Урок - исследование "Состав слова"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок-исследование (обобщение).
Технология построения урока: проблемно-диалогическая, поисковая, кластерная.
Цель деятельности учителя: Создавать условия для организации деятельности учащихся по обобщению знаний о составе слова в русском языке
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostav_slova.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта
открытого урока русского языка в 4 «Д» классе 12.02.2019
.
Учебный предмет | русский язык |
Учебник | Чуракова Н.А. Русский язык, учебник для 4 класса в 3-х частях. – Москва, «Академкнига/Учебник», 2014. |
Класс | 4 «Д» |
Тип урока | урок-исследование (обобщение) |
Технология построения урока | проблемно-диалогическая, поисковая, кластерная |
Тема урока | Состав слова |
Цель деятельности учителя: | Создавать условия для организации деятельности учащихся по обобщению знаний о составе слова в русском языке |
Планируемые результаты | |
Предметные
| Метапредметные Личностные УУД:
Регулятивные УУД:
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
|
Организация пространства | |
Формы работы | Средства обучения |
Методы обучения По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые. По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические. По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации. | Технологии исследовательская, кластерная, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая, информационно-коммуникативные, использование ЭФУ. |
№ п/п | Этап урока | Цель этапа Формирование УУД | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Форма работы |
Мотивация | Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке | Организует ситуацию настроя детей на работу. - Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке гости. Пожалуйста, поприветствуйте гостей. - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. Давайте пожелаем себе активной и интересной работы на уроке. - Надеюсь, что вы получите удовольствие от приобретённых знаний. | Настраиваются на активную работу на уроке | Коллективная работа. | |
3. 4. 5. 6. 7. | Создание проблемной ситуации. Определение темы и цели урока. Актуализация имеющихся знаний Планирование учебной деятельности Практическая деятельность учащихся. Физминутка Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений и заданий | Создать проблемную ситуацию для определения темы и цели урока Познавательные УУД (логические): - анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков. Регулятивные УУД - целеполагание Коммуникативные УУД - внимательно слушают одноклассников -строят высказывание в соответствии с речевой ситуацией Личностные УУД: самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, основные признаки морфем слов. Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные УУД: умение выслушать товарищей, принять чужую точку зрения, аргументировать свою. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность. Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные УУД: умение выслушать товарищей, принять чужую точку зрения, аргументировать свою. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность. Личностные УУД: самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, основные признаки морфем слов. Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков. Коммуникативные УУД: умение выслушать товарищей, принять чужую точку зрения, аргументировать свою. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность. Личностные УУД: самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, основные признаки морфем слов | - Ребята, откройте тетради. Запишите число, слова «Классная работа». Начнем урок с минутки чистописания. Материал для минутки чистописания на доске. Пожалуйста, запишите в своих тетрадях чисто и красиво. Сосват валос Как вы думаете, что это? (На слова похоже? Что за слова? Как их разгадать? Наверное, здесь перепутаны буквы? Как называются такие загадки? Анаграммы) Получилось словосочетание «Состав слова» - Ребята, что мы имеем ввиду, когда говорим о составе слова? (Состав слова – это части, из которых слово состоит). - Какой будет тема урока? - Это новая тема? Мы знакомы с частями слова? - Какую цель поставим себе сегодня на уроке? Какие тогда мы поставим задачи? - Какие умения нам сегодня понадобятся? Ребята, я предлагаю Вам сегодня провести исследование состава слова. Как вы думаете, что это означает? (Обобщить все наши знания и, возможно, получить новые). Работать будем в группах, поэтому давайте вспомним правила работы в группе. Каждой группе предлагается провести исследование определенной части слова. Вам будет предложен материал, который вы сможете использовать для обобщения всего того, что вам известно о части слова. Ребята, всегда проще и удобнее работать, когда у нас есть план. Посмотрите на доску. Здесь представлен план характеристики части слова. Скажите, пожалуйста, со всем ли вы согласны или что-то бы изменили, добавили? ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧАСТИ СЛОВА - Как называется? - Какие имеет особенности? - Какую выполняет роль? - В какой части слова находится? Итак, работая по плану, вам предстоит исследовать части слов в группах. Карточки с символами частей слова лежат на ваших столах. Также вам предлагается материал, с которым вы будете работать. Работают в 5 группах (исследование корня, приставки, суффикса, основы и окончания). Задания в группах. Когда работает одна группа, все остальные ученики являются экспертами.
- корень - главная значимая часть слова; - в корне заключён общий смысл однокоренных слов; - однокоренные слова – слова с одним и тем же корнем и общим значением; Например: рисовать, рисование, рис, рисунок, разрисовать (выделить в словах корни, доказать, что они однокоренные. Все ли слова однокоренные?) - однокоренные слова нельзя назвать родственными; - бывают слова с двумя корнями (если да, то приведите примеры).
Шарик рану зал…зал, С костью в будку зал…зал. Кот под снегом пос…дел И мгновенно пос…дел. Сделайте вывод. Слово экспертам.
- приставка – часть речи; - приставка служит для образования новых слов; - приставка стоит после корня; - бывают слова без приставок.
Открыть – закрыть, входить – выходить, приехать – уехать.
Растаять – раздать, расписать – разносить.
Здесь, сберечь, здание, сгиб, сделать.
