Обобщающий урок русского языка в 3 классе по теме: "Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
imya_prilag_-obobshchenie_3_kl.docx | 24.48 КБ |
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Демидовская школа-интернат» г.Демидов Смоленская обл.
Обобщающий урок русского языка
по теме:
«Имя прилагательное»
3 класс
УМК «Школа России»
Учитель: Шпакова Е.А.
2016 г.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Имя прилагательное».
Задачи:
Образовательные:
-уметь находить имена прилагательные в предложении и тексте;
-устанавливать связь имён прилагательных с именами существительными;
-определять род и число имён прилагательных;
-правильно писать родовые окончания имён прилагательных.
Коррекционно-развивающие:
-развивать речь, мышление, внимание, память.
Воспитательные:
-воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока.
I Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
II Сообщение темы и цели урока.
-Послушайте загадку и определите тему нашего урока.
Я имя ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Его называют ещё…(прилагательное.)
-Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё, что знаем об этой части речи.
-А чтобы наш урок был интересным, мы совершим путешествие.
-Давайте вспомним, какой праздник будет отмечать наша страна совсем скоро? (12 апреля – день космонавтики).
-Почему он так назван?
-Сегодня мы с вами тоже совершим путешествие в космос. Отгадайте загадку, чтобы узнать, на чём мы полетим?
-Чудо-птица, алый хвост, полетела в стаю звёзд.
Наш народ построил эту межпланетную……..(ракету).
-Прежде чем полететь в космос, нужно пройти цикл подготовки на Земле.
-Начинаем тренировку, чтобы сильным стать и ловким.
III.Минутка чистописания.
1.Подготовка руки к письму.
-А сейчас подготовим руки к письму в тетради.
Мы встали – солнышко восходит. ( Поднять руки вверх.)
Ложимся спать – луна встаёт. ( Ладони под щеку.)
А с нею звёздочки приходят. ( Пальцы сложены в щепоть, указываем «в разные точки неба»).
И ночью водят хоровод. ( Описать руками круг перед собой.)
2.Чистописание.
На доске записаны буквосочетания:
Ый ий ой
Ая яя
Ое ее
Ые ие
-Что можно сказать об этих буквосочетаниях? ( Окончания прилагательных.)
-Запишите их до конца строчки. Найдите самое правильное написание и подчеркните его.
IV. Работа по теме урока.
1.Наблюдение над именем прилагательным.
-Космонавт должен уметь прыгать с парашютом. На сколько вопросов ответите, столько прыжков вы совершите. ( За каждый правильный ответ жетоны-парашютики).
-Что такое прилагательное?
-Что обозначает имя прилагательное?
-На какие вопросы отвечает?
-С какой частью речи употребляется?
-Как изменяется?
-Чем является в предложении?
-Для чего используется в нашей речи?
-Молодцы! Вы все справились с этим заданием?
2.Упражнение в распознавании имён прилагательных среди других частей речи.
-Будущие космонавты должны научиться выносить перегрузку на пределе человеческих возможностей.
1). «Найди прилагательное.»
-Вот, ребята, следующее задание. На листочках даны группы слов. В каждой группе вы должны найти имя прилагательное и подчеркнуть волнистой линией. Доказать свой ответ.
Синева, синий, синеть.
Белое, белизна, белеть.
Зелень, зелёный, зеленеть.
Мирный, мир, мирить.
Заботливый, забота, заботиться.
Подарок, дарить, подарочный.
-Давайте ещё раз сделаем вывод: что обозначает имя прилагательное? (Признаки предметов.)
2). « Назовите признаки».
-Кто мне скажет, какие признаки может обозначать имя прилагательное? (цвет, форму, размер, запах, вкус и т.д.)
-Следующее задание такое: вы должны назвать предметы с определённым признаком. Я показываю картинки и называю признак.
-Например, цвет. Ромашка (какая?) белая.
-Молодцы! И с этим заданием справились!
3.Физкультминутка.
-Космонавты должны не только работать, но и вовремя отдыхать.
-Если я назову имя существительное,- хлопайте, а имя прилагательное.- топайте.
-Машина, учебник, красный, весёлый, маленький, дерево, сильный, капуста, чёрный, весна.
-А теперь другое задание: попробуйте движениями, мимикой и жестами показать признаки предметов: большой, горячий, узкий, весёлый, высокий, маленький, грустный, круглый, шумный, тихий.
4.Упражнение в определении числа имени прилагательного.
-Космонавт должен быстро справляться с разными задачами, трудностями, исправлять неполадки.
-Следующее задание выполним письменно. Посмотрите на словосочетания.
Космическ… ракеты
Утренн… туман
Русск… люди
Берёзов… роща
Тенист… аллеи
Богат… урожай
Полезн… дело
-Определите число прилагательных и вставьте пропущенные окончания.
-Давайте вспомним, как определить число имени прилагательного.
Алгоритм.
