Урок русского языка 3 класс "Омонимы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Предварительный просмотр:
«Омонимы»
Цель урока | Наблюдать над словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин «омонимы»; наблюдать за использованием омонимов, развивать орфографическую зоркость. Развивать речь, наблюдательность, мышление обучающихся. Развивать познавательный интерес при работе со словарями. Воспитывать культуру речи, художественное восприятие окружающего мира. Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, экран, карточки с текстом для учащихся. |
Задачи урока | Регулятивные: самостоятельно формулировать тему урока после предварительного обсуждения, преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации (работа с текстом, работа со словарем омонимов); - анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков; - работа над формированием логических умений: сравнение, обобщение, построение цепочки рассуждений. Коммуникативные: учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться, использовать различные источники и средства обучения: учебник, справочный материал, толковый словарь, печатные материалы для работы. Личностные: проявлять интерес к изучению темы, оценивать результат собственной деятельности, осознавать собственные достижения при освоении учебной темы. |
Планируемый результат | Знать, какие слова называются омонимами, уметь пользоваться словарем омонимов, находить омонимы в тексте |
Основные понятия | Лексическое значение слова. Синонимы, антонимы, омонимы. |
Межпредметные связи | Окружающий мир, литературное чтение |
| Учебник Русский язык, часть1 авт. Л.Ф.Климанова, Т.В.Бабушкина . Рабочая тетрадь к учебнику, Толковый словарь С.И.Ожегова, карточки с упражнением. |
Организация пространства | Работа фронтальная, индивидуальная. |
1. Орг. момент
Проверьте свою посадку, держите спинку ровно. Откройте свои тетради, отступите две строчки от предыдущих записей, запишите сегодняшнее число: 7 ноября, классная работа, выделите орфограммы.
Седьмое ноября
Классная работа
Посмотрите на доску и пропишите эти буквосочетания в тетради как у меня.
Мм
2. Актуализация знаний (+)
- Запишите имена собственные, которые начинаются с буквы М (женское и мужское имя, город)
- Какие женские имена записали?
- Прочитайте мужские имена.
- Какие города на букву «М» вы знаете?
- К словам МАЛЕНЬКИЙ и МИР запишите антонимы.
- К слову МОЛВА подберите синонимы.
(Проверка на слайде)
3. Самоопределение к деятельности (+)
- Как вы понимаете предложение: «Корабль остановился недалеко от банки»?
- Какую картинку можно нарисовать?
- Как понимаете слово «БАНКА»?
-Какой словарь поможет нам узнать значение слова?
- Прочитайте, что вы узнали. (Читает Климов)
-Чем похожи эти слова? Чем различаются?
Тема сегодняшнего урока «Омонимы».
(Пишут предложение в тетради. Формулируют тему урока.
Учащиеся самостоятельно называют тему урока, читают в учебнике на стр. 78 сведения об омонимах в разделе «Узелки на память». Читаем несколько раз.)
Прочитаем в учебнике правило на стр. 78.
ОМОНИМЫ (греч.) – «омос» - одинаковый, «онима» - имя.
4. Работа по теме урока (+)
Упражнение № 125, с.78 (устно)
Откройте учебники на стр. 78, найдите упражнение № 125.
1 в. Читает второму задание.
2 в. Поднимите руку, если Ваш товарищ правильно прочитал задание. Вам задание понятно?
(Называют значение слов 1в. «дождевик», 2 в. «ноготки»). Общее обсуждение.
Знакомство с омонимами. Отгадайте загадки.
Право, я – причёска – чудо!
Заплести меня не худо!
На лугу с шипеньем острым
Управляюсь с сенокосом.
В воду я вдаюсь полоской –
Узкой, серенькой и плоской.
-С новой строки запишем отгадку. Какая орфограмма есть в слове коса? Безударная гласная в корне.
-Давайте проверим ее. Какое проверочное слово? кОсы. (Дети самостоятельно делают звуко-буквенный разбор).
5. Физкультминутка
6. Продолжаем работать по теме урока (+)
-Перед Вами карточка. Сейчас Вы в паре по очереди читаете предложения и доказываете, что выделенные слова – омонимы.
! Ещё раз проговорить правило!
Докажите, что выделенные слова в каждой паре предложений – это омонимы.
Работаем в парах. Готовы – руки домиком.
Карточка
- Из под з_мли бил горячий ключ. Таня нарисовала в т_тради скрипичный ключ.
- Дев_чка играла ноту соль. С_стра насыпала в с_лонку соль.
- Мы объехали весь свет. Со_нечный свет слепил глаза.
- Иван-царевич нат_нул тугой лук. На гря_ке вырос з_лёный лук.
- Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, подчеркните орфограммы.
Взаимопроверка по образцу.
7. Самостоятельная работа учеников (+)
(Дети получают карточку, самостоятельно с ней работают).
Омонимы – это слова, которые имеют _________________ звучание, но _________________ значение.
Пример:
8. Итог урока
Какова была цель нашего сегодняшнего урока?
(познакомиться с омонимами)
Достигли ли мы ее? (да)
Что такое омонимы? Кто готов полностью сформулировать правило?
9. Рефлексия
Оцените свою работу на уроке. Кто хочет озвучить?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка
Урок направлен на развитие устной и письменной речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....
организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл
Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...
Конспект урока по русскому языку. Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка. «Сравниваем части речи: имя существительное и имя прилагательное»
Урок - закрепление и обобщение знаний об имени существительном и имении прилагательном....
Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"
С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
Планируемые результаты в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС. Технологическая карта урока на уроках русского языка.
Доклад о планируемых результатах в обучении русскому языку в соответствии с ФГОС....