Многозначные слова.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Материалы к уроку русского языка в 3 классе по программе ПНШ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogo.slova_konspekt.doc | 342 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова
Место урока в изучаемой теме: первый урок в рамках данной темы в 3 классе.
Этап урока, его цель | Деятельность учителя | |
Организа-ционный Настроить детей на работу | Организует класс на работу. - Ребята, я приветствую вас на уроке русского языка. Я держу в ладошках солнце, Я дарю его друзьям! Улыбнитесь! Это ж просто! Лучик солнца- это ВАМ! Улябнитесь и вы мне в ответ, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям. Помашите гостям ручкой в знак приветствия. Садитесь девочки, садитесь мальчики. | |
Определе-ние темы урока, целеполага-ние, постановка задач. Мотивация учебной деятель-ности Подведение детей к формулированию цели урока на основе темы. Определение путей ее достижения. Мотивация учебной деятельности | Организует диалог, в ходе которого оказывается помощь в формулировании темы, цели урока. Определяют критерии. Обобщение ответов. - Я попросила помахать гостям ручкой. Как вы догадались, какой ручкой? Может быть , я имела в виду шариковой ручкой? Какие значения есть у этого слова? Прочитайте значения этого слова на слайде из толкового словаря Ожегова. - Как называются слова, у которых несколько значений? Определите тему урока. Давайте уточним тему по содержанию учебника. - Что нам уже известно? Какие слова называются многозначными? Что предстоит узнать? - Какую цель для себя поставим? Проложим путь достижения цели — задачи. - Согласны ли вы с таким порядком продвижения к цели? Исправьте. -По каким критериям себя оценим в конце урока? Продолжите, используя опорные фразы на слайде. Знание понятий... Умение определять... | |
Открытие новых знаний Создать условия для ознакомления обучающихся с понятиями «прямое» и «переносное» значения слов. Умение работать с учебником,словарем, ориентироваться в нем. | Организует работу по созданию условий для ознакомления обучающихся с понятиями «прямое» и «переносное» значения слов. Давайте работать над 1 задачей. Откройте учебник на с. 45 -Найдите упр. 39. Выполнение упражнения. -Прочитайте шуточное стихотворение. -Найдите в словаре слово перо. Много ли значений у этого слова? -В каких значениях слово перо используется в стихотворении? Как вы думаете, какое значение здесь прямое? А переносное? Вывод: У каждого слова есть значение, его называют лексическим. Значение слова называется ПРЯМЫМ, если звучание слова точно указывает на предмет, действие или признак. Иногда значение одного слова ПЕРЕНОСИТСЯ на другой предмет, действие или признак на основании сходства. У слова образуется новое лексическое значение, которое называется ПЕРЕНОСНЫМ. | |
Первичное закрепление Формировать умение самостоятельно применять полученные знания. Физминутка Упражнения в определении прямого и переносного значений слов. Формировать умение самостоятельно применять полученные знания. Самостоятельная работа. | Организует работу по созданию условий для первичного закрепления нового материала. - Рассмотрим примеры прямого и преносного значения слов. Если я говорю МОРЕ, то какой образ у вас возникает? - Это прямое значение. - А в сочетании море огней, море людей, море книг- переносное. Что оно обозначает? Это переносное значение слова море. Сравните словосочетание золотые серьги и золотые волосы. В каком словосочетании слово золотой употребляется в прямом значении, а в каком в переносном? А почему волосы назвали золотые? Упр. 40 ( устно) Вывод: Прямое значение- когда звучание слова точно указывает на предмет, действие или признак. Переносное значение- значение переносится с одного предмета на другой по сходству. Мы осанку исправляем, Спинки дружно выпрямляем. Вправо, влево мы нагнулись, До носочков потянулись, Плечи вверх, назад и вниз, Улыбайся и садись. - Справились с задачей? А цели достигли? - Какая следующая задача? А теперь проверим, сможете ли вы отличить прямое и переносное значения слов. Поработаем в паре. Карточка ( см. Приложение 1) Ваша задача распределить словосочетания на два столбика. В левый- запишите слова с прямым значением, в правый- с переносным. Тяжелый портфель, тяжелый характер, девочка