"Второе склонение имён существительных".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Тип: Освоение нового материала
Педагогические задачи: Создать условия для ознакомления со 2-м склонением имен существительных (единственного чилса), установления отличительных признаки имен существительных 2-го склонения; совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Метод работы: Решение учебных задач на учебном диалоге.
Формы работы: Общеклассная дискуссия, работа с токстом учебника, работа парами, самостоятельная работа.
Приёмы работы: Средства речевого взаимодейтвия учителя с обучающимися (обращение, побуждение, похвала), приём "Расскажи соседу".
Технологии: ЗОТ, игровые технологии, технологи деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по русскому языку "Второе склонение имён существительных". | 268.63 КБ |
vtoroe_sklonenie_imyon_sushchestvitelnyh.docx | 268.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный предмет: русский язык
Класс: 4 «А»
Классный руководитель: Красильникова Ирина Анатольевна.
Тема урока: «Второе склонение имён существительных»
Тип: Освоение нового материала
Педагогические задачи:
Создать условия для ознакомления со 2-м склонением имен существительных (единственного числа), установления отличительных признаки имен существительных 2-го склонения;
совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного;
содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Планируемые предметные результаты:
познакомить с признаками имён существительных 2-го склонения;
формировать умение распознавать имена существительные 2-го склонения.
Метапредметные УУД
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Личностные результаты:
Осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять уважительное отношение к иному мнению; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.
Оборудование: учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 4класс; тетради, презентация, карточки для создания алгоритма, карточки с признаками сущ. и склонения, толковый словарь, смайлики для самооценки.
Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге.
Формы работы: общеклассная дискуссия, работа с текстом учебника, работа парами, самостоятельная работа.
Приёмы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися (обращение, побуждение, похвала), приём «Расскажи соседу».
Технологии: ЗОТ, игровые технологии, технология деятельностного подхода.
Предварительный просмотр:
Учебный предмет: русский язык
Класс: 4 «А»
Классный руководитель: Красильникова Ирина Анатольевна.
Тема урока: «Второе склонение имён существительных»
Тип: Освоение нового материала
Педагогические задачи:
Создать условия для ознакомления со 2-м склонением имен существительных (единственного числа), установления отличительных признаки имен существительных 2-го склонения;
совершенствовать умение определять тип склонения имени существительного;
содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Планируемые предметные результаты:
познакомить с признаками имён существительных 2-го склонения;
формировать умение распознавать имена существительные 2-го склонения.
Метапредметные УУД
Познавательные:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие, выведение следствий; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Личностные результаты:
Осознавать язык как основное средство человеческого общения, понимать важность общения как значимой составляющей жизни общества; понимать то, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; проявлять уважительное отношение к иному мнению; владеть навыками сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.
Оборудование: учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 4класс; тетради, презентация, карточки для создания алгоритма, карточки с признаками сущ. и склонения, толковый словарь, смайлики для самооценки.
Метод работы: решение учебных задач в учебном диалоге.
Формы работы: общеклассная дискуссия, работа с текстом учебника, работа парами, самостоятельная работа.
Приёмы работы: средства речевого взаимодействия учителя с обучающимися (обращение, побуждение, похвала), приём «Расскажи соседу».
Технологии: ЗОТ, игровые технологии, технология деятельностного подхода.
