Система работы над сочинениями.
методическая разработка по русскому языку (2, 3, 4 класс)

Желтикова Лидия Петровна

Виды сочинений и работа над ними.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_nad_sochineniyami_v_sovremennoy_shkole.docx26.56 КБ

Предварительный просмотр:

            Система работы над сочинениями в современной школе.

Сочинение-это творчество, ученик создает свой оригинальный текст. Сочинение – это самый трудный вид речевого упражнения: ученику нужно проникнуться мотивом, которым направляется создание высказывания, учесть условия, применительно к которым он это будет делать, спланировать содержание текста, сформулировать свои мысли, изложить их по порядку и проследить, чтобы не было ошибок.
         Написание сочинения – это сложный процесс, как для ребенка, так и для взрослого человека. Младшие школьники не умеют формулировать свою мысль и находить средства для ее выражения, имеют небольшой речевой опыт в осуществлении данной работы. Написание сочинения часто вызывает у них трудности, а порой и негативное отношение, обусловленное не столько нежеланием выражать свои мысли и чувства, сколько отсутствием зачастую самых элементарных практических приемов в выполнении этой работы.
    В процессе обучения сочинениям, устным и письменным, на практике реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему, подчинить свое сочинение определенной мысли, собирать материал, систематизировать его, располагать, составлять план и писать по плану, использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями и, наконец, совершенствовать написанное.

Классификация сочинений.

Сочинения можно классифицировать по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по типам текста, по жанрам, по языковым особенностям (т.е. по стилям).

Источник материала

1)На материале труда, экскурсий, походов, наблюдений, личного опыта;

2)По картине, фильму, на книжном материале;

3) Материалы разных источников (например, книжные сведения и личные наблюдения)

4) )На основе творческого воображения (по сюжету картины, по данному началу или концу, сказок и пр.

Способ подготовки

1)Коллективный; 2)Индивидуальный (самостоятельный).

Язык (стиль)

1)Эмоционально-образный (художественный);

2)Деловой (близкий к научному).

Жанр

(тип, вид)

Повествование, описание, рассуждение, смешанные, миниатюры, отзыв, заметка(статья в газету), письма, поздравления.

Сочинения могут быть классифицированы по тематическим группам:
а) природа нашей Родины;

б) школа, семья, друзья;

в) мечты и фантазии;

г) жизнь предметов, которые нас окружают, и т.д.

Классификация сочинений помогает глубже понять учебные задачи каждого очередного сочинения, правильно выбрать методические средства.

Типы текстов.

  1. Повествовательный текст.

1.Отвечает на такие вопросы: кто? что делал? где? когда? Как?

2.Действия протекают во времени, чередой, одно за другим. Для того, чтобы показать последовательность действий, в языке имеются такие слова, как сначала, потом, затем, тогда, снова, сперва, ещё, уже и другие.

3. Главная  особенность  повествования - сообщение о развивающихся действиях и о завершении действия. В повествовании должно быть много глаголов.

Схема построения повествовательного текста

1.Начало действия: а) место; б) время.

2.Развитие действия: а) Сообщение о действующем лице; б) Особенности и порядок действий.

3.Кульминация.

4.Вывод.

Памятка по составлению повествовательного текста.

1.О чем вы будете рассказывать (какова тема текста)?

2.Какая мысль в рассказе будет основной?

3.Как лучше озаглавить текст?

4.С чего можно начать рассказ (о чем будет говориться в вводной части)?

5.О чем вы расскажете в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым напряженным, чем все завершилось)?

6.Как можно закончить рассказ (какая будет концовка)?

2.Текст-описание.

      1. Описание - это текст, в котором названы признаки предмета (объекта речи). Описание отвечает на вопрос какой? Для текста описания нужны имена прилагательные, так как текст отвечает на вопрос какой? каков? Описанию помогают сравнения с чем-либо, для чего используются слова как будто, как, словно, похож на ...

2. В описании нет движения. Признаки описания неизменны и постоянны. Описание дается для того, чтобы читатель (слушатель) видел предмет описания, представил его.

3. Характер описания   - взволнованный. Изображение - красочное.

4. Описание - это текст, который указывает признаки объекта речи (размер, форму, цвет, вкус, запах, возраст, характер, внешний вид).

В описании должны быть представлены основные для данного случая признаки.

Схема построения текста-описания.

1.Представление объекта речи.

2.Наиболее характерные признаки объекта речи.

3.Оценка объекта речи.

 4.Заключение и вывод.

Памятка по составлению текста-описания

1.Определите свое отношение к предмету, который будете описывать.

2.Выделите признаки предмета.

3.Подумайте, какие слова и словосочетания можно употребить, чтобы описание было точным и ярким, какие сравнения использовать.

  1. Текст-рассуждение.

1. В  рассуждении дается объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, событию  и т.д.  Почему это есть? Почему это произошло, случилось? Почему так? Вот основные вопросы, на которые отвечает рассуждение. В написании рассуждения используются слова: во-первых, во-вторых,  так как, поэтому, ведь, потому что, значит, кроме того, следовательно, итак.

2. Построение рассуждения чаще всего бывает таким: высказывается какая-либо мысль, потом идут доказательства этой мысли, а затем дается итог, т.е. вывод в результате приведенных  доказательств.

3. Утверждения,  под  которыми нет    какой-либо  логической опоры,  доказательствами  не  являются.

Схема построения текста-рассуждения.

1.Вступление.

