Урок русского языка в 4 классе по теме «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –ЛАГ-//-ЛОЖ-, -РАСТ- (-РАЩ-)//- РОС-»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Ситникова Наталья Валерьевна

Урок новых знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_5b_urok.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Автор разработки: учитель начальных классов МАОУ "СОШ№15" г.Губахи Ситникова Наталья Валерьевна

Класс: 4

Предмет: русский язык

Тема: «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –ЛАГ-//-ЛОЖ-, -РАСТ- (-РАЩ-)//- РОС-»

Этап обучения по данной теме (начальный, основной, завершающий):  основной

Тип урока: урок-исследование.

Образовательная цель: научиться правильно писать А или О в корнях с чередованием –лаг-//-лож-, -рос-//-раст-//-ращ-.

Воспитательные цели:

1. Развивать умения работать в коллективе (группе) через разные виды деятельности.

2. Способствовать формированию коммуникативной культуры.

Развивающие цели (УУД, компетенции):

  1. Развивать умения наблюдать и логически мыслить.
  2. Способствовать развитию  познавательного интереса; активизировать познавательно - языковую и коммуникативно –

     речевую деятельность учащихся.

  1. Открывать новые знания путем исследования
  2. Формировать умение анализировать и делать выводы, способность рефлексировать свою деятельность.

Задачи (компетентностные):

 1) интерпретация толкования результатов обработки данных, таблиц;

 2) реконструкция правил написания А и О в корнях с чередованием –лаг-//-лож-, -рос-//-раст-//-ращ-.

Формы работы: групповая, парная

Оборудование: презентация по русскому языку «Правописание чередующихся гласных А-О в корнях –ЛАГ-//-ЛОЖ-, -РАСТ- (-РАЩ-)//- РОС-»; карточки с заданиями.

Оценочная деятельность на уроке: отметочная, рефлексия

Основные источники информации: иллюстрации (Интернет-Яндекс)

Этап

Деятельность учителя, педагога

Деятельность ученика, воспитанника

Формируемые компетенции

Методические, технологичес-кие приёмы

Прогнозируе-мый результат

1.Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Приветствие, настраивание на урок.

Поочередно касаются  пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

1.желаю (соприкасаются большими пальцами);

2.внимания (указательными);

3.старания (средними);

4.на (безымянными);

5.уроке (мизинцами);

Русского языка! (прикосновение всей ладонью)

Личностные УУД: побуждение к деятельности

Приём «Ладошки»

Положительный эмоциональный настрой на урок. Формирование положительного мотива к обучению.

2. Актуализация знаний.

- Что объединяет слова 1 столбика?

д..машний

кл..новые

л..нивая

- Запишите, доказав орфограмму.  Приведите свои два примера…

- А что объединяет слова 2 столбика?

в…кзал

б..гряный

ж…лание

- Запишите, доказав орфограмму.  Приведите свои два примера…

-Что вы можете сказать о словах 3 столбика?

Перел…жить

Изл…гать

Подр…сти

Выр…сли

Выр…щенный

- Знаете ли вы о написании этих слов?

- Запишите слова с неизученной орфограммой оставьте пропуски.

- Какие гласные могут писаться на месте пропуска?

- В каких именно морфемах? Выделите их

-Можете ли вы сказать, о чем пойдет речь на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока.

Отвечают на вопросы учителя, выявляют дефицит знаний

Орфограмма «Проверяемые безударные гласные корня»

Записывают слова 1 группы в тетрадь, Подбирают проверочные, обозначают орфограммы.

Непроверяемые безударные гласные в корне.

Нужно обратиться к орфографическому словарю.

Записывают, выделяют орфограммы.

В корнях этих слов находятся чередующиеся гласные.

Правило не известно.

Чередующиеся А или О.

В корнях –лаг-, -лож-, -рос-, -раст-, -ращ-.

Формулируют тему урока и записывают в тетрадь «Чередующиеся гласные А-О в корнях –лаг-, -лож-, -рос-, -раст-, -ращ-.»

Личностные УУД: формировать познавательную мотивацию

Регулятивные УУД: определять и формулировать тему урока.

Коммуникативные УУД: умение слушать и отвечать на вопросы

Постановка проблемных вопросов

Определена тема урока.

3. «Открытие» новых знаний

А) Введение в проблему. Работа с понятием.

 

Помогает учащимся формулировать проблему.

Помогает учащимся сформулировать цель урока.

