моя работа
календарно-тематическое планирование по русскому языку (4 класс)
Календарно- тематическое планирование по русскому языку 2020-2021 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
русский язык | 88.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Объединенная средняя общеобразовательная школа №6 им. В.А. Сулева
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ОСОШ №6
им. В.А.Сулева ___________/Л.В.Попова/
приказ от «____» ________ 20___г. № ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Уровень общего образования (класс): начальное общее образование, 4 класс
Количество часов: 136
Учитель: Прокопенко О,А..
Рабочая программа по предмету обучение грамоте для учащихся 4 класса составлена на основе авторской программы Обучение грамоте Горецкий В.Г., Кирюшкин, В.А. М.: Просвещение, 2015г.
Учебник для общеобразовательных учреждений Русский язык для4 кл. В 2-х ч. Канакина В.П. Горецкий В.Г.,.– М.: Просвещение, 2018
Год составления: август 2020 год.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по Русскому языку разработана на основе:
-Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года;
-Федерального образовательного стандарта основного начальногообщего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010 года;
-Приказа Министерства образования и науки РФ №1577 от 31.12.2015 г» О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ» №1897 от 17.12.2010 года»
с учётом Примерной программы начального общего образования Русского языка Канакина В.П., Горецкий В.Г. и авторской программы Канакина В.П., Горецкий В.Г. – М.: Просвещение, 2014.
Рабочая программа ориентирована на учебники Русский язык. 4 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г. – М.: Просвещение, 2015. Рабочая тетрадь к учебнику Русский язык.4 класс / Канакина В.П. – М.: Просвещение, 2019.. и обеспечивает реализацию обязательного минимума образования и рассчитана на 170 часов .
Согласно учебному плану и в соответствии с годовым календарным графиком МБОУ ОСОШ№6 им.В.А. Сулева на 2020-2021 учебный год, наличием выходных и праздничных дней в 2020 – 2021 учебном году, расписанием учебных занятий МБОУ ОСОШ №6 им. В.А. Сулева в условиях пятидневной недели для реализации данной программы по русскому языку в 4 классе 2020-2021 учебном году отводится 132 часа,4 часа в неделю
Согласно учебному плану на изучение русского языка отводится в 4 классе 135 часа в год
По рабочей программе фактически 135 часа. Программа выполнена за счёт уплотнения программы.
Место курса «Русский язык» в учебном плане
На изучение русского языка в начальной школе выделяется 539 ч. В 1 классе — 131 ч (4ч в неделю, 33 учебные недели).Во 2—4 классах на уроки русского языка отводится по 136 ч (4ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Уровень – базовый
Направленность – начальное общее образование
Срок реализации программы - 1 год
В 4 классе центральное место отводится формированию грамматических понятий курса русского языка (текст, предложение, слово и т.д.)
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Реализация цели рабочей программы осуществляется в процессе выполнения следующих задач:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке ка основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
- развитие коммуникативных умений;
- развитие нравственных и эстетических чувств;
- развитие способностей к творческой деятельности.
2.Планируемые результаты
Личностные результаты
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- развитие чувства любви и гордости к Родине, его народу, истории, культуре;
- развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка;
- становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения;
- становление элементов коммуникативного, социального и учебно-познавательного мотивов изучения русского языка;
- развитие интереса к познанию русского языка, языковой деятельности; интерес к чтению и читательской деятельности;
- формирование мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.);
- развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку;
- ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий;
- развитие этических чувств (доброжелательность, сочувствие, сопереживание, отзывчивость, совесть и др.); понимание чувств одноклассников, собеседников; сочувствовать другим людям, сопереживать (в радости, горе и др.).
- понимание нравственного содержания собственных поступков и поступков окружающих людей; ориентация в поведении на принятые моральные и этические нормы;
- осознание ответственности за свои поступки, ответственности за произнесённую в общении речь;
- осознавать свои эмоции и чувства, контролировать их; определять эмоции собеседников, сочувствовать другим людям, сопереживать чувства радости и горя;
- развитие чувства прекрасного и эстетических чувств через выразительные возможности языка, анализ пейзажных зарисовок и репродукций картин и др.;
- ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
- представление о здоровом образе жизни, бережном отношении к материальным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
- принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях; проявлять познавательную инициативу;
- планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) свои действия для решения задачи;
- учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, справочном материале учебника — в памятках);
- выполнять учебные действия в материализованной, громко речевой и умственной форме;
- контролировать процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносить необходимые коррективы;
- оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами.
