Средства выразительности речи
учебно-методический материал по русскому языку

Глушич Наталья Васильевна

Опора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredstva_vyrazitelnosti_rechi.docx19.71 КБ

Предварительный просмотр:

Средства выразительности речи: таблица

Таблица, содержащая полный список средств выразительности с определениями и примерами.

Средства выразительности в русском языке можно разделить на:

  1. Лексические средства
  2. Синтаксические средства
  3. Фонетические средства

Лексические средства: тропы

Аллегория — Фемида (женщина с весами) – правосудие.

Замена отвлеченного понятия конкретным образом.

Гипербола  Шаровары шириною с Чёрное море (Н. Гоголь)

Художественное преувеличение.

Ирония — Откуда, умная, бредёшь ты голова. (Басня И. Крылова).

Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.

Лексический повтор — Озера кругом, озера глубокие.

Повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания

Литота — Мужичок с ноготок.

Художественное преуменьшение описываемого предмета или явления.

Метафора — Сонное озеро города (А. Блок)

Переносное значение слова, основанное на сходстве

Метонимия — Класс зашумел

Замена одного слова другим на основе смежности двух понятий

Окказионализмы — Плоды образования. 

Художественные средства, образованные автором.

Олицетворение — Дождь идёт. Природа радуется.

Наделение неживых е предметов наделяют свойствами живых.

Перифраз  Лев = царь зверей.

Подмена слова схожим по лексическому значению выражением.

Сарказм  Сарказма полны произведения Салтыкова-Щедрина.

Язвительная тонкая насмешка, высшая форма иронии.

Сравнение — Молвит слово - соловей поёт. 

В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто.

Синекдоха  Каждую копейку в дом несет (деньги).

Перенос значения по количественному признаку.

Эпитет  «румяная заря», «золотые руки», «серебряный голос».

Красочное, выразительное определение, которое основывается на скрытом сравнении.

 

 

Синонимы 1) бежать – мчаться. 2) Шум (шелест) листвы.

1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению.
2) Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста

Антонимы  оригинал – подделка, чёрствый - отзывчивый

Слова, имеющие противоположенные значения

Архаизм  очи — глаза, ланиты — щёки

Устаревшее слово или оборот речи

 

Синтаксические средства

Анафора — Не напрасно шла гроза.

Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк.

Антитеза — Волос длинный – ум короткий;​​​​​​.

Противопоставление.

Градация — Пришёл, увидел, победил!

Расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости.

Инверсия — Жили-были дед да баба.

Обратный порядок слов.

Композиционный стык (лексический повтор) — Это был прекрасный звук. Это был лучший голос, который я слышал за последние годы.

Повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.

Многосоюзие — Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал.

Намеренное использование повторяющегося союза.

Оксюморон — Мёртвые души.

Сочетание не сочетаемых по смыслу слов.

Парцелляция — Он увидел меня и застыл. Удивился. Замолчал.

Намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки.

Риторический вопрос, восклицание, обращение — Какое лето, что за лето! Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Горожане, сделаем наш город зелёным и уютным!

Выражение утверждения в вопросительной форме; привлечение внимания;
усиление эмоционального воздействия.

Ряды, парное соединение однородных членов — Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей.

Использование однородных членов для большей художественной выразительности текста

Синтаксический параллелизм — Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв)

Сходное, параллельное построение фраз, строк.

Умолчание — Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею,/Я близ Кавказа рождена.

Автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать.

Эллипсис — Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись»)

Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста

Эпифора — Я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя.

Одинаковая концовка нескольких предложений.

 

Фонетические средства: звукопись

Аллитерация — Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей

Повтор согласных, создающий образ.

Ассонанс — Люблю березу русскую
То светл
ую, то грустную – передает легкую грусть, нежность.

Повтор гласных, создающий образ.

Градация — Пришёл, увидел, победил!

Расположение слов, выражений по возрастающей (в


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение детей младшего школьного возраста основным средствам выразительности устной речи

Чем раньше дети получат представление об основных интонационных средствах выразительной устной речи, тем прочнее они успеют практически овладеть ею. Умелому применению ОСВ можно и нужно учить дет...

Освоение младшими школьниками лексическими средствами выразительности в письменной речи.

Развитие умения использовать лексические средства выразительности....

Средства выразительности речи.

Средства выразительности речи....

Средства художественной выразительности речи

В презентации содержится материал для уроков литературного чтения и русского языка для 4 класса...

Презентация к занятию по риторике № 11 Средства выразительности устной речи (повторение и обобщение) (2 класс)

Презентация к занятию по риторике. Занятие № 11 Тема: Средства выразительности устной речи (повторение и обобщение) (2 класс)...

Конспект урока речевой практики по теме «Средства выразительности речи. Громкость речи в общении»

Цели:- показать на практике значение громкости речи как средства её выразительности;- упражнять учащихся в использовании различных средств общения;- продолжить работу по формированию у учащихся разгов...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Фразеологизмы как средство выразительности речи», 3 класс

Как развивать речь и мышление учащихся? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками? Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю ...