Технологическая карта урока русского языка 4 класса
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс)
Тема "Состав слова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka_i_samoanaliz_v_4_klasse.docx | 262.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет - Русский язык
Класс - 4 «д»
Тип урока - Урок рефлексии
Тема : Систематизация и обобщение по теме «Состав слова»
Цели : Развитие умений определять состав слова, графически обозначать части слова, составлять схемы слов,
подбирать слова по схемам, находить и исправлять ошибки в разборе слова по составу.
Основные термины, понятия - алгоритм, приставка, корень, суффикс, окончание, основа слова
Задачи:
- Систематизировать знания, умения, навыки по теме «Состав слова»,
- Довести до автоматизма знание алгоритма разбора слов по составу
- Подвести детей к пониманию того, что необходимо видеть строение слова и понимать значение его частей для того, чтобы правильно писать орфограммы слова
- Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы
- Воспитывать чувство прекрасного, любовь к русскому языку
Оборудование - карточки
Планируемые результаты - 1)Предметные умения:
- определять состав слова, выполняя пошаговые действия алгоритма;
- графически обозначать части слова;
- составлять схемы слов;
- подбирать слова по схемам
А) Личностные УУД:
- развивать умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции;
- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Б) Регулятивные УУД:
- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию
В) Познавательные УУД:
- развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- представлять информацию в виде схемы;
- выявлять сущность, особенности объектов;
- делать выводы на основе анализа объектов;
- обобщать и классифицировать по признакам;
Г) Коммуникативные УУД:
- развивать умение слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- участвовать в учебном диалоге;
- работать в группе
Формы работы – Фронтальная, индивидуальная, работа в группах, парах
Ресурсы - Учебник «Русский язык. 4 класс» В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1. Организационный Цель: подготовка учащихся к работе на уроке | Проверка готовности учащихся к уроку. - Вот звонок нам дал сигнал, Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем. -Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость от общения друг с другом.
Слово делится на части Ах. Какое это счастье! Может каждый грамотей Делать слово из частей. Есть такие замечательные слова: «Стремись узнавать все тайны слова, в чем суть его и в чем основа. | Подготовка к уроку. Эмоциональный настрой на урок. | РУУД: умеют организовать своё рабочее место и работу. ЛУУД: создают положительный эмоциональный настрой |
2. Актуализация знаний Цель: актуализация изученного; мотивация к пробному учебному действию; фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия. | Запись числа Минутка чистописания Запишем словарные слова, которые пишутся с буквой О. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу друг друга, оцените словарный диктант. -Сегодня мы совершим путешествие по океану Знаний в орфографическое государство- страну МОРФЕМИКУ. | Комментированная запись числа. Пропись буквы Оо Вспоминают и диктуют слова.(Шоссе, воробей, сорока, солдат, вокруг, орех, горох, огород, и т.д.) | фиксация учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия. |
3. Формулирование проблемы Цель: создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. | – Рассмотрите схемы слов. В каких из них допущена ошибка? В чём? – Определите тему урока. Исправьте схему. Запись темы на доске. – Предположите, какова будет сегодняшняя задача? (самопроверка, выяснить, какие знания мы умеем применять, все ли получилось) - Молодцы. - Сможете ли выполнить задание?», Работа в группах. Возьмите зеленую карточку и ответьте на вопросы в группе. Зеленая карточка. 1. На какие части можно разделить слово? 2. Назовите значимые части слова. 3. Что такое окончание? 4. Как определить окончание в слове? 5. Как найти корень слова? 6. Что входит в основу слова? 7. Как изменить форму слова? 8. Как образовать однокоренное слово? | Работа по схемам Формулируют тему урока и цели. Ответы на вопрос (Учиться находить и правильно выделять части слова) Предположения учеников Отвечают на вопросы - Молодцы! У нас сегодня урок-рефлексия, значит, какова будет сегодняшняя задача? (самопроверка, выяснить, какие знания мы умеем применять, все ли получилось) | РУУД: определяют цель деятельности на уроке; проводят прогнозирование и контроль своих действий. ЛУУД: формируют мотивацию к обучению и познанию; развивают способность к саморазвитию, к самооценке. КУУД: умение работать в паре, слушать собеседника, понятно и грамотно строить высказывания своих мыслей. КУУД: слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении. ПУУД: ориентируются в своей системе знаний; преобразуют информацию, анализируют её для получения необходимых результатов |
4. Развитие умений определять состав слова, графически обозначать части слова, подбирать слова по схемам, Цель: установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция | 2. Соотнесите слова синей карточки со схемами на доске. Домик, малыши, подоконник, прибрежный, заводь, принес, подъём, ключик, стулья, перелёт, молодой. - Какие слова не вошли ни в одну из групп? - Какая орфограмма в этих словах? - Как проверить? - Запишите их на следующей строке и допишите два слова с суффиксом –ек. - А кто допустил ошибки? - Как вы думаете, почему не все правильно выполнили задание? - Значит, какую цель мы поставим перед собой сегодня на уроке? - А для чего нам это нужно? - Что мы должны сделать для того, чтобы достичь поставленной цели? | Коллективная проверка Ответы на вопросы Ученики подбирают и записывают слова с суффиксом –ЕК (замочек, орешек, горошек. (Да-нет , ЕК – ДА, ИК - НЕТ)- Учащиеся либо соглашаются, либо опровергают. | РУУД: принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять взаимоконтроль ,уметь оценивать чужую работу по заданным критериям |
