Урок русского языка в 4 классе на тему "Второе склонение имён существительных"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Урок изучения нового материала.Цель: познакомить с признаками имён существительных 2-го склонения, формировать умение распознавать имена существительные 2-го склонения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 23.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Второе склонение имён существительных
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели: познакомить с признаками имён существительных 2-го склонения, формировать умение распознавать имена существительные 2-го склонения.
Задачи урока:
1) обеспечить усвоение правил о склонении имён существительных; уяснение важности распознавания склонения имён существительных; применение полученных знаний при выполнении заданий.
2)способствовать формированию учебного интереса к предмету, развитию умения участвовать в коллективной работе, формированию умения самоконтроля, развитию умений самостоятельно проверять правильность выполнения задания.
Оборудование: проектор, презентация, учебник для 4 класса "Русский язык" I ч. В.П.Канакина, толковый словарь, раздаточный материал.
Ход урока
1.Организационный этап.
Психологическая подготовка к общению.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Будем знания добывать
Чтоб с успехом применять.
- Улыбнемся друг другу, пожелаем успехов в учении.
II. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности.
Вставьте пропущенные буквы в словах.
Г.ра, зв.зда, з.мля, оз.ро, з.ма, б.гаж, тр.ва.
-Найдите общее в данных словах.
Д. Данные слова – имена существительные. Эти существительные нарицательные, неодушевлённые, находятся в единственном числе.
- Какая орфограмма в данных словах? Какое существительное лишнее?
Д. Багаж, т.к. безударный гласный непроверяемый.
- Уберём слово багаж. Теперь какое слово лишнее?
Д. Слово озеро, т.к. все остальные существительные 1 склонения.
- Лишними оказались слова багаж и озеро. Определите окончание и род имён существительных. Значит, о каких существительных мы будем говорить. Сформулируйте тему урока.
Д. Имена существительные 2 склонения. Слайд 1
-Назовите цели урока? Чему должны научиться?
Цель урока: Узнать, какие признаки имеют имена существительные 2-го склонения, научиться их распознавать.
III. Словарно-орфографическая работа.
На доске (слайде 2) написаны слова:
Атм.сфера, н.род, г.л.ва, р.машка, в.гон, .хота, к.мбайн, н.винка, .вца, м.нета.
- Прочитайте написанное. Соедините первые буквы существительных 1 склонения, в корне которых пишется гласная о, и назовите сегодняшнее словарное слово.
Д. Это слово агроном.
- Кто такой агроном?
- Агроном – специалист по агрономии. Агрономия – наука о земледелии и сельском хозяйстве. (По словарю С.И. Ожегова) Чтение определения слова по электронному приложению или по слайду 3)
- Что можете отметить в его написании?
-Д. В слове агроном две непроверяемые безударные гласные: а,о.
- Составьте предложение, употребив слово агроном, и одно слово из предыдущего задания.
Минутка чистописания.
-Напишем три буквы. Все они находятся в существительном агроном. Это звонкие непарные согласные. Напишите их в алфавитном порядке (мнр) одну строчку поочерёдно увеличивая количество букв. Вторая строчка это спрятавшиеся слова, которые начинаются со звонкой парной согласной (гром, гном, горн)
- Что вы можете сказать об этих словах? Назовите грамматические признаки. (Это существительные мужского рода в единственном числе). Назовите их окончания. К какому склонению относятся эти существительные?
IV. Работа по теме урока.
Работа по учебнику
Упражнение 162 (стр. 93)
-Прочитайте пары слов.
-Чем похожи слова каждой пары? (Это однокоренные слова.)
-Чем они отличаются? (Они разного рода.)
-У каких существительных нулевое окончание? (У существительных мужского рода.)
-Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».
-Какие существительные относятся ко 2 склонению? Слайд 4
-Сравните с выводом учебника.
Упр. 163 (с. 93).
Рассмотрите образец.
-Назовите грамматические признаки первого слова в паре. (Это имя существительное среднего рода, единственного числа , 2-го склонения.)
-Докажите, что это существительное относится ко 2-му склонению. (Оно среднего рода, в начальной форме имеет окончание -о.)
-Что вы можете сказать о втором слове? (Это однокоренное слово.)