Чтобы определить род и число имени прилагательного, надо:
1.Найти имя существительное, к которому относится имя прилагательное.
2.Определить род и число имени существительного.
3.По роду и числу имени существительного определить род и число имени прилагательного.
Помни: род имён прилагательных определяется только в единственном числе.
5.Упражнение в определении рода имени прилагательного.
1).Определение рода имени прилагательного.
-Следующее задание, ребята, такое. Прочитайте имя прилагательное с каждым именем существительным. Обоснуйте свой ответ.
Лесной ( край, поляна, озеро)
Широкий (поле, улица, простор)
Синий (лента, цветок, небо)
Родной (село, страна, город)
Вывод: какого рода существительное, такого рода и прилагательное.
2). «Составь сам».
-Найдите ошибки. Обоснуйте.
Чудесный картина
Жирный пятно
Душистый сено
Чуткий камыши
Жилой дома
Пушистый белка
-Молодцы! Хорошо подготовились! Готовы лететь в космос? Взлёт!
И наша ракета помчалась вперёд.
Прощально мигнут и растают вдали
Огни золотые любимой земли.
6.Упражнение в определении роли имени прилагательного в речи.
-На борт нашего корабля поступили какие-то странные зашифрованные сигналы. (На доске слово «помогите» вразброс, дети угадывают слово.)
-Поможем инопланетянам? А для этого нужно восстановить текст.
«Восстанови текст».
-Прочитайте текст.
…солнце пригрело землю. Зазвенела … капель. У домов галдят … воробьи. С пригорков побежали … ручейки. Появилась … травка. Прогудел … шмель.
-Что можно сказать о тексте?
-О чём он? Смогли ли мы точно передать настроение текста? Что нужно сделать, чтобы текст стал более полным, ярким, красочным?
-Спишите текст, вставляя вместо точек данные имена прилагательные.
Слова для справок: весеннее, весёлая, крикливые, говорливые, молодая, первый.
-Давайте ещё раз прочитаем слова, которые вы вставили в текст. Какой
частью речи они являются? Для чего нужны имена прилагательные в речи?
-Определите род и число прилагательных.
-Вот мы помогли инопланетянам, они нам говорят: спасибо!(слово зашифровано).
7.Прилагательные – антонимы и синонимы.
-Космос – это дорога без конца и края, но пора возвращаться домой на Землю.
-А для этого нужно выполнить следующее задание: назовите имена прилагательные противоположного значения (антонимы).
Узкий, большой, весёлый, хороший.
-Вот мы удачно вернулись домой.
V. Итог урока. Выставление оценок.
-Из полёта возвратились, мы на Землю приземлились.
-Какую тему мы сегодня обобщили?
Попробуйте рассказать всё, что вы знаете об имени прилагательном.
VI. Домашнее задание.
Тест.
1.Укажи имя прилагательное.
А).утеплять
Б).тёплый
В).тепло
2.Выбери подходящее окончание к данному имени прилагательному:
Зимн… утро
А).-ие
Б).-ее
В).-яя
3.Укажи прилагательное, противоположное по значению данному:
Зелёная нить тонкая, а красная…
А).гладкая
Б).короткая
В).толстая
4.Род и число имени прилагательного зависит от:
А).имени существительного
Б).глагола
В).местоимения
5.Выберите верное утверждение:
А).В предложении имя прилагательное чаще всего бывает подлежащим.
Б).В предложении имя прилагательное чаще всего бывает сказуемым.
В).В предложении имя прилагательное чаще всего бывает второстепенным членом предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для урока русского языка 4 класс по теме "Склонение прилагательных женского рода"
Презентация связана с литературным чтением и произведением "Синяя птица" . Позволит в интересной и доступной форме усвоить тему урока...
Урок русского языка. Контрольный диктант по теме "Имя прилагательное" 2 класс
Контрольный диктант проведён с учётом требований ФГОС....
Презентация к уроку русского языка 6 класс по теме "Имя прилагательное"
Данная презентация поможет учителю при проведении обобщающего урока по теме "Имя прилагательное"...
Урок русского языка 3 класс по теме:"Изменение прилагательных по числам"
Ззнакомство с изменением прилагательных по числам....
Урок русского языка 3 класс по теме :"Словообразование имен прилагательных. Разбор имен прилагательных по составу."
Урок составлен в соответствии с ФГОС. В ходе урока использованы элементы исследовательской работы учащихся. Поставлены проблемные вопросы, способствующие созданию поисковых сит...
Урок русского языка 4 класс по теме "Роль прилагательных- антонимов в речи"
Это урок- исследование по теме " Роль прилагательных - антонимов в речи". Данный урок соответствует требованиям ФГОС....
презентация к уроку русского языкав 4 классе по теме: "Склонение прилагательных женского рода"
Данная презентация позволяет открыть тему: "Склонение прилагательных женского рода" в 4 классе по развивающей системе Л.В.Занкова...