Урок - исследование "Состав слова"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Парфенова Елена Николаевна

Урок-исследование  (обобщение). 

Технология построения урока: проблемно-диалогическая, поисковая, кластерная.

Цель деятельности учителя: Создавать условия для организации деятельности учащихся по обобщению знаний о составе слова в русском языке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sostav_slova.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

открытого урока русского языка в 4 «Д» классе 12.02.2019

.

Учебный предмет

русский язык

Учебник

Чуракова Н.А. Русский язык,  учебник для 4 класса в 3-х частях. – Москва, «Академкнига/Учебник», 2014.

Класс

4 «Д»

Тип урока

урок-исследование  (обобщение)

Технология построения урока

проблемно-диалогическая, поисковая, кластерная

Тема урока

Состав слова

Цель деятельности учителя:

Создавать условия для организации деятельности учащихся по обобщению знаний о составе слова в русском языке

Планируемые результаты

Предметные  

  •  наблюдать за составом слова разных частей речи;
  • формировать умение правильно выделять морфемы слов разных частей речи;
  • уметь применять имеющиеся теоретические знания о морфемах, знать их особенности;
  • развивать умение подбирать однокоренные слова при определении корня слова;
  • определять значение префиксов и суффиксов;
  • адекватно использовать средства устного общения.

Метапредметные

Личностные УУД:

  • проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, иметь представление о причинах успеха в школе;
  • сохранять интерес к учебному материалу;
  • оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);
  • определять общие для всех правила поведения;
  • определять правила работы в  группах;
  • устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

  • адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей, при необходимости вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в устной и письменной речи;
  • учить планировать свою деятельность на уроке;
  • высказывать свое предположение на основе учебного материала;
  • отличать верно выполненное задание от неверно выполненного;
  • осуществлять самоконтроль;
  • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

  • анализировать факты языка с выделением их отличительных признаков;
  • ориентироваться в учебнике, тетради;
  • строить речевое высказывание в устной форме;
  •  делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

  Коммуникативные УУД:

  •  адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач;
  • слушать и понимать речь других;
  • формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Организация пространства

Формы работы

Средства обучения

Методы обучения

 По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Технологии

исследовательская, кластерная, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая, информационно-коммуникативные, использование ЭФУ.

№ п/п

Этап урока

Цель этапа

Формирование УУД

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Форма работы

Мотивация

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Организует  ситуацию настроя детей на работу.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке гости. Пожалуйста, поприветствуйте гостей.

 - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.  Давайте пожелаем себе активной и интересной работы на уроке.

-  Надеюсь, что вы получите удовольствие от приобретённых знаний.

Настраиваются на активную работу на уроке

Коллективная работа.

3.

4.

5.

6.

7.

Создание проблемной ситуации. Определение темы и цели урока.

Актуализация имеющихся знаний

Планирование учебной деятельности

Практическая деятельность учащихся.

Физминутка

Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений и заданий

Создать проблемную ситуацию для определения темы и цели урока

Познавательные УУД (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков.

Регулятивные УУД

- целеполагание

Коммуникативные УУД

- внимательно слушают одноклассников

-строят высказывание в соответствии с речевой ситуацией

Личностные УУД: самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, основные признаки морфем слов.

Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

Коммуникативные УУД: умение выслушать товарищей, принять чужую точку зрения, аргументировать свою. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность.

Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

Коммуникативные УУД: умение выслушать товарищей, принять чужую точку зрения, аргументировать свою. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность.

Личностные УУД: самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, основные признаки морфем слов.

 Познавательные УУД (логические): подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков.

Коммуникативные УУД: умение выслушать товарищей, принять чужую точку зрения, аргументировать свою. Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность.

Личностные УУД: самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, основные признаки морфем слов

- Ребята, откройте тетради. Запишите число, слова «Классная работа». Начнем урок с минутки  чистописания. Материал для минутки чистописания на доске. Пожалуйста, запишите в своих тетрадях чисто и красиво.

Сосват валос

Как вы думаете, что это?

(На слова похоже? Что за слова? Как их разгадать? Наверное, здесь перепутаны буквы? Как называются такие загадки? Анаграммы)

Получилось словосочетание «Состав слова»

- Ребята, что мы имеем ввиду, когда говорим о составе слова? (Состав слова – это части, из которых слово состоит).

- Какой будет тема урока?

- Это новая тема? Мы знакомы с частями слова?

- Какую цель поставим себе сегодня на уроке?

Какие тогда мы поставим задачи?

- Какие умения нам сегодня понадобятся?

Ребята, я предлагаю Вам сегодня провести исследование состава слова. Как вы думаете, что это означает? (Обобщить все наши знания и, возможно, получить новые).

