Конспект урока русского языка (урок лингвистическое исследование)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Лушникова Мария Алексеевна

Конспект урока русского языка (урок лингвистическое исследование) ,

УМК «Гармония»,  4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_issledovanie.docx105.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка (урок лингвистическое исследование) ,

УМК «Гармония»,  4 класс

Тема: Словосочетание

Цель:

 1. Познакомить с понятием словосочетание.

2. Учить находить их главные и зависимые слова в словосочетании и правильно задавать к ним вопросы.

3. Учить отличать словосочетания от слова.

ход урока

1.Организационный момент

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке.

Глазки шире открываем,

Слушаем и запоминаем.

Ни минуты не теряем.

2.Чистописание

-Начнем урок с минутки чистописания

-Вспомним, как нужно правильно сидеть за партой

-Сядем правильно, красиво, приготовились писать

-Отгадайте, какую букву мы будем писать

Очень часто под окошко

Воробьишки прилетают,

Очень шумно и дотошно

Эту букву обсуждают!

-Правильно дети это буква «Ч»

-Какое опасное сочетание встречается с данной буквой в русском языке? (чу-щу, ча-ща)

-Правильно дети. Мы всегда должны помнить эти правила

-Посмотрим на образец написания этой буквы в соединении

(образец на доске)

-Потренируемся писать букву «Ч» в соединении, запишем целую строчку.

3.Словарь

-Повторим словарные слова

-На доске даны ребусы,  разгадайте их

ребусы про овощи(Капуста)

http://www.filipoc.ru/attaches/jokes/rebus/b88c08cd07c5659d7fd4b99120823aab.jpg (апельсин)

ребусы на тему овощи (огурец)

http://luntiki.ru/uploads/images/9/5/2/7/5/6d83f304a8.jpg (арбуз)

-Молодцы ребята, вы отгадали все ребусы (записываю на доске отгадки на ребусы, выделяю в них опасное место)

-Давайте запишем эти слова в свои тетради и выделим в них опасные места. Записывать будем по столбикам:  1 столбик фрукты и ягоды,  2 столбик овощи.

-Что вы больше любите овощи или фрукты?

-Вы любите арбуз?

-Составим с этим словом предложение

-Какое предложение у вас получилось?

-Посмотрим еще раз на эти слова и запомним их!

4.Актуализация прежних знаний

-Вы знаете,  что такое части речи?

-Какие части речи вы знаете?

-Как определить к какой части относиться слово?(значение, вопрос, по тому как изменяется слово)

-Вы все знаете про части речи, значит вам должно быть легко выполнить следующие задание

-Посмотрите, на доске вам дан набор слов. Вы должны распределить в 3 столбика эти слова. Какие это будут столбики вы должны определить самостоятельно.

(На доске даны слова. Колибри, фиолетовый, бежать,  маленький котенок, смеяться, яркий, счастье,  острый,  шар, красивый дом,  лететь.)

-Давайте проверим, что у вас получилось

-Как вы назвали столбики? (существительное, прилагательное, глагол)

-Какие слова вы отнесли к существительным?

-Почему? (обозначают предмет, отвечает на вопрос кто/что))

-А какие слова отнесли к глаголы?

-Почему? (обозначают действие, отвечают на вопрос что делает/сделает)

-Значение всех слов вам понятны? (если нет то объясняю)

-Были ли у вас трудности?

-Почему у вас возникли трудности, вы же все знаете про части речи?

5.Физкультминутка

Потрудились – отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

6.Постановка познавательной задачи урока

-Итак, что мы не записали по столбикам?

-Почему мы не смогли распределить пары слов маленький котенок, красивый дом?

-Чем они отличаются от обычных слов?

-Куда же нам деть эти пары слов?

-Хотите узнать, как называются такие пары слов, и какой секрет они хранят?

7.Открытие нового знания

-Давайте поиграем в игру

-Мне нужен 1 ученик

-Нам нужно загадать  кубик, но не называть его цвет. Цвет произносить нельзя. Все что вы можете сказать это дай кубик. (ребенок загадывает кубик определенного цвета и говорит дай кубик, учитель дает кубик, но ребенок не берет его. Значит цвет не тот)

-Почему я взяла кубик не того цвета? (мы не называли какого цвета нам нужен кубик)

-Что бы назвать точно предмет нужно назвать его признак

-На доске нам даны разные  листья. Назовите их признаки. (березовый лист, большой лист и т.д)

-Ребята, то что вы называете  это пары слов

-Такие пары слов называют словосочетаниями

-А есть ли у глаголов такие словосочетания? (да есть)

-Посмотрите на странице 38 нам даны картинки

-Рассмотрите 1 картинку, что мы видим? (мальчик идет)

-Как идет мальчик? (быстро)

-Когда идет мальчик? (утром)

-Значит у нас получается словосочетания идет быстро, идет утром

-Какое словосочетание можно составить по второй картинке? (идет в школу)

-От кого слова мы задавали всегда вопрос? (идет)

-Слово, от которого мы задаем вопрос, называется главным

-К каким словам мы задавали вопрос? ( быстро, утром, в школу)

-Слово, которое отвечает на этот вопрос, называется второстепенным

-Какие мы задавали вопросы?

-Давайте посмотрим на схему на странице  38, и еще раз проговорим что называется главным и второстепенным словом

8.Итог урока

-Подведем итог урока

-Что нового мы узнали сегодня на уроке?

-Что такое словосочетание?

-Какие слова мы называем главными и второстепенными?

-Почему?

-Что помогает нам узнать роль слова в словосочетании?

-Молодцы ребята, вы отлично поработали на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку русского языка 4 класс "Времена глаголов"

Конспект урока содержит много интересных и развивающих  упражнений для данной темы. Они способствуют быстрому восприятию нового материала и закреплению изученного....

Урок русского языка "Имя существительное. Исследование словарного слова"платок"."

Урок проводится с целью повторения морфологических признаков имени существительного на примере исследования словарного слова, развития системного мышления, творческого воображения, активизации и расши...

конспект и презентация к уроку русского языка 3 класс "сложные слова"

конспект урока и презентация к уроку русского языка в 3 классе "Сложные слова"Цель: обобщить и систематизировать знания о сложных словах.Задачи: Обучающие: повторение значимых частей слова,...

Конспект и презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: "Образование имён прилагательных".

Конспект урока русского языка в 4 классе  по теме: "Образование прилагательных". Цели: Образовательные:- познакомить с образованием имён прилагательных от основ имён существительных;- ...

Урок русского языка с элементами исследования

Урок русского языка: Многозначные и однозначные слова...

урок русского языка. урок-исследование

Урок-исследование разработан к Дню языков народов Казахстана, в ходе которого исследуется проблема "Зачем человеку речь?"...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....