Работа со словарями на уроках русского родного языка как средство развития речи школьников
презентация к уроку по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)
Цель работы:
- воспитание любви к слову;
- формирование умения и желания глубоко вникать в содержание значения слова, высказывания;
- совершенствовать форму выражения своих мыслей, потребности говорить красиво, выразительно, лаконично, остроумно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kp_proninoy_n.f._mou_litsey_g._kozmodemyanska.pptx | 951.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель работы : - воспитание любви к слову; - формирование умения и желания глубоко вникать в содержание значения слова, высказывания; - совершенствовать форму выражения своих мыслей, потребности говорить красиво, выразительно, лаконично, остроумно. Главные задачи: - обогащение словарного запаса; - освоение орфоэпических норм; - развитие орфографической зоркости; - совершенствование навыков обращения со справочной литературой.
Актуальность проблемы Вопрос по обогащению словарного запаса современного школьника сегодня очень актуален. В условиях научного прогресса в обиход входят всё новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. Поэтому первостепенной задачей учителя русского языка является работа над обогащением и уточнением словарного запаса школьников: чем большим количеством слов владеет человек, тем точнее реализуется коммуникация между людьми, как в устной, так и в письменной форме . Этот вопрос всегда привлекал внимание методистов и учителей русского языка. Так, И.И. Срезневский (1860) советовал преподавателям обогащать детей «словами и выражениями, для этого годными», добиваться того, чтобы «не осталось неизвестным их памяти и непонятным их умам» слов, научить пользоваться словами и выражениями, обращать разумное внимание на значение слов и выражений. Каждый учитель основной школы должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы ребёнок в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас .
Словарь - это вся Вселенная в алфавитном порядке. Анатоль Франс Толковый словарь - один из источников изучения русской лексики, русского языка.
Типы словарей русского языка орфографический словарь орфоэпический словарь этимологический словарь фразеологический словарь словарь иностранных слов толковый словарь словарь речевых неправильностей и трудностей словарь языка писателей словарь синонимов словарь антонимов словарь омонимов словарь паронимов
Комплексный словарь - идеальное учебное пособие « Универсальный учебный словарь русского языка» А.Н. Тихонова, Е.Н. Тихоновой, С.А. Тихонова, М.Ю. Зуевой, О.М. Чупашевой. Это 15 словарей в одном словаре: толковый, синонимический , антонимический , омонимический, грамматический, орфографический, орфоэпический , акцентологический, морфемный , морфонологический, словообразовательный, фразеологический, сочетаемостный, тематический, лексико-семантических групп.
Как заинтересовать учащихся работой со словарями? Знакомство с выдающимся деятелем науки о языке — с лексикографом Владимиром Ивановичем Далем . В течение 53 лет неустанно трудился, собирая слова и выражения , поговорки, сказки и загадки русского народа, и создал подлинную сокровищницу национального языка .
Словарь синонимов Словарь содержит ряды синонимов к тому или иному слову. Он помогает подобрать наиболее удачное слово или словосочетание для более точного и яркого выражения мысли. Каждая словарная статья представляет собой перечень слов – синонимов, их толкование и примеры из литературно-художественных произведений . Синонимы расширяют словарный состав языка, делают его ярче, выразительнее, разнообразнее.
Фразеологический словарь В отличие от других словарей, здесь описываются не отдельные слова, а устоявшиеся в русском языке словосочетания – фразеологизмы. Основная задача словаря - помочь понять сложную и разнообразную жизнь устойчивых сочетаний слов, получить представление о свойствах фразеологизмов, овладеть нормами их употребления в речи и узнать их происхождение. В словаре даны толкования значений фразеологизмов, приведены различные формы их употребления, синонимы и антонимы фразеологизмов, их происхождение. Словарные статьи расположены в алфавитном порядке.
Орфоэпический словарь Орфоэпи́ческий слова́рь — словарь , отражающий орфоэпическую норму, то есть современное ему литературное произношение и ударение. Отличается от толкового словаря по способу описания слова, поскольку раскрывает слово лишь в орфоэпическом аспекте.
АНКЕТИРОВАНИЕ Цель : выяснить степень осведомлённости обучающихся о словарях, наметить пути работы с ними. Вопросы анкеты : 1. Что такое словарь? 2. Какие знаете словари? 3. Умеете ли вы пользоваться словарями? 4. Когда сами обращаетесь к словарям? 5. Нужны ли человеку словари?
Работа с «Толковым словарём живого великорусского языка » В.И. Даля Объясните значение слова стол 1) Стол накроешь, посуду помоешь, сядешь, посидишь. 2) Почти все девушки жили на одной квартире, имели общий стол. 3) Анна Ивановна работает в адресном столе. 4) В санатории нам определили пятый стол.
Художник только потому и художник , что он видит предметы не так, как он хочет видеть, а так, как они есть. Лев Толстой В каком значении употребляется многозначное слово художник? Художник- Тот, кто творчески работает в какой-нибудь области искусства. То же, что живописец. Перен. Тот, кто выполняет с большим художественным вкусом, мастерством.
В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный звук? кв А ртал ж А люзи катал О г А гент ц Е мент б Е режливо бр А ла сл И вовый нам Е рение арг У мент бомбард И ровать нефтепр О вод Работа с орфоэпическим словарём Работа с орфоэпическим словарём
Работа со словарём синонимов Задание 1. Подберите синонимы к словам победить, задание, успех. Задание 2. Подберите синонимы для характеристики прилежного ученика и лодыря.
