Технологическая карта. УМК "Перспектива". Русский язык. 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс)
Технологическая карта. УМК "Перспектива". Русский язык. 4 класс. Тема урока: "Имя существительное. Определение падежа несклоняемых имён существительных".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta._4_klass._nesklonyaemye_imena_sushchestvitelnye.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
4 класс
УМК «Перспектива»
Русский язык
Технологическая карта
Тема: Имя существительное. Определение падежа несклоняемых имён существительных
Автор разработки: Л.Н. Моисеева
Тема | Имя существительное. Определение падежа несклоняемых имён существительных | ||
Цели | Сформировать представление о несклоняемых именах существительных. Ввести: - нормы употребления несклоняемых имён существительных в устной и письменной речи; - алгоритм определения падежа несклоняемого имени существительного. - нормы правописания несклоняемых имён существительных. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | ||
Основное содержание темы | Актуализация знаний о понятии «имя существительное». Изучение алгоритма определения падежа несклоняемых имён существительных. Редактирование текста, учитывая нормы употребления несклоняемых имён существительных в устной и письменной речи. | ||
Термины и понятия | Несклоняемые имена существительные, нормы употребления несклоняемых имён существительных. | ||
Планируемый результат | |||
Личностные умения Проявлять: - интерес к изучению темы; - желание помочь незнакомому сверстнику; - творческое отношение к процессу создания и оформления записки незнакомого сверстника; - осознание собственной успешности при изучении темы. | Метапредметные умения Познавательные умения: - раскрывать значение выражения «несклоняемые имена существительные», «нормы употребления несклоняемых имён существительных», использовать данную категорию существительных в активном словаре; - определять необходимость правильного употребления несклоняемых имен существительных в речи и обосновывать своё мнение; определять нормы употребления несклоняемых имен существительных с предлогами в речи и обосновывать своё мнение. - - использовать приобретенные знания для редактирования текста записки незнакомого сверстника. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - соотносить учебное действие с известным способом; - выполнять учебное задание, используя нормы правописания; - выполнять учебное действие в соответствии с планом; - выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога; - согласовывать позиции с партнером и находить общее решение; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. | Предметные умения • рассказывать: - об алгоритме определения падежа несклоняемых имён существительных в словосочетаниях и предложении; • определять и обозначать падеж несклоняемых имён существительных в словосочетаниях и предложениях; • писать предложения, соблюдая нормы употребления несклоняемых имён существительных. • редактировать текст записки, используя нормы употребления несклоняемых имён существительных. | |
Организация образовательного пространства | |||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы | |
Окружающий мир Темы – «Средства информации и связи», «История и культура Санкт - Петербурга», «Всемирное наследие».
| Информационный материал Учебник «Русский язык» ч. 2 Демонстрационный материал Электронная презентация Электронный диск к учебнику УМК «Перспектива» Интерактивный материал Электронная презентация. | Фронтальная. • индивидуальная – • парная - • групповая - | |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ | |||
I этап. Самоопределение к деятельности | |||
Цели деятельности | Ситуативное задание | Планируемый результат | |
• Мотивировать учащихся к изучению темы. • Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме. | Ваня написал маме записку. Мама! Я поехал в гости к своему другу Пете Никоненке. Он живёт на улице Крыленка, дом 5, квартира 63. Не волнуйся, мы будем готовиться к участию в городской олимпиаде по истории и культуре Санкт - Петербурга. Мы поищем информацию о станциях метро Дыбенка и Фрунзенская. Твой сын Ваня. Мама обрадовалась, что сын заинтересовался историей своего города, но очень огорчилась, что Ваня пишет с ошибками несклоняемые имена существительные. Ребята, можем ли мы помочь Ване писать несклоняемые имена существительные без ошибок? Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить свою позицию. Есть ли у вас желание помочь Ване успешно пользоваться русским языком? | Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы и желание помочь Ване исправить ошибки. | |
II этап. Учебно-познавательная деятельность | |||
Цели деятельности | Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) | Планируемый результат | |
Блок А. Определение падежа несклоняемых имён существительных. | |||