Познавательные УУД
- осознавать познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
- самостоятельно находить в учебнике, учебных пособиях и учебной справочной литературе (с использованием ресурсов библиотек и Интернета) необходимую информацию и использовать её для выполнения учебных заданий;
- понимать информацию, представленную в изобразительной, графической форме; переводить её в словесную форму;
- использовать такие виды чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое; осознавать цель чтения;
- воспринимать смысл читаемых текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов (художественного и познавательного); передавать устно или письменно содержание текста;
- анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
- осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя иллюстративный материал (плакаты, презентацию);
- использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения лингвистических задач;
- пользоваться словарями и справочным материалом учебника;
- анализировать изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из их частей;
- овладевать общими способами решения конкретных лингвистических задач;
- ориентироваться на возможность решения отдельных лингвистических задач разными способами; выбирать наиболее эффективный способ решения лингвистической задачи;
- находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий;
- осуществлять анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям;
- осуществлять подведение фактов языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза;
- осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом;
- составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи;
- строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их.
Коммуникативные УУД
- выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);
- ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; понимать зависимость характера речи от задач и ситуации общения;
- участвовать в диалоге, общей беседе, совместной деятельности (в парах и группах), договариваться с партнёрами о способах решения учебной задачи, приходить к общему решению, осуществлять взаимоконтроль;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
- учитывать разные мнения и интересы и высказывать своё собственное мнение (позицию), аргументировать его;
- оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание и пытаться учитывать в своей деятельности;
- строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи;
- применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.
Предметные результаты
Общие предметные результаты освоения программы
- осознание значимости русского языка как государственного языка нашей страны, Российской Федерации, языка межнационального общения;
- представление о языке как об основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- формирование позитивного эмоционально-оценочного отношения к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, стремления к его грамотному использованию;
- понимание значимости правильной и «хорошей» устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; проявление собственного уровня культуры;
- приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;
- овладение изучаемыми нормами русского языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), правилами культуры речевого поведения (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и бытового общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;
- овладение основными понятиями и правилами (в объёме изучаемого курса) из области фонетики, графики, лексики, морфемики, грамматики, орфографии, а также умениями находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения, тексты); использовать эти знания и умения для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
- овладение основами грамотного письма (в объёме изучаемого курса), основными орфографическими и пунктуационными умениями; применение правил орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменных работ.
Предметные результаты освоения
основных содержательных линий программы
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
- строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
- понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
- понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
- распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
- знакомство с жанрами объявления, письма;
- строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
- пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
- составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
- использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
- пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
- находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка. Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
- определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ знаками (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
- осуществлять звукобуквенный анализ доступных по составу слов;
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
- использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
- пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
- наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
- иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
- иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
- наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
- распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
- иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
- замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
- размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
- приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
- различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
- выделять нулевое окончание;
- подбирать слова с заданной морфемой;
- образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
- сравнивать, классифицировать слова по их составу;
- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
- осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
- наблюдать над способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
- распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
- распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
- распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
- распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
- устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не.
- узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
- подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
- наблюдать над словообразованием частей речи;
- замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
- определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
- различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
- устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
- отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
- разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
- устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
- выделять в предложении основу и словосочетания;
- находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
- опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
- применять ранее изученные правила правописания, а также:
- непроизносимые согласные;
- разделительный твёрдый знак (ъ);
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
- безударные родовые окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
- определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
- безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
- писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- применять правила правописания:
- соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
- е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
- запятая при обращении;
- запятая между частями в сложном предложении;
- безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
- при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
К концу 4 класса учащиеся должны знать и уметь:
изученные части речи, их признаки и определения; однородные члены предложения, их признаки.
