Система работы по обучению учащихся второго класса написанию сочинения.
методическая разработка (2 класс) по теме

Ломотко Ольга Юрьевна

Методическая разработка  заданий, направленных на формирование умения создавать текст- описание,упражнения на обучение формулированию мыслей,задания  на наблюдение за употреблением средств языка в художественном и научном текстах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ – ОПИСАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ СТИЛЕ

Первая группа упражнений раскрывает такой признак текста, как цельность (тема, заголовок, соотношение темы и заголовка).

Упражнение № 1. О чем говорится в тексте? Озаглавьте текст, согласно теме.

« Таня и Витя жили в лесной сторожке. Она стояла на опушке. Зимой Витя подвесил к старой елке кормушку для птиц. Однажды около кормушки появилась белка. Она осторожно прыгнула на кормушку. Зверек стал брать лапками рябину и ловко объедать ягодки. Ребята сделали для белочки столик. Каждый день прибегала она к кормушке».

Упражнение № 2.Устно составьте рассказ на заданную тему: «Приход весны». Определите главную мысль вашего рассказа.

Упражнение № 3. Прочитайте текст. Раскрыта  или нет тема этого текста? Какова его основная мысль? Заголовок соответствует теме или основной мысли?

                                                 

Летний дождь.

День был очень жаркий. Мы отдыхали  в тени берез. Птицы не переставали петь. Вдруг посыпались капли дождя. Трава стала жадно поглощать воду.

Вторая группа упражнений раскрывает такой признак текста, как связность.

Упражнение № 1. Прочитайте. Определите и запишите верный порядок слов в предложении.

«Мальчик сидел за столом. Мальчик читал книгу». «На небе появились тучи. Ветер пригнал тучи». «В гостях мы пили чай с вареньем. Бабушка принесла нам варенье».

Упражнение № 2. Отредактируйте текст.

«Любит он спать и мурлыкать. Это кот Мурзик. Шерсть у Мурзика  серая. Хорошо бы мышку поймать, да лень вставать. Хвост у него пушистый».

Упражнение № 3. Определите границы предложения. Запишите.

«Белка прыгала по деревьям. И сушила грибы». «Красиво в лесу высокие сосны и ели тихо шумели». «Тень от деревьев. Легла на клумбы и дорожки».

Третья группа упражнений направлена на обучение формулированию мыслей. Процесс формулирования мыслей и есть, собственно, создание высказывания. Одна из задач обучения младших школьников и состоит в том, чтобы научить их правильной, точной и выразительной речи.

Упражнение № 1.Прочитайте текст. Замените повторяющиеся слова синонимами или местоимениями.

«Мы сидели в тени. Но и в тени было жарко». «У нас живет кот Васька. Наш кот большой проказник».

Упражнение № 2.Прочитай. Найди повторяющиеся слова и исправь ошибку. «К весне зелень зазеленела. Липа пахнет запахом меда. Наступила холодная стужа».

Упражнение № 3. Прочитайте. Определите, всегда ли правильно употреблены местоимения. Исправьте ошибки.

«1.Толя подошел к дому. Он был такой высокий. 2.Снегпадал в лесу. Он весь искрился».Все вышеперечисленные упражнения использовались как фрагменты обычных уроков русского языка.

Четвертая группа заданий направлена на формирование умения создавать текст- описание. Для ознакомления с понятием «текст – описание» и стилевой работы, проводились специальные уроки развития речи, предусмотренные программой.  Тема первого урока посвящена типу речи – описание. Его цель: дать понятие о тексте – описании (как типе речи); познакомить со схемой такого текста. Урок состоял из двух этапов. На первом этапе дети читают текст о петухе и отвечают на вопросы учителя. Постепенно учитель подводит детей к определению текста – описания. На втором этапе урока идет ознакомление со схемой такого текста. Данная схема соотносится с текстом, который читали в начале урока. Логическим завершением урока становится вывод о том, что в описательном типе речи преобладают слова, отвечающие на вопрос «какой? и, что для такого текста нужна только одна картинка.

Закрепление полученных знаний о типе речи – описании – это тема второго урока. Его цель: закрепить умение определять текст- описание; повторить его схему; устно составить описание животного по аналогии.

Урок включает в себя три структурные части. Первая часть – повторение изученного на предыдущем уроке. Дети, отвечая на вопросы учителя, вспоминают, что такое текст, тема, главная мысль, текст – описание, его признаки и схему. Вторая часть урока – работа с рассказом о волке. Прочитав текст, определяем его тему, главную мысль и к какому типу речи он относится. Дальнейшая коллективная работа направлена на разбор текста по схеме и запись опорных слов. На последнем этапе урока дети составляют устно описание волка с опорой на схему и выписанные слова.

