе ощущались разные ароматы. Скоро воздух станет теплым и приятным.
Давайте определим время вставленных глаголов.
Какое слово есть во всех этих предложениях.
Так какая у нас экологическая проблема.
СЛАЙД воздух
VII. Физкультурная минутка
- Я назову вам глаголы, если это:
глагол настоящего времени – руки на пояс;
глагол прошедшего времени – присядьте;
глагол будущего времени – ходьба на месте.
VIII. Систематизация и обобщение знаний
Лес стоял. Леса растут. Лес зеленел. Лес шумел. Зеленеет лес. Вырубали лес. Скоро лес заговорит.
Какое слово есть во всех этих предложениях.
Так какая у нас экологическая проблема.
СЛАЙД лес.
Запишите глаголы в 3 столбика: Н.вр., Пр., вр., Буд. Вр.
Она бежит всегда вперёд,
Но никуда не убегает.
В морях и реках обитала,
А часто по небу летала.
А как наскучит ей летать,
На землю выпадет опять.
И вновь бежать. (у доски 2 человека)
Кто догадался, о чем это стихотворение.
Так какая у нас экологическая проблема.
СЛАЙД вода
Ребята, у нас есть еще одна экологическая проблема, которая появилась несколько лет назад, но сегодня о ней говорят уже достаточно много. И эта проблема тесно связана с сегодняшним числом. Кто мне напомнит какой сегодня праздник.
Может кто – то сформулирует экологическую проблему ( экологический мусор) СЛАЙД
Сложилась новая наука – экология космического пространства это наука о процессах в космосе. Результаты исследований ближнего космоса, Солнечной системы и звездной астрономии являются основой, на которой делают выводы об экологии космоса. Поэтому событие которое произошло 12 апреля 1961 года когда советский космонавт Ю. А. Гагарин совершил полет в космос для нашей науки очень важное и помогает решать проблему космического мусора.
ВИДЕО
А какие экологические выводы мы сделаем после сегодняшнего урока. Конечно же над проблемой экологии работают различные организации СЛАЙДЫ, но и мы с вами, каждый из нас должен любить и оберегать тот мир в котором мы живем. Потому что экологические проблемы – это проблемы каждого человека и решать их нам надо всем вместе. Действительно, это очень важное слово не только на сегодняшнем уроке, но и каждый день в течение всей нашей жизни. Ведь только от нас зависит, какой будет наша планета, такой… (демонстрация иллюстрации безжизненной природы) или такой… (демонстрация фотографии зелёного леса). Мы в ответе за нашу прекрасную голубую планету! Помните об этом!
IX. Подведение итогов урока
Давайте вспомним тему урока СЛАЙД
Вывод: глаголы изменяются по временам.
-Какие три времени есть у глагола?
Итак, мы пришли к выводу, что:
Глагол
Что делает? Что делал? Что сделает?
действие действие действие
происходит произошло произойдёт
(сейчас) (в прошлом) (в будущем)
Настоящее Прошедшее Будущее
время время время
X. Рефлексия
АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ Фамилия ___________________________ Имя ________________________ «+» - задание выполнил(а) верно, без затруднений «?» - испытывал(а) трудности | |||
ЗНАЮ | УМЕЮ | ||
Определение глагола как часть речи | Находить глаголы в тексте | ||
На какие вопросы отвечает глагол | Задавать к ним вопросы | ||
Как определить вид глагола | Определить вид глагола | ||
Как определить время глагола | Определить время глагола | ||
ИТОГО: | ИТОГО: |
XI. Организационное завершение урока
Всем спасибо за работу. Наш урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема урока: «Изменение глаголов прошедшего времени по родам». 3 класс
На основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени сделать вывод об изменении глаголов прошедшего времени по родам....
Тема урока. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение глаголов)
Тема урока. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение глаголов) Цели предметные: Ø уточнить и обобщить сведения о глаголе, познакомить с изменением...
Тема урока:«Изменение глаголов по временам» 4 класс
Технологическая карта урока русского языка по теме:«Изменение глаголов по временам» 4 класс УМК "Школа России" (учебник -В.П.Канакина0В.Г.горецкий)...
Русский язык . 3 класс. УМК: «Планета знаний» Тема урока: Изменение глаголов по временам.
Тема урока: Изменение глаголов по временам.Цель: «открытие» учащимися нового о глаголе: употребление глаголов в форме прошедшего, настоящего и будущего времени.Задачи:- обучающие: повторит...
Урок русского языка по программе Школа России. Тема урока: Изменение глаголов по временам .
Цель урока: - Актуализировать знание о временных формах глагола.Задачи:- повторить временные формы глагола;- способствовать развитию умения различать временные формы глагола и правильно их употре...
Русский язык в 4 классе Тема урока "Изменение глаголов по временам"
Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе. УМК "Начальная школа 21 века" Тема "Изменение глаголов по временам"...
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА Тема урока: «Изменение глаголов по временам»
Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по временам.Планируемые результаты: Предметные:уметь различать глаголы по временам;уметь различать глаголы в единственном и ...