Дождик (по)шёл (по)садовой дорожке. Дождик (по)весил (по)веткам серёжки. Дождь (по)шуршал (по)широкому лугу, Ежу (по)стучал (по)плечу, словно другу. Сделайте вывод. Слово экспертам. Изобрази действия с помощью жестов и мимики - Ты причёсываешься у зеркала, любуешься собой. - Ты энергично моешь окна. - Ты наливаешь в стакан воды, с наслаждением пьёшь. - Ты поднимаешь с пола котёнка, гладишь его. - У тебя разболелся зуб.
- Суффикс – неизменяемая часть слова; - Суффикс служит для связи слов в предложении; - Суффикс стоит перед корнем; - В слове могут быть 2 суффикса; - Суффикс имеет свое значение.
Тигрёнок, котёнок, слонёнок. Хлебница, сахарница, салатница. Зубик, лучик, часик. Сварщик, носильщик, паромщик.
Писал, писать, пиши. Сделайте вывод. Слово экспертам.
- окончание – неизменяемая часть слова; - бывают слова с нулевым окончанием; - окончание служит для образования новых слов; - окончание всегда стоит впереди корня; - у одного слова могут быть разные окончания.
Картина, о дне, стрижи. Несёт, сочинит, измеряет. Глубокий, глубокая, глубокие.
Кино, эскимо, кенгуру.
Весну, весны, весне, весну, веснушки, весной. Сделайте вывод. Слово экспертам.
Ответьте на вопросы - что такое основа слова? - какие части слова могут входить в основу?
Дворник, старый. Ребята, мы подробно поговорили обо всех частях слова. Теперь давайте ещё раз определим порядок разбора по составу. На доске представлены графические обозначения частей слова. Ваша задача расставить их в нужном порядке. Опираясь на схему, разберите по составу слова. Подсказка, дождливый, перетащить. Давайте посмотрим, все ли мы знаем с вами теперь о частях слова и разборе по составу. Для этого я предлагаю задания в группах. Интересно, какая из групп первой справится с заданием.
Суффикс тот же, что и в слове «терпеливый». Приставка та же, что и в слове «выход». Окончание то же, что и в слове «новый». Корень тот же, что и в слове «вынос».
1. 2. Лесник, поход, подводник, голубоватый, кран, сапоги, старенький, подвеска, подснежник, отлёт.
Полотёр, полотенце, покормить, покрывало, помечтать, полёт. | Определяют тему урока: «Состав слова» Повторить то, что знали ранее о частях слова; Узнать то, что еще не знаем; Уточнить то, что было непонятно) - Правильно говорить. - Красиво писать. - Вспоминать ранее изученный материал. - Отстаивать свою точку зрения. - Вспоминать то, что знаем о составе слова. - Верно выделять части слов, выполнять разбор по составу. - Быть активными и внимательными. - Слушать друг друга и учителя. Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций Высказывают предположения. Ребята сталкиваются с проблемой, для решения которой им пока еще не хватает имеющихся знаний. Ребята меняют пункты плана. Выбирают подходящие определения Приходят к выводу, что не все слова с одинаковым корнем являются однокоренными Чтобы правильно выделить корень и написать гласную в корне, надо правильно определить лексическое значение слово и подобрать проверочное слово. Выбирают подходящие определения Приходят к выводу об антонимичном значении, которое привносят приставки в слово Вспоминают орфограмму о приставках, оканчивающихся на парный согласный Приходят к выводу о том, что надо различать приставку и начальный согласный корня Выполняют задание, основываясь на различении приставки и предлога Выбирают подходящие определения Делают вывод о значении суффиксов Вспоминают формообразующие суффиксы Выбирают подходящие определения Обобщают знания о форме слов, заключенной в окончании Подводят итог о несклоняемых существительных. Различают формы одного и того же слова и родственное слово. Отвечают на вопросы о значении основы слова Определяют порядок разбора слова по составу. Выполняют задания. | Коллективная работа. Коллективная работа. Работа в группах. Работа в группах. Работа в группах. Работа в группах. Работа в группах. Оценивание работы других групп Работа в группах. Коллективная работа. Коллективная работа. |
8. | Рефлексия | Регулятивные УУД: самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей | - Много ли трудностей мы встретили на уроке? - Что было самым трудным? - Как вы думаете, всё ли мы теперь знаем о составе слова или нам предстоит и дальше открывать новые знания? Давайте составим синквейн о нашем уроке по теме «Состав слова». | Подводят итог урока путём составления синквейна.
| Получают позитивный настрой от урока. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока: Корень слова. Однокоренные слова. 3- к класс специальный(коррекционный) VII вида уровень: общеобразовательный
Данный конспект содержит материал, направленный на знакомство детей с понятиями "корень", "однокоренные слова"....
разработка урока "Устаревшие слова, слова синонимы и новые слова"
разработка урока по русскому языку для 2 класса по ФГОС "Начальная школа 21 век" с презентацией...
Урок русского языка во 2 классе УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: « Корень слова. Однокоренные слова».
В данной папке помещён материал к уроку:- конспект урока- презентация...
План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»
Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....
конспект урока "Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова"
Конспект урока "Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс. Программа "Школа России"....
Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по тема урока: «Правописание слов с парными согласными на конце слова»
Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по тема урока: «Правописание слов с парными согласными на конце слова» (по АООП 1 вариант для детей с умственной отстал...
Сценарий урока русского языка Тема урока: «Сложные слова, соединительные гласные о, е в сложных словах»
Тип урока: «открытие» нового знания • Дидактическая цель: создать условия для формирования нового понятия «сложные слова» учебник «Русский язык» Чура...