Конспект урока "Звонкие и глухие согласные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Акентьева Татьяна Александровна

Программа ШКОЛА РОССИИ 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zvonkie_i_gluhie_soglasnye.docx32.81 КБ
Файл zvonkie_i_gluhie_soglasnye.pptx2.08 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

УМК Школа России

2 класс

Русский язык

«Как отличить звонкие согласные звуки от глухих?»

составила учитель начальных классов

ГБОУСОШ № 506 с углублённым изучением иностранных языков

Акентьева Татьяна Александровна


Цели

- Формирование умения различать звонкие и глухие согласные звуки;

- Формирование умения использовать приобретённые знания и умения в самостоятельной практической деятельности;

- Развитие  мыслительной и познавательной деятельности учащихся, культуры речи;

Тип урока

изучение нового материала

Планируемый

результат

Личностные умения

- развивать коммуникативные навыки и творческие способности;

- проявлять интерес к изучению темы;

- стремиться к совершенствованию личных достижений;

Метапредметные умения

Познавательные умения:

- распознавать звонкие и глухие согласные и обосновывать своё мнение;

- классифицировать слова на группы в соответствии с заданием и обосновывать своё мнение;

-использовать приобретённые знания при первичном закреплении.

Регулятивные умения:

- выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью;

- совершать учебные действия по разработанному алгоритму;

- выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания;

- оценивать процессы и результаты деятельности.

Коммуникативные умения:

 - развивать умение формулировать цели своей деятельности;

- формулировать понятное высказывание и уметь обосновать его;

- согласовывать позиции и находить общее решение (работа в парах).

Предметные умения

- анализировать звуки;

- подбирать слова в соответствии с заданием;

- распределять и записывать слова по группам на основе заданных признаков.

Ресурсы

Информационный материал:

Учебник, ч. 2, методическое пособие для учителя.

Демонстрационный материал:

Распечатка для работы в паре

Интерактивный материал:

Презентация

Оборудование

Компьютер, проектор, колонки.

Организационный этап

Древнеримский поэт Квинт Гораций Флак однажды высказал житейскую мудрость: «Ничто в жизни не достается без большого труда». 

Значит как стоит трудиться? (усердно, со вниманием, дружно)
Сейчас мы вместе отправимся в небольшое путешествие. Чтобы оно прошло благополучно, следует дать нашему судну подходящее название. («Дружба») 

В путь. Наши рабочие тетради становятся  бортовыми журналами и мы фиксируем в них сегодняшнее число:

19 декабря                                                                                                                              Классная работа

Актуализация знаний:

Чистописание (учитель-доска, ученики-рабочие тетради)

Всколыхнется белой гривой
Выйдет на берег игриво,
Между пальцами прольется,
И домой к себе вернется
(Волна)

Резерв:

То лодку баюкает у причала,
То с ревом летит на прибрежные скалы.
(Волна)

В каких буквах присутствует этот элемент? Назовите (М,Л)   Запишем Лл Мм Лл.                          

Какими должны стать согласные, чтобы море было спокойно? (мягкими) Кто нам в этом поможет? (гласные) Предложите свои варианты (ле, ля, лю). А если море будет неспокойно (Мо, му, Ма).

ВЫПИСАНО: Лл Мм Лл ле ля лю Мо му Ма (доска+рабочая тетрадь)

Волна вынесла нас на остров ВОСПОМИНАНИЙ (Физпауза: имитируем руками движение воды)

Орфографическая минутка  (фронтальная работа+2 ученика у доски)

—         Найдите в каждой группе лишнее слово, объясните написание оставшихся слов (задание в презентации)

Хоккей, суббота, аппетит, мороз.

- Подберите однокоренные слова к слову мороз (устно)
(Мороз, морозец, морозный, морозильник, заморозить, морозище, мороженое, изморозь, заморозки, морозно, морозить, отморозить)

-Сделайте фонетический разбор (проверка по работающим у доски).

Удочка, мель, речной, мачта.

-Сделайте фонетический разбор (проверка по работающим у доски).

---ВЫПИСАНО: мороз [марос], мель[м`эл`]

Что общего в выписанных словах? (согласная буква м). Какие звуки она обозначает в каждом случае? (твёрдый [м], мягкий [м`])

Обратимся к звуковой ленте и попытаемся ответить на вопрос: У всех ли согласных звуков будут пары по мягкости-твёрдости? ([ж,ш,ц]-всегда твёрдые, [ч,щ,й]-всегда мягкие)

Какой из этих звуков, напоминающий шум волны, поможет нам отчалить от острова Воспоминаний ( [ш])?

Выявление места и причин затруднения

Причаливаем к острову СЛОВАРНЫХ СЛОВ: (Физпауза: имитируем шум волны и гребём к берегу)

Запишите слова ориентируясь: (каждое слово появляется на экране сразу после демонстрации)

на их внешний облик (картинки)

город [т], завод[т]

на лексическое значение данных слов (зачитывает учитель)

Крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами.

медведь [т`]

Сшитые листы чистой бумаги в обложке для записывания чего-либо.

ВЫПИСАНО: город, завод, медведь, тетрадь

тетрадь[т`]

Сообщение цели урока:

Произнесём записанные слова и подумаем, в каком месте помимо запоминаемых безударных гласных мы можем ошибиться? (конец слова)
- Какой звук мы слышим на конце слова, а какую букву пишем?
 д, [т,т`]
- Перед нами возникла непредвиденное препятствие:

По идее буква д должна означать какой звук? (звонкий)

А какой на самом деле она обозначает (глухой)

Какова же цель нашего урока-путешествия? (нужно научиться различать звонкие и глухие звуки)

Зачем? (чтобы грамотно писать)

Как можно проверить правописание ошибкоопасных мест? (мн.ч или ум.ласк)

Первичное усвоение новых знаний:

Пришло приглашение с острова СОГЛАСНЫХ .

