Выступление на РМО учителей начальных классов.Трудности при овладении чтением учащимися 1-х классов и пути их преодоления.
презентация к уроку по чтению (1 класс)

Акимова Оксана Александровна

Выступление на заседании РМО начальных классов по теме"Трудности при овладении чтением учащихся 1-х классов и пути их преодоления " 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Трудности при овладении чтением учащимися 1-х классов и пути их преодоления» Акимова О.А. учитель начальных классов Р.П.Заокский

Слайд 2

Дислексия Частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Слайд 3

Чтение Сложный психофизиологический процесс , в котором участвуют различные анализаторы: зрительный речеслуховой речедвигательный

Слайд 4

Процесс чтения Зрительное восприятие букв; Различение и узнавание букв; Соотнесение букв с соответствующими звуками; Воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание; Соотнесение звуковой формы слова с его значением, понимание прочитанного.

Слайд 5

Процесс чтения Техническая сторона – соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением; Смысловая сторона. Понимание читаемого определяется характером восприятия.

Слайд 6

Ступени формирования навыка чтения Овладение звуко-буквенными обозначениями; Послоговое чтение; Становление синтетических приёмов чтения; Синтетическое чтение.

Слайд 7

Условия успешного овладения навыком чтения 1.Сформированность устной речи, фонетико-фонематической её стороны: Произношения; Дифференциации фонем; Фонематического анализа и синтеза. 2.Лексико-грамматического анализа и синтеза; 3.Лексико-грамматического строя речи; 4.Достаточное развитие пространственных представлений; 5.Зрительного анализа, синтеза.

Слайд 8

Этиология дислексии (причины) 1.Врождённая форма дислексии ( от родителей наследуется качественная незрелость головного мозга в его отдельных зонах); 2.Наличие патологических факторов ( их воздействие в пренатальный, натальный и постнатальный период); патология беременности и родов; асфиксия; детские инфекции; травмы головы. 3. Органические поражения зон головного мозга; 4.Социальные факторы;

Слайд 9

Функциональные причины Длительные соматические заболевания; Неправильная речь окружающих; Двуязычие; Недостаточное внимание к развитию речи ребёнка со стороны взрослых; Дефицит речевых контактов

Слайд 10

Расстройства чтения часто наблюдается у детей: С минимальной мозговой дисфункцией (ММД); С задержкой психического развития (ЗПР); С тяжёлыми нарушениями устной речи; С церебральными параличами; С нарушениями слуха; У детей с интеллектуальной недостаточностью.

Слайд 11

Симптоматика дислексии 1.Замены и смешения звуков при чтении (звонких и глухих, Х-Ж, П-Н, З-В и др.); 2.Побуквенное чтение- нарушение слияния звуков в слоги и слова; 3.Искажения звуко-слоговой структуры слова : пропуски согласных при стечении; согласных и гласных при отсутствии стечения; добавлениях; перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и др.

Слайд 12

Симптоматика дислексии 4.Нарушения понимания прочитанного; 5.Аграмматизмы при чтении: нарушения падежных окончаний; согласования существительного и прилагательного; окончаний глаголов; и др.

Слайд 13

Опасности Нарушения чтения могут отрицательно влиять на формирование личности ребёнка. Неудачи при овладении чтением могут вызвать и закрепить у него такие черты характера, как неуверенность в себе; робость; тревожную мнительность; озлобленность; агрессивность; Склонность к негативным реакциям.

