Система работы над сочинением -описанием
статья по русскому языку (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Статья по развитию речи на тему:
« Система работы над сочинением -описанием»
Наше время – время свободы слова как одного из неотъемлемых прав человека. Но это право требует умения пользоваться тем ценнейшим даром, которым наделен человек, - даром слова, умением передавать словами чувства, мысли, знания, убеждать, доказывать, утешать… Мы пока только мечтаем о выпускнике школы, который умел бы общаться, умел слушать и говорить так, чтобы его слушали; умел оценивать чужую и, конечно, свою речь, умел словесно импровизировать и стремился бы постоянно совершенствовать свою речь…
И начинать это приближение к совершенному речевому идеалу нужно как можно раньше, т.е. с начальной школы. Следовательно, основная задача по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей выражать свои мысли в устной и письменной форме, используя различные языковые средства, тщательно отбирая материал. Дети учатся владеть словом, строить словосочетания, предложения, тексты различных типов и стилей. Развитие связной речи в школе осуществляется путем формирования у детей совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать его содержание и создавать свое собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при воспроизведении действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, простроение и речевое оформление. Соответственно в комплексе умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение данными сторонами текста:
- Информационно-содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в предложении и сочинении.
- Структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связанно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную и заключительную части текста и т.д.
- Умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю.
- Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.
Таким образом, текст один из сложнейших объектов лингвистического исследования и методичесекой работы в начальной школе. Работа, связанная с изучением и анализом структуры текстов открывает широкие возможности для совершенствования речи учащихся. У детей развиваются способности и навыки целостного стилистического анализа художественного произведения.
Центральным понятием является текст (его смысловая целостность и связанность), т.к. конечная цель работы по развитию речи в школе – научить детей грамотно, связанно, последоватльно выражать собственные мысли в устной и письменной речи, т.е. научить создавать текст, речевое произведение, высказывание.
Повысить языковой уровень детей позволяет то, что помимо ознакомления детей с понятием текст, современная методика предполагает также работу над простейшими типами текста.
Согласно методическим традициям тексты делятся на рассуждения, повествования и описания. Конечно, трудно говорить в начальных классах, где умения учащихся так зыбки и неустойчивы, о чистом описании или повествовании. Чаще всего рассказы, сочинения в начальной школе представляют собой работы, в которых смешаны различные типы текстов.
Ученики начальной школы могут создавать тексты различных видов, но только после ряда уроков, раскрывающих перед ними особенности этих текстов и их структуру.
Работа со сравнительным текстом-описания дает широкие возможности для развития такого качества, как умения сравнивать объекты, находить общие и различные признаки сопоставляемых предметов.
Сравнение – это та мыслительная деятельность, которая осуществляется учащимися в процессе учения. Однако, как показывает практика, учащиеся не только начальной, но и средней школы далеко не всегда могут определить сущность операции сравнения. Данное умение не приходит само собой в процессе усвоения определенных знаний. Определение сходного и различного трудно для младших школьников. Они легче находят в сравнительных предметах или только сходное, или только различное. Но овладение умением составлять самостоятельно сравнительный текст-описание важно, т.к., во-первых, учащимся в дальнейшем будет легче сравнивать литературных героев одного или нескольких произведений, во-вторых, во многих школьных предметах, таких как природоведение, история, география и другие, учащимся также приходиться самостоятельно излагать или составлять сравнительные тексты-описания; в-третьих, операция сравнения благотворно влияет на развитие логического мышления, на выделение существенных и несущественных признаков объектов в зависимости от цели (задачи) сравнения; в-четвертых, сравнительные тексты-описания приучают учащихся к сройному и последовательному изложению своих мыслей, способствуют развитию связной речи, становлению личности ребенка.
Обучение созданию сравнительного текста-описания будет способствовать развитию связной речи учащихся при соблюдении следующих методических условий:
- Усвоение младшими школьниками теоретических знаний о тексте, его признаках, типах и стилях речи, которые послужат базой для формирования речевых умений, необходимых для построения сравнительного текста-описания.
- Выявление особенностей сравнительного текста-описания.
- Соблюдение этапности в обучении сравнительному сочинению-описанию, которое предполагает усложнение характера упражнений.
В зависимости от типа и задач сочинения характер подготовительной работы меняется, но есть общие положения, которые применимы к любому сочинению, независимо от его типа.
Подготовка – это:
- создание такой ситуации, которая вызвала бы у учащихся потребность рассказать, описать что-нибудь (мотив);
- накопление достаточно полноценного материала для сочинения;
- выбор языковых средств к данной теме в соответствии с замыслом ее раскрытия.
Подготовка к сочинению начинается за несколько дней до самого сочинения во внеурочное время и на различных уроках (не только русского языка).
Работа над сочинением делится на 3 этапа:
- накопление материала: наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, труд, рассматривание картин, просмотр фильмов, спектаклей, чтение литературы;
- отбор материала в соответствии с темой и замыслом ее раскрытия, систематизация материала, ее расположение: беседы, обсуждение, выделение существенного, составление плана, отдельные записи, подготовка лексики и т.п.;
- словесное, речевое оформление сочинения, т.е. составление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка.
Первый и второй этапы обычно выходят за рамки специального урока письма текста сочинения. .Следовательно, урок, на котором пишется текст сочинения, в большинстве случаев рассматривается как своего рода подведение итогов работы, проведенной ранее.
На уроках письма текста сочинения обычно соблюдаются следующие этапы:
- Сообщение (или восстановление в памяти) темы и задач предстоящего сочинения и обсуждение с учащимися.
