Урок русского языка в 4 классе по теме «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –ЛАГ-//-ЛОЖ-, -РАСТ- (-РАЩ-)//- РОС-»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Предварительный просмотр:
Автор разработки: учитель начальных классов МАОУ "СОШ№15" г.Губахи Ситникова Наталья Валерьевна
Класс: 4
Предмет: русский язык
Тема: «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –ЛАГ-//-ЛОЖ-, -РАСТ- (-РАЩ-)//- РОС-»
Этап обучения по данной теме (начальный, основной, завершающий): основной
Тип урока: урок-исследование.
Образовательная цель: научиться правильно писать А или О в корнях с чередованием –лаг-//-лож-, -рос-//-раст-//-ращ-.
Воспитательные цели:
1. Развивать умения работать в коллективе (группе) через разные виды деятельности.
2. Способствовать формированию коммуникативной культуры.
Развивающие цели (УУД, компетенции):
- Развивать умения наблюдать и логически мыслить.
- Способствовать развитию познавательного интереса; активизировать познавательно - языковую и коммуникативно –
речевую деятельность учащихся.
- Открывать новые знания путем исследования
- Формировать умение анализировать и делать выводы, способность рефлексировать свою деятельность.
Задачи (компетентностные):
1) интерпретация толкования результатов обработки данных, таблиц;
2) реконструкция правил написания А и О в корнях с чередованием –лаг-//-лож-, -рос-//-раст-//-ращ-.
Формы работы: групповая, парная
Оборудование: презентация по русскому языку «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –ЛАГ-//-ЛОЖ-, -РАСТ- (-РАЩ-)//- РОС-»; карточки с заданиями.
Оценочная деятельность на уроке: отметочная, рефлексия
Основные источники информации: иллюстрации (Интернет-Яндекс)
Этап | Деятельность учителя, педагога | Деятельность ученика, воспитанника | Формируемые компетенции | Методические, технологичес-кие приёмы | Прогнозируе-мый результат | ||
1.Самоопределение к деятельности (организационный момент) | Приветствие, настраивание на урок. | Поочередно касаются пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят: 1.желаю (соприкасаются большими пальцами); 2.внимания (указательными); 3.старания (средними); 4.на (безымянными); 5.уроке (мизинцами); Русского языка! (прикосновение всей ладонью) | Личностные УУД: побуждение к деятельности | Приём «Ладошки» | Положительный эмоциональный настрой на урок. Формирование положительного мотива к обучению. | ||
2. Актуализация знаний. | - Что объединяет слова 1 столбика? д..машний кл..новые л..нивая - Запишите, доказав орфограмму. Приведите свои два примера… - А что объединяет слова 2 столбика? в…кзал б..гряный ж…лание - Запишите, доказав орфограмму. Приведите свои два примера… -Что вы можете сказать о словах 3 столбика? Перел…жить Изл…гать Подр…сти Выр…сли Выр…щенный - Знаете ли вы о написании этих слов? - Запишите слова с неизученной орфограммой оставьте пропуски. - Какие гласные могут писаться на месте пропуска? - В каких именно морфемах? Выделите их -Можете ли вы сказать, о чем пойдет речь на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока. | Отвечают на вопросы учителя, выявляют дефицит знаний Орфограмма «Проверяемые безударные гласные корня» Записывают слова 1 группы в тетрадь, Подбирают проверочные, обозначают орфограммы. Непроверяемые безударные гласные в корне. Нужно обратиться к орфографическому словарю. Записывают, выделяют орфограммы. В корнях этих слов находятся чередующиеся гласные. Правило не известно. Чередующиеся А или О. В корнях –лаг-, -лож-, -рос-, -раст-, -ращ-. Формулируют тему урока и записывают в тетрадь «Чередующиеся гласные А-О в корнях –лаг-, -лож-, -рос-, -раст-, -ращ-.» | Личностные УУД: формировать познавательную мотивацию Регулятивные УУД: определять и формулировать тему урока. Коммуникативные УУД: умение слушать и отвечать на вопросы | Постановка проблемных вопросов | Определена тема урока. | ||
3. «Открытие» новых знаний | |||||||
А) Введение в проблему. Работа с понятием.
