Причины трудностей при усвоении учащимися слов с непроверяемыми написаниями и пути их преодоления
опыты и эксперименты по русскому языку (2 класс)
Несмотря на то, что программа по русскому языку, как в начальной, так и в средней школе, уделяет достаточно внимания изучению слов с непроверяемыми написаниями, процент ошибок в их написании достаточно велик и, сталкиваясь с выученными словами в условиях написания однокоренных слов, диктантов, в изложениях и сочинениях и т.д., многие дети не узнают их, не вспоминают их написание. Почему так происходит? В чем причина трудностей при усвоении слов данной группы?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Причины трудностей при усвоении учащимися слов с непроверяемыми написаниями и пути их преодоления
Несмотря на то, что программа по русскому языку, как в начальной, так и в средней школе, уделяет достаточно внимания изучению слов с непроверяемыми написаниями, процент ошибок в их написании достаточно велик и, сталкиваясь с выученными словами в условиях написания однокоренных слов, диктантов, в изложениях и сочинениях и т.д., многие дети не узнают их, не вспоминают их написание. Почему так происходит? В чем причина трудностей при усвоении слов данной группы?
Отталкиваясь от представления «Каждое нарушение правила – это ошибка» [4], попробуем определить, какие ошибки могут быть допущены детьми. Для этого, определим состав предложенных для запоминания слов с орфографической точки зрения. Условно их можно разделить на 3 группы.
1. слова с непроверяемыми написаниями: безударными гласными, с двойными согласными, со звонкими и глухими согласными, с непроизносимыми согласными.
2. слова, подчиняющиеся правилам, но написание которых младшие школьники должны запомнить, так как эти правила изучаются только в средней школе.
К ним относятся:
- слова с чередованием гласных в корне
- сложные слова с соединительными гласными
- слова с гласными после шипящих в корне черный
- некоторые наречия (слитное написание; с приставками с и на; с суффиксами а – о на конце)
3. слова, являющиеся проверяемыми, но подбор проверочного слова может быть трудным для данной возрастной группы.
Исходя из этих орфографических различий слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, можно определить два варианта ошибок:
- Ошибки в обозначении фонем буквами
- Каллиграфические ошибки, искажения и пропуски букв
Учителю необходимо четко знать, к какой группе относится изучаемое слово как для формирования навыка дифференцировать и обозначать графически орфограмму, так и для выбора пути в организации работы по исправлению и предупреждению ошибок, которая строится на основе анализа письменных работ и обобщений. Работа над ошибками должна быть разработана индивидуально, так как каждая ошибка находится в зависимости от конкретной проблемы конкретного ребенка.
Обозначим возможные причины возникновения ошибок со стороны ученика и определим возможные варианты их исправления.
причины ошибок | возможные пути исправления |
непонимание или неточное понимание значения слова | Объяснение или уточнение лексического значения слова Предъявление этимологической справки |
неумение найти опознавательный признак, дифференцировать проверяемые и непроверяемые написания | Развитие орфографическую зоркость Упражнения на определение позиции фонемы в слова (сильная/слабая) Работа над морфемным составом слова
|
«ошибки памяти»
| Определение доминантного типа памяти (зрительная, слуховая, моторная, речедвигательная) Развитие всех видов памяти |
невысокий уровнем общего речевого развития, недостаточной начитанности, бедности словаря | Работа со словарями, справочниками и т.д. Развитие речи |
невнимание, выраженное случайными заменами, описками | Развитие внимания |
пассивной ролью мыслительных навыков, вследствие отсутствия обучения приемам умственной работы на практике. | На различных этапах работы со словами данной группы при подборе упражнений руководствоваться принципом активизации познавательных процессов ребенка |
«неправильной догадкой, переоценкой своего языкового чутья» | Развивать навыки самоконтроля, критичности |
неразвитостью мелкой моторики руки (каллиграфические ошибки) | Развивать мелкую моторику (лепка, вырезание, штриховка) Упражнения для развития навыков каллиграфического письма |
проблемами логопедического характера | Рекомендовать консультацию специалиста |
Можно выделить ряд причин, вызывающих ошибки, возникающих и со стороны педагога.