Каждое сочинение, независимо от вида, имеет тему. Тема – это предмет сочинения, то о чем в нем говорится она определяет круг вопросов, которые должны быть освещены в сочинении. Важно понять тему, это зависит от того, как сформулирована тема, как учащиеся подведены к ее пониманию.
Формулировка темы должна быть ясная, четкая и не слишком общая. В работе над сочинение возможны два пути:
- от поставленной темы к ее рассмотрению;
- от накопленного материала к формулировке темы
- Беседа с целью упорядочения материала, если он накоплен заранее – в ходе налюдений или для его накопления.
Хорошо составить и написать учащимся текст сочинения можно лишь тогда, когда они хорошо знают о чем писать и это их волнует. Следовательно, важно, чтобы учащиеся, готовясь к сочинению, имели для него достаточно материала, могли его выбирать, свободно им оперировать. Материала у учащихся должно быть в избытке, иначе трудно ожидать успеха. В ходе накопления материала дети выписывают отрывки из стихотворений, собирают иллюстрации-открытки, вырезки из журналов, сами делают простейшие зарисовки;
- Составление плана или его уточнение, если план был составлен ранее.
План - «проект» предстоящего текста, его скелет, каркас. Обдумывая свой будущий текст сочинения учащийся всегда мысленно намечает ее основные вехи. Следовательно, без плана не может быть связного текста.
В начальных классах рекомендуется простой (без подпунктов) план из 3-5 частей.
Формулировки пунктов могут иметь форму вопросов, форму повествовательных предложений и назывных предложений. Не рекомендуется давать учащимсся готовый план, так как он создает видимость благополучия и успеха, но в тоже время воспитывает неверие в сови силы, стремление опираться на чужую мысль;
- Речевая подготовка текста: составление отдельных словосочетаний, предложений или фрагментов связного текста; орфографическая подготовка к написанию трудных слов;
- Написание текста сочинения всеми учащимися, наблюдение учителя за каждым пишущим, оказание индивидуальной помощи;
- Самопроверка, совершенствование написанного текста, исправление замеченных недочетов и ошибок.
Таким образом, при написании сочинения на уроке необходимо оказывать должное внимание всем этапам; нельзя недооценивать роль, которую они играют в конечном результате – в созданном самостоятельном тексте.
Особенности работы над сочинением-описанием.
Одна из важнейших задач обучения в начальных классах – это обогащение речи школьников, в том числе повышение ее образности.
Решению этой задачи способствуют сочинения. Особенно сочинения-описания.
Описание предмета (под предметом пониматеся не только вещь, но и всякий материальный объект, в том числе и растение, животное, человек) создается для того, чтобы охарактеризовать этот объект, то есть сообщить о присущих ему признаках. Во фрагментах с типовым значением «предмет и его признак» именно сведения о признаках являются главными, то есть составляют ту информацию, ради которой строится фрагмент. Выразительность описания в значительной мере зависит от того, удается ли пишущему:
- вычленить характерные детали предмета;
- увидеть их главные или наиболее яркие признаки;
- найти точные слова для обозначения этих признаков;
- помнить о том, что в художественном описании предмета используются не только прилагательные, но и глаголы, существительные , наречия, очень распространенны сравнения, различные переносные употребления слов и т.д., то есть средства помогающие словами как бы изображать предмет.
В работе над сочинением-описанием учащийся овладевает умениями наблюдать, выявлять признаки изучаемого предмета, выделять из их числа существенные (анализ), отличать важнейшие из них в связном тексте сочинения обобщенно (синтез)
Сочинения-описания бывают:
-деловые;
-образно-эмоциональные.
В зависимости от цели и характера описания происходит отбор речевых средств. В начальных классах практикуются следующие виды описания (по Львову):
- описание отдельного предмета по непосредстввенному наблюдению («яблоко», «классная доска») или по прошлым налюдениям («береза в разные времена года»);
- описание трудового процесса выполнявшегося учащимися («как я сделал скворечник»);
- описание картины природы и других сложных предметов («наша улица утром»);
- сравнительное описание предметов.
Описание может комбинироваться с другими видами – рассуждение, повествование.
Возможны также различные варианты видов описания:
- подведение итогов длительных наблюдений за погодой;
- рассказ об опыте и т. д.
Таким образом, в начальных классах сочинение-описание рассматривается как заключительная ступень процесса наблюдений учащимся и в то же время как средство развития умения наблюдать. Оно служит прекрасным средством развития точной и выражительной речи. Работа над сочинение-описанием – это естественный путь обучения строгой последовательности в передаче своих знаний, своего опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание системы работы
описание системы работы...
Учимся быть лицеистами. Система подготовки учащихся начальных классов к обучению на средней ступени общего образования. Описание системы работы учителя.
Программа модернизации российского образования, осуществляемая в настоящее время, базируется на наиболее интересных идеях и прак...
"Этапы работы над сочинением-описанием" (методические рекомендации)
Методические рекомендации подробно описывают этапы работы над сочинением-описанием с учащимися 3 класса. Красочная презентация помогает сделать выводы по каждому этапу работы. В ней также размещены не...
Описание системы работы , направленной на развитие навыка самоконтроля
.Для учителей общеобразовательных школ базового и профильного уровня. Опыт может быть применён при работе с учащимися, имеющими как повышенную, так и низкую мотивацию к учебной деятельност...
Моё описание системы работы
Презентация и печатный материал по моей системе работы....
Технологическая карта урока. 2 класс.Тема:«Особенности построения текста – описание.Подготовка к сочинению – описанию игрушки».
Создание письменного текста-описания – более сложная работа, чем создание повествовательного текста. Работа на уроке направлена на формирование аналитических умений. Знакомство с типом тек...
Система работы над сочинениями.
Виды сочинений и работа над ними....