Методические разработки по русскому языку
методическая разработка по русскому языку
методические разработки
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Алгоритм работы. 1. Определяем часть речи. 2. Определяем ударное или безударное окончание у глагола. 3. Ставим в неопределенную форму. 4. Определяем спряжение. - ИТЬ - II спр. - все остальные относятся к I спряжению, кроме глаголов - исключений 5. Пишу личные окончания глагола.
Цель урока: закрепить умение безошибочно писать безударные окончания глагола Учебные задачи: - Ставить глагол в неопределенную форму. - Определять спряжение. - Правильно писать личные окончания глаголов. -Учиться по личному окончанию, определять грамматические признаки глаголов
Карточка №1 Наступа…т Лета…м Сине…т Черт…т Люб…м Свет…т
Разноуровневые задания Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (светить) свет… ярко. Под прямыми лучами солнца та…т снег. Ду…т теплый ветерок. Мартовское равноденствие буд…т природу. Подобрать по смыслу глаголы, определить спряжение. Ярче ………………………… солнце. …………………… теплый ветерок. Природа …………………………….....ся.
Свет…т, растоп…т, верт…т, прилет…т, та…т, найд…т, терп…т, мо…т, вар…т, чист…т, ид…т, прилет…т.
Внимание Ко II спряжению относятся следующие глаголы: -на –ить (кроме брить и стелить – I спр.) -на –ать ( гнать, дышать, держать, слышать) -на – еть( смотреть, терпеть, вертеть, зависеть, видеть, ненавидеть, обидеть) Все остальные глаголы относятся к I спряжению!
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №8»
г. Нижневартовска
Конспект урока
«Глагол. Правописание безударных личных окончаний глагола»
Составитель:
Штрак Светлана Семеновна
Технологическая карта урока русского языка
Ф.И.О. педагога: С.С. Штрак
Тема урока | Глагол. Правописание безударных личных окончаний глагола. | |||
Класс | 4 | |||
Цель деятельности учителя | Повторить, обобщить, закрепить сведения по теме «Глагол. Правописание безударных личных окончаний глагола» Воспитывать культуру учебной деятельности. | |||
Цель урока | Формирование умения определять спряжение глаголов по неопределённой форме, умение правильно писать безударные личные окончания глаголов | |||
Задачи | Предметные определять грамматические признаки глаголов - число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение Метапредметные Познавательные - подводить анализируемые объекты (явления) под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза (глагол - глаголы I и II спряжения, единственного и множественного числа и т.д.); -проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; Регулятивные -следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в действии; Коммуникативные -ориентировать на понимание предложений и оценок учителей и товарищей, на самоанализ и самоконтроль результата; -осуществлять взаимный контроль и анализировать совершенные действия; Личностные -понимание оценок учителя и одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности | |||
Тип урока | Урок повторения и обобщения изученного | |||
Методы и формы обучения | Работа в парах, фронтальная работа, самостоятельная работа, наблюдение над языком, организация диалога. | |||
Основные понятия | Морфологические признаки глагола, спряжение глагола. | |||
Межпредметные связи | Литературное чтение | |||
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор, учебник. | |||
Ресурсы: -основные дополнительные | Учебник С.В. Иванова, А.О. Евдокимова «Русский язык 4 класс» Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, тестовые карточки, опорные схемы. Разноуровневые карточки - задания. Инструктивная карта обучающегося. | |||
Аннотация | Данный урок проведен в 4 классе по УМК "Школа XXI века". Тип урока - урок повторения и обобщения изученного. Урок с презентацией. В ходе урока не только закрепляем понятие «Глагол. Правописание безударных личных окончаний глагола». Совершенствую навыки и умения составлять и работать по алгоритму. Воспитываю культуру учебной деятельности, культуру общения. В ходе урока используются наблюдение над языком, работа в парах, фронтальная работа, самостоятельная работа, организую диалог, которые направлены на формирование УУД. | |||
Этап | Цель | Деятельность учителя | Деятельность ученика | |
1. Мотивация к учебной деятельности | Проверка готовности обучающихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Чистописание Д д Какие звуки обозначает буква Д? Какие гласные обозначают твердость согласного звука? Запишите слияния. дружба Какое задание можно предложить работая с данным существительным? Грамотно записать пословицы о дружбе.
Прочитайте предложения. Что записано? Что такое пословица? Без беды друга не узна…шь. Не тот друг, кто потака.т, а тот кто помога.т. - В чем заключается смысл каждой пословицы? Почему дружба так важна для человека? Итог: Учитесь дорожить дружбой. Что нужно знать, чтобы правильно написать окончание у глагола? | Обучающиеся записывают слоги – слияния. Это пословица. Читают пословицы, обсуждают смысл Размышляют о смысле дружбы | |
2. Актуализация знаний и пробное учебное действие | Организовать готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. | Что заметили? Что мы должны знать, чтобы правильно написать безударное личное окончание глаголов? -Как определить спряжение глагола? - В этих случаях такой способ возможен? | В личных окончаниях глаголов пропущены буквы. Мы должны знать спряжение глагола. По окончанию глагола | |
Организация деятельности по составлению алгоритма. Чтобы не ошибиться в написании безударного личного окончания глагола, что мы должны знать? Слайд 2. | Составление алгоритма работы. 1. Определяем часть речи. 2. Определи время, лицо и число глагола. 3. Определяем ударное или безударное окончание у глагола. 4. Ставим в неопределенную форму. 5. Определяем, какая гласная стоит перед суффиксом – ть. - ИТЬ - II спр. - все остальные относятся к I спряжению, кроме глаголов – исключений 6. Определяем спряжение. 7. Пишу личные окончания глагола. | |||
3. Определение цели и задачи урока | Организовать постановку цели урока и сформулировать учебные задачи урока детьми. | Организует работу по постановке цели урока и формулировке учебных задач урока детьми. Слайд 3. Какую цель поставим к уроку? Чтобы добиться этой цели какие поставим учебные задачи? | Закрепить умение безошибочно писать безударные окончания глагола. Учебные задачи: -Уметь ставить глагол в неопределенную форму. - Определять спряжение. - Правильно писать безударные личные окончания глаголов. -Учиться по личному окончанию, определять грамматические признаки глаголов | |
4. Реализация построенного проекта | Организовать работу в парах. Учить применять алгоритм. | Вернемся к пословицам, пользуясь алгоритмом, в парах попробуйте вставить пропущенные буквы. Организация проверки | Дети в парах вставляют пропущенные буквы в личных окончаниях глаголов, используя алгоритм. | |
5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Организовать фронтальную работу. Применять новые знания в типовых заданиях | Посмотрите на карточку№1 Слайд 4. Что заметили? Какое задание можно предложит? Карточка №1 Наступа…т Лета…м Сине…т Черт…т Люб…м Свет…т | Выполняют задание, объясняют по памятке. Нужно вставить безударную гласную в личное окончание глагола, определить спряжение. | |
6. Самостоятельная работа с разноуровневым заданием | Учить самоконтролю; применять новое знание в типовых условиях. | Слайд 5. Организует работу по карточке с разноуровневым заданием Организует самопроверку, коррекцию ошибок. | Выполняют самостоятельно Проверка. Исправляют ошибки | |
7. Включение в систему знаний и повторение | Организовать фронтальную проверку. Учить оформлять свои мысли в устной форме. Включать новое знание в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | Слайд 6. Организация работы с текстом. Определить, какие безударные окончания нужно написать (подготовить к этому виду работы) Назовите самое трудное место в работе? Что еще нужно знать? Слайд 7. | Выполняют самостоятельно упражнение, выведенное на экран. -Глагол – исключение. Глаголы – исключения. | |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Организовать рефлексию, самооценку учениками собственной учебной деятельности. Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания | Организует рефлексию: - Как определить спряжение глагола по неопределенной форме? - Для чего нужно это умение? Как достигли цели? Оцените свою работу на уроке по инструктивной карте обучающегося. Что узнал? Что получилось? Где были затруднения? Объяснение домашнего задания | Отвечают на вопросы Осуществляют самооценку своей работы, заполняют карту. Записывают домашнее задание в дневник |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое словосочетание ?