5. Физминутка Цель: снятие утомления на уроке | Физминутку проводит заранее подготовленный ученик. Ходит Суффикс по дорожке (ходьба на месте) И играет на гармошке. (рывки руками перед грудью) Вот домишко (присесть), Это домик (приподняться), Это дом, живёт здесь гномик (встать, руки над головой). Вот домище великана, Великана Истукана (подняться на носочки, руки вверх). Побежали от него, Чтоб не тронул никого! (бег на месте) | Выполнение упражнений | |
6 .Развитие умений определять состав слова, исправлять ошибки в разборе слова по составу. Цель: установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция | - Работаем дальше. Сейчас осень. Многие болеют простудными заболеваниями, гриппом. На столах у вас лежат желтые карточки с текстом о пользе чеснока. Прочитайте текст: «Чеснок» В чесноке много полезных веществ. Сок чеснока помогает залечивать раны. Чесноком лечат кашель, простудные заболевания, насморк. У чеснока очень добрая слава. - Чем же полезен чеснок? - Задание к этому тексту выполним в парах. Вам нужно выписать в тетрадь из текста все имеющиеся слова с корнем «чеснок». - Можно эти слова назвать однокоренными? - Чем отличаются эти слова? - Выделим окончание в словах. Восстановите алгоритм разбора слов по составу. 1. Нахожу корень. 2. Нахожу приставку. 3. Нахожу окончание. 4. Нахожу основу слова. 5. Нахожу суффикс. - Вы отлично поработали. -Поднимите руки те, кому было трудно? Предлагаю вам работать сегодня под девизом «Если знаешь части слова, то напишешь их толково!», согласны? -Самым интересным было… | Работа в рабочей тетради. Ответы детей. Выполняют упражнение с комментированием. Разбор слов по составу. Участие в игре-конкурсе. | ПУУД: строят логическую цепочку рассуждений, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. РУУД: планируют учебное сотрудничество;
КУУД: формируют межличностное общение в совместной деятельности. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой. Цель: включение нового способа действия в систему знаний и применение на практике; самопроверка усвоения способов действий, на воспроизведение полученного результата. | - Алгоритм восстановлен и, пользуясь им, выполните самостоятельную работу по карточкам №3. Вам нужно списать слова в рабочие тетради и произвести разбор слов по составу. (Больной, медок, травка, солнце, золотистый, лошадки, поговорка, поздний, находка, тростник) - Проверяем. (открываем образец). − Кому удалось справиться с затруднениями? - У кого есть ошибки? - Что, нужно делать, чтобы не допускать ошибки? - Ребята, а какие орфограммы встретились вам в задании? - Зачем вам нужно знать орфограммы? -Всё правильно, а ещё для того, чтобы успешно выполнить итоговые мониторинговые задания в конце учебного года итоговой комплексной работы. Там как раз есть такое задание. Найди в тексте и выпиши по одному примеру на каждую из орфограмм, указанных в таблице. - А в таблице даны следующие орфограммы: - правописание безударной гласной в корне, - парной согласной и непроизносимой согласной. - Чтобы такое задание не вызвало у вас затруднений, давайте сейчас выполним подобное задание. У вас на столах лежат КИМы. Из текста на стр. 54 выберите по одному слову с указанными орфограммами и объясните их правописание. | Коллективная проверка Работа в тетради Разбор слов по составу. Прием РКМЧП – прием «корзина идей» - Больше тренироваться в разборе. - Правописание безударной гласной в корне, парной согласной и непроизносимой согласной. - Чтобы грамотно писать и т.п. Коллективная проверка | |
8. Рефлексия Цель: анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями. | - Какие значимые части слова мы сегодня повторили и систематизировали? - Как вы считаете мы достигли поставленной цели? - Как вы оцениваете свою работу на уроке? Что у вас получилось? - Что вызвало затруднения? - Чем вы недовольны? - Что понравилось на уроке? - Продолжите, пожалуйста, предложения: *Мне сегодня на уроке понравилось… *Мне показалось трудным… *Я могу использовать полученные знания … - А теперь оцените свою работу и работу своих одноклассников. | Ответы на вопросы. Самоконтроль. Постановка целей на следующий урок. Анализируют и оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников. Рефлексия «Кластер « | РУУД: Самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уроке. КУУД: Слушают и вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении. ЛУУД: дают оценку своей работе на уроке |
9. Домашнее задание Цель: обсудить и записать д/з | Даёт методические рекомендации по выполнению домашнего задания. Записать однокоренные слова со словом «дуб». Можно пользоваться словарем. | Задают вопросы по выполнению д/з. Делают записи в дневник |
Самоанализ
урока русского языка в 4»д» классе по теме: «Систематизация и обобщение знаний о составе слова»
Тип урока: Урок рефлексии
Цели :
- Развитие умений определять состав слова, графически обозначать части слова, составлять схемы слов,
- подбирать слова по схемам, находить и исправлять ошибки в разборе слова по составу.
