Логопедия 2 класс
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку
Тип урока: изучение нового материала
Тема: Значение суффиксов
Цели:
1. Создание условий для активизации знаний учащихся о частях слова, о роли суффикса в слове
2. Показать способ образования новых слов с помощью суффикса
3. Обогащать словарный запас
4. Воспитывать прилежание, активность.
Планируемые результаты:
1. Формирование личностных УУД:
- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учению и учебно-познавательного интереса
- развивать способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности
- ориентировать на понимание причин успеха в учении, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата
2. Формирование регулятивных УУД:
- планировать свои действия в связи с поставленной задачей
- сохранять алгоритм действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
- сравнивать своё и чужое высказывание, корректировать его и осуществлять самооценку с помощью критериев
3.Формирование познавательных УУД:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных
- строить рассуждения и сообщения в устной форме
- осуществлять поиск информации и запись информации с помощью ИКТ
- прогнозировать необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова
4.Формирование коммуникативных УУД:
- использовать речь для регуляции своего действия
- учитывать различные точки зрения, формулировать своё мнение и стремиться к сотрудничеству в коллективе
5. На основе предметных знаний и умений подвести к осознанию, что:
- суффикс - это значимая часть слова;
- при образовании слов с помощью суффиксов -оват, -еват- слова имеют значение неполноты признака;
- звуковой анализ слова не совпадает с его орфографическим написанием;
- культура общения формируется в атмосфере доброжелательности;
Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная;
Оборудование: учебник, карточки, мультимедийный проектор, презентация
Ход урока:
- Организация класса на работу.
Наш урок я хочу начать словами великого русского публициста и литературного критика Дмитрия Ивановича Писарева: «Знания составляются из мелких крупинок ежедневного опыта»
- Как вы понимаете эти слова?
- Сегодня мы продолжим собирать крупинки нашего опыта.
-Открываем тетради, записываем число, классная работа.
- Минутка чистописания.
1). Продемонстрировать учащимся буквы: КРНЬ. Что можете сказать о данных буквах?
Пропишите буквы на половине строки
- Как вы думаете, что случилось с данными буквами?
(Данные буквы в пути потеряли гласные буквы.) Подумайте. Какие гласные убежали из слова.
Дополняют буквы гласными, записывают в тетрадь слово «корень» на второй половине строки.
- Что такое корень?
2) Игра с суффиксами.
- Кто это? Кот
- Если посмотреть на него через увеличительное стекло мы увидим, что это не кот, а ….. котище.
-Как кот превратился в котище?
Проблемный вопрос: «Какая часть слова послужила для образования данного слова?»
-Какое значение придал суффикс –ищ- слову?
- А как превратить в маленького кота? Котик
-Какое значение придал суффикс –ик- этому слову?
Кот, котик, котище.
-Как вы думаете, какова тема нашего урока? (значение суффиксов)
-Запишите слова, выделите корень и суффикс.
- Чем мы будем заниматься на уроке?
- Спланируем нашу деятельность.
1. Узнаем…
2. Определим …
3. Вспомним …
Проверим
1. Узнаем способы образования слов при помощи суффиксов
2. Определим значения суффиксов
3. Вспомним что такое суффикс
3. Закрепление знаний о суффиксе.
-Так как сегодняшний урок посвящен суффиксам, давайте вспомним, что это такое. Будем работать в парах. О чем нужно помнить, работая в парах?
- У вас карточки. Найдите верные утверждения и подчеркните их.
(задание на индивидуальных карточках)
1) Суффикс – это маленькое слово.
Суффикс – это часть слова.
2) Суффикс служит для образования новых слов.
Суффикс служит для связи слов в предложении.
3) Суффикс стоит перед корнем.
Суффикс стоит после корня.
4) Суффикс не имеет значение.
Суффикс имеет значение.
Проверка выполнения задания (поставить +, если верно).
-Какой информации о суффиксе не хватает? Что можно сделать? (обратиться к правилу на стр.108) (как обозначается в слове)
-Обобщите все предложения и прочитайте правило, что такое суффикс.
-Расскажите правило друг другу (работа в парах).