Цели: • Актуализировать знания о понятии «имя существительное» «часть речи»; • Ввести понятие «несклоняемое имя существительное; • Научить: - определять падежи несклоняемых имён существительных, используя алгоритм определения падежа имён существительных; - раскрывать значение выражения «несклоняемые имена существительные», использовать его в активном словаре; - выделять несклоняемые имена существительные в предложении и обосновывать свое мнение; - определять различие склоняемого и несклоняемого существительного, обосновывать свое мнение; - рассказывать о способах определения несклоняемого имени существительного в предложении; - выполнять учебное задание, используя известный способ; - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. | Задание 1 (З) с самопроверкой Назовите известные вам части речи, а у существительных - род. Красивый, стулья, мальчик, и, в, рисует, окно, умная, над, пишет, оно, я, метро, такси, пенальти. Назовите слова, в которых вы затрудняетесь определить части речи, у существительных - род. Сообщение учителя В русском языке есть несклоняемые имена существительные. Они звучат и пишутся всегда одинаково: к шоссе, на шоссе, у шоссе; в кино, о кино и т.д. Это существительные иноязычного происхождения: собственные и нарицательные с конечными гласными: -о, -е, -и, -у, -ю, -а-; названия некоторых городов, например, Тбилиси, Сочи ;фамилии на -о, -ых (их), -аго, -ово, например, Черных, Живаго. В случае затруднения при определении, какое это существительное, склоняемое или несклоняемое, можно обратиться к помощи взрослых или «Словарю иностранных слов». Задание 2 (З) с взаимопроверкой Расскажите способ определения несклоняемого имени существительного в предложении. В газете напечатали интересное интервью с известным спортсменом. В школьной столовой приготовили вкусное овощное пюре. Оля часто звонит своей подруге Кате Петренко. Задание 3(П) с взаимопроверкой Можно ли утверждать, что все слова русского языка звучат и пишутся всегда одинаково? Обоснуйте своё мнение. Задание 4 (У) с самопроверкой Выполните упр.23, стр.15. Задание 5 (З) с взаимопроверкой Подумайте, можно ли определить падеж несклоняемых имён существительных. Разработайте и представьте алгоритм определения падежа несклоняемых имён существительных. Сообщение учителя Алгоритм.
Задание 6 (У) с взаимопроверкой Спишите предложения и определите падеж несклоняемого имени существительного. Мальчики купили вкусное эскимо. В цирке выступала группа клоунов под руководством Ивана Черных. Красивый новый дом построили на улице Крыленко. Задание 7 (П) с взаимопроверкой Можно ли утверждать, что падеж несклоняемого имени существительного в предложении определить нельзя? Обоснуйте свое мнение. Задание 8 (У) с самопроверкой Составьте 2 предложения с несклоняемыми именами существительными по рисунку на стр. 15 и определите падеж этих существительных. | Диагностические задания 1. Запишите и подчеркните 3 лишнее слово. Какао, пальто, волшебство. Бра, трава, халва. Домино, окно, кино. Пюре, кашне, платье. 2. Спишите предложения, подчеркните несклоняемые имена существительные. Я хотел бы побывать в Москве, Туле, Сочи, Тбилиси. Мы зашли в уютное кафе и выпили по чашечке горячего кофе. Познавательные умения: - раскрывать значение выражения «несклоняемые имена существительные, использовать его в активном словаре; - определять несклоняемые имена существительные в предложении и обосновывать свое мнение; - определять различие склоняемого и несклоняемого существительного и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание, используя известный способ. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - рассказывать о способах определения падежа несклоняемого имени существительного в предложении; - рассказывать алгоритм определения падежа несклоняемого имени существительного. | |
Блок К. Диагностика качества освоения темы | |||
Цель - установить степень усвоения темы, а именно: - писать в предложении несклоняемые имена существительные.; - определять и указывать падеж данных имён существительных в предложении; - проверять написание предложения, вносить исправления. | Контрольное задание Составить предложения со словами: какао, такси, эму, шимпанзе, пианино, кофе, эскимо. Определить падеж несклоняемых имён существительных. | Регулятивные умения: - проверять написание предложений, вносить исправления. Предметные умения: - писать в предложения с несклоняемыми существительными; - определять падеж несклоняемых имён существительных. | |
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность | |||
Цели деятельности | Варианты заданий | Планируемый результат деятельности | |
• Стимулировать интерес, воображение к процессу создания и оформления. • Научить школьников: - ориентироваться в разных вариантах выполнения задания; - планировать свое действие в соответствии с учебным заданием; - использовать приобретенные знания для составления и оформления. - оформлять; - представлять результат свой деятельности. | Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
- планирование деятельности; - выполнение задания; - представление результатов деятельности. Ваня написал маме записку. Мама! Я поехал в гости к своему другу Пете Никоненке. Он живёт на улице Крыленка, дом 5, квартира 63. Не волнуйся, мы будем готовиться к участию в городской олимпиаде по истории и культуре Санкт - Петербурга. Мы поищем информацию о станциях метро Дыбенка и Фрунзенская. Твой сын Ваня. Мама обрадовалась, что сын заинтересовался историей своего города, но очень огорчилась, что Ваня пишет с ошибками несклоняемые имена существительные. Ребята, можем ли мы помочь Ване писать несклоняемые имена существительные без ошибок? Информативный вариант Предложите свою версию использования слов и орфограмм в тексте записки Вани. Для того используйте план: 1. Определите несклоняемые имена существительные, которые использованы в записке. 2. Определите орфограмму. 3. Напишите текст записки. 4. Проверьте его написание. Мама! Я поехал в гости к своему другу Пете Никоненк.. Он живёт на улице Крыленк., дом 5, квартира 63. Не волнуйся, мы будем готовиться к участию в городской олимпиаде по истории и культуре Санкт - Петербурга. Мы поищем информацию о станциях метро Дыбенк. и Фрунзенская. Импровизационный вариант Внесите исправления в текст записки Вани. Мама! Я поехал в гости к своему другу Пете Никоненка. Он живёт на улице Крыленка, дом 5, квартира 63. Не волнуйся, мы будем готовиться к участию в городской олимпиаде по истории и культуре Санкт - Петербурга. Мы найдём информацию о станциях метро Дыбенка и Фрунзенская. Эвристический вариант Напишите записку для мамы Вани вместе с мальчиком самостоятельно. | Личностные умения: - проявлять творческое отношение к процессу создания и оформления записки. Познавательные умения: - выбирать вариант выполнения задания; - использовать приобретенные знания к процессу создания и оформления записки для мамы. Регулятивное умение - выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативное умение - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. Предметные умения: - редактировать текст письма, используя местоимения и орфограммы. | |