скачет, температура скачет, грибной дождь, сильный дождь, время бежит, мальчик бежит, железный человек, железная кровать. Проверка. А теперь поработаем в группе. Карточка ( см. Приложение 1) Замените в словосочетании имя существительное, чтобы имя прилагательное оказалось в прямом значении. Волчий аппетит- волчья шкура, острое слово, тихий месяц, золотая пора, горькая судьба, горячее сердце, тяжёлый день. Проверка. Вторая задача выполнена. А сейчас проверим, сможете ли вы самостоятельно определить где значение слова прямое, а где переносное. - По какому критерию себя оценим? Спрогнозируйте оценку на волшебной линеечке. Выполните упр. 41, с. 48. Проверка с доказательством. Оцените работу товарища. - Справились с задачей? А цели достигли? | |
Рефлексив-но-оценоч- ный | Целостное осмысление, обобщение полученной информации | Организует работу по определению выполненных задач, достижения цели, оценки своей деятельности на уроке по критериям. - Какую тему изучали? - Какую цель мы ставили? - Достигли? - Удалось ли выполнить задачи? - Какой результат получили? У вас на партах лежат солнышки, дорисуйте ротик так, чтобы я видела ваше настроение. ( см. Приложение 2) Домашнее задание на выбор: 1 уровень- карточка. 2 уровень- с. 48-49, упр. 42, |
Приложение 1.
Карточка «Работа в паре»
Распределите словосочетания на два столбика. В левый- запишите слова с прямым значением, в правый- с переносным.
Тяжелый портфель, тяжелый характер, девочка скачет, температура скачет, грибной дождь, сильный дождь, время бежит, мальчик бежит, железный человек, железная кровать.
Прямое значение | Переносное значение |
Карточка «Работа в группе» Замените в словосочетании имя существительное, чтобы имя прилагательное оказалось в прямом значении.
волчий аппетит | волчья шкура | |
острое слово | ||
тихий месяц | ||
золотая пора | ||
горькая судьба | ||
горячее сердце | ||
тяжёлый день |
Карточка «Домашняя работа»
- Распредели слова в два столбика: с прямым значением и переносным.
Чистые руки, железный гвоздь, тяжёлый чемодан, волчий аппетит, тяжёлый характер, олимпийское спокойствие, железная рука, золотое кольцо, золотой человек, волчья пасть.
- Составь словосочетания. Запиши словосочетания только в переносном значении:
Злой ( мороз, волк), чёрные ( краски, мысли), бежит ( спортсмен, ручей), шапка ( мамина, снега), хвост ( лисы, поезда), ударил (мороз, молотком), барабанит (дождь, музыкант).
Карточка «Домашняя работа»
- Распредели слова в два столбика: с прямым значением и переносным.
Чистые руки, железный гвоздь, тяжёлый чемодан, волчий аппетит, тяжёлый характер, олимпийское спокойствие, железная рука, золотое кольцо, золотой человек, волчья пасть.
- Составь словосочетания. Запиши словосочетания только в переносном значении:
Злой ( мороз, волк), чёрные ( краски, мысли), бежит ( спортсмен, ручей), шапка ( мамина, снега), хвост ( лисы, поезда), ударил (мороз, молотком), барабанит (дождь, музыкант).
Приложение 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка на тему: Лексическое значение слов. Многозначность слова.
Материал содержит урок русского языка и презенацию к нему. Задачи урока:Расширить понятие учащихся о лексическом значении слова.Уметь находить в толковом словаре справки при определении многознач...
«Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова»
Разработка...
Технологическая карта урока русского языка на тему: «Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова».
Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов в нашем языке;Планируемые результаты:Предметные:Знать: понятия ...
План-конспект урока по русскому языку на тему: "Многозначные слова. Использование многозначных слов в речи".
Автор: учитель начальных классов МБОУ "СШ № 34" Афлятунова Кристина Александровна, ХМАО-Югра, г.НижневартовскОписание материала: Предлагаю вам конспект урока по программе "Начальная шко...
Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Разработка урока...
Лексическое значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Устаревшие слова.
Разработка урока по русскому языку...
Углубление представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, о синонимах, антонимах, омонимах, устаревших и новых словах, фразеологизмах.
Где писателям уют?Где их помнят, любят, ждутИ заносят в картотеки?Скажем, где?...