Причины трудностей при усвоении учащимися слов с непроверяемыми написаниями и пути их преодоления
опыты и эксперименты по русскому языку (2 класс)

Лукошкина Ирина Александровна

Несмотря на то, что программа по русскому языку, как в начальной, так и в средней школе, уделяет достаточно внимания изучению слов с непроверяемыми написаниями, процент ошибок в их написании достаточно велик и, сталкиваясь с выученными словами в условиях написания однокоренных слов, диктантов, в изложениях и сочинениях и т.д., многие дети не узнают их, не вспоминают их написание. Почему так происходит? В чем причина трудностей при усвоении слов данной группы?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Причины трудностей при усвоении учащимися слов с  непроверяемыми написаниями и пути их преодоления

Несмотря на то, что программа по русскому языку, как в начальной, так и в средней школе, уделяет достаточно внимания изучению слов с непроверяемыми написаниями, процент ошибок в их написании достаточно велик и, сталкиваясь с выученными словами в условиях написания однокоренных слов, диктантов, в изложениях и сочинениях и т.д., многие дети не узнают их, не вспоминают их написание. Почему так происходит? В чем причина трудностей при усвоении слов данной группы?

Отталкиваясь от представления «Каждое нарушение правила – это ошибка» [4], попробуем определить, какие ошибки могут быть допущены детьми. Для этого, определим состав предложенных для запоминания слов с орфографической точки зрения. Условно их можно разделить на 3 группы.

1. слова с непроверяемыми написаниями: безударными гласными, с двойными согласными, со звонкими и глухими согласными, с непроизносимыми согласными.

2. слова, подчиняющиеся правилам, но написание которых младшие школьники должны запомнить, так как эти правила изучаются только в средней школе.

К ним относятся:

- слова с чередованием гласных в корне

- сложные слова с соединительными гласными

- слова с гласными после шипящих в корне черный

- некоторые наречия (слитное написание; с приставками с и на; с суффиксами а – о на конце)

3. слова, являющиеся проверяемыми, но подбор проверочного слова может быть трудным для данной возрастной группы.

Исходя из этих орфографических различий слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, можно определить два варианта ошибок:

- Ошибки в обозначении фонем буквами

- Каллиграфические ошибки, искажения и пропуски букв

Учителю необходимо четко знать, к какой группе относится изучаемое слово как для формирования навыка дифференцировать и обозначать графически орфограмму, так и для выбора пути в организации работы по исправлению и предупреждению ошибок, которая строится на основе анализа письменных работ и обобщений. Работа над ошибками должна быть разработана индивидуально, так как каждая ошибка находится в зависимости от конкретной проблемы конкретного ребенка.

Обозначим возможные причины возникновения ошибок со стороны ученика и определим возможные варианты их исправления.

 

причины ошибок

возможные пути исправления

непонимание или неточное понимание значения слова

Объяснение или уточнение лексического значения слова

Предъявление этимологической справки

неумение найти опознавательный признак, дифференцировать проверяемые и непроверяемые написания

Развитие орфографическую зоркость

Упражнения на определение позиции фонемы в слова (сильная/слабая)

Работа над морфемным составом слова

 

«ошибки памяти» 

 

Определение доминантного типа памяти (зрительная, слуховая, моторная, речедвигательная)

Развитие всех видов памяти

невысокий уровнем общего речевого развития, недостаточной начитанности, бедности словаря

Работа со словарями, справочниками и т.д. Развитие речи

невнимание, выраженное случайными заменами, описками

Развитие внимания

пассивной ролью мыслительных навыков, вследствие отсутствия обучения приемам умственной работы на практике.

На различных этапах работы со словами данной группы при подборе упражнений руководствоваться принципом активизации познавательных процессов ребенка

«неправильной догадкой, переоценкой своего языкового чутья»

Развивать навыки самоконтроля, критичности

неразвитостью мелкой моторики руки (каллиграфические ошибки)

Развивать мелкую моторику (лепка, вырезание, штриховка)

Упражнения для развития навыков каллиграфического письма

проблемами логопедического характера

Рекомендовать консультацию специалиста

 

 

Можно выделить ряд причин, вызывающих ошибки, возникающих и со стороны педагога.