2.Тезис (основная мысль, которая будет доказываться).

3.Аргументы ( доказательства): а)доводы;  б)примеры, случаи, факты,    цифры; в)мнения авторитетных людей, цитаты.

4.Вывод.

Памятка по составлению текста-рассуждения.

1.Тезис, краткое сообщение о том, что вы будете доказывать.

2.Доказательство, рассуждение. Его можно начать так: «Происходит это потому, что…», «Объясняется это тем, что…» и т.п.

3.Вывод.

Знакомство с текстом рассуждением начинается ещё на уроках литературного чтения.

  1. Сочинения по картинам.

Основная цель занятий по картинам – научить детей рассматривать, «видеть» картину. Каждая картина поможет послужить источником для живой, интересной беседы, во время которой выявляется ясное представление о значении данного слова в речи и принципы его применения. Картина приучает детей к последовательности в изложении мыслей, уясняет им значение плана, концентрируя внимание на целом. Картины развивают наблюдательность, воображение учащихся, учат понимать искусство живописи.

Сочинения по картинам делятся на 3 основные  вида:

1.Повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану.

2.Повествовательные сочинения по одной картине;

3.Описание картины.

                           

Сочинение по картине значительно труднее предыдущего вида. Здесь ученик используя свои знания, свой жизненный опыт, должен создать в своем воображении сюжет, наметить действующих лиц, представить обстановку, на фоне которой протекает действие до и после того момента, который запечатлен на картине. Учащийся  должен контролировать себя, чтобы его вымысел не противоречил действительности.

 1.Молчаливое созерцание картины (обязательное включение в процесс созерцания музыкального произведения для усиления эмоционального фона учащихся)

2. Рассказ ( прочтение статьи в учебнике, творческое задание: найти информацию о художнике ) о художнике и его произведениях ( если автор знаком, вспомнить его произведения).

 2.Передача сюжета картины по вопросам учителя, либо вопросам учебника.

3.Обдумывание названия, данного картине самим художником

4. Составление плана рассказа по картине.

          5. Придумывание предшествующего  и последующего моментов по содержанию картины.

          6. Составление рассказа от лица героя картины (если это требуют задачи урока)

7. Словарная работа.

          8. Написание сочинения.

Описание картины – самая трудная форма сочинения. Обычно она проводится в 4 – 7 классах, но по УМК «Перспективная начальная школа» проводится, начиная со второго класса. Трудность описания картины в том, что учащиеся должны суметь проанализировать и оценить ее, а они еще к этому не подготовлены, у них нет искусствоведческих знаний, мал жизненный опыт. В этом помогает серия наводящих вопросов, данных в учебниках литературного чтения и русского языка, части 2(развитие речи).

Описание картины проводят по следующим этапам:

      1.Вступительное слово и беседа с учащимися.

      2.Рассказ (самостоятельное чтение учащихся) учителя о художнике(знакомство с его произведениями, либо воспоминания об уже знакомых картинах)

      3.Рассматривание репродукции живописного произведения. Созерцание произведения с использованием музыкальных произведений известных композиторов, для усиления эмоционального фона.

      4.Работа над содержанием наблюдаемого живописного произведения (устное построение предложений по вопросам, расположенным в учебнике, либо задаваемым учителем), использование в наблюдении специальных приспособлений: рамки, лупы.

      5.Речевая подготовка. Орфографическая подготовка.

     6.Составление плана.

     7.Написания первого варианта сочинения.

     8.Редактирование первичного текста (домашнее задание)

Основные требования к написанию сочинения

 1.Чтобы сочинение было интересным, пиши о том, что интересно тебе самому, тогда будет интересно слушать и читать твоим одноклассникам.

 2.Чтобы сочинение  было самостоятельным,  не повторяй  в изменённом виде мысли товарищей. Пиши так, как думаешь сам.

 3.Чтобы сочинение было последовательным, излагай мысли по порядку, всё  второстепенное группируй вокруг главного.

 4.Чтобы язык сочинения был ярким, подбирай точные слова, не повторяй одних и тех же слов, выражений.

 5.Чтобы сочинение было грамотным, пиши внимательно, в затруднительных случаях вспоминай правила, обращайся к орфографическому словарю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над сочинением в третьем классе. Примерный план и темы сочинений.

Размещен материал примерных тем сочинений , которые я провожу в третьем классе. Разработан примерный план каждого сочинения, а также помещены детские сочинения на эти темы....

Система работы по формированию умения раскрывать основную мысль в сочинении

Система работы по формированию умения ракрывать основную мысль в сочинении...

Система работы по обучению учащихся второго класса написанию сочинения.

Методическая разработка  заданий, направленных на формирование умения создавать текст- описание,упражнения на обучение формулированию мыслей,задания  на наблюдение за употреблением средств я...

Развитие речи учащихся с помощью системы работы над обучающим сочинением(подготовительные упражнения)

В этой работе представлены виды упражнений, подготавливающие к написанию сочинений учеников начальной школы. Также дана характеристика видов сочинений, и требования, которым должно отвечать сочинение ...

Система работы по формированию умения раскрывать основную мысль в сочинении

Система работы по формированию умения раскрывать основную мысль в сочинении должна представлять собой систему по формированию целого комплекса частных умений, в которой умение раскрывать основную мысл...

Система работы по формированию умения раскрывать основную мысль в сочинении

Рекомендации для педагогов по формированию у учащихся умения раскрывать основную мысль в сочинении...