Одной из причин, затрудняющих усвоение слов с непроверяемыми написаниями, является то, что работа над непроверяемыми безударными гласными часто ведется изолированно, в отрыве от всей другой орфографической работы. Для решения этой проблемы необходимо «проводить» такие слова через весь урок, включая их в упражнения разного характера и систематически закреплять их написания на последующих уроках.
К другой причине можно отнести однообразие приемов и отведение ребенку пассивную роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем, учащемуся предлагают списать и механически выучить его написание. Использование картинных и выборочных диктантов, разгадывание кроссвордов и ребусов, дидактические игры, задания творческого характера и многое другое - не оставят ученика равнодушным, а трудные слова
-неусвоенными.
Еще одна причина - неудачный подбор дидактического материала для упражнений, не соответствующий возрасту и принципу доступности. Подбор дидактического материала с учетом возрастных особенностей, программных требований и вариантности (то есть с учетом типичных трудностей) является важным условием формирования навыка грамотного письма, поэтому ответственность за выполнение данных требований и за ошибку ложится только на учителя.
Согласно традиционному положению все ошибки должны быть исправлены. В связи с этим положением работу над ошибками можно проводить:
Индивидуальную – учитель и ученик вместе находят, анализируют и исправляют ошибку;
Частично-самостоятельную – учитель ограничивается условным знаком на полях, ученик сам находит, анализирует и исправляет ошибку;
Фронтальную – устное комментирование общего текста при самостоятельном поиске и исправлении ошибки каждым учеником.
При исправлении ошибок в словах с непроверяемыми написаниями полезна работа с орфографическим словарем. Учителю целесообразно заносить ошибки детей в специальный журнал, который поможет проанализировать результаты работ и динамику каждого ученика. Детям эффективно вести индивидуальные словарики трудных слов.
При грамотной организации работы над ошибками, в которой учитываются ошибки и причины их появления, включена предупредительная работа и определены эффективные пути их исправления, уровень орфографической грамотности, безусловно, повысится.
Литература
1. Агафонов В.В. Неправильные правила: Как запоминать словарные слова. Ассоциативный орфографический словарик. – Изд. 2-е., перераб., доп.- М: Ювента, 2004. – 64 с.
2. Алгазина Н.Н. Предупреждение орфографических ошибок учащихся V-VIII классов: Пособие для учителя.- 3 изд.- М.:Просвещение, 2001.- 280 с.
3. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. Уч.пос. Учебное пособие для психолог.вузов. монография. Серия: Классическая учебная книга. - Академия, 2002. – 352с.
4. Канакина В.П. Работа с трудными словами в начальной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2007. - 159 с.
5. Гафитулина М.С. Слово о словарном слове / Гафитулина М.С.,
6. Кохичко А.Н. Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии // Начальная школа. - 1998. - № 1. - с. 55-60
7. Купров В.Д. Словарная работа на уроке русского языка // Начальная школа. - 1990. - № 3. - с. 37-39.
8. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Астрель : АСТ, 2001. – 256 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Причины трудностей в поведении учащихся»
Цель: обсудить проблемы воспитания в семье трудного ребёнка.Задачи:- Познакомить родителей с причинами, которые приводят к плохому поведению детей.- Развивать умения поиска выхода в сложных ситу...
" Причины трудности в обучении детей чтению и пути их преодоления."
Эта статья для педагогов родителей первоклассников. Безусловно, скорость чтения зависит от того способа, которым читает ребёнок. Однако часто родители и учителя бывают в недоумении: ребёнок владе...
Трудности при овладении чтения детьми с ОВЗ и пути их преодоления.
Данная презентация содержит материал по преодолению трудностей при овладении чтения детьми младшего школьного возраста. Представлена методика раннего выявления дислексии (МРВД). Также предложены...
Трудности в усвоении школьной программы и пути их преодоления
В данном семинаре рассматриваются такие трудности у детей, как:- недостаточная двигательная умелость- детский инфантилизм- недостаточное развитие пространственных представлений- нарушение памяти- усво...
Причины неуспеваемости учащихся и пути их преодоления
Статья поможет учителю выяснить причины неуспеваемости обучающихся и как помочь ученику в освоении знаниями....
Выступление на РМО учителей начальных классов.Трудности при овладении чтением учащимися 1-х классов и пути их преодоления.
Выступление на заседании РМО начальных классов по теме"Трудности при овладении чтением учащихся 1-х классов и пути их преодоления "...