Работать будем в группах, поэтому давайте вспомним правила работы в группе.

Каждой группе предлагается провести исследование определенной части слова. Вам будет предложен материал, который вы сможете использовать для обобщения всего того, что вам известно о части слова.

Ребята, всегда проще и удобнее работать, когда у нас есть план. Посмотрите на доску. Здесь представлен план характеристики части слова. Скажите, пожалуйста, со всем ли вы согласны или что-то бы изменили, добавили?

ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ЧАСТИ СЛОВА

- Как называется?

- Какие имеет особенности?

- Какую выполняет  роль?

- В какой части слова находится?

Итак, работая по плану, вам предстоит исследовать части слов в группах. Карточки с символами частей слова лежат на ваших столах. Также вам предлагается материал, с которым вы будете работать.

Работают в 5 группах (исследование корня, приставки, суффикса, основы и окончания).

Задания в группах. Когда работает одна группа, все остальные ученики являются экспертами.

  1. Корень
  • Выберите верные суждения:

- корень - главная значимая часть слова;

- в корне заключён общий смысл однокоренных слов;

- однокоренные слова – слова с одним и тем же корнем и общим значением;

Например: рисовать, рисование, рис, рисунок, разрисовать (выделить в словах корни, доказать, что они однокоренные. Все ли слова однокоренные?)

- однокоренные слова нельзя назвать родственными;

- бывают слова с двумя корнями (если да, то приведите примеры).

  • Вставьте пропущенные буквы, выделите корни. Что вы можете сказать о словах с пропущенными буквами?

Шарик рану зал…зал,

С костью в будку зал…зал.

Кот под снегом пос…дел

И мгновенно пос…дел.

 Сделайте вывод.

Слово экспертам.

  1. Приставка
  • Выберите верные суждения:

- приставка – часть речи;

- приставка служит для образования новых слов;

- приставка стоит после корня;

- бывают слова без приставок.

  • Выделите приставки. Что вы можете о них сказать? (значение)

Открыть – закрыть, входить – выходить, приехать – уехать.

  • Почему в одном слове пишем приставку раз-, в другом – рас-?

Растаять – раздать, расписать – разносить.

  • Выделите в словах приставки (если они есть), объясните написание первой буквы в слове? Сделайте вывод.

Здесь, сберечь, здание, сгиб, сделать.

  • Подчеркни предлоги, выдели приставки.

Дождик (по)шёл (по)садовой дорожке.

Дождик (по)весил (по)веткам серёжки.

Дождь (по)шуршал (по)широкому лугу,

Ежу (по)стучал (по)плечу, словно другу.

Сделайте вывод.

Слово экспертам.

Изобрази действия с помощью жестов и мимики

- Ты причёсываешься у зеркала, любуешься собой.

- Ты энергично моешь окна.

- Ты наливаешь в стакан воды, с наслаждением пьёшь.

- Ты поднимаешь с пола котёнка, гладишь его.

- У тебя разболелся зуб.

  1. Суффикс
  • Выберите верные суждения:

- Суффикс – неизменяемая часть слова;

- Суффикс служит для связи слов в предложении;

- Суффикс стоит перед корнем;

- В слове могут быть 2 суффикса;

- Суффикс имеет свое значение.

  • Выделите суффиксы в словах. Сделайте вывод о значении.

Тигрёнок, котёнок, слонёнок.

Хлебница, сахарница, салатница.

Зубик, лучик, часик.

Сварщик, носильщик, паромщик.

  • Выделите суффиксы в словах. Сделайте вывод об их роли.

Писал, писать, пиши.

Сделайте вывод.

Слово экспертам.

  1. Окончание
  • Выберите верные суждения:

- окончание – неизменяемая часть слова;

- бывают слова с нулевым окончанием;

- окончание служит для образования новых слов;

- окончание всегда стоит впереди корня;

- у одного слова могут быть разные окончания.

  • Выделите окончания в словах разных частей речи. Какую информацию содержит окончание?

Картина, о дне, стрижи.

Несёт, сочинит, измеряет.

Глубокий, глубокая, глубокие.

  • Что можете сказать об окончании следующих слов?

Кино, эскимо, кенгуру.

  • Найдите «лишнее» слово.

Весну, весны, весне, весну, веснушки, весной.

Сделайте вывод.

Слово экспертам.

  1. Основа слова

Ответьте на вопросы

- что такое основа слова?

- какие части слова могут входить в основу?

  • Напишите новую форму к данному слову.

Дворник, старый.

Ребята, мы подробно поговорили обо всех частях слова. Теперь давайте ещё раз определим порядок разбора по составу. На доске представлены графические обозначения частей слова. Ваша задача расставить их в нужном порядке.