обучающиеся должны уметь:
орфографически и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (70—85 слов), включающий все изученные орфограммы по программе начальной школы; проверять написанное;
производить звукобуквенный разбор слов типа школьный, сливки, народ, ружьё, ель, морковь;
производить разбор по составу (находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс) слов типа позвонить, смелость, лимонный, подсказка, заморский, пообедали;
производить разбор слова как части речи: начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, число, время, лицо (в настоящем и будущем времени), род (в прошедшем времени) глаголов; начальная форма, падеж, лицо, число, род (в 3-м лице единственного числа) местоимений;
производить синтаксический разбор простого предложения, предложения с однородными членами;
определять тему текста, его основную мысль, автором прямо не сформулированную, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, составлять план текста;
определять тип текста (повествование, описание, рассуждение); использовать эти типы текстов в речи;
писать изложение и сочинение (60—75 слов) повествовательного текста с элементами описания и рассуждения по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;
в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5.Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9.Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11.Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13.Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1.Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общении.
3. Позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании.
4. Понимание значимости правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека, проявления собственного уровня культуры.
5. Овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объеме материала изучаемого курса; использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля над ней.
6. Приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах и средствах, и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач.
7. Освоение первоначальных научных преставлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объеме материала изучаемого курса); понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка.
8. Овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объеме материала изучаемого курса).
9. Овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объеме материала изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умение проверять написанное.
3.Содержание программы
Содержание рабочей программы является основой для овладения учащимися приёмами активного анализа и синтеза (применительно к изучаемым единицам языка и речи), сопоставления, нахождения сходств и различий, дедукции и индукции, группировки, абстрагирования, систематизации, что, несомненно, способствует умственному и речевому развитию. На этой основе развивается потребность в постижении языка и речи как предмета изучения, выработке осмысленного отношения к употреблению в речи основных единиц языка.
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (136 ч)
Повторение изученного (9 ч)
Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.
Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).
Предложение (8ч). Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление).
Составление предложений с обращением.
Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения.
Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний.
Разбор предложения по членам предложения.
Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, запятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов.
Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.
Слово в языке и речи (14 ч)
Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразеологизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника.
Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквенного анализа с привлечением слов более сложного слого-звукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.
Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами -о, -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).
Имя существительное (33 ч)
Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные.
Основные тины склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения.
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке).
Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умений образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.
Имя прилагательное (22 ч)
Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам. в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний.
Склонение имен прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных (общее представление).
Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.
Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе.
Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе.
Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.
Местоимение (7 ч)
Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями (к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимений как одного из средств связи предложений в тексте.
Глагол (27 ч)
Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе.
Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме.
Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих.
Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (что делает? умывается, что делать? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление).
Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)
Употребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться об отце, любоваться закатом, смотреть на закат).
Повторение изученного (18 ч)
Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения.
Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.).
Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану.
Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др.
Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя.
Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.
Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости.
Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.