Слайд 14

Преодоление дислексии Плохое знание всех букв алфавита (при чтении долго вспоминает название буквы). Можно предложить ребенку такие упражнения: Слепи буквы из пластилина, согни из проволоки. Назови букву (нарисовать ее пальцем на спине ребенка, в воздухе). Определи буквы на ощупь (завязать ребенку глаза, предложить буквы из картона, наждачной бумаги или пластмассовые)

Слайд 15

Преодоление дислексии Зачеркни данную букву на страничке старой книги, газетной вырезки. Угадай заштрихованную букву Назови недописанную букву Узнай наложенные на друг друга буквы Зачеркни не правильно написанную букву Какой буквы не стало? Какая появилась? (набор из 3-5 букв)

Слайд 16

При недоразвитие фонематических процессов, несформированности навыка звукового анализа слова. Определение места звука в слове; Определение последующего, предыдущего звука; Определение количества звуков в слове; Выкладывание звуковых схем слов; Подбор слов на заданное количество звуков и др. Преодоление дислекси и

Слайд 17

Преодоление дислексии При искаженном чтении концов слов. Для таких детей важны задания, направленные на усвоение сочетаемости слов, обозначенное построение предложений. Полезно чтение текстов с пропущенными окончаниями у прилагательных , существительных. Чтение только второй половины слов: «Лида читает книгу».

Слайд 18

Преодоление дислексии При механическом чтении: Собери слово из звуков: «ш,к,о,л,а» (школа) Скажи целыми словами сказанная по слогам: «На-та-ша ло-вит ба-боч-ку». Расшифруй слова (даны слоги в беспорядке): «бакасо» (собака). Раздели буквы на слова: ножфлагдроздберегзаказ

Слайд 19

Преодоление дислексии Для развития смысловой стороны чтения на уровне предложения и текста можно дать такие задания: Найти нужное предложение (из 3-х предложений выбрать то, которое соответствует содержанию картинки): «В вазе, которая стоит у стола , 3 цветка». «В вазе, которая стоит на столе , 5 цветков». «В вазе, которая стоит на столе, 3 цветка».

Слайд 20

Преодоление дислексии Найди в тексте ответ на данный вопрос . Восполни пропущенное слово: «Долго ли, коротко ли шел принц по тропинке, и вот, на конец, он …. Маленькую покосившуюся …. На курьих ножках». Найди смысловые несуразности: «Солнце освещается землей». «Солнце тянется к подсолнуху».

Слайд 21

Преодоление дислексии При недостаточной артикуляторной подвижности речевого аппарата. Для работы над артикуляцией полезные упражнения: Произношения сочетаний гласных, согласных: «аоуыиэ», « аыоуэи», « зсжш» Проговаривание сочетаний слогов: « фе-фэ-фё» Чтение чистоговорок: «са-са-са – на носу оса» Заучивание скороговорок: «Шел Саша по суше и сосал сушку»

Слайд 22

Литература Логопедия- под редакцией Л.С.Волковой, 5-е изд. перераб. и доп. — М. : Владос, 2006. — 703 с. ил. — (Коррекционная педагогика). Р.И.Лалаева – Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников : учебное пособие – Санкт-Петербург : ЛЕНИЗДАТ : Союз, 2002. – 222 с. – (Коррекционная педагогика) ,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления.

Данная презентация поможет учителю-логопеду общеобразовательной школы и подготовительной группы детского сада при подготовке семинара или родительского собрания ....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Тема "Причины снижения мотивации учащихся в процессе обучения и пути их повышения"

В данной работе рассмотрены причины снижения мотивации учащихся  и предложены пути повышения, которые продуктивны на современном этапе развития образования....

Выступление на МО учителей начальных классов. "Технология оценивания образовательных достижений учащихся начальных классов"

 Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста,  разумеется, если она максимально точна и достоверна.   Школа не может и не должна рассматривать себя как единственны...

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»

Выступление на ШМО учителей начальных классов «Взаимодействие учителя и обучающихся на уроках литературного чтения и развития речи по ФГОС НОО»...

Основные причины неуспеваемости в начальных классах и пути их преодоления

Нет ребенка, который шел бы в первый класс с намерением учиться плохо. По наблюдениям психологов, желания и цели, связанные с учением, ориентированы на ожидание школьных успехов. В тех же случаях, ког...

Выступление на ММО учителей начальных классов по теме "Развитие познавательных способностей обучающихся начальных классов на уроках математики"

Выступление на ММО учителей начальных классов по теме "Развитие познавательных способностей обучающихся начальных классов на уроках математики"...