Технологическая карта. УМК "Перспектива". Русский язык. 4 класс
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Технологическая карта. УМК "Перспектива". Русский язык. 4 класс. Тема урока: "Имя существительное. Определение падежа несклоняемых имён существительных".

Скачать:


Предварительный просмотр:

4 класс

УМК «Перспектива»

Русский язык  

Технологическая карта

Тема: Имя существительное. Определение падежа несклоняемых имён существительных

Автор разработки: Л.Н. Моисеева

Тема

Имя существительное. Определение падежа несклоняемых имён существительных  

Цели

Сформировать представление о несклоняемых именах существительных.

Ввести:

- нормы употребления несклоняемых имён существительных в устной и письменной речи;

- алгоритм определения падежа несклоняемого имени существительного.

- нормы правописания несклоняемых имён существительных.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы

Актуализация знаний о понятии «имя существительное». Изучение алгоритма определения падежа несклоняемых имён существительных. Редактирование текста, учитывая нормы употребления несклоняемых имён существительных в устной и письменной речи.

Термины и понятия

Несклоняемые имена существительные, нормы употребления несклоняемых имён существительных.

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять:

- интерес к изучению темы;

-  желание помочь незнакомому сверстнику;

-  творческое отношение к процессу создания и оформления записки незнакомого сверстника;

- осознание собственной успешности при изучении темы.

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- раскрывать значение выражения «несклоняемые имена существительные», «нормы употребления несклоняемых имён существительных», использовать данную категорию существительных в активном словаре;

- определять необходимость правильного употребления несклоняемых имен существительных в речи и обосновывать своё мнение; 

определять нормы употребления несклоняемых имен существительных   с предлогами в речи и обосновывать своё мнение. 

- - использовать приобретенные знания для редактирования текста записки незнакомого сверстника.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- соотносить учебное действие с известным способом;

- выполнять учебное задание, используя нормы правописания;

- выполнять учебное действие в соответствии с планом;

- выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

-  согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения

 • рассказывать:

- об алгоритме определения падежа несклоняемых имён существительных в словосочетаниях и предложении;

• определять и обозначать падеж несклоняемых имён существительных в словосочетаниях и предложениях;

  • писать предложения, соблюдая нормы употребления несклоняемых имён существительных.

•  редактировать текст записки, используя нормы употребления несклоняемых имён существительных.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Окружающий мир

Темы – «Средства информации и связи», «История и культура Санкт - Петербурга», «Всемирное наследие».

 

Информационный материал

Учебник «Русский язык» ч. 2

Демонстрационный материал

Электронная презентация

Электронный диск к учебнику УМК «Перспектива»

Интерактивный материал

Электронная презентация.

Фронтальная.

• индивидуальная –

• парная -

• групповая -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

• Мотивировать учащихся к изучению темы.

• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме.

Ваня написал маме записку.

Мама!

Я поехал в гости к своему другу Пете Никоненке. Он живёт на улице Крыленка, дом 5, квартира 63. Не волнуйся, мы будем готовиться к участию в городской олимпиаде по истории и культуре Санкт - Петербурга. Мы поищем информацию о станциях метро Дыбенка и Фрунзенская.

                                                                      Твой сын Ваня.  

Мама обрадовалась, что сын заинтересовался историей своего города, но очень огорчилась, что Ваня пишет с ошибками несклоняемые имена существительные.

Ребята, можем ли мы помочь Ване писать несклоняемые имена существительные без ошибок?  

Школьники высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представить свою позицию.

Есть ли у вас желание помочь Ване успешно пользоваться русским языком?

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы и желание помочь Ване исправить ошибки.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый результат

Блок А.  Определение падежа несклоняемых имён существительных.

Цели:

• Актуализировать знания

о понятии «имя существительное» «часть речи»;

• Ввести понятие «несклоняемое имя существительное;

• Научить:

- определять падежи несклоняемых имён существительных, используя алгоритм определения падежа имён существительных; 

- раскрывать значение выражения «несклоняемые имена существительные», использовать его в активном словаре;

- выделять несклоняемые имена существительные в предложении и обосновывать свое мнение;

- определять различие склоняемого и несклоняемого существительного, обосновывать свое мнение;

- рассказывать о способах определения несклоняемого имени существительного в предложении;

- выполнять учебное задание, используя известный способ;

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Задание 1 (З) с самопроверкой            

Назовите известные вам части речи, а у существительных - род.

Красивый, стулья, мальчик, и, в, рисует, окно, умная, над, пишет, оно, я, метро, такси, пенальти.

Назовите слова, в которых вы затрудняетесь определить части речи, у существительных - род.

Сообщение учителя

В русском языке есть несклоняемые имена существительные. Они звучат и пишутся всегда одинаково: к шоссе, на шоссе, у шоссе; в кино, о кино и т.д.