Помогает учащимся сформулировать компетентностные задачи урока.

Совместно с учителем или самостоятельно формулируют проблему урока: Записывают в тетради сформулированную проблему.

Совместно с учителем или самостоятельно формулируют цель урока.

Совместно с учителем или самостоятельно формулируют компетентностные задачи.

Коммуникативные УУД: умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: построение логической  цепочки рассуждений.

Вопросы

Анализируют и делают вывод, формулируют проблему, цель и задачи урока.

Б) Исследователь-ская деятельность.

Помогает   учащимся организовать и провести исследования.

Заполнение таблицы на основе исследуемого материала.

Предлагает учащимся (по группам) проанализировать лингвистический материал (для анализа берутся  слова с корнями –лаг-, -лож-, -рос-, -раст-, -ращ-без слов-исключений).

Проверка результатов исследовательской групповой работы, заполненной таблицы.

В группах анализируют лингвистический материал, сравнивают, обобщают, делают выводы о написании А-О в корнях –лаг-, -лож-, -рос-, -раст-, -ращ-.

Самостоятельно формулируют правила, заполняют таблицу.

Коммуникативные УУД: умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные УУД: построение логической  цепочки рассуждений, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

Исследовательская деятельность.

Формирование умения проводить исследовательскую работу. Сделать вывод.

В) Работа с понятиями.

Применяет   прием   мыслетехники для выведения правила учащимися (метод гипотез).

- Все ли графы таблицы вами заполнены?

- Почему не все?

- Что такое слова-исключения?

Создает эффект незаконченного действия. Помогает учащимся достраивать знания на уроке.

Формирование умения работать с понятием.

- Вы хотите до конца заполнить таблицу, узнать слова-исключения? – Выполним следующее задание. Я буду называть вам лексическое значение этих слов, а вы должны узнать эти слова.

Анализируют слова-исключения, фиксируют недостатки своей точки зрения о правилах написания А-О в корнях –лаг-, -лож-, -рос-, -раст-, -ращ-.

Возникновение новых мнений.

Рефлексия. Вывод: мы не учли этот момент, не доработали.

Выдвигают новое правило, включают в таблицу исключения.

Пытаются сами определить слова по их лексическому значению.

Проверяют себя , записывают слова-исключения в таблицу.

Коммуникативные УУД: умение слушать и участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные УУД: самостоятельный поиск и выделение необходимой информации

Приём мыслитехники

Знакомство учащихся с новой информацией.

Г) Работа в парах на закрепление.

Предлагает новый материал для отработки навыков и на рефлексию пробелов. 

Фиксация знаний (проверка)

В парах выполняют задание-тест.

Совместно с учителем выявляют ошибки и исправляют, оценивают свою работу

Коммуникативные УУД: умение действовать сообща, слушать и участвовать в парном обсуждении проблемы.

Творческая деятельность.

Умение находить информацию.

4. Содержательная рефлексия

Предлагает детям вспомнить о том, что нового и интересного узнали на уроке

Предлагает высказать своё мнение из любой позиции

- Большой – важно, интересно…

- Указательный – запомнил (а)

- Средний – было трудно ..

- Безымянный – мне помогли…

- Мизинец –было недостаточно…

Высказывают свое мнение.

Регулятивные УУД: определяют последовательность промежуточных действий с учётом конечного результата.

Умение дать самооценку своей деятельности на уроке.

5. Домашнее задание по выбору.

Предлагает задание по выбору:

1. упражнение 312 (1);

2. придумать задания для

  одноклассников на изученные правила.

Фиксируют задание в тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».

Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....

Методическая разработка урока русского языка 2 класс по теме: Правописание безударных гласных в корне слова.

Здоровый ребенок- одна из главных проблем современной школы. Весь потенциал социального и экономического развития направленны на сохранение и укрепление здоровья детей.Основной формой организации рабо...

конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)

Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...

план к уроку русского языка 2 кл по теме правописание безударных гласных в корне слова

план к уроку  русскогоязыка 2 кл по теме правописание безударных гласных в корне слова...

Контрольный диктант по русскому языку 2 класс по теме " Правописание безударных гласных в корне слова"

Контрольный диктант по русскому языку  2 класс по теме " Правописание безударных гласных в корне слова"...

Урок русского языка, 2 класс, Школа России. Правописание слов с безударным звуком в корне

Материал может быть использован в качестве изучения новой темы....