Одной из причин, затрудняющих усвоение слов с непроверяемыми написаниями, является то, что работа над непроверяемыми безударными гласными часто ведется изолированно, в отрыве от всей другой орфографической работы. Для решения этой проблемы необходимо «проводить» такие слова через весь урок, включая их в упражнения разного характера и систематически закреплять их написания на последующих уроках.

К другой причине можно отнести однообразие приемов и отведение ребенку пассивную роль: слово предъявляется и анализируется самим учителем, учащемуся предлагают списать и механически выучить его написание. Использование картинных и выборочных диктантов, разгадывание кроссвордов и ребусов, дидактические игры, задания творческого характера и многое другое - не оставят ученика равнодушным, а трудные слова

-неусвоенными.

Еще одна причина - неудачный подбор дидактического материала для упражнений, не соответствующий возрасту и принципу доступности.  Подбор дидактического материала с учетом возрастных особенностей, программных требований и вариантности (то есть с учетом типичных трудностей) является важным условием формирования навыка грамотного письма, поэтому ответственность за выполнение данных требований и за ошибку ложится только на учителя.

Согласно традиционному положению все ошибки должны быть исправлены. В связи с этим положением работу над ошибками можно проводить:

Индивидуальную – учитель и ученик вместе находят, анализируют и исправляют ошибку;

Частично-самостоятельную – учитель ограничивается условным знаком на полях, ученик сам находит, анализирует и исправляет ошибку;

Фронтальную – устное комментирование общего текста при самостоятельном поиске и исправлении ошибки каждым учеником.

При исправлении ошибок в словах с непроверяемыми написаниями полезна работа с орфографическим словарем. Учителю целесообразно заносить ошибки детей в специальный журнал, который поможет проанализировать результаты работ и динамику каждого ученика. Детям эффективно вести индивидуальные словарики трудных слов.

При грамотной организации работы над ошибками, в которой учитываются ошибки и причины их появления, включена предупредительная работа и определены эффективные пути их исправления, уровень орфографической грамотности, безусловно, повысится.

 

Литература
1. Агафонов В.В. Неправильные правила: Как запоминать словарные слова. Ассоциативный орфографический словарик. – Изд. 2-е., перераб., доп.- М: Ювента, 2004. – 64 с.
2. Алгазина Н.Н. Предупреждение орфографических ошибок учащихся V-VIII классов: Пособие для учителя.- 3 изд.- М.:Просвещение, 2001.- 280 с.
3. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. Уч.пос. Учебное пособие для психолог.вузов. монография. Серия: Классическая учебная книга. - Академия, 2002. – 352с.
4. Канакина В.П. Работа с трудными словами в начальной школе: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2007. - 159 с.
5. Гафитулина М.С. Слово о словарном слове / Гафитулина М.С.,
6. Кохичко А.Н. Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии // Начальная школа. - 1998. - № 1. - с. 55-60
7. Купров В.Д. Словарная работа на уроке русского языка // Начальная школа. - 1990. - № 3. - с. 37-39.
8. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Астрель : АСТ, 2001. – 256 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Причины трудностей в поведении учащихся»

Цель: обсудить проблемы воспитания в семье трудного ребёнка.Задачи:- Познакомить родителей с причинами, которые приводят к плохому поведению детей.- Развивать умения поиска выхода в сложных ситу...

" Причины трудности в обучении детей чтению и пути их преодоления."

Эта статья для педагогов родителей первоклассников. Безусловно, скорость чтения зависит от того способа, которым читает ребёнок. Однако часто родители и учителя бывают в недоумении: ребёнок владе...

Трудности при овладении чтения детьми с ОВЗ и пути их преодоления.

Данная презентация содержит материал по преодолению трудностей при  овладении чтения детьми младшего школьного возраста. Представлена методика раннего выявления дислексии (МРВД). Также предложены...

Трудности в усвоении школьной программы и пути их преодоления

В данном семинаре рассматриваются такие трудности у детей, как:- недостаточная двигательная умелость- детский инфантилизм- недостаточное развитие пространственных представлений- нарушение памяти- усво...

Причины неуспеваемости учащихся и пути их преодоления

Статья поможет учителю выяснить причины неуспеваемости обучающихся и как помочь ученику в освоении знаниями....

Выступление на РМО учителей начальных классов.Трудности при овладении чтением учащимися 1-х классов и пути их преодоления.

Выступление на заседании РМО начальных классов по теме"Трудности при овладении чтением учащихся 1-х классов и пути их преодоления "...