"Второе склонение имён существительных".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Тип: Освоение нового материала

Педагогические задачи: Создать условия для ознакомления со 2-м склонением имен существительных (единственного чилса), установления отличительных признаки имен существительных 2-го склонения; совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Метод работы: Решение учебных задач на учебном диалоге.

Формы работы: Общеклассная дискуссия, работа с токстом учебника, работа парами, самостоятельная работа.

Приёмы работы: Средства речевого взаимодейтвия учителя с обучающимися (обращение, побуждение, похвала), приём "Расскажи соседу".

Технологии: ЗОТ, игровые технологии, технологи деятельностного подхода.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебный предмет: русский язык

Класс: 4 «А»

Классный руководитель: Красильникова Ирина Анатольевна.

Тема урока: «Второе склонение имён существительных»

Тип: Освоение нового материала

Педагогические задачи:

Создать условия для ознакомления со 2-м склонением имен существительных (единственного числа), установления отличительных признаки имен существительных 2-го склонения;

совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного;

содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые предметные результаты:

познакомить с признаками имён существительных 2-го склонения;

формировать умение распознавать имена существительные 2-го склонения.

Метапредметные УУД

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Личностные результаты:

Осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять уважительное отношение к иному мнению; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Оборудование: учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 4класс; тетради, презентация, карточки для создания алгоритма, карточки с признаками сущ. и склонения, толковый словарь, смайлики для самооценки.

Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге.

Формы работы: общеклассная дискуссия, работа с текстом учебника, работа парами, самостоятельная работа.

Приёмы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися (обращение, побуждение, похвала), приём «Расскажи соседу».

Технологии: ЗОТ, игровые технологии, технология деятельностного подхода.

Этап

Действия учителя

УУД

1.Организационный

Мотивация

АМО Начало образовательного мероприятия

Метод «Поздоровайся глазами»

Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.

- Дети, сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости.

- Сейчас я предлагаю вам поздороваться друг с другом. Но здороваться мы будем не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

-Садитесь.

Регулятивные (Р):

Нацеливание на успешную деятельность

Личностные (Л):

Положительное отношение к процессу знаний

Коммуникативные (К):

Формирование умения слушать и слышать

2. Актуализация знаний

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений

Метод «Поляна снежинок».

АМ обучения

«Составление кластера»

Метод «Поляна снежинок».

1.У вас на партах лежат снежинки белые и голубые. Кто уверен в своих силах, не испытывает страха перед уроком, поднимите белую снежинку. Кому немножко страшновато, кто не уверен в себе, поднимите голубую снежинку.

2.Создать ситуацию успеха путем проверки владения материала прошлых уроков.

-Сегодня мы активно поработаем и сможем в ходе урока заполнить данный кластер.

- А сейчас мы и проверим, на сколько хорошо вы знаете русский язык. На мои вопросы давайте короткие и быстрые ответы.

- Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (Имя существительное)

- Имя существительное изменяется по … (Числам, падежам, рода, лицам.)

- Сколько падежей в русском языке? (6)

- Какой падеж никогда не употребляется с предлогами? (И.п.)

- Определите падеж существительного после прогулки (Р.п.)

- Начальная форма имени существительного (Форма именительного падежа единственного числа.)

- На какие вопросы отвечает Д.п.? (Кому?Чему?)

- Каким членом предложения являются существительные в И.п.? (Подлежащим)

- С какой темой познакомились на прошлом уроке? (склонение имён существительных)

 Что нового вы узнали на прошлом уроке? (Имена сущ. бывают 1,2,3 склонения)

-С каким склонением познакомились? (1 скл. имён сущ.)

- Какие имена существительные относятся к 1 скл.? (Ж.р. и м.р. с окончаниями –а, –я)

Найдите примеры существительные 1 склонения (луна,земля, дядя, Вова)

( В ходе опроса дети составляют кластер )

- Как определить склонение имени существительного? Алгоритм

(Учитель прикрепляет к доске карточки-опоры)

Поставить в начальную форму

Определить род

Найти окончание

Если это существительное ж.р. или м.р. с окончанием–а или-я

Р.: волевая саморегуляция

П.: анализ, квалификация

К.: создание ситуации для обсуждения, полное и точное выражение своих мыслей

3.. Самоопределение к деятельности

Метод проблемного изложения

Фронтальная работа.