4.Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Планируемое количество часов | Характеристика основных видов деятельности. | Дата проведения | Вид контроля |
1. | Повторение | 9 | Определять по изученным признакам слова различных частей речи, Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе. Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Находить устаревшие слова — имена существительные. Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению). Находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение. Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику Составлять письмо другу или кому-либо из родственников. Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту. Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов. | 01.09 16.09 | 16.09 30.09 |
2. | Предложение | 8 | Различать текст и предложение, текст и набор предложений. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к заданному тексту и определять по заголовку содержание текста. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Различать типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Восстанавливать деформированный текст (с нарушенным порядком предложений), подбирать к нему заголовок, определять тип текста, записывать составленный текст. Читать и составлять модели предложения, находить по ним предложения в тексте. Различать словосочетание и предложение. Выделять в предложении словосочетания. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении. Составлять предложения из деформированных слов, словосочетаний по рисунку, по заданной теме, по модели. Составлять небольшой текст по репродукции картины Оформлять предложение Писать слова без пропусков букв. Обозначать твёрдые и мягкие согласные, разделительный мягкий знак. | 17.09 30.09 | |
3. | Слово в языке и речи | 14 | Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому словарю. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Работать со словарём омонимов, находить в нём нужную информацию о слове. Различать слово и словосочетание как сложное название предмета. Находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение, отличать фразеологизм от неустойчивого словосочетания. Работать со словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию. Узнавать изученные части речи среди других слов и в предложении, классифицировать их, приводить примеры слов изученных частей речи. Определять грамматические признаки изученных частей речи и обосновывать правильность их выделения. Выделять выразительные средства языка в пейзажных зарисовках. | 01.10 26.10 | 26.10 |
4. | Имя существительное | 33 | Определять по изученным признакам слова различных частей речи, Классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя Подбирать примеры слов изученных частей речи. Составлять по рисунку текст, определять, какие части речи были употреблены в составленном рассказе. Распознавать имена существительные среди слов других частей речи, определять лексическое значение имён существительных. Различать среди однокоренных слов имена существительные. Находить устаревшие слова — имена существительные. Выделять среди имён существительных одушевлённые и неодушевлённые (по вопросу и по значению). Находить среди имён существительных в тексте устаревшие слова, объяснять их значение. Обосновывать правильность выделения изученных признаков местоимений. Заменять повторяющиеся в тексте имена существительные местоимениями. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте. Работать с памяткой «Порядок разбора личного местоимения». Пользуясь памяткой, разбирать личное местоимение как часть речи. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику Составлять письмо другу или кому-либо из родственников. Распознавать глаголы среди других частей речи. Различать глаголы, отвечающие на определённый вопрос. Определять лексическое значение глаголов. Составлять предложения из слов; определять, могут ли предложения составить текст, подбирать заголовок к тексту. Распознавать время глагола. Изменять глаголы по временам. Образовывать от неопределённой формы глагола временные формы глаголов. | 27.10 29.12 | 10.12 28.12 |
5. | Имя прилагательное | 22 | 30.12 15.02 | 15.02 | |
6. | Местоимение | 6 | 16.02 25.02 | 24.02 | |
7. | Глагол | 27 | 01.03 22.04 | 14.04 19.04 | |