Объясните значения фразеологизмов Работа с фразеологическим словарём
Поработаем вместе! ! - Допишите пропущенные слова: держать нос… держать порох… держать себя… держать ухо… держать хвост… - Укажите стилистическую окраску фразеологических сочетаний ( разг., неодобр., книжн .). - Поясните с помощью синонимов, что обозначают данные фразеологизмы
Проверим себя! Держать нос по ветру . ( Разг., неодобр.) - беспринципно меняя свои убеждения, подлаживаться к кому-либо, чему-либо. Держать порох сухим . ( Книжн .) – быть в постоянной боевой готовности. Держать себя в руках. ( Разг .) – не терять самообладания, выдержки. Держать ухо востро. ( Разг .) – вести себя крайне осторожно, осмотрительно, никому не доверяться. Держать хвост пистолетом ( морковкой). ( Разг., шутл .) - не терять выдержки, самообладания, не унывать.
Виды заданий СО СЛОВАРЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА объяснить лексическое значение слова с помощью толкового словаря определить слово по данному толкованию (в кроссворде ) дать толкование лексического значения слова путем подбора синонимов, антонимов, однокоренных слов, рисунков распределить слова по тематическим группам определить с помощью словаря: однозначными или многозначными являются данные слова найти в словаре и в тексте слова, употребленные в переносном значении подобрать синонимы к данным словам найти омонимы в словаре и составить с ними предложения, показывающие различия в их значении дать толкование значений фразеологизмов; отгадать фразеологизмы по рисункам подобрать синонимы (исконно русские слова) к заимствованным словам
ВИДЫ РАБОТ СО СЛОВАРЯМИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Провести систему уроков по теме: «Словари – наши друзья», «Словари- сокровища нашего языка», «Словари как отражение истории и культуры русского народа». Подготовить сообщение на тему «Как пользоваться орфографическими и орфоэпическими словарями». Включать работу со словарями в каждый урок. Предлагать учащимся опережающие задания для работы со словарями (подобрать словарный диктант, объяснить этимологию слова, подобрать синонимы, антонимы к слову). Объяснить значение новых и непонятных слов, употребленных в тексте. Написать аннотацию на словарь (по выбору). Найти слова в словаре, объяснить почему это слово интересно, какая ошибка в произношении и написании его возможна. Составить этимологический кроссворд.
Отзывы о работе со словарями учащихся начальной школы «Мне понравилось работать со словарями русского языка, потому что я узнала много новых слов, их значение, произношение. Русский язык - самый красивый язык в мире» (Аксянова Александра) «Мне понравилось работать со словарями, потому что я узнал много интересных слов, их смысл. Оказывается, что русский язык очень богат!» (Якимов Максим) «Работать со словарями – одно удовольствие. С их помощью я узнал много интересных слов, их правописание и значение. Познакомился с фразеологизмами, узнал, что они означают, как пишутся, как правильно их использовать в речи» (Пичугин Никита)
Заключение Словари вместе с учебником по русскому языку должны стать обязательным пособием учащихся. Они должны составлять единый учебный комплект. Ни один язык — будь то родной или неродной — невозможно полноценно изучать без словаря. Только словари могут дать учащемуся все необходимые сведения о слове, помочь ему овладеть основами грамотной устной и письменной речи, постоянно повышать культуру речи, которая в значительной степени определяет общую культуру человека . Словарь , чтобы он мог служить ученику всегда, с полной отдачей, должен быть в его личной библиотеке. Только тогда он станет подлинной настольной книгой ученика. Выпускник современной школы, гимназии, лицея не может считаться полноценным гражданином, если он не умеет пользоваться словарно-справочной литературой. У него нет основного ключа к сокровищницам знаний. Долг учителя русского языка — научить учащихся самостоятельно извлекать из словарей, справочников, энциклопедий нужную им информацию. Такие выпускники всегда будут шагать в ногу со временем, смогут мобилизовать все свои ресурсы, чтобы стать полезными членами современного общества.
Список использованной литературы 1 . Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А. Четко. - М.: Сов. Энциклопедия, 1969. - 600 с. 2 . Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М.: Рус яз., 1999. - Т. 1: А-3. - 1999. - 699 с. 3 . Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: Просвещение, 1994. - 268 с. 4 . Борунова С.Н. и др. Орфоэпический словарь русского языка / С.Н. Борунова , В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. - М., 1983. - 426с. 5 . «Русский язык» / Т.А. Ладыженская , М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; - М.: Просвещение, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Сочинение как средство развития речи младших школьников"
В настоящее время отмечается уменьшение интереса к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся. Развитие речи - важная задача обучения...
Обобщение педагогического опыта по теме: "Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся."
Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся....
Работа со словарными словами на уроках русского языка как средство развития речи школьников и обогащение словарного запаса.
ВСТУПЛЕНИЕ. (Слайд 1) Добрый день, уважаемые коллеги, меня зовут Овчарова Елена Олеговна. Я работаю учителем начальных классов в школе №6.Береза и собака, капуста и воробей, иней и ко...
Словарная работа на уроках русского языка как средство развития речи у детей с нарушением слуха
Отчёт по теме самообразования и презентация к выступлению...
Мастер-класс по русскому языку "Работа со словарными словам как средство развития речи школьников"
Материал к работе со словарными словами на уроках русского языка во 2 классе....
Работа со словарями на уроках русского родного языка как средство развития речи школьников
Работа со словарями на уроках русского родного языка как средстворазвития речи школьников...
Доклад: "Работа со словарями на уроках русского родного языка как средство развития речи школьников"
Выступление на МО учителей начальных классов...