IV этап. Рефлексивная деятельность | |||
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности | |
Научить школьников: - соотносить полученный результат с поставленной целью; - оценивать результат учебной деятельности. | I. Задание на самоанализ. Закончите предложения:
II. Задание на самооценку. Закончите предложения: Я доволен(льна) ……………(очень, не очень), которое сделал …………..…………(сам, с помощью одноклассника, учителя). | Личностные умения: - проявлять осознание успешности при изучении темы. Регулятивные умения: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; - оценивать результат собственной деятельности. | |
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка учителя | Результат деятельности | |
• Соотнести полученный результат с поставленной целью; • Оценить результат своей деятельности. | Цели темы: Сформировать представление о несклоняемых именах существительных. Ввести: - нормы употребления несклоняемых имён существительных в устной и письменной речи; - способы определения несклоняемых имён существительных в предложении; - нормы правописания несклоняемых имён существительных. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Ключевые умения темы Личностные умения: - проявлять желание помочь сверстнику. Познавательные умения: - использовать приобретенные знания для редактирования текста записки сверстника. Регулятивные умения: - соотносить учебное действие с известным способом. Коммуникативные умения: - адекватно использовать речевые средства для представления результата. Предметные умения: - редактировать текст записки, используя приобретённые знания и умения о несклоняемых именах существительных. | *Заполняется учителем по окончании изучения темы. |
Тема «Определение падежа несклоняемых имён существительных»
Ключевые умения | Умения |
Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы и желание помочь сверстнику успешно овладеть русским языком. Познавательные умения: - определять необходимость употребления несклоняемые имена существительные в речи и обосновывать своё мнение; - раскрывать значение выражений «несклоняемые имена существительные», «алгоритм определения падежа несклоняемых имён существительных», использовать их в активном словаре; - раскрывать значение несклоняемых имён существительных в предложении; - определять различие несклоняемых и склоняемых имён существительных, обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания; - выполнять учебное задание, используя способ определения падежа несклоняемых имён существительных - выполнять учебное задание, используя способ правописания несклоняемых имен существительных; - соотносить учебные действия с известным алгоритмами. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога; - согласовывать позиции с партнером и находить общее решение; - адекватно использовать речевые средства для представления результата. Предметные умения: - писать в предложении несклоняемые имена существительные; -определять несклоняемые имена существительные и обозначать их роль в предложении; - редактировать и писать предложения; - рассказывать о роли несклоняемые имена существительные в предложении; - определять и указывать несклоняемые имена существительные в тексте. | Личностные умения: 1- проявлять интерес к изучению темы и желание помочь сверстнику успешно овладеть русским языком. Познавательные умения: 1- раскрывать значение выражений «несклоняемые имена существительные», «алгоритм определения падежа несклоняемых имён существительных», использовать их в активном словаре; 2- определять различие несклоняемых и склоняемых имён существительных, обосновывать свое мнение; 3 - определять нормы употребления несклоняемых имён существительных в речи и обосновывать своё мнение; 4- раскрывать значение несклоняемых имён существительных в предложении; Регулятивные умения: 1- выполнять учебное задание, используя алгоритм определения падежа несклоняемого имёни существительного; 2- выполнять учебное задание, используя правило правописания несклоняемых имён существительных; 3- выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные умения: 1- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: 1- определять несклоняемые имена существительные; 2- определять падеж несклоняемых имён существительных. 3- рассказывать о правописании несклоняемых имён существительных. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Технологическая карта по русскому языку УМК "Перспектива" 2 класс. Тема урока: "Богатства русского языка"
МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о типах текста: повествование, рассуждение, описание. Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Предметные:1. обобщить...
Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...
Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).
Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...