Активный

метод обучения

«Составление кластера»

На доске оставшиеся слова (Конь, мяч, окно, солнце.)

-Назовите грамматические признаки второй группы слов. (Это имена существительные среднего и мужского рода с окончаниями –а, -я)

- Назовите их окончания в начальной форме. (В мужском роде окончание нулевое, в среднем роде окончание –о)

- К какому склонению относятся эти существительные? (Можем только предположить, что ко 2-му).

- Проверьте свои предположения. Прочитайте тему урока на с. 93 учебника.

- Да, оставшиеся слова относятся ко 2-му склонению.

-Сформулируйте тему урока

(2-е склонение имен существительных)

- Чему будем учиться?

(Находить слова, которые относятся ко 2-му склонению, определять склонение)

-Заполним кластер.

Примеры приведите (на листочках напишите)

Р.: саморегуляция, контроль, коррекция

П.: построение логической цепи рассуждений

К.: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации

4. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Работа по учебнику

Упр. 162 (с. 93).

-Прочитайте пары слов.

-Чем похожи слова каждой пары? (это однокоренные слова)

-Чем они отличаются? (они разного рода)

-Выполните письменное задание к упражнению.

(Комментированное письмо)

-У каких сущ-х нулевое окончание? (у сущ-х м.р.)

-Прочитайте материал рубрики "Обрати внимание"

-Какие сущ-е мы записали при выполнении упражнения? (сущ-е 2 склонения)

Упр. 163 (с. 93).

- Рассмотрите образец.

- Назовите грамматические признаки первого слова в паре

- Докажите, что это существительное относится ко 2-му склонению.

- Что вы можете сказать о втором слове?

- Назовите грамматические признаки этого имени существительного.

- Докажите, что это существительное относится ко 2-му склонению. (Комментированное письмо.)

- Что вы можете сказать об этих словах?

- Подчеркните в них непроверяемые орфограммы.

- Разберите по составу слово горох.

- Что происходит с согласным звуком при образовании однокоренных слов?

Р.: учебно-познавательный интерес

П.: структурирование знаний

К.: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

5. Физкультминутка

 Активный метод релаксации

«Четыре стихии»

Организует активный отдых детей:

«Четыре стихии»

Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола.

Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения.

Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх.

Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками.

Регулятивные УУД:

-умение контролировать процесс своей деятельности

Познавательные УУД:

-выбор наиболее эффективных двигательных действий в зависимости от конкретной команды

Коммуникативные УУД:

-организация сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные УУД:

-анализировать динамику изменений физкультурной деятельности

6. Закрепление  изученного материала.

 Самостоятельная работа

1.Выборочный словарный диктант

— Выпишите имена существительные:

вариант 1 — 1-го склонения,

вариант 2 — 2-го склонения.

  _льбом, г_рой, ж_вотное, к_ртина, кв_ртира, к_ллекция, лес_н_ца, м_г_зин, мес_ц, м_л_ток, _сина, _тец, п_сок, пш_ница, р_кета, солд_т, с_лома, тракт_р, уж_н, ул_ца,  уч_ник.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

проверка знаний и умений. Коммуникативные УУД:

Осуществлять контроль.

1. Работа по учебнику

Упр. 164 (с. 94).

— Прочитайте стихотворение.

— Рассмотрите иллюстрацию к нему. Как называется этот жанр живописи?

Сервиз- полный набор столовой или чайной посуды на определённое количество человек.

Бутерброд-ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой и т.д.

— Какие ещё слова выделены в стихотворении?

— Найдите в толковом словаре значение этих слов.

— Выполните письменные задания к упражнению.