Словосочетание называется только такое соединение слов, в котором слова связаны …………………………….. подчинительной связью. ………… . слово в словосочетании (то, от которого мы задаем вопрос к зависимому слову)
Словосочетание называется только такое соединение слов, в котором слова связаны по смыслу подчинительной связью. Главное слово в словосочетании (то, от которого мы задаем вопрос к зависимому слову) Подчинительная связь — это грамматическая и смысловая зависимость одного слова или предложения по отношению к другому. Русский язык с.106
Что не является словосочетанием .
Что не является словосочетанием . 1. Основа предложения (мальчик уехал) 2 . Однородные члены (быстрый и внимательный) 3 . Предлоги со словами (в течение часа) 4. Составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий) 5. Фразеологизмы ( водить за нос)
В каком предложении выделенные слова не являются словосочетаниями? Мы встречались с тобой на закате. Нас море примчало к земле одичалой. Последние дни осени пасмурны и холодны.
В каком предложении выделенные слова не являются словосочетаниями? 3. пасмурны и холодны Однородные члены
Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? Наша собачонка меня встречала с лаем. Встречала меня Собачонка встречала Встречала с лаем
Какие сочетания слов не являются словосочетаниями? Наша собачонка меня встречала с лаем. Собачонка встречала. ( Основа предложения)
Согласование Зависимое слово отвечает на вопросы Какой? Чей? Управление Зависимое слово отвечает на вопросы косвенных падежей Примыкание Зависимое слово неизменяемая часть речи
1 1 2 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1 1 2 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 – 6 2 – 4 3 – 8 5 – 10 7 - 9
Русский язык с. 134. с.57, 68
Русский язык с.134.
Домашнее задание. Русский язык - с.57 - 68 повторить правила
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Словосочетание в предложении.
Чем являются словосочетания в предложении?
Словосочетания – это «строительный» материал распространённого предложения.
Словосочетание и слова отличаются от предложения тем, что не выражает законченной мысли, не произносится с определённой целью и интонацией, не имеет грамматической основы.
Выпишите словосочетания. В каждой дождинке играл солнечный луч.
В каждой дождинке играл солнечный луч.
В каждой дождинке играл солнечный луч. Луч (какой?) солнечный Играл (где?) в дождинке В дождинке (какой?) каждой
Что не является словосочетанием . 1. Основа предложения (мальчик уехал) 2 . Однородные члены (быстрый и внимательный) 3 . Предлоги со словами (в течение часа) 4. Составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий) 5. Фразеологизмы ( водить за нос)
Русский язык с.138
Русский язык с.138, упр. 4. Нас не покидала уверенность в побед е , в успех е . 1 скл . 2 скл . (земл е ) (в окн е )
Русский язык с.138, упр. 4. 1.Нас не покидала уверенность в победе, в успехе. 2.Памятник А.С. Пушкину, И. А. Крылову.
Домашнее задание. Русский язык – с.138, упр. 4 (3,4)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
г_рой
г е рой
р_кета
р а кета
учит_ль
учит е ль
к_р_ндаш
к а р а ндаш
_ дежда
о дежда
Р _ ссия
Р о ссия
М_сква
М о сква
гор _ д
гор о д
1. Сложными бывают … 2. Сложными бывают …
1. Сложными бывают слова 2. Сложными бывают предложения
Русский язык 4 класс Сложное предложение.
3) без грамматической основы
1. 2.
Сколько грамматических основ в каждом предложении. Мороз пощипывает. 2.Мороз ударит, иней посеребрит.
Сложное предложение. Русский язык с. 141
Сколько грамматических основ в каждом предложении. 1. Я ловлю в пруду рыбу. Краснеют осины , цветы доцветают.
Сколько грамматических основ в каждом предложении. Я ловлю в пруду рыбу. Краснеют осины , цветы доцветают.
Предложение Простое С одной грамматической основой [ - = ] Я ловлю в пруду рыбу. Сложное С двумя или более грамматическими основами [= - ] , [ - = ] Краснеют осины, цветы доцветают.
Алгоритм Найди и подчеркни грамматические основы. 2. Посчитай сколько основ в предложении. 3. Если основ две или больше, то это сложное предложение. 4. Найди границы простых предложений. 5. Поставь запятую.