Это существительные иноязычного происхождения: собственные и  нарицательные с конечными гласными: -о, -е, -и, -у, -ю, -а-; названия некоторых городов, например, Тбилиси, Сочи ;фамилии на -о, -ых (их), -аго, -ово, например, Черных, Живаго. В случае затруднения при определении, какое это существительное, склоняемое или несклоняемое, можно обратиться к помощи взрослых или «Словарю иностранных слов».

Задание 2 (З) с взаимопроверкой

Расскажите способ определения несклоняемого имени существительного в предложении.

В газете напечатали интересное интервью с известным спортсменом.

В школьной столовой приготовили вкусное овощное пюре.

Оля часто звонит своей подруге Кате Петренко.

Задание 3(П) с взаимопроверкой

Можно ли утверждать, что все слова русского языка звучат и пишутся всегда одинаково? Обоснуйте своё мнение.

Задание 4 (У) с самопроверкой 

Выполните упр.23, стр.15.

Задание 5 (З) с взаимопроверкой

Подумайте, можно ли определить падеж несклоняемых имён существительных.  Разработайте и представьте алгоритм определения падежа несклоняемых имён существительных.

Сообщение учителя

 Алгоритм.

  • Внимательно прочитать предложение и определить несклоняемое имя существительное.
  • Найти в предложении слово, от которого зависит несклоняемое имя существительное.
  • Поставить от этого слова вопрос к имени существительному и по вопросу определить падеж.

Задание 6 (У) с взаимопроверкой

Спишите предложения и определите падеж несклоняемого имени существительного.

Мальчики купили вкусное эскимо.

В цирке выступала группа клоунов под руководством Ивана Черных.

Красивый новый дом построили на улице Крыленко.

Задание 7 (П) с взаимопроверкой

Можно ли утверждать, что падеж несклоняемого имени существительного в предложении определить нельзя? Обоснуйте свое мнение.

Задание 8 (У) с самопроверкой

Составьте 2 предложения с несклоняемыми именами существительными по рисунку на стр. 15 и определите падеж этих существительных.

 Диагностические задания

 1.  Запишите и подчеркните 3 лишнее слово.

Какао, пальто, волшебство.

Бра, трава, халва.

Домино, окно, кино.

Пюре, кашне, платье.

2. Спишите предложения, подчеркните несклоняемые имена существительные.

Я хотел бы побывать в Москве, Туле, Сочи, Тбилиси.

Мы зашли в уютное кафе и выпили по чашечке горячего кофе.

Познавательные умения:

- раскрывать значение выражения «несклоняемые имена существительные, использовать его в активном словаре;

- определять несклоняемые имена существительные в предложении и обосновывать свое мнение;

- определять различие склоняемого и несклоняемого существительного и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание, используя известный способ.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

- рассказывать о способах определения падежа несклоняемого имени существительного в предложении;

- рассказывать алгоритм определения падежа несклоняемого имени существительного.

Блок К. Диагностика качества освоения темы

Цель - установить степень усвоения темы, а именно:

- писать в предложении несклоняемые имена существительные.;

- определять и указывать падеж данных имён существительных в предложении;

- проверять написание предложения, вносить исправления.

Контрольное задание 

Составить предложения со словами: какао, такси, эму, шимпанзе, пианино, кофе, эскимо. Определить падеж несклоняемых имён существительных.

Регулятивные умения:

 - проверять написание предложений, вносить исправления.

Предметные умения:

- писать в предложения с несклоняемыми существительными;

- определять падеж несклоняемых имён существительных.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый

результат деятельности

• Стимулировать интерес, воображение к процессу создания и оформления.

• Научить школьников:  

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

- планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

- использовать приобретенные знания для составления и оформления.

- оформлять;

- представлять результат свой деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Ваня написал маме записку.

Мама!

Я поехал в гости к своему другу Пете Никоненке. Он живёт на улице Крыленка, дом 5, квартира 63. Не волнуйся, мы будем готовиться к участию в городской олимпиаде по истории и культуре Санкт - Петербурга. Мы поищем информацию о станциях метро Дыбенка и Фрунзенская.

                                                                      Твой сын Ваня.  

Мама обрадовалась, что сын заинтересовался историей своего города, но очень огорчилась, что Ваня пишет с ошибками несклоняемые имена существительные.

Ребята, можем ли мы помочь Ване писать несклоняемые имена существительные без ошибок?  

Информативный вариант 

Предложите свою версию использования слов и орфограмм в тексте записки Вани. Для того используйте план:

1. Определите несклоняемые имена существительные, которые использованы в записке.

2. Определите орфограмму.

3. Напишите текст записки.

4. Проверьте его написание.

