Технологическая карта урока русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Урок изучения нового материала.
Цель - учить выявлять отличия в орфографическом оформлении имён существительных собственных и нарицательных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта | 29.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет | Русский язык | Класс | 2 а | |||
Учитель | Родионова Ирина Николаевна | Дата проведения | 23. 01. 16 | |||
Тема урока | Собственные и нарицательные имена существительные. Цель: - учить выявлять отличия в орфографическом оформлении имён существительных собственных и нарицательных | |||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
- Повторить ранее изученный материал об имени существительном; - Формировать умение отличать имена собственные от нарицательных имён существительных; - Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, группировать, делать выводы; - Воспитывать любовь к родному языку. | Регулятивные -Организовывать деятельность на уроке; - Высказывать своё предложение на основе учебного материала; - Отличать верно выполненное задание от неверного; - Давать оценку своей деятельности на уроке и одноклассникам. Познавательные - Отличать новое от уже изученного; - Добывать новые знания; - Находить ответы на вопросы; - Использовать учебник, свой жизненный опыт. Коммуникативные - Слушать и понимать речь других; - Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками. | - Формировать диалогическую и монологическую речь; - Положительное отношение к учёбе и к своим знаниям. | ||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Презентация, компьютер, проектор. | |||||
Организационная структура урока |
Основные этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Действия учащихся |
Организационный момент | Приветствие учителя, подготовка рабочих мест | Прозвенел сейчас звонок, Начинается урок. Стали ровно, дружно Улыбнуться всем нам нужно. А теперь тихонько сядем И работать начинаем. | Проверяем готовность к уроку |
Актуализация знаний УУД в начале урока | Повторение системы опорных понятий или ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала школьниками. | - А сейчас, откроем тетради, подпишем число и вид работы (классная). - Посмотрите на слова: Лес, крот, врач, телефон, снег, ребята, сорока. - Что общего у данных слов? - Сейчас мы проверим, что вы уже знаете об именах существительных. Блиц – опрос. - Молодцы! - Вернёмся к словам. На какие 2 группы можем их разделить. - Распределите. - Какая буква есть во всех одушевлённых существительных? - Вспомним, как она пишется. - Подчеркните самую красивую. | 23 января. Классная работа. Это имена существительные. 1. Имя существительное относится к служебным частям речи. 2. Имя существительное - самостоятельная часть речи. 3. Имя существительное обозначает признак предмета. 4. Имя существительное обозначает предмет. 5. Имя существительное отвечает на вопросы: где? куда? когда? откуда? как? 6. Имя существительное отвечает на вопросы: кто? что?. 7. Имя существительное изменяется по лицам и числам. 8. Имя существительное может относиться к мужскому, женскому или среднему роду. 9. Одушевленные существительные отвечают на вопрос что? 10. Одушевленные существительные отвечают на вопрос кто? Одушевлённые/ неодушевлённые имена существительные. Задают вопросы. Буква Р. Прописывают. Подчёркивают. |
Постановка цели урока | Формулировка цели учителем или детьми и способы фиксации цели урока. | - Запишите одним словом:
- Что объединяет эти слова? - Какое слово лишнее. Почему? - О чём мы с вами будем сегодня говорить? - Какова цель нашего урока? - В русском языке для этих существительных давно придуманы названия. - Молодцы! Собственные называют такие предметы, которые единичны, неповторимы и пишутся всегда с заглавной буквы, а нарицательные называют предметы, которые не являются единичными и пишутся со строчной буквы | Работа Ребята Москва Воробей Тетрадь Это существительные, словарные слова. Москва, так как оно пишется с заглавной буквы. Ответы. Собственные и нарицательные. |
Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала | Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, первичное закрепление | - Посмотрите на слайд. - Какие из этих слов имена нарицательные? - А какие собственные? - Как вы это определили? - Что могут называть имена собственные? - Откроем учебники на стр. 15. Прочитаем правило и запомним его. - Послушайте стихотворение Измайлова о большой букве. Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв-подруг. Смотрят с почтеньем на букву подруги. Но почему? За какие заслуги? Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится в слове не зря и не просто. Буква такого высокого роста. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твоё, имя улицы, города. Буква большая - совсем не пустяк: В букве большой уважения знак! | Поэт Василий Андреевич Жуковский, мальчик Алёша, девочка Алиса, город Вологда, площадь Победы, страна Болгария, Ладожское озеро, улица Мира, богатырь Илья Муромец, корова Зорька, кот Базилио, гора Эльбрус. Ответы.