(Самопроверка, самооценка

Р.: учебно-познавательный интерес, контроль, коррекция

П.: структурирование знаний

К.: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

7. Рефлексия

1.У вас на парте есть "Лист самооценки". Заполните его.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Поставьте отметки на оценочной шкале.

1) Оцени насколько тебе понравился урок.

1 2 3 4 5

2) Насколько вы научились определять 2 - е склонение имен существительных.

1 2 3 4 5

2.

- Ребята, сейчас мы узнаем какое настроение у вас стало после урока. Если хорошее - покажите белую снежинку, а плохое настроение -   голубую. 

У вас на партах лежат снежинки белые и голубые. Кто остался уверен в своих силах, не испытывает страха в конце урока, и у кого хорошее настроение, поднимите белую снежинку. Кому немножко страшновато, кто не уверен в себе, поднимите голубую снежинку.

П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К.: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации

8. Инструктаж домашнего задания

Домашнее задание (на выбор учащихся)

1 уровень

Выписать из текста имена существительные 1-го и 2-го склонения, выделить окончание.

       В жаркий полдень мальчики шли по дороге. Вдруг увидели над

полем дым. Это горела спелая рожь. Коля и Сережка кинулись

тушить пожар. Павел помчался в село. Вскоре подоспела

помощь. Все стали заваливать рожь землей.

2 уровень

Спишите, определите склонение и падеж, выделите окончание.

Образец: Идти по алле (аллея – 1 скл., Д.п.)

Вдоль дорог…, запах полын…, быть на лекци…, по тропинк… к

станци…, из поездк… по Америк…, книга по истори…, спустился

на парашют…, в огромном здани… .

9. Подведение итога урока

- Что нового вы узнали сегодня на уроке

- Какие умения и навыки приобрели?

- С пользой ли прошел урок?

Регулятивные УУД:

Соотносить цели и результаты своей деятельности; определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД:

Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; слышать и слушать



Предварительный просмотр:

Учебный предмет: русский язык

Класс: 4 «А»

Классный руководитель: Красильникова Ирина Анатольевна.

Тема урока: «Второе склонение имён существительных»

Тип: Освоение нового материала

Педагогические задачи:

Создать условия для ознакомления со 2-м склонением имен существительных (единственного числа), установления отличительных признаки имен существительных 2-го склонения;

совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного;

содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые предметные результаты:

познакомить с признаками имён существительных 2-го склонения;

формировать умение распознавать имена существительные 2-го склонения.

Метапредметные УУД

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Личностные результаты:

Осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять уважительное отношение к иному мнению; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Оборудование: учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 4класс; тетради, презентация, карточки для создания алгоритма, карточки с признаками сущ. и склонения, толковый словарь, смайлики для самооценки.

Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге.

Формы работы: общеклассная дискуссия, работа с текстом учебника, работа парами, самостоятельная работа.

Приёмы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися (обращение, побуждение, похвала), приём «Расскажи соседу».

Технологии: ЗОТ, игровые технологии, технология деятельностного подхода.

Этап

Действия учителя

УУД

1.Организационный

Мотивация

АМО Начало образовательного мероприятия

Метод «Поздоровайся глазами»

Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.

- Дети, сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости.

- Сейчас я предлагаю вам поздороваться друг с другом. Но здороваться мы будем не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

-Садитесь.

Регулятивные (Р):

Нацеливание на успешную деятельность

Личностные (Л):

Положительное отношение к процессу знаний

Коммуникативные (К):

Формирование умения слушать и слышать

2. Актуализация знаний

АМ выяснение целей, ожиданий и опасений

Метод «Поляна снежинок».

АМ обучения

«Составление кластера»

Метод «Поляна снежинок».

1.У вас на партах лежат снежинки белые и голубые. Кто уверен в своих силах, не испытывает страха перед уроком, поднимите белую снежинку. Кому немножко страшновато, кто не уверен в себе, поднимите голубую снежинку.

2.Создать ситуацию успеха путем проверки владения материала прошлых уроков.