Мама!

Я поехал в гости к своему другу Пете Никоненк.. Он живёт на улице Крыленк., дом 5, квартира 63. Не волнуйся, мы будем готовиться к участию в городской олимпиаде по истории и культуре Санкт - Петербурга. Мы поищем информацию о станциях метро Дыбенк. и Фрунзенская.

Импровизационный вариант 

Внесите исправления в текст записки Вани.

Мама!

Я поехал в гости к своему другу Пете Никоненка. Он живёт на улице Крыленка, дом 5, квартира 63. Не волнуйся, мы будем готовиться к участию в городской олимпиаде по истории и культуре Санкт - Петербурга. Мы найдём информацию о станциях метро Дыбенка и Фрунзенская.

Эвристический вариант 

Напишите записку для мамы Вани вместе с мальчиком самостоятельно.

Личностные умения:

 - проявлять творческое отношение к процессу создания и оформления записки.

Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания к  процессу создания и оформления записки для мамы.

Регулятивное умение

-  выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативное умение

-  адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

- редактировать текст письма, используя местоимения и орфограммы.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить школьников:

- соотносить полученный результат с поставленной целью;

- оценивать результат учебной деятельности.

I. Задание на самоанализ.  

Закончите предложения:

  1. Мне важно правильно использовать несклоняемые имена существительные, потому что…
  2. Чтобы написать записку маме, нужно…

II. Задание на самооценку.  

Закончите предложения:

Я доволен(льна) ……………(очень, не очень), которое сделал …………..…………(сам, с помощью одноклассника, учителя).

Личностные умения:

- проявлять осознание успешности при изучении темы.

 Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

- оценивать результат собственной деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

• Соотнести полученный результат с поставленной целью;

• Оценить результат своей деятельности.

Цели темы:

Сформировать представление о несклоняемых именах существительных.

Ввести:

- нормы употребления несклоняемых имён существительных в устной и письменной речи;

- способы определения несклоняемых имён существительных в предложении;

- нормы правописания несклоняемых имён существительных.

Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения темы

Личностные умения:

- проявлять желание помочь сверстнику.

Познавательные умения:

- использовать приобретенные знания для редактирования текста записки сверстника.

Регулятивные умения:

- соотносить учебное действие с известным способом.

Коммуникативные умения:

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения:

- редактировать текст записки, используя приобретённые знания и умения о несклоняемых именах существительных.

*Заполняется учителем по окончании изучения темы.


Тема «Определение падежа несклоняемых имён существительных»

Ключевые умения

Умения

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы и желание помочь сверстнику успешно овладеть русским языком.

Познавательные умения:

 - определять необходимость употребления несклоняемые имена существительные в речи и обосновывать своё мнение; 

- раскрывать значение выражений «несклоняемые имена существительные», «алгоритм определения падежа несклоняемых имён существительных», использовать их в активном словаре;

- раскрывать значение несклоняемых имён существительных в предложении;

- определять различие несклоняемых и склоняемых имён существительных, обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания; 

- выполнять учебное задание, используя способ определения падежа несклоняемых имён существительных

- выполнять учебное задание, используя способ правописания несклоняемых имен существительных;

- соотносить учебные действия с известным алгоритмами.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;

-  согласовывать позиции с партнером и находить общее решение;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения:

- писать в предложении несклоняемые имена существительные;

-определять несклоняемые имена существительные и обозначать их роль в предложении;

- редактировать и писать предложения;

- рассказывать о роли несклоняемые имена существительные в предложении;

- определять и указывать несклоняемые имена существительные в тексте.

Личностные умения:

1- проявлять интерес к изучению темы и желание помочь сверстнику успешно овладеть русским языком.

Познавательные умения:

1- раскрывать значение выражений «несклоняемые имена существительные», «алгоритм определения падежа несклоняемых имён существительных», использовать их в активном словаре;

2- определять различие несклоняемых и склоняемых имён существительных, обосновывать свое мнение;

3 - определять нормы употребления несклоняемых имён существительных в речи и обосновывать своё мнение; 

4- раскрывать значение несклоняемых имён существительных в предложении;

Регулятивные умения:

1- выполнять учебное задание, используя алгоритм определения падежа несклоняемого имёни существительного;

2- выполнять учебное задание, используя правило правописания несклоняемых имён существительных;

3- выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные умения:

1- формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

1- определять несклоняемые имена существительные;

2- определять падеж несклоняемых имён существительных.

3- рассказывать о правописании несклоняемых имён существительных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Актуальность проекта               Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...

Технологическая карта по русскому языку УМК "Перспектива" 2 класс. Тема урока: "Богатства русского языка"

МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о типах текста: повествование, рассуждение, описание. Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Предметные:1. обобщить...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...