Урок русского языка во 2 классе на тему :"В царство корней"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Абдирахманова Миляуша Аруновна

В разработке представлен конспект урока «Общее понятие об однокоренных словах» "В царстве корней" для 2 класса. Цели урока: ознакомить с признаками однокоренных слов; развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные; учить выделять общую часть родственных слов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_vo_2_klasse_na_temu.doc135 КБ

Предварительный просмотр:

         Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему:

              «В царстве корней»        

Формирование  умения подбирать родственные слова для проверки написания безударных гласных и парных согласных в корне слова.

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

      - воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;

-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией;

- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью

- развитие умения использовать различные способы поиска информации;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)

- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава.

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

     - актуализация знаний о правописании парных по –звонкости – глухости согласных звуков на конце  и в середине слова, способах подбора однокоренных слов для проверки изучаемой орфограммы;

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

Цели: • развивать умение находить однокоренные слова, образовывать их, отделять от формы слова, выделять корень слова, развивать орфографическую зоркость, речь, память, воспитывать внимание, аккуратность при письме

Оборудование:

- заготовки для  эмоциональной оценки

- Русский язык» 2 класс, Л.Ф. Климанова,  Т.В. Бабушкина. Москва,  «Просвещение

- Проектор, ноутбуки;

Ход урока:

  1. Сообщение темы и целей урока.
  • Громко прозвенел звонок –
    Начинается урок.
    Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
    Работаем старательно, слушаем внимательно.
  • Ребята, сейчас у нас урок родного языка. Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.
  • Сегодня мы совершим путешествие в лесное царство корней.
  • Слайд № 1.

2.Чистописание (Слайд № 2)

  •       Отгадайте загадку: «Весной веселит, летом холодит,
                                     Осенью питает, зимой согревает».
  •  Какие названия пород деревьев имеют непроверяемые безударные    
  •  гласные?

              Дд          дд           дерево         берёза        осина

        Дерево живет корнями, а человек друзьями.

3. Комментированное письмо.

    Дерево живет корнями, а человек друзьями.

- Что это за высказывание? (Пословица)

  - Как вы её понимаете?

  - Прокомментируйте, запишите.

  - Проверьте друг у друга.

4. Работа по теме урока.

     (Слайд № 3)

   1)  -Какие значения имеет слово «корень»:

   *подземная часть растения,

   *часть волоса, зуба, ногтя,

   *начало, источник чего-либо.

 

  «Так же как и у кустов, корень есть у слов».

2) -Что же такое корень?    Выделите главное.

       Послушайте сказку:

                   Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый.

Делаем вывод: «Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными)».

  • 3)Учебник стр. 55. Упр.90
  • Слово “корень” употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. “Смотри в корень” или “зри в корень”. Это означает: “Выдели самое главное”. Слов без корня не бывает. Это центр слова. Чем чаще употребляют корень в жизни, тем больше у него родственников, однокоренных слов.
  • Какие слова называются родственными?
  • Как называется общая часть?
  • Какие слова называются однокоренными? 

родственные слова

                

                          близкие по смыслу           общая часть

  •                                                                           корень слова
  • 4)Спишите, вставляя пропущенные гласные. Обозначьте корень в однокоренных словах.
  •  Л…ска, л…сонька, л…са! Ты в каких живёшь лесах? Л…сий хвост замёл следы. Где л…сичка? Видел ты?

5.Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали 1-2-3,
Ручками похлопали 1-2-3.
Покрутились, повертелись.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем 1-2-3-4-5.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

6.Первичное закрепление .

Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень.

1)У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно, чтобы их починил мастер - ________.

 Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики.

2) Стр. 90 учебника, читаем правило.

-Как называется общая часть?

-Какие слова называются однокоренными?

На доску вывешивается таблица:

родственные слова   близкие по смыслу           общая часть  корень слов

3) Упр. 91, стр. 55.

 4) Слово "корень" употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. "Смотри в корень" или "зри в корень".

   -Как вы думаете, когда так говорят?

   Это означает: "Выдели самое главное". Слов без корня не бывает. Это центр слова.

 

 

7. Закрепление изученного материала.

1)    - А сейчас мы подошли к лесной речке. (Слайд № 6.)

    - Найдите однокоренные слова на картинке и запишите:                                                 Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить

2) (Слайд № 7.)

- Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула  на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?

·     Кто же оказался чужаком среди родственников воды? 

·     Почему гости не сразу приметили чужака?

·     Не поможете ли вы ему найти родственников?

   (Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).

·     Запишите список родственников Воды: «Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».

·      -Как пишутся корни в однокоренных словах?  (Одинаково.)

·     Какое значение в жизни человека имеет вода?

 

3) (Слайд № 8.) «Какое слово лишнее?»

    Списать однокоренные слова, выделить корень.

    Лес,  лесной,  лестница,  лесник.

    Гора, гореть, горный, пригорок.

    Тепло, теплица, тёплый, жаркий.

              Гриб, грибок, грибной, грибница.

4) (Слайд № 9.) Выписать однокоренные слова, выделить корень.

Тот, кто с гусятами близко знаком,

Знает: гусята гуляют гуськом;

Тот же, кто близко знаком с гусаком,

К ним не рискнет подойти босиком.      

         Гусята,  гуськом,  с  гусаком.

             -Родня ли Гусеница Гусю? Почему?

5) Слайд № 10. Найти семью родственных слов.

Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо...
Жили-были серый еж
И его ежиха.

Серый еж был очень тих,
И ежиха тоже.
И ребенок был у них -
Очень тихий ежик.

Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.

8. РЕФЛЕКСИЯ

Взять солнышко, отражающее отношение к уроку

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК!

  9. Итог урока.

·  Какие слова называются родственными? Что такое корень слова? Какие слова называются однокоренными?

10. Домашнее задание: Стр.56, упр.94.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

урок русского языка 3 класс по теме "Орфограммы в корне слов"

Урок, проведенный в 3 классе в форме деловой игры, позволяет закрепить и обобщить знания детей по орфограммам в  корне слов, развивает воображение, словарный запас. Учебный процесс организован та...

урок русского языка 3 класс по теме "Орфограммы в корне слов"

>Урок, проведенный в 3 классе в форме деловой игры, позволяет закрепить и обобщить знания детей по орфограммам в  корне слов, развивает воображение, словарный запас. Учебный процесс организован т...

урок русского языка 3 класс по теме "Орфограммы в корне слов"

Презентация является приложением к уроку русского языка в 3 классе подготовленного  на конкурс "Учитель года"....

Урок русского языка 2 класс.По теме:" Парные согласные в корне слова".

Урок русского языка.Форма урока освобождение снежного барса из плена.Цель урока:  расширить знания детей о проверочных словах при проверке безударных гласных и парных согласных в корне, учит...

Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100

Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."

В технологической карте  предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...