Логопедия 2 класс
план-конспект занятия по логопедии (2 класс)

Кузьменкова Гульназ Ленизовна

Значение суффиксов 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку

Тип урока: изучение нового материала

Тема: Значение суффиксов 

Цели: 

1. Создание условий для активизации знаний учащихся о частях слова, о роли суффикса в слове

2. Показать способ образования новых слов с помощью суффикса

3. Обогащать словарный запас

4.  Воспитывать прилежание, активность.

Планируемые результаты:

1. Формирование личностных УУД:

- формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учению и учебно-познавательного интереса

- развивать способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности

- ориентировать на понимание причин успеха в учении, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата

2. Формирование регулятивных УУД:

- планировать свои действия в связи с поставленной задачей

- сохранять алгоритм действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

- сравнивать своё и чужое высказывание, корректировать его и осуществлять самооценку с помощью критериев

3.Формирование познавательных УУД:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных

- строить рассуждения и сообщения в устной форме

- осуществлять поиск информации и запись информации с помощью ИКТ

- прогнозировать необходимость использования дополнительных источников для уточнения значения незнакомого слова

4.Формирование коммуникативных УУД:

- использовать речь для регуляции своего действия

- учитывать различные точки зрения, формулировать своё мнение и стремиться к сотрудничеству в коллективе

5. На основе предметных знаний и умений подвести к осознанию, что:

- суффикс - это значимая часть слова;

- при образовании слов с помощью суффиксов -оват, -еват- слова имеют значение неполноты признака;

- звуковой анализ слова не совпадает с его орфографическим написанием;

- культура общения формируется в атмосфере доброжелательности;

Форма обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная;

Оборудование: учебник, карточки, мультимедийный проектор, презентация

Ход урока:

  1. Организация класса на работу.

Наш урок я хочу начать словами великого русского публициста и литературного критика Дмитрия Ивановича Писарева: «Знания составляются из мелких крупинок ежедневного опыта»

- Как вы понимаете эти слова?

- Сегодня мы продолжим собирать крупинки нашего опыта.

-Открываем тетради, записываем число, классная работа.

  1. Минутка чистописания.

1). Продемонстрировать учащимся буквы: КРНЬ. Что можете сказать о данных буквах?

Пропишите буквы на половине строки

- Как вы думаете, что случилось с данными буквами?

(Данные буквы в пути потеряли гласные буквы.) Подумайте. Какие гласные убежали из слова.

Дополняют буквы гласными, записывают в тетрадь слово «корень» на второй половине строки.

- Что такое корень?

2) Игра с суффиксами.
- Кто это
?  Кот
- Если посмотреть на него через увеличительное стекло мы увидим, что это не кот, а ….. котище.
-Как кот превратился в котище?

Проблемный вопрос: «Какая часть слова послужила для образования данного слова?»
-Какое значение придал суффикс –ищ- слову?
- А как превратить  в  маленького кота
?          Котик 

-Какое значение придал суффикс –ик- этому слову?

Кот, котик, котище.

-Как вы думаете, какова тема нашего урока? (значение суффиксов)

-Запишите слова, выделите корень и суффикс.

- Чем мы будем заниматься на уроке?

- Спланируем нашу деятельность.

1. Узнаем…

2. Определим …

3. Вспомним …

Проверим

1. Узнаем способы образования слов при помощи суффиксов

2. Определим значения суффиксов

3. Вспомним что такое суффикс

3. Закрепление знаний о суффиксе.

-Так как сегодняшний урок посвящен суффиксам, давайте вспомним, что это такое. Будем работать в парах. О чем нужно помнить, работая в парах?

- У вас карточки. Найдите верные утверждения и подчеркните их. 

(задание на индивидуальных карточках) 

1)      Суффикс – это маленькое слово.

Суффикс – это часть слова.

2)      Суффикс служит для образования новых слов.

Суффикс служит для связи слов в предложении.

3)      Суффикс стоит перед корнем.

Суффикс стоит после корня.

4)      Суффикс не имеет значение.

Суффикс имеет значение.

 

Проверка выполнения задания (поставить +, если верно).

-Какой информации о суффиксе не хватает? Что можно сделать?  (обратиться к правилу на стр.108) (как обозначается в слове)

-Обобщите все предложения и прочитайте правило, что такое суффикс.

-Расскажите правило друг другу (работа в парах).

-Подведём итог. Что сейчас делали? Эти знания помогут нам в дальнейшей работе?