Между простыми предложениями в составе сложного ставится запятая! Запятая – как пограничник! Она охраняет границы простых предложений. [ ] , [ ]
Домашнее задание. Русский язык – с.141 выучить правило
Предварительный просмотр:
Примерные задания для дифференцированной работы на уроках русского языка.
Дифференцированные задания по русскому языку для учащихся 2 класса
по теме: « Синонимы. Антонимы. Многозначные слова».
I – уровень.
1.Выпиши синонимы.
Храбрый, бесстрашный, упорный, смелый, сражаться, отважный.
2.Выписать антонимы парами.
Чистая, острый, румяный, грязная, первый, бледный, тупой.
3.Назови выделенным словом другие предметы.
Корень зуба (корень…, корень…).
II – уровень.
1.Составь синонимический ряд.
Ученик, ...
Свежий, . . .
2.Подбери антонимы к данным словам.
Долгий –
Горький –
Добрый –
3.Напишите значения многозначного слова.
Крыло
III – уровень.
1.Замени выделенное слово синонимами.
Птицы щебечут .(. . . , . . .)за окном .
2.Подбери антоним к выделенному слову. Напишите предложение.
Добро помни, а ….забывай.
3.Составьте предложения с каждым значением слова волнуется.
Дифференцированные задания по русскому языку для учащихся 2 класса
по теме: «Безударные гласные в разных частях слова».
I – уровень.
1.Вставь безударную гласную. Подчеркни проверочное слово.
Тр…ва – травяной, травка, травинка.
Л... сной – лесник, лесочек, лес.
З…ма – зимовать, зимушка, зимовье.
2. Вставь безударную гласную. Выдели приставку.
П...солил, п...лзает, п..резал, з...летел.
3. Вставь безударную гласную в суффикс. Выдели суффикс. В скобках запиши слово-помощник.
Ковр…к __________________________________________
II – уровень.
1.Вставь безударную гласную. Подбери проверочное слово.
В..сна - _________________________
Т...пло - ___________________________
Л…сточек - _________________________
2. Найди слова с приставкой. Выдели её.
Отдать, остров, огуречный, перевод, обвести, обежать.
3. Вставь безударную гласную в суффикс. Выдели суффикс. В скобках запиши слово-помощник.
Ключ…ка _____________________________________________________
Платоч…к. _____________________________________________________
III – уровень.
1. Напиши слова, для которых данные слова являются проверочными.
Пчёлы - _________________________________________________________
Слёзы - _________________________________________________________
Корм - __________________________________________________________
2. Вставь безударную гласную. Выдели приставку. Запиши по 2 слова с такой же приставкой.
П…считал, ___________________________________________
Д...летел, _____________________________________________
3. Вставь безударную гласную в суффикс. Выдели суффикс. В скобках запиши слово-помощник.
Кружоч..к ___________________________________________
Звоноч…к ______________________________________________
Корабл…к ____________________________________________
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема урока: Учимся ставить запятые между частями сложного предложения
Цель: Создание условий для формирования умения ставить знаки препинания в сложном предложении через алгоритмизацию деятельности учащихся.
Задачи:
- Познакомить с правилом постановки знаков препинания в сложном предложении; сравнить постановку знаков препинания между частями сложного предложения и между однородными членами, соединенными одиночным союзом и.
- Способствовать развитию учебно-информационных умений и коммуникативных навыков.
- Воспитывать культуру умственного труда и аккуратность.
Оборудование:
- Иванов С.В. и др. Русский язык: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: 2 часть – М.: Вентана-Граф, 2009.
- Презентация
.