Опираясь на схему, разберите по составу слова.

Подсказка, дождливый, перетащить.

Давайте посмотрим, все ли мы знаем с вами теперь о частях слова и разборе по составу. Для этого я предлагаю задания в группах. Интересно, какая из групп первой справится с заданием.

  • «Собери» слово из частей. Обозначь части слова.

Суффикс тот же, что и в слове «терпеливый».

Приставка та же, что и в слове «выход».

Окончание то же, что и в слове «новый».

Корень тот же, что и в слове «вынос».

  • Выпишите слова, подходящие к следующим схемам

1.

2.         

Лесник, поход, подводник, голубоватый, кран, сапоги, старенький, подвеска, подснежник, отлёт.

  • Какое местоимение может работать приставкой? Приведите пример.
  • В каких из данных слов нет приставок?

Полотёр, полотенце, покормить, покрывало, помечтать, полёт.

Определяют тему урока:

 «Состав слова»

Повторить то, что знали ранее о частях слова;

Узнать то, что еще не знаем;

Уточнить то, что было непонятно)

- Правильно говорить.

- Красиво писать.

- Вспоминать ранее изученный материал.

- Отстаивать свою точку зрения.

- Вспоминать то, что знаем о составе слова.

- Верно выделять части слов, выполнять разбор по составу.

- Быть активными и внимательными.

- Слушать друг друга и учителя.

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций

Высказывают предположения.

Ребята сталкиваются с проблемой, для решения которой им пока еще не хватает имеющихся знаний.

Ребята меняют пункты плана.

Выбирают подходящие определения

Приходят к выводу, что не все слова с одинаковым корнем являются однокоренными

Чтобы правильно выделить корень и написать гласную в корне, надо правильно определить лексическое значение слово и подобрать проверочное слово.

Выбирают подходящие определения

Приходят к выводу об антонимичном значении, которое привносят приставки в слово

Вспоминают орфограмму о приставках, оканчивающихся на парный согласный

Приходят к выводу о том, что надо различать приставку и начальный согласный корня

Выполняют задание, основываясь на различении приставки и предлога

Выбирают подходящие определения

Делают вывод о значении суффиксов

Вспоминают формообразующие суффиксы

Выбирают подходящие определения

Обобщают знания о форме слов, заключенной в окончании

Подводят итог о несклоняемых существительных.

Различают формы одного и того же слова и родственное слово.

Отвечают на вопросы о значении основы слова

Определяют порядок разбора слова по составу.

Выполняют задания.

Коллективная работа.

Коллективная работа.

Работа в группах.

Работа в группах.

Работа в группах.

Работа в группах.

Работа в группах.

Оценивание работы других групп

Работа в группах.

Коллективная работа.

Коллективная работа.

8.

Рефлексия

Регулятивные УУД: самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей

- Много ли трудностей мы встретили на уроке?

- Что было самым трудным?

- Как вы думаете, всё ли мы теперь знаем о составе слова или нам предстоит и дальше открывать новые знания?

Давайте составим синквейн о нашем  уроке по теме «Состав слова».

Подводят итог урока путём составления синквейна.

  1. Урок
  2. Интересный, познавательный
  3. Работал, выяснил, закрепил
  4. Я обобщил знания о составе слова.
  5. Новые знания.

Получают позитивный настрой от урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: Корень слова. Однокоренные слова. 3- к класс специальный(коррекционный) VII вида уровень: общеобразовательный

Данный конспект содержит материал, направленный на знакомство детей с понятиями "корень", "однокоренные слова"....

разработка урока "Устаревшие слова, слова синонимы и новые слова"

разработка урока по русскому языку для 2 класса по ФГОС "Начальная школа 21 век" с презентацией...

План оценивания урока русского языка во 2 классе по УМК «Планета знаний» по теме «Слово и его значимые части» Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова»

Помогает отследить результаты проделанной работы, систематезировать и конкретизировать степень усвоения учащимися учебного материала....

конспект урока "Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова"

Конспект урока "Родственные слова. Корень слова. Однокоренные слова". 2 класс. Программа "Школа России"....

Конспект открытого урока русского языка в 3 классе по тема урока: «Правописание слов с парными согласными на конце слова»

Конспект открытого урока русского языка  в 3 классе  по тема урока: «Правописание слов с парными согласными на конце слова»  (по АООП 1 вариант для детей с умственной отстал...

Сценарий урока русского языка Тема урока: «Сложные слова, соединительные гласные о, е в сложных словах»

Тип урока: «открытие» нового знания • Дидактическая цель: создать условия для формирования нового понятия «сложные слова» учебник «Русский язык» Чура...