8. | Повторение | 17 | Речь и ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения. Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.). Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др. Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя. Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов соединений букв в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном письме. Упражнение в развитии ритмичности, плавности письма, способствующих формированию скорости. Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся. | 26.04 25.05 | 28.04 13.05 |
9. | Всего | 135 |
5.Календарно-тематическое планирование
уроков русского языка
№п/п | Название раздела, темы | Кол-во часов | Вид контроля | Дата | |||||
План | Факт | ||||||||
Повторение (9ч) | |||||||||
1 | Знакомство с учебником «Русский язык» (4 класс) Наша речь и наш язык | 1 | текущий | 01.09 | |||||
2 | Язык и речь. Формулы вежливости. | 1 | текущий | 02.09 | |||||
3 | Текст и его план. Типы текстов. | 1 | Текущий | 03.09 | |||||
4 | Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану | 1 | изложение | 07.09 | |||||
5 | Предложение как единица речи. | 1 | Текущий | 08.09 | |||||
6 | Виды предложений по цели высказывания и по интонации | 1 | Текущий | 09.09 | |||||
7 | Диалог. Обращение | 1 | Текущий | 10.09 | |||||
8 | Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. Словосочетания. | 1 | Текущий | 14.09 | |||||
9 | Контрольный диктант по теме «Повторение» | 1 | КР | 15.09 | |||||
Предложение (8ч) | 16.09 | ||||||||
10 | Работа над ошибками. Однородные члены предложения (общее понятие). | 1 | Текущий | 16.09 | |||||
11 | Знаки препинания с однородными членами, соединённые интонацией перечисления. | 1 | Текущий | 17.09 | |||||
12 | Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами. Наши проекты. | 1 | проект | 21.09 | |||||
13 | Сочинение по картине Левитана «Золотая осень» | 1 | сочинение | 22.09 | |||||
14 | Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в сложном. | 1 | Текущий | 23.09 | |||||
15 | Сложное предложение и предложение с однородными членами. | 1 | Текущий | 24.09 | |||||
16 | Письменное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану. | 1 | изложение | 28.09 | |||||
17 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 | КР | 29.09 | |||||
Слово в языке и речи (14ч) | |||||||||
18 | Многозначные слова. Слова в прямом и переносном значениях. Заимствованные слова. Устаревшие словаСловарный диктант | 1 | СД | 30.09 | |||||
19 | Синонимы. Антонимы. Омонимы | 1 | Текущий | 01.10 | |||||
20 | Фразеологизмы. Контрольное списывание | 1 | списывание | 05.10 | |||||
21 | Состав слова. Значимые части слова. Распознавание значимых частей слова. | 1 | Текущий | 06.10 | |||||
22 | Состав слова. Значимые части слова. Роль окончаний в слове. | 1 | текущий | 07.10 | |||||
23 | Правописание гласных и согласных в корне слова | 1 | текущий | 08.10 | |||||
24 | Правописание гласных и согласных в корне слова, удвоенные согласные в словах. | 1 | Текущий | 12.10 | |||||
25 | Правописание приставок и суффиксов. Слова с Ъ и Ь знаком. | 1 | текущий | 13.10 | |||||
26 | Обучающее изложение. | 1 | изложение | 14.10 | |||||
27 | Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи. | 1 | Текущий | 15.10 | |||||
28 | Имя существительное и прилагательное, числительное и глагол. | 1 | Текущий | 19.10 | |||||
29 | Правописание наречий. | 1 | Текущий | 20.10 | |||||
30 | Сочинение-отзыв по репродукции по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» | 1 | сочинение | 21.10 | |||||
31 | Контрольный диктант по теме «Части речи» | 1 | КР | 22.10 | |||||
Имя существительное (33ч) | |||||||||
32 | Упражнение в распознавании именительного, родительного винительного падежей имен существительных. | 1 | Текущий | 26.10 | |||||
33 | Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном, винительном и дательном падежах. | 1 | Текущий | 27.10 | |||||
34 | Упражнение в различении имен существительных в творительном и предложных падежах. | 1 | Текущий | 28.10 | |||||
35 | Повторение сведений о падежах и приёмах их распознавания. Несклоняемые имена существительные. | 1 | Текущий | 29.10 | |||||
36 | Упражнения в распознавании имен существительных 1-го склонения. | 1 | Текущий | 09.11 | |||||
37 | Сочинение по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег». | 1 | сочинение | 10.11 | |||||
38 | Работа над ошибками. 2- е склонение имен существительных. | 1 | Текущий | 11.11 | |||||