На уроках русского языка используются упражнения, в которых нужно отобрать признаки предмета, в зависимости от основной мысли высказывания. Например: основная мысль текста – съедобные грибы. Нужно отобрать такие отличительные признаки этих грибов, чтобы было ясно, что они съедобные. Или, представить себе, что вы на птичьем рынке. Вы хотите кого-то себе купить. Опишите его так, чтобы было понятно о ком идет речь.

Интересным  и очень эффективным является составление загадок. Сначала учитель дает несколько загадок, дети их отгадывают. А затем им предлагается самим составить загадку. «О чем может быть загадка? О чем угодно: о книге, о мяче, о карандаше. Выбери какой-нибудь хорошо знакомый предмет, внимательно присмотрись к нему. Подумай, какие у него отличительные признаки: каков он по величине, форме, цвету, на что похож, что может делать, зачем нужен. Отбери несколько таких признаков и назови товарищам. Только смотри, не проговорись; не произнеси название задуманного предмета».

Пятая группа заданий направлена на наблюдение за употреблением средств языка в художественном и научном текстах. Место этих упражнений – на уроках чтения, русского языка, при проведении списывания. «Найдите слова, помогающие нам увидеть, представить…, слово, рисующее…, точно называющее…, подчеркивающее…» - вот некоторые из предлагаемых заданий. На уроках детям даются  высказывания, написанные в научном и художественном стиле. В результате их анализа, выяснили, что художественная речь – речь образная, ее отличает эмоциональность. Если, воспринимая научные высказывания, мы лишь узнаем какие-то факты, сообщаем информацию, то художественные дают возможность представить себе, как бы увидеть то, о чем пишет человек.  

Третий урок развития речи – итоговый в системе уроков. Его цель: составить текст – описание игрушки в художественном стиле. В качестве предмета описания была выбрана игрушка-матрешка. Это благодатный материал для приобщения школьников к истокам русской национальной культуры, усвоение опыта эмоциональной и культурной жизни народа. Яркое эмоциональное начало, заложенное в игрушке, окажет положительное воздействие на характер работы над описанием матрешки.

На первом ориентировочном этапе дети знакомятся с деревянным народным промыслом. На уроке использовалась выставка фотографий, справочный материал. В процессе беседы учитель отмечает вечную тему отношений человека с природой, связи с землей. Дети внимательно рассматривают все детали одежды, лицо, волосы. На втором этапе урока идет коллективное обсуждение плана предстоящей работы, то есть соотнесение схемы описания с предметом описания. В результате на доске вывешиваются опорные слова, которые помогут детям составить предложения. Так же ребята пользуются словариками, в которые они записывали трудные или понравившиеся слова и выражения. Здесь же проводиться орфографическая работа. Ребята могут воспользоваться орфографическими словариками, если в этом есть необходимость. Третий этап урока – запись текста на черновик. Учитель работает с  неуспевающими учениками в индивидуальном порядке. Записанный на черновик текст, дети проверяют, исправляют речевые недочеты, орфографические ошибки. На чистовик текст переписывается на втором уроке. По желанию дети в конце второго урока зачитывают свое сочинение.

Сочинение вызвало большой интерес и много положительных эмоций у детей. Работа им очень понравилось. На уроке труда ребята делали аппликацию матрешки, используя описание, по которому работали на уроке развития речи.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение чтению. Приемы работы по обучению учащихся делению слов на слоги

Система работы по обучению учащихся делению слов на слоги...

Презентация к уроку по русскому языку 2 класс Написание сочинения по картине

Урок написания  сочиненияЗадачи урока: познакомить с жизнью и творчеством А.А.Пластова;учить “читать” картину, осмысливать ее содержание;привлечь внимание детей к красоте зимней природы;способств...

Формирование акцентологической культуры речи в системе игровых заданий у учащихся второго класса.

Формирование акцентологической культуры речи в системе игровых заданий у учащихся второго класса. Система игровых заданий обеспечивает детям активную позицию в учебном процессе. ...

Система работы Проблемное обучение – как эффективный способ развития интеллектуальных способностей учащихся начальных классов

За основу я взяла педагогическую технологию проблемного диалога. В статье описываются виды диалога и формы проблемно-диалогического обучения....

Формирование акцентологической культуры речи в системе игровых заданий у обучающихся второго класса

Формирование акцентологической культуры речи в системе игровых заданий у обучающихся второго класса...

Инновационные системы контроля при обучении учащихся начальных классов

ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ...

«Алгоритм. Какую роль выполняет алгоритм в системе обучения учащихся начальных классов?» (обмен опытом)

laquo;Алгоритм. Какую роль выполняет алгоритм в системе обучения учащихся начальных классов?»(обмен опытом)...