| Помогает учащимся формулировать проблему. Помогает учащимся сформулировать цель урока. Помогает учащимся сформулировать компетентностные задачи урока. | Совместно с учителем или самостоятельно формулируют проблему урока: Записывают в тетради сформулированную проблему. Совместно с учителем или самостоятельно формулируют цель урока. Совместно с учителем или самостоятельно формулируют компетентностные задачи. | Коммуникативные УУД: умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: построение логической цепочки рассуждений. | Вопросы | Анализируют и делают вывод, формулируют проблему, цель и задачи урока. | ||
Б) Исследователь-ская деятельность. | Помогает учащимся организовать и провести исследования. Заполнение таблицы на основе исследуемого материала. Предлагает учащимся (по группам) проанализировать лингвистический материал (для анализа берутся слова с корнями –лаг-, -лож-, -рос-, -раст-, -ращ-без слов-исключений). Проверка результатов исследовательской групповой работы, заполненной таблицы. | В группах анализируют лингвистический материал, сравнивают, обобщают, делают выводы о написании А-О в корнях –лаг-, -лож-, -рос-, -раст-, -ращ-. Самостоятельно формулируют правила, заполняют таблицу. | Коммуникативные УУД: умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные УУД: построение логической цепочки рассуждений, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера | Исследовательская деятельность. | Формирование умения проводить исследовательскую работу. Сделать вывод. | ||
В) Работа с понятиями. | Применяет прием мыслетехники для выведения правила учащимися (метод гипотез). - Все ли графы таблицы вами заполнены? - Почему не все? - Что такое слова-исключения? Создает эффект незаконченного действия. Помогает учащимся достраивать знания на уроке. Формирование умения работать с понятием. - Вы хотите до конца заполнить таблицу, узнать слова-исключения? – Выполним следующее задание. Я буду называть вам лексическое значение этих слов, а вы должны узнать эти слова. | Анализируют слова-исключения, фиксируют недостатки своей точки зрения о правилах написания А-О в корнях –лаг-, -лож-, -рос-, -раст-, -ращ-. Возникновение новых мнений. Рефлексия. Вывод: мы не учли этот момент, не доработали. Выдвигают новое правило, включают в таблицу исключения. Пытаются сами определить слова по их лексическому значению. Проверяют себя , записывают слова-исключения в таблицу. | Коммуникативные УУД: умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Познавательные УУД: самостоятельный поиск и выделение необходимой информации | Приём мыслитехники | Знакомство учащихся с новой информацией. | ||
Г) Работа в парах на закрепление. | Предлагает новый материал для отработки навыков и на рефлексию пробелов. Фиксация знаний (проверка) | В парах выполняют задание-тест. Совместно с учителем выявляют ошибки и исправляют, оценивают свою работу | Коммуникативные УУД: умение действовать сообща, слушать и участвовать в парном обсуждении проблемы. | Творческая деятельность. | Умение находить информацию. | ||
4. Содержательная рефлексия | Предлагает детям вспомнить о том, что нового и интересного узнали на уроке Предлагает высказать своё мнение из любой позиции - Большой – важно, интересно… - Указательный – запомнил (а) - Средний – было трудно .. - Безымянный – мне помогли… - Мизинец –было недостаточно… | Высказывают свое мнение. | Регулятивные УУД: определяют последовательность промежуточных действий с учётом конечного результата. | Умение дать самооценку своей деятельности на уроке. | |||
5. Домашнее задание по выбору. | Предлагает задание по выбору: 1. упражнение 312 (1); 2. придумать задания для одноклассников на изученные правила. | Фиксируют задание в тетради. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».
Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....
Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.
Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...
конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)
Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...
план к уроку русского языка 2 кл по теме правописание безударных гласных в корне слова
план к уроку русскогоязыка 2 кл по теме правописание безударных гласных в корне слова...
Контрольный диктант по русскому языку 2 класс по теме " Правописание безударных гласных в корне слова"
Контрольный диктант по русскому языку 2 класс по теме " Правописание безударных гласных в корне слова"...
Урок русского языка, 2 класс, Школа России. Правописание слов с безударным звуком в корне
Материал может быть использован в качестве изучения новой темы....
Урок русского языка, 3 класс, по теме "Правописание слов с безударными гласными
Технологическая карта урока русского языка....