39 | Упражнения в распознавании имен существительных 2-го склонения. | 1 | Текущий | 12.11 | |||||
40 | Упражнения в распознавании имён существительных 3-го склонения | 1 | Текущий | 16.11 | |||||
41 | Три склонения. Алгоритм определения склонения. | 1 | Текущий | 17.11 | |||||
42 | Обучающее изложение. | 1 | изложение | 18.11 | |||||
43 | Анализ изложения. Падежные окончания 1,2,3 склонения имён существительных. Именительный и винительный падежи имён существительных | 1 | Текущий | 19.11 | |||||
44 | Падежные окончания имён существительных в родительном падеже | 1 | Текущий | 23.11 | |||||
45 | Падежные окончания одушевлённых имён существительных в именительном, родительном и винительном падежах | 1 | Текущий | 24.11 | |||||
46 | Падежные окончания имён существительных в дательном падеже | 1 | Текущий | 25.11 | |||||
47 | Словарный диктант.Падежные окончания имён существительных в родительном и дательном падежах | 1 | СД | 26.11 | |||||
48 | Падежные окончания имён существительных в творительном падеже | 1 | текущий | 30.11 | |||||
49 | Тест. Падежные окончания имён существительных в творительном падеже | 1 | Т | 01.12 | |||||
50 | Падежные окончания имён существительных в предложном падеже | 1 | Текущий | 02.12 | |||||
51 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах | 1 | Текущий | 03.12 | |||||
52 | Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во всех падежах | 1 | текущий | 07.12 | |||||
53 | Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В.А.Тропинина «Кружевница» | 1 | сочинение | 08.12 | |||||
54 | Контрольный диктант по теме «Правописание окончаний имён существительных в единственном числе» | 1 | КД | 09.12 | |||||
55 | Работа над ошибками. Склонение имён существительных во множественном числе | 1 | текущий | 10.12 | |||||
56 | Падежные окончания имён существительных множественного числа в именительном падеже | 1 | текущий | 14.12 | |||||
57 | Падежные окончания имён существительных множественного числа в родительном падеже. Словарный диктант | 1 | СД | 15.12 | |||||
58 | Винительный падеж одушевлённых имён существительных. | 1 | Текущий | 16.12 | |||||
59 | Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану | 1 | изложение | 17.12 | |||||
60 | Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе. | 1 | Текущий | 21.12 | |||||
61 | Винительный и родительный падежи одушевлённых имён существительных. Проект. | 1 | Текущий | 22.12 | |||||
62 | Падежные окончания имён существительных множественного числа в дательном, творительном, предложном падежах | 1 | Текущий | 23.12 | |||||
63 | Контрольный диктант за первое полугодие. | 1 | КР | 24.12 | |||||
64 | Работа над ошибками. Проверочная работа. | 1 | Текущий | 28.12 | |||||
Прилагательные (22ч) | |||||||||
65 | Работа над ошибками Имя прилагательное как часть речи. | 1 | Текущий | 29.12 | |||||
66 | Род и число имён прилагательных | 1 | Текущий | 30.12 | |||||
67 | Сочинение-описание по личным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка» | 1 | сочинение | 11.01 | |||||
68 | Склонение имён прилагательных. | 1 | Текущий | 12.01 | |||||
69 | Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов» | 1 | сочинение | 13.01 | |||||
70 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Именительный падеж | 1 | Текущий | 14.01 | |||||
71 | Правописание окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Родительный падеж | 1 | Текущий | 18.01 | |||||
72 | Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Дательный падеж. | 1 | текущий | 19.01 | |||||
73 | Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода | 1 | Текущий | 20.01 | |||||
74 | Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина». Выборочное изложение. | 1 | проект | 21.01 | |||||
75 | Анализ изложения.Правописание прилагательных мужского среднего рода и их падежных окончаниях. | 1 | Текущий | 25.01 | |||||
76 | Именительный и винительный падежи имён прилагательных женского рода. | 1 | Текущий | 26.01 | |||||
77 | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. Родительный, дательный, творительный, предложный падежи | 1 | Текущий | 27.01 | |||||
78 | Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе. | 1 | Текущий | 28.01 | |||||
79 | Изложение описательного текста. | 1 | изложение | 01.02 | |||||
80 | Анализ изложения Склонение имён прилагательных во множественном лице. | 1 | Текущий | 02.02 | |||||