-Назовите грамматические признаки этого имени существительного. (Это имя существительное среднего рода, в единственном числе, 2-го склонения.)
-Докажите, что это существительное относится ко 2-му склонению. (Оно среднего рода, в начальной форме имеет окончание -е.)
(Комментированное письмо.)
-Какие слова проиллюстрированы? (Горох, телефон.) Что вы можете сказать об этих словах? (Это слова из словаря.)
-Подчеркните в них непроверяемые орфограммы. Разберите по составу слово горох - горошек
-Что происходит с согласным звуком при образовании однокоренных слов?
(Чередуются согласные ж//ш.)
V.Физкультминутка
-Я буду называть имена существительные. Если имя существительное относится к 1-му склонению, то тянем руки вверх; если имя существительное относится ко 2-му склонению, то приседаете;
Лошадка, берег, парта, иней, ученик, яблоко, астра, дежурный, свёкла, огурец, велосипед, лето, весна, зима, снежинка, человек.
VI. Закрепление изученного материала.
1.Парная работа. Задание на листочках.
а) Подчеркните имена существительные второго склонения.
Страна, конь, Москва, железо, парта, огород, пень, крот, клён, вратарь, книга, трамвай, болото.
б)Подчеркните имена существительные второго склонения, определите их падеж, род.
В магазине, на базаре
И в буфете, наконец,
Всюду, где бы ни бывали,
Вас встречает продавец.
Он продаст кефир старушке
И свисток озорнику,
Ленту яркую девчушке
И ватрушку толстяку.
-Как вы определили склонение имён существительных во 2 задании? (По начальной форме существительного)
Взаимопроверка. Проверка по слайдам 5,6.
Вывод. Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о,-е в именительном падеже единственного числа.
2. Групповая работа. Разгадывание ребусов. Слайды 7-15
-Нужно разгадать ребусы. Слова записываем в таблицу, распределяя по склонениям. Выделите окончания. Проверка по слайду 16
1 склонение | 2 склонение |
Столица Лиса Корова Стрекоза | Крот Глобус Молоко Огород Тигр |
Вывод.
3. Работа по электронному приложению к учебнику Н.П.Канакиной «Русский язык» 4 класс. «Помоги братьям Лосям спуститься на землю»
VII.Домашнее задание. Упражнение 165.Продолжите работу со словарным словом агроном.
VIII. Рефлексия. Слайд 17
Сегодня на уроке я узнал…
Мне понравилось…
Мне было…
Самооценка. Слайд 18
Дети выбирают один из трёх цветов: зелёный – «у меня всё получилось», жёлтый – «всё получилось, но были затруднения», красный – «сегодня у меня не получилось, но я не отчаиваюсь»
Дополнительное время.
Упражнение «Найди лишнее слово».
- Улыбка, юноша, пенал, природа.
- Награда, крыло, боец, упрямство.
- Степь, зелень, посёлок, горсть.
- Ладонь, ладошка, площадь, пыль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Три склонения имени существительного"
Урок был показан на городском семинаре для учителей начальных классов и специалистов коррекционных учреждений города и получил высокую оценку коллег. Работаем по образовательной программе "Школа 2100"...
Конспект урока русского языка. 4 класс. Правописание падежных окончаний имён существительных 1, 2 и 3 склонения.
В ходе урока выполняются упражнения, направленные на отработку умения различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения....
Тест по русскому языку 4 класс по теме "Склонение имён существительных".
Тест состоит из 12 заданий, которые выявляют степень усвоения материала данной темы....
урок русского языка ,3 класс по теме "Склонение имён существительных"
К конспекту прилагается презентация по уроку....
Конспект урока русского языка 3 класс по теме: «Род имён существительных» УМК «Начальная школа XXI века»
Технологическая карта урока "открытия новых знаний" по теме: «Род имён существительных» с целью создать условия для формирования ценностного отношения к совместной познавательно...
конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Склонение имён существительны"
Материал содержит разработку урока и презентацию к нему. Может быть использован при объяснении по теме " Три склонения имён существительных"....
Урок русского языка (3 кл.) Тема: " Три склонения имён существительных. "
Урок разработан для УМК «Система развивающего обучения Л.В. Занкова» в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Тип урока - урок открытия нового знания. На урок...