4. Словарная работа

Отгадайте загадки, запишите отгадки, поставьте ударение, выделите орфограммы.

1. Через поле и лесок Подается голосок

Он бежит по проводам

Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон)

2. С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

А хвост колечком. (Собака)

3. Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

4.Стоит Алена Платок зеленый,

Тонкий стан,

Белый сарафан. (Берёза)

- Преобразуйте слова, чтобы их значение увеличилось в размере.

- с помощью какого суффикса образовались новые слова.

Появился суффикс –ищ-

Значение суффикса - изменяет размер. Попробуйте уменьшить предметы.

- С помощью каких суффиксов вы это сделали? Чик, К, ик 

-Какой вывод можно сделать?

Суффиксы образуют слова со значением увеличения или уменьшения предметов.

 5. Работа по теме урока.

1). Посмотрите внимательно на доску. Дан кроссворд.  

с

н

е

г

 

 

   

 

 

 

 

 

        

- Измените слово СНЕГ или подберите к нему родственные слова так, чтобы эти слова состояли из 5,6,7 и 8 букв.  ( снега, снежок, снежный, снеговик)

-Какое слово здесь лишнее?( снега)

- Почему? ( форма слова)

- С помощью чего были образованы остальные слова? ( с помощью суффиксов)

-Как правильно определить суффикс в слове?

2) Найдите упражнение №1. Прочитайте задание.

  Прежде чем читать это произведение, давайте вспомним, что такое басня.

А сейчас давайте с вами посмотрим, как же трактуется понятие «басня» в словаре Ожегова

Басня - краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.

 Прочитайте басню.

  Обратите внимание на текст. Что необычного заметили? (выделенные слова)

  Выпишите эти слова в столбик.

  Подумайте, от каких слов образовались выделенные слова?

- С помощью чего образовались новые слова?

  Какое значение приобретают слова с суффиксом – еньк?

- Как вы определили суффикс?

-Давайте составим алгоритм (порядок) нахождения суффикса в слове. 

 1. Найти окончание (изменить слово).

2. Найти корень (подобрать родственные слова).

3. Найти суффикс (находится между корнем и окончанием).

- А теперь прочитаем в учебнике. Как найти суффикс в слове на стр. 111

6). Закрепление изученного материала. Работа по вариантам

- Пользуясь алгоритмом, найдите суффиксы в словах. Попробуйте определить суффикс в словах под звездочкой.

1 вариант: домище, волосок, носик, карманчик, Мишенька.

  • Петровна, Ильинична

2 вариант: Голосок, волчище, садик, диванчик, Наташенька.

  • Ивановна, Максимович

Взаимопроверка.  Проверка.

- У кого не было ошибок? 1 ошибка? 2-3 ошибки? Кто правильно определил в словах со  звездочкой? Отметка

7. Итог урока.

- Вернемся к плану урока.

1. Узнаем способы образования слов при помощи суффиксов. Узнали? Какие?

2. Определим значения суффиксов

3. Вспомним что такое суффикс

8. Рефлексия

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я научился…

у меня получилось …

 9. Домашнее задание

Упр. 2, стр. 112


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы логопеда при подготовке детей к школе ( учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

В подготовке будущих первоклассников к школе принимают участие не только учителя начальных классов, но и психолог, учитель-логопед. В такой помощи остро нуждаются дети, не получившие дошкольного...

Городской семинар практикум для учителей -логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"

Семинар- практикум для учителе-логопедов по теме: "Работа учителя-логопеда по развитию двигательной сферы учащихся с ОНР"...

Взаимодействие учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса (из опыта работы учителя-логопеда ГБУ ДО ЦППМСП Калининского района Санкт-Петербурга Григорьевой Надежды Анатольевны)

В данной статье речь идет о необходимости взаимодействия учителя-логопеда с родителями, психологом, учителями начальных классов. Дана структура и формы такого взаимодействия, сложившиеся на протяжении...

статья "Может ли учитель исправить у ребёнка нарушения письменной речи или логопедия без логопеда?"

В статье дана краткая характеристика  видов нарушения речи и предоставлены игры и занятия. которые может проводить рядовой учитель с ребёнком....

Презентация. Выступление учителя-логопеда на тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»

РАЗРАБОТКАВыступление учителя-логопедана тему «Организация работы учителя-логопеда в школе»...

Методическая разработка по логопедии "Владение современными образовательными технологиями учителем - логопедом"

Учитель - логопед должен в полном объёме знать и владеть современными пед. технологиями....