-Сегодня мы активно поработаем и сможем в ходе урока заполнить данный кластер.

- А сейчас мы и проверим, на сколько хорошо вы знаете русский язык. На мои вопросы давайте короткие и быстрые ответы.

- Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (Имя существительное)

- Имя существительное изменяется по … (Числам, падежам, рода, лицам.)

- Сколько падежей в русском языке? (6)

- Какой падеж никогда не употребляется с предлогами? (И.п.)

- Определите падеж существительного после прогулки (Р.п.)

- Начальная форма имени существительного (Форма именительного падежа единственного числа.)

- На какие вопросы отвечает Д.п.? (Кому?Чему?)

- Каким членом предложения являются существительные в И.п.? (Подлежащим)

- С какой темой познакомились на прошлом уроке? (склонение имён существительных)

 Что нового вы узнали на прошлом уроке? (Имена сущ. бывают 1,2,3 склонения)

-С каким склонением познакомились? (1 скл. имён сущ.)

- Какие имена существительные относятся к 1 скл.? (Ж.р. и м.р. с окончаниями –а, –я)

Найдите примеры существительные 1 склонения (луна,земля, дядя, Вова)

( В ходе опроса дети составляют кластер )

- Как определить склонение имени существительного? Алгоритм

(Учитель прикрепляет к доске карточки-опоры)

Поставить в начальную форму

Определить род

Найти окончание

Если это существительное ж.р. или м.р. с окончанием–а или-я

Р.: волевая саморегуляция

П.: анализ, квалификация

К.: создание ситуации для обсуждения, полное и точное выражение своих мыслей

3.. Самоопределение к деятельности

Метод проблемного изложения

Фронтальная работа.

Активный

метод обучения

«Составление кластера»

На доске оставшиеся слова (Конь, мяч, окно, солнце.)

-Назовите грамматические признаки второй группы слов. (Это имена существительные среднего и мужского рода с окончаниями –а, -я)

- Назовите их окончания в начальной форме. (В мужском роде окончание нулевое, в среднем роде окончание –о)

- К какому склонению относятся эти существительные? (Можем только предположить, что ко 2-му).

- Проверьте свои предположения. Прочитайте тему урока на с. 93 учебника.

- Да, оставшиеся слова относятся ко 2-му склонению.

-Сформулируйте тему урока

(2-е склонение имен существительных)

- Чему будем учиться?

(Находить слова, которые относятся ко 2-му склонению, определять склонение)

-Заполним кластер.

Примеры приведите (на листочках напишите)

Р.: саморегуляция, контроль, коррекция

П.: построение логической цепи рассуждений

К.: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации

4. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Работа по учебнику

Упр. 162 (с. 93).

-Прочитайте пары слов.

-Чем похожи слова каждой пары? (это однокоренные слова)

-Чем они отличаются? (они разного рода)

-Выполните письменное задание к упражнению.

(Комментированное письмо)

-У каких сущ-х нулевое окончание? (у сущ-х м.р.)

-Прочитайте материал рубрики "Обрати внимание"

-Какие сущ-е мы записали при выполнении упражнения? (сущ-е 2 склонения)

Упр. 163 (с. 93).

- Рассмотрите образец.

- Назовите грамматические признаки первого слова в паре

- Докажите, что это существительное относится ко 2-му склонению.

- Что вы можете сказать о втором слове?

- Назовите грамматические признаки этого имени существительного.

- Докажите, что это существительное относится ко 2-му склонению. (Комментированное письмо.)

- Что вы можете сказать об этих словах?

- Подчеркните в них непроверяемые орфограммы.

- Разберите по составу слово горох.

- Что происходит с согласным звуком при образовании однокоренных слов?

Р.: учебно-познавательный интерес

П.: структурирование знаний

К.: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

5. Физкультминутка

 Активный метод релаксации

«Четыре стихии»

Организует активный отдых детей:

«Четыре стихии»

Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола.

Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения.

Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх.

Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками.