Ход урока:
Этап урока | Содержание взаимодействия с учащимися | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
| Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку Записывают дату. | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. | |
| Посмотрите на доску, продолжите предложение Предложение… Грамматическая основа… Простое предложение… Однородные члены предложения… Сложное предложение… Союзы и, а,но, да, или Запятая… Введение в тему урока | Организует диалог с обучающимися, формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока | Обобщают знания по теме «Предложение» Вспоминают: - какую работу выполняют союзы - что такое простое и сложное предложение - предложение с однородными членами - сложносочиненное предложение - сочинительные союзы Формулируют тему и задачу урока | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные: - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. |
| Запишите предложения, дайте характеристику, составьте схему, объясните расстановку знаков препинания. Белка песенки поёт да орешки всё грызёт. Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет. | Организует подводящий диалог, уточняет правило | Записывают предложения, дают характеристику, составляют схему предложения, объясняют расстановку знаков препинания. Составляют план действий. Предложение - простое, однородные члены, как соединены - сложное, между частями ставим запятые | Познавательные: - выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства; Регулятивные: - составление плана и последовательности действий Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
| Списать предложения, объяснить расстановку знаков препинания Царь Салтан гостей сажает за свой стол и вопрошает. Царь Салтан зовет их в гости и за ними во дворец полетел наш удалец. Князь Гвидон зовет их в гости их он кормит и поит и ответ держать велит. | Проводит инструктаж обучающихся. Организует выступление пар, обмен мнениями | Работают в парах по плану, дают характеристику предложению, находят грамматическую основу, объясняют расстановку знаков препинания | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
| Стр. 151, упражнение 3 | Проводит инструктаж обучающихся. | Выполняют самостоятельно работу, проводят взаимопроверку | Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; |
6. Развитие речи | Дополни предложения так, чтобы они соответствовали схемам. (стр 151, упр 2). | Организует работу, обмен мнениями | Выполняют работу коллективно, читают схему, составляют предложения, находят верное решение | Коммуникативные: - умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи; Познавательные: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
7.Этап разъяснения домашнего задания стр 151, упр 4 | Найди ошибки в схемах | Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к упражнению, дает конструктивные задания | Записывают задание на дом, задают вопросы | Регулятивные: - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения; Познавательные: - преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. - самостоятельное формулирование познавательной цели; - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные: - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - умение слушать и вступать в диалог; |
8. Рефлексия. | – Ребята, что нового узнали на уроке? – Что такое текст? – Назовите типы текстов. – Почему в речи мы пользуемся разными видами текстов? – Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя Мы, ребята, молодцы Поработали на славу! | Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: русский язык
Тема урока: «Спряжение глаголов».
Цель урока: Выделить способ определения спряжения глаголов по неопределенной форме (для глаголов с безударными окончаниями)
Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления
Основные понятия: начальная и личные формы глагола, спряжение глаголов, личные окончания глаголов
Межпредметные связи: литературное чтение.
Ресурсы:
- учебник Иванов С.В. «Русский язык: 4 класс» ч. 1. Стр. 108-110. - М: Вентана-Граф, 2010 г.;
- компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Спряжение глаголов»;
- алгоритм определения спряжения глаголов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы. Русский язык. 4 класс. Неопределенная форма глагола
На практическом материале дети приходят к выводу о том , какая форма глагола называется неопределенной. Представлены групповые формы работы....
Сценарий урока развития речи в 4 классе по учебно – методическому комплекту «Русский язык» Канакиной В.П.
Предоставленный урок позволяет вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс. Цель урока – формирование образовательных компетенций учащихся через включение детей в различные виды деятель...
Учебно - методический комплект. Русский язык. Связь имени прилагательного с именем существительным. 2 класс
Конспект и презентация к уроку русского языка. 2 класс. УМК "Перспектива"...
Учебно - методический комплект. Русский язык. 2 класс. ПНШ. Написание частицы не со словами-названиями действий
Конспект урока + презентация. 2 класс. ПНШ. Написание частицы не со словами-названиями действий...
Учебно - методический комплект. Русский язык. 3 класс. Тема "Безударные гласные в корне слова"
Тема: Безударные гласные в корне слова.Цели деятельности учителя: обобщить знания учащихся о проверяемых безударных гласных.Планируемые результаты:предметные: ·...
Учебно - методический комплект. Русский язык. 2 класс. Тема: "Устойчивые сочетания слов"
Тема: УСТОЙЧИВЫЕ СОЧЕТАНИЯ СЛОВЦели деятельности учителя: дать представление о фразеологическом обороте как устойчивом сочетании слов; показать выразительные возможности фразеологических оборотов.План...
Методическое пособие "Русский язык" часть 2. 2 класс
Методическое пособие "Русский язык" часть 2. 2 класс...