Урок русского языка по теме: «Слова, отвечающие на вопросы кто? что?»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Урок русского языка по теме: «Слова, отвечающие на вопросы кто? что?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_1_klasse.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 1-м классе по теме «Слова, отвечающие на вопросы кто? что?»
Учитель: Иванюта Г.В.
Цели: 1) познавательные УУД: формирование умения отличать слова, отвечающие на вопрос кто? от слов, отвечающих на вопрос что? опираясь на их значение. Развивать внимание к лексическому значению слова (каждое слово имеет свой смысл); создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации,
2) Коммуникативные УУД: сотрудничество учеников в паре, планирование совместной деятельности, умение донести свою позицию и понять других;
3) Регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания
4)Личностные УУД: умение оценивать свои и чужие действия, стремление к созидательной деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Методы: наблюдение, элементы дискуссии, проблемная ситуация, доказательство своей точки зрения, опрос, работа в группах.
Ход урока
I. Орг. момент. Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Ребята, посмотрите, какое яркое солнышко у нас сегодня в гостях…
Солнышко проснулось и взошло,
Сразу всюду сделалось светло…
Засверкали, заплясали вдруг
Солнечные зайчики вокруг…
- Ребята, а ведь в каждом из нас есть маленькое солнце – это доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Поднимите руку, у кого из вас сегодня доброе «солнечное» настроение. Давайте улыбнёмся и пожелаем друг другу добра и успехов.
Я желаю тебе сегодня добра,
Ты желаешь мне сегодня добра.
Если будет трудно, я тебе помогу.
II. Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы продолжаем знакомиться со словами, отвечающими на вопросы кто? и что? А также продолжим наш разговор о речевом этикете. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. И у нас в гостях «мудрая сова», которая будет помогать нам делать наши маленькие открытия.
- Ребята, как вы думаете, какие качества нам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое?
III. Актуализация опорных знаний.
- На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что «добрые слова» - это верные помощники каждого воспитанного человека. И обращаться со словами нужно осторожно. Ведь не зря говорят, что «словом можно убить и словом можно спасти».
- Давайте послушаем стихотворение «Вежливое слово». Откройте учебники на с. 21. (чтение вслух).
- Какие вежливые слова говорили герои этого стихотворения? (благодарю, спасибо, добрый день, пожалуйста) Кто вёл себя у кассы комично? (медвежонок) Прочитайте его слова ещё раз. Соответствуют ли он ситуации? (нет) Почему? (он всё перепутал, собрал все вежливые слова, которые знал)
-Ребята, и мы с вами должны быть вежливы друг с другом, не забывать говорить добрые слова, здороваться при встрече, прощаться при расставании.
III. Чистописание.
А сейчас отгадайте загадку: Какой зверь опасный ходит в шубе красной,
Снег разгребает, мышек хватает? (лиса)
-Что вы знаете о лисе? (у неё очень острый слух, она может услышать, как под снегом пищит мышка)
-Сегодня лисица приготовила для нас задания:
1) откройте тетради (с.17, упр. 1), дорисуйте хвост и лапы у лисички.
2) А сейчас сделаем следующее упражнение для рук:
Наши пальчики сплетем,
Руки вытянем потом.
Пальцы выгнутся чуть-чуть-
Их расслабить не забудь.
-Посмотрите на экран, какие буквы вы там видите?
- Какой общий элемент у этих букв? Назовите гласные буквы. В чём особенность гласных звуков?
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается гласный
-Пропишите эти две строчки.
- Какие слоги можно составить из букв второй строки? (но, ню - написать на доске маркером). Запишите эти слоги на следующей строчке.
- Придумайте слова, в которых есть эти слоги, желательно, чтобы они были как-то связаны с нашей гостьей – лисой (нора, нюх). Запишите их.
IV. Звуковой анализ слов. Словарная работа.
Посмотрите на экран. Что изображено на картинках? (лук - оружие из которого стреляют, пространство, луг - покрытое травой и цветами, лиса - животное, леса - лес, тянущийся на много километров)
-Произнесём эти слова хором (лук – лук, лиса – лиса) Какой вывод можно сделать? (Смысл слов разный, а звучание одинаковое. Значит, и звуковые модели, одинаково звучащих слов, будут тоже одинаковые). Закрасьте звуковые модели этих слов в своих тетрадях.
- Проверим, что у нас получилось (на обратной стороне доски нарисованы модели)
-Почему мы нарисовали звоночки? (это звонкие звуки) Почему в первой модели первый звук синий (он твёрдый), а во второй модели первый звук зелёный? (он мягкий)
- Так в чём же секрет русской орфографии? В слове «луг» на конце слышим звук «к», а пишем букву «г» , а в слове «леса», в середине слышим звук «и», а пишем букву «е». Поэтому не стоит торопиться писать так, как «слышишь», для этого в русском языке существуют определённые правила, с которыми нам уже скоро предстоит познакомиться…
А пока послушайте сказку о том, как звуки научились превращаться в буквы – это подарок вам от лисицы за хорошую работу.
Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране, которая называлась «Фонетика», звуки. Были они невидимками. Но зато любили они петь.
Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему в ней так понравилось, что он решил поближе познакомиться с её жителями. А когда знал, что все её жители невидимки, то очень огорчился.
Но он всё-таки был волшебник, причём очень добрый. И тогда он решил подарить каждому жителю по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другое. Стоило его надеть, как звук сразу становился видимым и превращался в букву. Букву можно было увидеть, изобразить, написать. Волшебник был очень доволен.
-Как вы думаете, звуки обрадовались волшебным платьям? Как они поблагодарили волшебника?
-А сейчас давайте вспомним, как пишутся словарные слова, которые мы с вами уже выучили. Вставьте пропущенные буквы у себя в тетради.
-Проверим, что у нас получилось (открыть доску).
V. Постановка проблемы.
Послушайте стихотворение А.Барто:
Кто, кто
Здесь у нас живет?
Кто, кто
Вместе с солнышком встает?
- Выберите те слова, которые могли бы служить ответом на эти вопросы: петух, ботинки, соловей, валенки, малина, горох (картинки на доске).
- Оказывается, очень важно правильно уметь задать вопрос. Посмотрите на экран, давайте прочитаем правило.
- О чем надо знать, когда задаешь вопрос к словам? ( Живой или неживой предмет они обозначают.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Вы, наверное, устали?
Ну тогда, все дружно встали.
Ножками потопали, ручками похлопали,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем
VI. Изучение нового материала.
Упражнения в постановке к словам вопросов кто? что?
- Посмотрите на экран. К каждому слову необходимо задать нужный вопрос (работа «цепочкой» и в парах – один читает слово, второй задаёт вопрос)
VII. Закрепление изученного материала.
Работа в парах по карточкам.
- А сейчас мы будем работать следующим образом. У вас на столах лежат карточки, на которых записаны слова. После обсуждения в парах, вы должны будете распределить слова в два столбика. (один человек диктует, второй пишет)
Проверим, что у нас получилось: прочитаем слова, которые отвечают на вопрос «кто?», а потом слова, которые отвечают на вопрос «что?»
Таким образом, сделаем вывод: слова, которые отвечают на вопрос кто? называются одушевлёнными, а слова, которые отвечают на вопрос что? Называются неодушевлёнными.
VIII. Списывание предложений.
-Посмотрите на экран, давайте вспомним порядок действий при списывании.
- Прочитайте предложение. Как вы понимаете его смысл? Запишите предложение в тетрадь.
- Прочитайте следующее предложение. В чём заключается его смысл? Запишите его в тетрадь.
IХ. Итог урока.
- Итак, подведём итог нашего урока. Подумайте, какое открытие вы для себя сегодня сделали?
Я узнал о…
Я научился…
Я смогу…
Мне пригодится…
-А теперь, ребята, встаньте, пожалуйста. Покажите свои ладошки. На правую ладонь мысленно положите знания, с которыми вы пришли на урок, на левую – те, которые получили на уроке. Соединим ладошки в хлопке и мысленно поблагодарим себя и друг друга за хорошую работу. Молодцы, урок окончен!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 1 классе по теме: «Слова, отвечающие на вопросы « кто?» и « что?».
Данная разработка состоит из конспекта урока и мультимедийной презентации. В форме путешествия учащиеся закрепляют полученные знания о словах, обозначающих предметы и отвечающих на вопросы "кто?...
План-конспект урока русского языка по теме "Слова, отвечающие на вопрос кто? что?" в 1 классе по программе "Перспектива"
План-конспект урока русского языка в 1 классе по программе "Перспектива". План- конспект урока-сказки построен учитывая требованиям ФГОС, указаны универсальные учебные действия к данной теме, с исполь...
Конспект урока по русскому языку. ТЕМА: «СЛОВА, ОТВЕЧАЮЩИЕ НА ВОПРОСЫ: КАКОЙ, КАКАЯ, КАКОЕ, КАКИЕ?»
конспект урока...
Урок русского языка в 1 классе по теме "Слова, отвечающие на вопросы кто? что? (программа "Школа России")
У учителя большие возможности целенаправленно и своевременно воздействовать на эмоциональную сферу детей. Ученики с нетерпением ожидают прихода весны и с увлечением выполняют различные задания....
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Слова,отвечающие на вопросы Кто? и Что?
Урок учит ребят различать существительные одушевлённые и неодушевлённые, классифицировать их по вопросам кто? и что?, отличать слова-существительные от других частей речи, развивает воображение, творч...
Урок русский язык. 1 класс.Тема "Слова отвечающие на вопрос кто?Что?
Урок русский язык 1 класспо УМК "Перспектива".Тема урока "Слова отвечающие на вопрос кто? Что?". Урок с использованием проблемно-диалогового обучения, частично-поискового метода.В конце урока нп...
Урок русского языка, 1 класс, УМК "Школа России" по теме: "Слова, отвечающие на вопросы Что делать? Что сделать?"
Урок составлен в соответствии с современными требованиями к уроку. Использование индивидуальных маршрутных листов положительно влияет на формирование УУД....