Урок русского языка во 2 классе на тему :"В царство корней"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
В разработке представлен конспект урока «Общее понятие об однокоренных словах» "В царстве корней" для 2 класса. Цели урока: ознакомить с признаками однокоренных слов; развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные; учить выделять общую часть родственных слов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_vo_2_klasse_na_temu.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему:
«В царстве корней»
Формирование умения подбирать родственные слова для проверки написания безударных гласных и парных согласных в корне слова.
1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией;
- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью
- развитие умения использовать различные способы поиска информации;
- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделение лишнего, анализа, синтеза, обобщения, классификации и др. (познавательные УУД);
- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии (регулятивные УУД)
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
- формирование умения взаимодействовать в статичных парах, парах сменного состава.
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- актуализация знаний о правописании парных по –звонкости – глухости согласных звуков на конце и в середине слова, способах подбора однокоренных слов для проверки изучаемой орфограммы;
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- освоение первоначальных знаний о грамматике русского языка;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
Цели: • развивать умение находить однокоренные слова, образовывать их, отделять от формы слова, выделять корень слова, развивать орфографическую зоркость, речь, память, воспитывать внимание, аккуратность при письме
Оборудование:
- заготовки для эмоциональной оценки
- Русский язык» 2 класс, Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Москва, «Просвещение
- Проектор, ноутбуки;
Ход урока:
- Сообщение темы и целей урока.
- Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться.
Работаем старательно, слушаем внимательно.
- Ребята, сейчас у нас урок родного языка. Мы продолжаем изучать тайны русского языка. И как всегда, каждый из вас на уроке будет исследователем.
- Сегодня мы совершим путешествие в лесное царство корней.
- Слайд № 1.
2.Чистописание (Слайд № 2)
- Отгадайте загадку: «Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает». - Какие названия пород деревьев имеют непроверяемые безударные
- гласные?
Дд дд дерево берёза осина
Дерево живет корнями, а человек друзьями.
3. Комментированное письмо.
Дерево живет корнями, а человек друзьями.
- Что это за высказывание? (Пословица)
- Как вы её понимаете?
- Прокомментируйте, запишите.
- Проверьте друг у друга.
4. Работа по теме урока.
(Слайд № 3)
1) -Какие значения имеет слово «корень»:
*подземная часть растения,
*часть волоса, зуба, ногтя,
*начало, источник чего-либо.
«Так же как и у кустов, корень есть у слов».
2) -Что же такое корень? Выделите главное.
Послушайте сказку:
Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки, и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их еще назвали родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый.
Делаем вывод: «Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть (корень) и общее значение, называются родственными (однокоренными)».
- 3)Учебник стр. 55. Упр.90
- Слово “корень” употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. “Смотри в корень” или “зри в корень”. Это означает: “Выдели самое главное”. Слов без корня не бывает. Это центр слова. Чем чаще употребляют корень в жизни, тем больше у него родственников, однокоренных слов.
- Какие слова называются родственными?
- Как называется общая часть?
- Какие слова называются однокоренными?
родственные слова
близкие по смыслу общая часть
- корень слова
- 4)Спишите, вставляя пропущенные гласные. Обозначьте корень в однокоренных словах.
- Л…ска, л…сонька, л…са! Ты в каких живёшь лесах? Л…сий хвост замёл следы. Где л…сичка? Видел ты?
5.Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали 1-2-3,
Ручками похлопали 1-2-3.
Покрутились, повертелись.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем 1-2-3-4-5.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
6.Первичное закрепление .
Восстанови текст, добавив однокоренные слова. Выдели корень.
1)У меня встали _______. Ещё ______ назад ходили. А сейчас ____________ стрелка стоит неподвижно. Нужно, чтобы их починил мастер - ________.
Слова для справок: часовщик, час, часовая, часики.
2) Стр. 90 учебника, читаем правило.
-Как называется общая часть?
-Какие слова называются однокоренными?
На доску вывешивается таблица:
родственные слова близкие по смыслу общая часть корень слов
3) Упр. 91, стр. 55.
4) Слово "корень" употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном. "Смотри в корень" или "зри в корень".
-Как вы думаете, когда так говорят?
Это означает: "Выдели самое главное". Слов без корня не бывает. Это центр слова.
7. Закрепление изученного материала.
1) - А сейчас мы подошли к лесной речке. (Слайд № 6.)
- Найдите однокоренные слова на картинке и запишите: Рыба, рыбка, рыбак, рыбалка, рыбачить.
2) (Слайд № 7.)
- Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
· Кто же оказался чужаком среди родственников воды?
· Почему гости не сразу приметили чужака?
· Не поможете ли вы ему найти родственников?
(Водит, доводить, проводить, заводной, обводить, провод).
· Запишите список родственников Воды: «Вода, водичка, водяной, водопад, водолаз, водомерка, подводник, водица, водоросли».
· -Как пишутся корни в однокоренных словах? (Одинаково.)
· Какое значение в жизни человека имеет вода?
3) (Слайд № 8.) «Какое слово лишнее?»
Списать однокоренные слова, выделить корень.
Лес, лесной, лестница, лесник.
Гора, гореть, горный, пригорок.
Тепло, теплица, тёплый, жаркий.
Гриб, грибок, грибной, грибница.
4) (Слайд № 9.) Выписать однокоренные слова, выделить корень.
Тот, кто с гусятами близко знаком,
Знает: гусята гуляют гуськом;
Тот же, кто близко знаком с гусаком,
К ним не рискнет подойти босиком.
Гусята, гуськом, с гусаком.
-Родня ли Гусеница Гусю? Почему?
5) Слайд № 10. Найти семью родственных слов.
Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо...
Жили-были серый еж
И его ежиха.
Серый еж был очень тих,
И ежиха тоже.
И ребенок был у них -
Очень тихий ежик.
Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.
8. РЕФЛЕКСИЯ
Взять солнышко, отражающее отношение к уроку
МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК!
9. Итог урока.
· Какие слова называются родственными? Что такое корень слова? Какие слова называются однокоренными?
10. Домашнее задание: Стр.56, упр.94.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"
Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....
урок русского языка 3 класс по теме "Орфограммы в корне слов"
Урок, проведенный в 3 классе в форме деловой игры, позволяет закрепить и обобщить знания детей по орфограммам в корне слов, развивает воображение, словарный запас. Учебный процесс организован та...
урок русского языка 3 класс по теме "Орфограммы в корне слов"
>Урок, проведенный в 3 классе в форме деловой игры, позволяет закрепить и обобщить знания детей по орфограммам в корне слов, развивает воображение, словарный запас. Учебный процесс организован т...
урок русского языка 3 класс по теме "Орфограммы в корне слов"
Презентация является приложением к уроку русского языка в 3 классе подготовленного на конкурс "Учитель года"....
Урок русского языка 2 класс.По теме:" Парные согласные в корне слова".
Урок русского языка.Форма урока освобождение снежного барса из плена.Цель урока: расширить знания детей о проверочных словах при проверке безударных гласных и парных согласных в корне, учит...
Презентация к уроку русского языка 2 класс. По теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счастливый случай ". Программа 2100
Презентация по русскому языку, по теме "Безударная гласная в корне слова". Урок-игра "Счасливый случай". Программа 2100. ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка, 2 класс по теме "Повторение. Проверяемая безударная гласная в корне слов."
В технологической карте предложены планируемые результаты (УУД, предметные), показана деятельность педагога и обучающихся, что дает возможность работать, используя системно-деятельностный подход...