«Правописание гласных и согласных в значимых частях слова»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Правописание гласных и согласных в корнях слов
Цель: развивать умение проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов.
Формируемые УУД:
Предметные: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.
Коммуникативные: владение монологическими и диалогическими формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, умение работать в группе.
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действий и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока:
I.Организационный момент.
-Я рада приветствовать в этом классе девчонок, мальчишек и мудрых гостей. Пусть сегодня в этом классе будет светло и уютно. Давайте поприветствуем друг друга улыбками и подарим эти улыбки гостям, поздороваемся с ними. Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке:
- помогали друг другу (слайд1)
-всегда решали возникающие у вас проблемы вместе (слайд2)
-чтобы вы открыли на уроке что-то новое и интересное(слайд3)
- и самое главное, чтобы на протяжении всего урока присутствовало хорошее настроение(слайд 4)
II. Актуализация знаний учащихся
- Минутка чистописания
- Работа со словарным словом железо
а) Ребус (слайд 5)
б) Лексическое значение слова железо
в) «Помогалка» (слайд6)
г)Подбор однокоренных слов и разбор по составу
д)Вывод
III. Самоопределение к деятельности
-Подбери к словам антонимы и запиши их
- Здоровый, широкий, до свидания, весёлый, легкий, трудолюбивый, горький, замечательный.
-На какие три группы можно разделить все эти слова?(Работа в группах)
- Какими знаниями нужно обладать, чтобы правильно писать эти орфограммы?
IV. Формулирование темы, постановка учебной задачи
-Какие орфограммы на уроке мы будем повторять? А как вы думаете, почему их объединили? Какой вопрос возникает? (ответы детей)
Гипотеза : Можно ли сформулировать общее правило для всех трех случаев ?
V. Открытие новых знаний
Упр. 89 (с. 56-57). (Коллективная работа со схемой.)
— Назовите корневые орфограммы.
— Какие действия надо выполнить, чтобы правильно написать корневые орфограммы?
— Когда гласный звук в корне нуждается в проверке?
— Когда согласный звук в корне нуждается в проверке?
— В чём сходство и различие в подборе проверочных слов для гласных и согласных звуков в корне? (Для проверки надо подобрать такое слово, чтобы звук стоял в сильной позиции. Для гласных надо подобрать слово, где этот звук будет ударным, для согласных — где этот звук будет стоять перед гласным.)
VI.Применение полученных знаний на практике.
— Выполните письменное задание к упражнению. (Коллективная проверка, самооценка.) Упр. 90 (с. 57). — Прочитайте.
— Назовите слова с пропущенными буквами, подберите проверочные слова.
— Какие слова произносятся одинаково, но пишутся по-разному и имеют разный смысл? (Спишите — спешите, отварите — отворите, слизал — слезал.)
— Какой вывод вы можете сделать? (Одна буква в слове может изменить значение, поэтому надо писать слова с безударными гласными грамотно.)
Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала Работа по учебнику
Упр. 91 (с. 57).
— Прочитайте выразительно отрывок из произведения К.Г. Паустовского.
— Какие картины природы рисует автор? — Какое предложение проиллюстрировал художник? — Какие орфограммы корня вам здесь встретились? — Назовите слово с безударным гласным и проверочное слово. — Назовите слово с парным согласным и проверочное слово. — Назовите слово с непроизносимым согласным и проверочное слово. — Выполните письменные задания к упражнению. (Взаимопроверка, самооценка.)
Упр. 92 (с. 58). (Самостоятельное выполнение. Коллективная проверка.)
— Чем интересно стихотворение Я. Козловского? (Оно построено на игре слов. Слово такса повторяется, но имеет разное значение.)
— Как называются выделенные слова? (Омонимы.)
— Прочитайте словарную статью из словаря омонимов нас. 156.
— Выполните звуко-буквенный разбор слова такси. (Один ученик работает у доски.)
VIII. Итог урока
Над какой темой урока мы работали? Какой вопрос поставили в начале урока? (Можно ли сформулировать общее правило для всех трех случаев?) К какому выводу пришли?
Вывод:
Способы проверки одинаковые: изменить форму слова или подобрать однокоренное проверочное слово так, чтобы гласный или согласный находился в сильной позиции: гласный –под ударением, а после согласного стоял гласный.
IX. Рефлексия
Самодиагностика учебных умений. Фамилия, имя__________________
Поставь + напротив того утверждения, которое считаешь верным.
Утверждения | Очень уверенно | Уверенно | Неуверенно |
Я могу рассказать правило о правописании букв гласного и согласного звуков в корне слова. | |||
Я могу подобрать проверочные слова к словам с безударным гласным и парным согласным ,непроизносимым согласным в корне слова. | |||
Я могу найти в тексте слова с данными орфограммами. |
Домашнее задание
Упр. 93 (с. 58): программный уровень - подобрать проверочные слова, подчеркнуть орфограммы; уровень повышенной сложности — написать к каждому слову однокоренное слово, от которого оно образовалось.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Правописание гласных и согласных букв в корне слова"
Конспект урока русского языка...
Конспект урока по русскому языку УМК Школа России, проведённого в 3 классе на тему : Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
Планируемые результаты: ученики научаться находить в словах орфограммы, подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; группировать слова по типу орфограмм; работать с орфографи...
Конспект по русскому языку 4 класс УМК "Школа России". Тема: «Правописание гласных и согласных в значимых частях слова»
Цели деятельности учителя: формирование умений проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корнях слов.Планируемые результаты:Предметные:Знать...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание гласных и согласных в значимых частях слова"
Урок ориентирован на учеников 4 класса. Материал направлен на закрепление основных правил приставки, корня, суффикса и окончания.Все задания проводятся в игровой форме, в результате работы учащиеся см...
Урок русского языка: «Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова» 3 кл "Школа России"
Урок русского языка по теме "Общее предтавление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова" "(Школа России") разработан для детей 3 класса. На уроке дет...
Технологическая карта урока русского языка. Правописание гласных и согласных в значимых частях слова. 4 класс. УМК "Школа России"
Тема урока «Правописание гласных и согласных в значимых частях слова» ...