Основные термины, понятия - алгоритм, приставка, корень, суффикс, окончание
Задачи:
- Систематизировать знания, умения, навыки по теме «Состав слова»
- Довести до автоматизма знание алгоритма разбора слов по составу
- Подвести детей к пониманию того, что необходимо видеть строение слова и понимать значение его частей для того, чтобы правильно писать орфограммы слова
- Развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы
- Воспитывать чувство прекрасного, любовь к русскому языку.
Планируемые результаты –
1)Предметные умения:
- определять состав слова, выполняя пошаговые действия алгоритма;
- графически обозначать части слова;
- составлять схемы слов;
- подбирать слова по схемам
А) Личностные УУД:
- развивать умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции;
- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Б) Регулятивные УУД:
- развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию
В) Познавательные УУД:
- развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- представлять информацию в виде схемы;
- выявлять сущность, особенности объектов;
- делать выводы на основе анализа объектов;
- обобщать и классифицировать по признакам;
Г) Коммуникативные УУД:
- развивать умение слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- участвовать в учебном диалоге;
- работать в группе
Формы работы – Фронтальная, индивидуальная, работа в группах, парах
Оборудование: раздаточный материал, орфографический словарь, учебник «Русского языка»; авт. В.П.Канакина., В.Г.Горецкий.
Данный урок проведен в 4 классе по программе «Школа России», в соответствии с тематическим планированием. Это обобщающий урок по теме « Состав слова».
Самоанализ я начну с краткой характеристики класса. В классе 20 человек , на уроке присутствовало 20. Есть учащиеся,(9 человек) которые легко схватывают новый материал, быстро выполняют задания . Однако на фоне этих учащихся все остальные испытывают трудности .
При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности учеников моего класса. Задания к уроку были подобраны таким образом, чтобы у каждого была возможность реализовать себя. Цель урока четко сформулирована,
Исходя из целей и задач урока, был спланирован тип урока – урок рефлексии.
Урок опирался на знания, умения учеников, полученные ранее.
Организационный момент включал в себя эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность. Использование игрового момента способствовало активизации мыслительной деятельности учащихся.
Учебную деятельность на уроке формировали такие виды работы: фронтальная ,групповая, индивидуальная и работа в парах. Активность класса, работоспособность обучающихся на разных этапах урока оптимальные. Организация самостоятельной учебной работы обучающихся умело сочеталась с другими видами деятельности. За счет чередования видов деятельности на уроке была исключена возможность перегрузки. Работа на уроке не являлась монотонной и однообразной. Происходило постепенное увеличение сложности заданий. Самостоятельная работа способствовала закреплению знаний учащихся, развитию мышления. Работа в парах развивала умение сотрудничества. Учебные задания побуждали детей анализировать, делать выводы. На уроке проводилась работа: по расширению словарного запаса, по овладению умениями и навыками устной и письменной речи, по орфографии. На уроке применялись различные виды контроля : ученик-ученик, самоконтроль, ученик – учитель.
Соблюдение здоровьесберегающего режима прослеживалось на протяжении всего урока ( смена видов деятельности, динамическая пауза)
В ходе занятия я старалась в равной степени взаимодействовать со всеми учениками и задействовать их в деятельности различных видов, поддерживала обучающихся, сталкивающихся с трудностями, делала небольшие подсказки, давала необходимые пояснения, старалась так организовать работу, чтобы каждый ученик смог проявить себя, показал свои способности.
На протяжении всего урока присутствовали поощрения «Замечательно, ребята», «Молодцы» и т.д., что создавало ситуацию успеха для каждого ученика и, соответственно, способствовало созданию продуктивной атмосферы в ходе всего занятия.
На уроке преобладал демократический стиль общения педагога с учащимися. Благоприятный психологический климат благотворно влиял на работу, повышал внимание и сосредоточенность обучающихся. Эмоциональность занятия повышала работоспособность детей.
Урок целей достиг, так как достиг целей каждый из его этапов. Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию к учению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка Класс: 3 Тема: «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»
Актуальность проекта Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования в структуре с...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)
Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...
Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...
Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).
Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...