Этап | Действия учителя | УУД | |
1.Организационный Мотивация АМО Начало образовательного мероприятия Метод «Поздоровайся глазами» | Прозвенел звонок весёлый, - Дети, сегодня у нас необычная встреча. К нам пришли гости. - Сейчас я предлагаю вам поздороваться друг с другом. Но здороваться мы будем не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. -Садитесь. | Регулятивные (Р): Нацеливание на успешную деятельность Личностные (Л): Положительное отношение к процессу знаний Коммуникативные (К): Формирование умения слушать и слышать | |
2. Актуализация знаний АМ выяснение целей, ожиданий и опасений Метод «Поляна снежинок». АМ обучения «Составление кластера» | Метод «Поляна снежинок». 1.У вас на партах лежат снежинки белые и голубые. Кто уверен в своих силах, не испытывает страха перед уроком, поднимите белую снежинку. Кому немножко страшновато, кто не уверен в себе, поднимите голубую снежинку. 2.Создать ситуацию успеха путем проверки владения материала прошлых уроков. -Сегодня мы активно поработаем и сможем в ходе урока заполнить данный кластер. - А сейчас мы и проверим, на сколько хорошо вы знаете русский язык. На мои вопросы давайте короткие и быстрые ответы. - Часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? (Имя существительное) - Имя существительное изменяется по … (Числам, падежам, рода, лицам.) - Сколько падежей в русском языке? (6) - Какой падеж никогда не употребляется с предлогами? (И.п.) - Определите падеж существительного после прогулки (Р.п.) - Начальная форма имени существительного (Форма именительного падежа единственного числа.) - На какие вопросы отвечает Д.п.? (Кому?Чему?) - Каким членом предложения являются существительные в И.п.? (Подлежащим) - С какой темой познакомились на прошлом уроке? (склонение имён существительных) Что нового вы узнали на прошлом уроке? (Имена сущ. бывают 1,2,3 склонения) -С каким склонением познакомились? (1 скл. имён сущ.) - Какие имена существительные относятся к 1 скл.? (Ж.р. и м.р. с окончаниями –а, –я) Найдите примеры существительные 1 склонения (луна,земля, дядя, Вова) ( В ходе опроса дети составляют кластер ) - Как определить склонение имени существительного? Алгоритм (Учитель прикрепляет к доске карточки-опоры) Поставить в начальную форму Определить род Найти окончание Если это существительное ж.р. или м.р. с окончанием–а или-я | Р.: волевая саморегуляция П.: анализ, квалификация К.: создание ситуации для обсуждения, полное и точное выражение своих мыслей | |
3.. Самоопределение к деятельности Метод проблемного изложения Фронтальная работа. Активный метод обучения «Составление кластера» | На доске оставшиеся слова (Конь, мяч, окно, солнце.) -Назовите грамматические признаки второй группы слов. (Это имена существительные среднего и мужского рода с окончаниями –а, -я) - Назовите их окончания в начальной форме. (В мужском роде окончание нулевое, в среднем роде окончание –о) - К какому склонению относятся эти существительные? (Можем только предположить, что ко 2-му). - Проверьте свои предположения. Прочитайте тему урока на с. 93 учебника. - Да, оставшиеся слова относятся ко 2-му склонению. -Сформулируйте тему урока (2-е склонение имен существительных) - Чему будем учиться? (Находить слова, которые относятся ко 2-му склонению, определять склонение) -Заполним кластер. Примеры приведите (на листочках напишите) | Р.: саморегуляция, контроль, коррекция П.: построение логической цепи рассуждений К.: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
4. Работа по теме урока Работа по учебнику | Работа по учебнику Упр. 162 (с. 93). -Прочитайте пары слов. -Чем похожи слова каждой пары? (это однокоренные слова) -Чем они отличаются? (они разного рода) -Выполните письменное задание к упражнению. (Комментированное письмо) -У каких сущ-х нулевое окончание? (у сущ-х м.р.) -Прочитайте материал рубрики "Обрати внимание" -Какие сущ-е мы записали при выполнении упражнения? (сущ-е 2 склонения) Упр. 163 (с. 93). - Рассмотрите образец. - Назовите грамматические признаки первого слова в паре - Докажите, что это существительное относится ко 2-му склонению. - Что вы можете сказать о втором слове? - Назовите грамматические признаки этого имени существительного. - Докажите, что это существительное относится ко 2-му склонению. (Комментированное письмо.) - Что вы можете сказать об этих словах? - Подчеркните в них непроверяемые орфограммы. - Разберите по составу слово горох. - Что происходит с согласным звуком при образовании однокоренных слов? | Р.: учебно-познавательный интерес П.: структурирование знаний К.: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации | |
5. Физкультминутка Активный метод релаксации «Четыре стихии» | Организует активный отдых детей: «Четыре стихии» Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками. | Регулятивные УУД: -умение контролировать процесс своей деятельности Познавательные УУД: -выбор наиболее эффективных двигательных действий в зависимости от конкретной команды Коммуникативные УУД: -организация сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные УУД: -анализировать динамику изменений физкультурной деятельности | |
6. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа | 1.Выборочный словарный диктант — Выпишите имена существительные: вариант 1 — 1-го склонения, вариант 2 — 2-го склонения. _льбом, г_рой, ж_вотное, к_ртина, кв_ртира, к_ллекция, лес_н_ца, м_г_зин, мес_ц, м_л_ток, _сина, _тец, п_сок, пш_ница, р_кета, солд_т, с_лома, тракт_р, уж_н, ул_ца, уч_ник. | Познавательные УУД: Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы; проверка знаний и умений. Коммуникативные УУД: Осуществлять контроль. | |
1. Работа по учебнику Упр. 164 (с. 94). — Прочитайте стихотворение. — Рассмотрите иллюстрацию к нему. Как называется этот жанр живописи? Сервиз- полный набор столовой или чайной посуды на определённое количество человек. Бутерброд-ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой и т.д. — Какие ещё слова выделены в стихотворении? — Найдите в толковом словаре значение этих слов. — Выполните письменные задания к упражнению. (Самопроверка, самооценка | Р.: учебно-познавательный интерес, контроль, коррекция П.: структурирование знаний К.: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации | ||
7. Рефлексия | 1.У вас на парте есть "Лист самооценки". Заполните его.
2. - Ребята, сейчас мы узнаем какое настроение у вас стало после урока. Если хорошее - покажите белую снежинку, а плохое настроение - голубую. У вас на партах лежат снежинки белые и голубые. Кто остался уверен в своих силах, не испытывает страха в конце урока, и у кого хорошее настроение, поднимите белую снежинку. Кому немножко страшновато, кто не уверен в себе, поднимите голубую снежинку. | П.: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности К.: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации | |
8. Инструктаж домашнего задания | Домашнее задание (на выбор учащихся) 1 уровень Выписать из текста имена существительные 1-го и 2-го склонения, выделить окончание. В жаркий полдень мальчики шли по дороге. Вдруг увидели над полем дым. Это горела спелая рожь. Коля и Сережка кинулись тушить пожар. Павел помчался в село. Вскоре подоспела помощь. Все стали заваливать рожь землей. 2 уровень Спишите, определите склонение и падеж, выделите окончание. Образец: Идти по алле (аллея – 1 скл., Д.п.) Вдоль дорог…, запах полын…, быть на лекци…, по тропинк… к станци…, из поездк… по Америк…, книга по истори…, спустился на парашют…, в огромном здани… . | ||
9. Подведение итога урока | - Что нового вы узнали сегодня на уроке - Какие умения и навыки приобрели? - С пользой ли прошел урок? | Регулятивные УУД: Соотносить цели и результаты своей деятельности; определяют степень успешности работы согласно критериям. Коммуникативные УУД: Соблюдать нормы культуры речи в процессе учебной деятельности и речевой практики; слышать и слушать |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Три склонения имён существительных. Упражнения в определении склонения имён существительных.
Конспект с презентацией....
Урок русского языка в 4 классе по теме "Второе склонение имён существительных".
Знакомство учащихся с существительными второго склонения....
Тест по теме Второе склонение имён существительных.
Для тренировки в определении падежей имён существительных 2 склонения....
Второе склонение имён существительных
Изучение склонений имён существительных...
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".
Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....
Урок русского языка в 4 классе на тему "Второе склонение имён существительных"
Урок изучения нового материала.Цель: познакомить с признаками имён существительных 2-го склонения, формировать умение распознавать имена существительные 2-го склонения....
Урок русского языка по теме «Второе склонение имён существительных »
Предмет: русский языкКласс – 3 классУМК « Перспективная начальная школа»Тема «Второе склонение имён существительных »Тип урока – изучение нового материала.Цели: выр...