81 | Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости» | 1 | сочинение | 03.02 | |||||
82 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи | 1 | Текущий | 04.02 | |||||
83 | Склонение имён прилагательных во множественном числе. Родительный и предложный падежи. Словарный диктант | 1 | СД | 08.02 | |||||
84 | Составление устного сообщения по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | Текущий | 09.02 | |||||
85 | Обобщение по теме «Имя прилагательное» Проверка знаний. Тест | 1 | Т | 10.02 | |||||
86 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | 1 | КР | 11.02 | |||||
Местоимение (6 часов) | |||||||||
87 | Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Повторение. Роль местоимения в речи | 1 | текущий | 15.02 | |||||
88 | Изменение личных местоимений 1-го, 2–го, 3-го лица по падежам. | 1 | текущий | 16.02 | |||||
89 | Изменение по падежам личных местоимений. | 1 | Текущий | 17.02 | |||||
90 | Подробное изложение повествовательного текста с элементами описания. | 1 | Изложение | 18.02 | |||||
91 | Контрольный диктант по теме «Местоимение» | 1 | КР | 22.02 | |||||
92 | Работа над ошибками. Проверочная работа по разделу «Местоимение» | 1 | Т | 24.02 | |||||
Глагол (26ч) | |||||||||
93 | Изменение глаголов по временам. | 1 | Текущий | 25.02 | |||||
94 | Неопределённая форма глагола | 1 | Текущий | 01.03 | |||||
95 | Изменение глаголов по временам. | 1 | Текущий | 02.03 | |||||
96 | Письменное изложение по самостоятельно составленному плану | 1 | Изложение | 03.03 | |||||
97 | Анализ изложения. Спряжение глаголов. 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе | 1 | Текущий | 04.03 | |||||
98 | Спряжение глаголов. Словарный диктант. | 1 | СД | 09.03 | |||||
99 | Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода» | 1 | сочинение | 10.03 | |||||
100 | I иII спряжение глаголов будущего времени | 1 | Текущий | 11.03 | |||||
101 | Наши проекты. | 1 | проект | 15.03 | |||||
102 | Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени. | 1 | Текущий | 16.03 | |||||
103 | Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени. | 1 | текущий | 17.03 | |||||
104 | Правописание безударных личных окончаний глаголов настоящего и будущего времени. | 1 | Текущий | 18.03 | |||||
105 | Возвратные глаголы (общее представление) | 1 | Текущий | 30.03 | |||||
106 | Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах. Словарный диктант | 1 | СД | 31.03 | |||||
107 | Сочинение по сюжетным картинкам | 1 | сочинение | 01.04 | |||||
108 | Работа над ошибками. Правописание глаголов в прошедшем времени. Морфологический разбор глагола | 1 | Текущий | 05.04 | |||||
109 | Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени | 1 | Текущий | 06.04 | |||||
110 | Правописание безударного суффикса в глаголах в прошедшего времени. | 1 | Текущий | 07.04 | |||||
111 | Обобщение по теме «Глагол» | 1 | Т | 08.04 | |||||
112 | Изложение повествовательного текста по вопросам. | 1 | изложение | 12.04 | |||||
113 | Контрольный диктант по теме «Глагол» | 1 | КР | 13.04 | |||||
114 | Работа над ошибками Обобщение по теме «Глагол» | 1 | Текущий | 14.04 | |||||
115 | Проверочная работа по теме «Глагол». | 1 | Т | 15.04 | |||||
116 | Анализ изложения и проверочной работы | 1 | Текущий | 19.04 | |||||
117 | Язык, текст и речь. | 1 | ПР | 20.04 | |||||
118 | Предложение и словосочетание. | 1 | 21.04 | ||||||
Повторение (18ч) | |||||||||
119 | Контрольный диктант за 4 четверть с грамматическим заданием | 1 | Текущий | 22.04 | |||||
120 | Работа над ошибками. Текст | 1 | Текущий | 26.04 | |||||
121 | Лексическое значение слова. | 1 | КР | 27.04 | |||||
122 | Подробное изложение повествовательного текста цитатному плану. | 1 | Текущий | 28.04 | |||||
123 | Анализ изложения. Состав слова. | 1 | Текущий | 29.04 | |||||
124 | Сочинениепо репродукции картиныИ.И.Шишкина «Рожь» | 1 | Изложение | 04.05 | |||||
125 | Работа над ошибками. Части речи. | 1 | Текущий | 05.05 | |||||
126 | Итоговая контрольная работа | 1 | Сочинение | 06.05 | |||||
127 | Работа над ошибками. Правописание орфограмм в значимых частях слова | 1 | Текущий | 11.05 | |||||
128 | Правописание орфограмм в значимых частях слова | 1 | ИТОГОВАЯ КР | 12.05 | |||||
129 | Части речи. Признаки частей речи | 1 | текущий | 13.05 | |||||