Работа с правилом. |
Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач | Воспроизведение учащимися способов решений задач, выполнение упражнений по образцу | - Выполним упражнение 23 на стр. 16
| Выполнение у доски и в тетрадях. |
Динамическая пауза | Основные приемы динамической паузы (физминутка, гимнастика для глаз, гимнастика для пальчиков рук и т.п.) | Физкультминутка | Выполнение упражнений. |
Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков | Решение учебных или практических задач | - Объединимся в группы. На партах у вас карточки. Подберите к именам нарицательным собственные имена существительные. - Слушаем группы. - Молодцы! | Карточка поэт _______________ мальчик _____________ девочка ______________ город __________________ страна _________________ кот _________________ улица __________________ |
Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД | Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы | - Ребята! Давайте теперь проверим, как вы поняли новый материал. - Оцени свою работу на уроке (нарисуй в прямоугольнике рисунок): - если было легко и интересно – нарисуй солнышко; - если было немного трудно, но интересно – нарисуй солнышко с облаком; - если было трудно и непонятно – нарисуй тучку. | Диагностические карты. Оценивают свою работу. |
Рефлексия деятельности | Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке, и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной цели | - Закончите предложения: Урок помог мне …. Для меня было сложным ….. Мне понравилось ….. - А я бы хотела отметить работу учеников … . | Ответы. |
Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников | Обучение способам контроля и самооценки деятельности. Формирование умения учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешности | - Домашнее задание. Стр. 15 (выучить правило), - Всем спасибо за урок! | Записывают домашнее задание. |
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
Фамилия Имя____________________________ ________________________
Выбери и выполни любое понравившееся задание
1 задание:
Прочитай текст. Подчеркни имена собственные.
Москва.
Ранним утром встаёт солнце. Открывается красивый вид на Москву.
Город лежит на холмах. В центре Москвы находится Кремль. Днём на его башнях блестят орлы и звёзды. Ночью на синем небе звёзды горят алым светом. В Кремле работает Президент России.
2 задание:
Прочитай предложения. Определи с заглавной или строчной буквы пишутся выделенные слова. Подчеркни нужную букву.
Я живу в (П, п) осёлке (М, м) едвенка. Вместе со мной живут (К, к) ошка (М, м) урка и (П, п) ес (Д, д) ружок. А ещё у нас есть (К, к) орова (З, з) орька и (К,к) онь (Г,г)недой.
3 задание:
Придумай и запиши своё предложение, чтобы в нём было имя собственное.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Карточка поэт _______________ мальчик _____________ девочка ______________ город __________________ страна _________________ кот _________________ улица __________________ | Карточка поэт _______________ мальчик _____________ девочка ______________ город __________________ страна _________________ кот _________________ улица __________________ |
Карточка поэт _______________ мальчик _____________ девочка ______________ город __________________ страна _________________ кот _________________ улица __________________ | Карточка поэт _______________ мальчик _____________ девочка ______________ город __________________ страна _________________ кот _________________ улица __________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка на тему «Имена существительные собственные и нарицательные»
Технологическая карта урока на тему «Имена существительные собственные и нарицательные». Предмет: русский язык.. УМК «Начальная школа 21 века»....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Имена собственные и нарицательные"
Технологическая карта урока русского языка по теме "Имена собственные и нарицательные"...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока РЯ "Собственные и нарицательные имена существительные" и мультимедийная презентация) 2 класс
Класс: 2 «а»Тема урока: «Собственные и нарицательные имена существительные»Цели деятельности учителя: формировать общее представление об именах существительных собственных и нарицательных, развивать у...
Технологическая карта урока. Тема: "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных".
Урок для 2 класса УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Имена прилагательные в загадках"
Технологическая карта урока русского языка 3 класс "Имена прилагательные в загадках"...
Технологическая карта урока. Тема "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
Урок русского языка. 3 класс. УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»
Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...