-Подведём итог. Что сейчас делали? Эти знания помогут нам в дальнейшей работе?
4. Словарная работа
Отгадайте загадки, запишите отгадки, поставьте ударение, выделите орфограммы.
1. Через поле и лесок Подается голосок
Он бежит по проводам
Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон)
2. С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (Собака)
3. Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь)
4.Стоит Алена Платок зеленый,
Тонкий стан,
Белый сарафан. (Берёза)
- Преобразуйте слова, чтобы их значение увеличилось в размере.
- с помощью какого суффикса образовались новые слова.
Появился суффикс –ищ-
Значение суффикса - изменяет размер. Попробуйте уменьшить предметы.
- С помощью каких суффиксов вы это сделали? Чик, К, ик
-Какой вывод можно сделать?
Суффиксы образуют слова со значением увеличения или уменьшения предметов.
5. Работа по теме урока.
1). Посмотрите внимательно на доску. Дан кроссворд.
с | н | е | г | ||||
| |||||||
|
|
|
|
|
|
|
- Измените слово СНЕГ или подберите к нему родственные слова так, чтобы эти слова состояли из 5,6,7 и 8 букв. ( снега, снежок, снежный, снеговик)
-Какое слово здесь лишнее?( снега)
- Почему? ( форма слова)
- С помощью чего были образованы остальные слова? ( с помощью суффиксов)
-Как правильно определить суффикс в слове?
2) Найдите упражнение №1. Прочитайте задание.
− Прежде чем читать это произведение, давайте вспомним, что такое басня.
А сейчас давайте с вами посмотрим, как же трактуется понятие «басня» в словаре Ожегова
Басня - краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.
− Прочитайте басню.
− Обратите внимание на текст. Что необычного заметили? (выделенные слова)
− Выпишите эти слова в столбик.
− Подумайте, от каких слов образовались выделенные слова?
- С помощью чего образовались новые слова?
− Какое значение приобретают слова с суффиксом – еньк?
- Как вы определили суффикс?
-Давайте составим алгоритм (порядок) нахождения суффикса в слове.
1. Найти окончание (изменить слово).
2. Найти корень (подобрать родственные слова).
3. Найти суффикс (находится между корнем и окончанием).
- А теперь прочитаем в учебнике. Как найти суффикс в слове на стр. 111
6). Закрепление изученного материала. Работа по вариантам
- Пользуясь алгоритмом, найдите суффиксы в словах. Попробуйте определить суффикс в словах под звездочкой.
1 вариант: домище, волосок, носик, карманчик, Мишенька.
- Петровна, Ильинична
2 вариант: Голосок, волчище, садик, диванчик, Наташенька.
- Ивановна, Максимович
Взаимопроверка. Проверка.
- У кого не было ошибок? 1 ошибка? 2-3 ошибки? Кто правильно определил в словах со звездочкой? Отметка
7. Итог урока.
- Вернемся к плану урока.
1. Узнаем способы образования слов при помощи суффиксов. Узнали? Какие?
2. Определим значения суффиксов
3. Вспомним что такое суффикс
8. Рефлексия
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я научился…
у меня получилось …
9. Домашнее задание
Упр. 2, стр. 112
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы логопеда при подготовке детей к школе ( учитель-логопед Добрынина Э. Г.)
В подготовке будущих первоклассников к школе принимают участие не только учителя начальных классов, но и психолог, учитель-логопед. В такой помощи остро нуждаются дети, не получившие дошкольного...
Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"
Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...
Индивидуальная образовательная программа учителя-логопеда "Использование технологии моделирования и проигрывания сказок в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда"
В данной программе представлены теоретические основы, этапы реализации программы....
Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)
В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...
статья "Может ли учитель исправить у ребёнка нарушения письменной речи или логопедия без логопеда?"
В статье дана краткая характеристика видов нарушения речи и предоставлены игры и занятия. которые может проводить рядовой учитель с ребёнком....
Презентация. Выступление учителя-логопеда на тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»
РАЗРАБОТКАВыступление учителя-логопедана тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»...
Методическая разработка по логопедии "Владение современными образовательными технологиями учителем - логопедом"
Учитель - логопед должен в полном объёме знать и владеть современными пед. технологиями....