----Зайдем в гости к согласным звукам и лично убедимся кто-с кем живёт (стр.16-таблица)

Кому досталась двухкомнатная квартира?  (парным согласным)  Кому одному хорошо живётся? (непарным согласным)

Рассмотрим свойства данных звуков. Если акула съела нашу звуковую карту, какие приёмы нам помогут определить является звук глухим или звонким? («горлышко» и «наушники»). Что наблюдаем? (звонкие согласные произносятся с участием голоса и шума, глухие — только с участием шума)

Физминутка

Согласные звуки – гостеприимные хозяева, поэтому для своих гостей они приготовили развлечения: обратите внимание на первый звук в следующих словах, если он звонкий руки вверх, если глухой – присядьте.

Шторм,  гроза, пена, каюта, палуба, заря.

Первичная проверка понимания:

---После развлечения, время угощения: (см. презентацию)

Чтобы понять из каких ингредиентов состоит ваше блюдо, просто спросите:

Фока, хочешь щец поесть? (все глухие звуки).

1 вар: буря, кошка, уха, гроза (выписывает слова с глухими согласными)

2 вар: буря, кошка, уха, гроза (выписывает слова со звонкими согласными)

-----Перед вами домик, в котором живут парные по звонкости-глухости согласные, найдите с вашим соседом верную пару  (распечатка на каждую пару+проверка по презентации)

Устно

дело

дочка

гора

тело

точка

кот

тоска

порт

код

доска

борт

кора

Работа в парах.

Первичное закрепление:

----Внимание: снимаемся с якоря! (с.17 упр.26)  (меняются тетрадями и проверяют друг друга)

Какая из перечисленных пар не имеет пары по мягкости-твёрдости? (ж,ш)

Прочитаем задание: подберите слова, которые начинаются с парного по глухости-звонкости согласного звука: болт-полк, белка-пенка.

Устно подберём пары: в-ф, в`-ф` (вагон-фрукт, веник-фильм).

Запишите самостоятельно свои пары:

1 колонка: г-к, г`-к`(зелёный)

2 колонка: д-т, д`-т`(оранжевый)

3 колонка: з-с, з`-c`(фиолетовый)

Рефлексия учебной деятельности:

Время нашего путешествия подходит к концу: «Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят». Да только не пустят нас на берег, пока не покажем что нового узнали, чему научились.

Презентация: дуб, пруд, прут (картинки)-устно

Рассмотрим, как слышим и как запишем эти слова? (оглушение+разное лексическое значение)

Как будет проверять? (отталкиваемся от значения слова+мн.ч или ум.ласк.)

- Сегодня на уроке я узнал(а) о …

- Сегодня я научился (лась)…

-Теперь я могу…

Разъяснение домашнего задания:

Д.з упр. 27 стр.17


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как отличить звонкие согласные звуки от глухих ? Составила учитель начальных классов ГБОУ СОШ №506 Акентьева Татьяна Александровна

Слайд 3

ОСТРОВ ВОСПОМИНАНИЙ

Слайд 4

Хоккей, суббота, аппетит, мороз. Удочка, мель, речной, мачта.

Слайд 5

ОСТРОВ СЛОВАРНЫХ СЛОВ

Слайд 7

ОСТРОВ СОГЛАСНЫХ стр.16

Слайд 9

буря, кошка, уха, гроза Ф о к а, х о ч е ш ь щ е ц п ое ст ь ?

Слайд 10

дело гора точка тоска код борт дочка кора доска порт кот тело

Слайд 11

с тр.17 упр.26

Слайд 12

Б-П В-Ф Г-К Д-Т З-С Б `- П ` В ` -Ф ` Г ` -К ` Д ` -Т ` З ` -С ` Ж Ш

Слайд 13

ду б пру д пру т

Слайд 14

ИТОГИ ПУТЕШЕСТВИЯ - Сегодня на уроке я узнал(а)... - Сегодня я научился ( лась ) … -Теперь я могу …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Правописание звонких и глухих согласных в середине слова"

Цели урока: знать опознавательные признаки орфограмм; совершенствовать орфографические умения; развивать навыки самоконтроля; память, речь....

Конспект урока по русскому языку 2 класс. Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме.

Упражнения в распожнавании и проверке парных звонких и глухих согласных в слове....

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова"

Урок в 3 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....

План-конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова"

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова" для обучающихся с нарушениями интеллекта....

Конспект урока по русскому языку. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов

    Конспект урока по русскому языку.   Образовательная система «Школа 2100». Учебники «Русский язык» 2 класс    Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В.Пронина....

Конспект урока по произношению во 2 классе специальной (коррекционной) школы V вида на тему "Дифференциация звонких и глухих согласных "д" - "т", "дь" - "ть".

Урок направлен на развитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа. Материал может использоваться в коррекционной школе V вида и в логопедической группе детского сада....

Конспект урока по русскому языку "Проверяем себя(повторение орфограмм "Безударные гласные в корне слова", "Парные согласные по глухости-звонкости на конце слова и перед глухим согласным"

Цель: Повторять и закреплять изученные орфограммы, формировать навык находить опасные места в тексте и решать орфографические задачи, учить самостоятельно оценивать свои знания и знания товарищей, ком...