130 | Правописание орфограмм в значимых частях слова | 1 | Текущий | 17.05 | |||||
131 | Части речи. Признаки частей речи | 1 | Текущий | 18.05 | |||||
132 | Имя существительное. Имя прилагательное | 1 | текущий | 19.05 | |||||
133 | Имя прилагательное Служебные части речи | 1 | текущий | 20.05 | |||||
134 | Служебные части речи | 1 | Текущий | 24.05 | |||||
135 | Итоговый урок. Подведём итоги | 25.05 | |||||||
Виды контрольно измерительных материалов
№ п/п | Тема (раздел) программы | Контр диктанты | дата | сочинения | дата | изложения | дата | Тесты | дата |
1 | Повторение | 1 | 15.09 | - | 1 | 07.09 | - | ||
2 | Предложение | 1 | 29.09 | 1 | 22.09 | 1 | 28.09 | - | |
3 | Слово в языке и речи | 1 | 22.10 | 1 | 21.10 | - | - | ||
4 | Имя существительное | 2 | 09.12 24.12 | 2 | 10.11 08.12 | 2 | 14.10 18.11 | 1 | 01.12 |
5 | Имя прилагательное | 1 | 11.02 | 3 | 11.01 13.01 10.03 | 2 | 17.1201.02 | 1 | 10.02 |
6 | Местоимение | 1 | 22.02 | - | 1 | 18.02 | 1 | 24.02 | |
7 | Глагол | 1 | 13.04 | 1 | 01.04 | 2 | 03.03 12.04 | 1 | 08.04 |
8 | Повторение | 1 | 22.04 | 1 | 04.05 | 1 | 28.04 | ||
9 | Итоговая КР | 1 | 06.05 | ||||||
ВСЕГО: | 10 | 9 | 10 | 4 | |||||
Материально- техническое обеспечение учебного процесса
- Сборник рабочих программ «Школа России» авторская программа «Русский язык» Канакина В. П., Горецкий В.Г., Дементьева М. Н., Стефаненко Н. А., Бойкина М. В.,
Н. А. Федосова. Москва, Просвещение, 2014г.
- Примерные программы начального общего образования Москва «Просвещение» 2014г.
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4 класс в 2-х частях. Москва «Просвещение»,2014г.
- Канакина В.П.: Русский язык. Рабочая тетрадь 4 класс в 2-х частях. Москва «Просвещение»,2016г.
- Приложение на электронном носителе Канакина В. П. Русский язык.4 класс. М.: Просвещение. 2014.
- Т.Н.Ситникова. Поурочные разработки по русскому языку к УМК В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого. М.: ВАКО, 2014 г.
- Нефедова Е.А., Узорова О.В. Практическое пособие по развитию речи.- М.:АСТ Астрель,2014
- Словари по русскому языку: толковый, морфемный, словообразовательный, орфоэпический, фразеологизмов.
- Магнитная классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
- Персональный компьютер.
- Интерактивная доска.
- Таблицы, соответствующие тематике программы по русскому языку.
ИКТ и ЦОР:
- Каталог образовательных ресурсов сети Интернет: http://katalog.iot.ru/
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам: http://window.edu.ru/window
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Объединенная средняя общеобразовательная школа №6 им. В.А. Сулева
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ОСОШ №6
им. В.А.Сулева ___________/Л.В.Попова/
приказ от «____» ________ 20___г. № ______
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Уровень общего образования (класс): начальное общее образование, 4 класс
Количество часов: 136
Учитель: Прокопенко О,А..
Рабочая программа по предмету обучение грамоте для учащихся 4 класса составлена на основе авторской программы Обучение грамоте Горецкий В.Г., Кирюшкин, В.А. М.: Просвещение, 2015г.
Учебник для общеобразовательных учреждений Русский язык для4 кл. В 2-х ч. Канакина В.П. Горецкий В.Г.,.– М.: Просвещение, 2018
Год составления: август 2020 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)
В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...
Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."
Доклад на педагогическом совете "Роль внеклассной работы в работе с трудными детьми.Из опыта работы."...
«Работа над проектом как способ обучения младших школьников работе с информацией на примере детского проекта « Рукам- работа, душе праздник»
На основе работы ученицы 2 класса показано как можно организовать работу с информацией....
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...
опытно практическая работа дипломной работы по теме "формирование навыков самоконтроля на трудовом обучении" и диаграмма работ учачихся
данная работта сделана в 2017 году....
Самостоятельная работа с прогностической и ретроспективной самооценкой по разделу «Работа с информацией» 4 класс (работа с таблицами и диаграммами)
Цель самостоятельной работы по математике - определить уровень освоения обучающимися умения читать и заполнять готовые таблицы и столбчатые диаграммы; переводить информацию из таблицы и диаграммы в те...