Регулятивные УУД:

-умение контролировать процесс своей деятельности

Познавательные УУД:

-выбор наиболее эффективных двигательных действий в зависимости от конкретной команды

Коммуникативные УУД:

-организация сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные УУД:

-анализировать динамику изменений физкультурной деятельности

6. Закрепление  изученного материала.

 Самостоятельная работа

1.Выборочный словарный диктант

— Выпишите имена существительные:

вариант 1 — 1-го склонения,

вариант 2 — 2-го склонения.

  _льбом, г_рой, ж_вотное, к_ртина, кв_ртира, к_ллекция, лес_н_ца, м_г_зин, мес_ц, м_л_ток, _сина, _тец, п_сок, пш_ница, р_кета, солд_т, с_лома, тракт_р, уж_н, ул_ца,  уч_ник.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы;

проверка знаний и умений. Коммуникативные УУД:

Осуществлять контроль.

1. Работа по учебнику

Упр. 164 (с. 94).

— Прочитайте стихотворение.

— Рассмотрите иллюстрацию к нему. Как называется этот жанр живописи?

Сервиз- полный набор столовой или чайной посуды на определённое количество человек.

Бутерброд-ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой и т.д.

— Какие ещё слова выделены в стихотворении?

— Найдите в толковом словаре значение этих слов.

— Выполните письменные задания к упражнению.

(Самопроверка, самооценка

Р.: учебно-познавательный интерес, контроль, коррекция

П.: структурирование знаний

К.: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

7. Рефлексия

1.У вас на парте есть "Лист самооценки". Заполните его.

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Поставьте отметки на оценочной шкале.

1) Оцени насколько тебе понравился урок.

1 2 3 4 5

2) Насколько вы научились определять 2 - е склонение имен существительных.

1 2 3 4 5

2.

- Ребята, сейчас мы узнаем какое настроение у вас стало после урока. Если хорошее - покажите белую снежинку, а плохое настроение -   голубую. 

У вас на партах лежат снежинки белые и голубые. Кто остался уверен в своих силах, не испытывает страха в конце урока, и у кого хорошее настроение, поднимите белую снежинку. Кому немножко страшновато, кто не уверен в себе, поднимите голубую снежинку.

П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

К.: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации

8. Инструктаж домашнего задания

Домашнее задание (на выбор учащихся)

1 уровень

Выписать из текста имена существительные 1-го и 2-го склонения, выделить окончание.

       В жаркий полдень мальчики шли по дороге. Вдруг увидели над

полем дым. Это горела спелая рожь. Коля и Сережка кинулись

тушить пожар. Павел помчался в село. Вскоре подоспела

помощь. Все стали заваливать рожь землей.

2 уровень

Спишите, определите склонение и падеж, выделите окончание.

Образец: Идти по алле (аллея – 1 скл., Д.п.)

Вдоль дорог…, запах полын…, быть на лекци…, по тропинк… к

станци…, из поездк… по Америк…, книга по истори…, спустился

на парашют…, в огромном здани… .

9. Подведение итога урока

- Что нового вы узнали сегодня на уроке

- Какие умения и навыки приобрели?

- С пользой ли прошел урок?

Регулятивные УУД:

Соотносить цели и результаты своей деятельности; определяют степень успешности работы согласно критериям.

Коммуникативные УУД:

Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; слышать и слушать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме "Второе склонение имён существительных".

Знакомство учащихся с существительными второго склонения....

Тест по теме Второе склонение имён существительных.

Для тренировки в определении падежей имён существительных 2 склонения....

Второе склонение имён существительных

Изучение склонений имён существительных...

Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....

Урок русского языка в 4 классе на тему "Второе склонение имён существительных"

Урок изучения нового материала.Цель: познакомить с признаками имён существительных 2-го склонения, формировать  умение распознавать имена существительные 2-го склонения....

Урок русского языка по теме «Второе склонение имён существительных »

Предмет: русский языкКласс – 3 классУМК « Перспективная начальная школа»Тема «Второе склонение имён существительных »Тип урока – изучение нового материала.Цели: выр...