Урок русского языка "Правописание имён собственных" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Капустина Юлия Сергеевна

 Цель: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, правильно писать имена собственные

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_rus_yaz_imena_sobstvennye_2_klass.docx36.14 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока русского языка

ФИО (полностью)

Капустина Юлия Сергеевна

Место работы

  МБОУ СОШ № 50 г.Новосибирск

Должность

учитель начальных классов

Предмет

 русский язык

Класс

2

Тема урока

 Правописание собственных имен существительных

Базовый учебник

 В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.  Русский язык, 2 класс, в 2-х частях («Школа России»)

Цель  урока:

  формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, правильно писать имена собственные

Планируемые результаты:

предметные -  научатся различать имена   существительные собственные и нарицательные; подбирать примеры собственных имен существительных, без ошибок писать имена собственные

регулятивные -  принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей; выполнять учебные действия.

познавательные -  использовать схемы; осуществлять анализ объектов; проводить сравнения, классификацию по заданным критериям; обобщать.

коммуникативные -  внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

личностные -  учебно-познавательный интерес к предмету, к новому учебному материалу; способность к самооценке;  

Технологии обучения

  • Технология игровых методов обучения
  • Здоровьесберегающая технология
  • Коммуникативная технология
  • Проблемное обучение
  • Информационно-коммуникационная технология
  • Технология оценивания учебных успехов

Формы работы учащихся:

 работа в  парах, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге.

 

Необходимое   оборудование:

для учителя - компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация в программе Power Point; 5 картинок - лиса, кролик, медведь, собака, петух; детская книга, журнал; карта Новосибирска ; видеоролик;

для учащихся -  сигнальные смайлики, схема-помощник; карточка с текстом ;

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  Планируемые УУД

  1. Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Ребята, я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями. Садитесь. Урок русского языка.

-  Как надо работать на уроке, чтобы добиться успеха?

Садятся.

Слушать друг друга, рассуждать, помогать друг другу.

 Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

Личностные: желание оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

Познавательные: выдвигают предположения о теме урока, слушают вопросы учителя.

Регулятивные: контролируют правильность ответов обучающихся, принимают и сохраняют учебную цель.

 

  1. Постановка учебной задачи.

Цель: подведение учащихся к формулированию  цели и задач урока.  

-  Ребята, к вам  за помощью обращается первоклассник (вкл. видеобращение).

-   В каких словах он допустил ошибки?

  Советская, Николай Николаевич Носов, «Огурцы», «Котёнок по имени Гав».

- Как можно назвать данные слова одним словом?

Собственные имена

- О чем   не знал первоклассник?

 Как пишутся собственные имена существительных

-  На какой вопрос мы должны ответить в течение урока?  

    Как пишутся собственные имена существительных

-  Кто назовет тему урока

Правописание собственных имён  существительных

Тема урока. Правописание собственных имен существительных

(открыть тему урока)

 4. Усвоение новых знаний

Цель: познакомить учащихся с   правописанием собственных имен существительных.

- Чтобы помочь первокласснику, мы с вами совершим классом путешествие по нашему городу. Как он называется?  

   Чтобы не потеряться  в большом городе  во время путешествия, каждый из вас находится рядом со своим соседом по парте.   Напишите   фамилию и имя вашего соседа в  тетрадь.

Как вы напишете?

- Какое правило  используете? 

Новосибирск

С большой буквы.

Имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы.

 Коммуникативные:  умение участвовать в диалоге,  слушать собеседника, составлять план действий, отстаивать свою точку зрения и договариваться с людьми иных позиций.

Познавательные -  использовать модели и схемы; осуществлять анализ объектов; проводить сравнения, классификацию по заданным критериям; обобщать.

Предметные:  научатся различать имена   существительные собственные и нарицательные; подбирать примеры собственных имен существительных, без ошибок писать имена собственные

 

Значит,  к собственным именам относится …

 Имена, отчества и фамилия людей.

Молодцы (прикрепить табличку на ватман, к концу урока должна получиться схема-опора  по теме «Собственные  имена  существительные»).

 

А путешествовать мы будем вот по такому маршруту:

На доске записаны слова:

 (Г,г)ород, (Н,н), овосибирск (У,у)лица  9 (Г,г)вардеской дивизии,   (У,у)лица (Ч,ч)елюскинцев , (У,у)лица (Т,т) роллейная,  (У,л)лица (Л,Л)енина

По какому принципу  эти слова можно распределить на две группы?   Буквы в скобках вам подскажут.

Слова, которые пишутся с большой буквы и слова, которые пишутся с маленькой буквы.

- Назовите нарицательные имена существительные.

С какой буквы будем писать?

Напишите их в 1 столбик(1 уч.у доски пишет и объясняет правописание орфограмм).

город  

улица  

улица  

улица  

Назовите собственные имена существительные. Запишите их во 2 столбик (1 уч.у доски объясняет правописание орфограмм).

Оцените работу у доски смайликом. Свою работу оцените

город Новосибирск

улица 9 Гвардейской дивизии

улицаЧелюскинцев

улица Троллейная

улица Ленина

- Сделайте вывод, какие еще слова  относятся к собственным именам существительным?

(прикрепить табличку)

Названия улиц, городов

 

  - С маршрутом определились. Глазки закрываем и считаем до 5. Открыли глазки.

Посмотрите на экран. Вы узнали это здание?

Да, это Новосибирский  цирк он на улице Челюскинцев

Это цирк.

Мы оказались в цирке.  

 - Поднимите руки, кто был в цирке?

-  Поднимите руки, кто  любит цирк?

- За что вы любите цирк?

 Ответы учащихся

  Цирк всегда дарит нам хорошее настроение.  

- Сегодня в цирке выступают… Догадайтесь сами

( показывает картинку с изображением  5 животных - кролик, медведь, петух, лиса, собака.

 Предметные:  научатся различать имена   существительные собственные и нарицательные; подбирать примеры собственных имен существительных, без ошибок писать имена собственные

Личностные:  осознавать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в быту;

Регулятивные: осуществляют контроль и самоконтроль, оценивают правильность ответа собеседника, адекватно воспринимать оценку учителя.

Коммуникативные: слушают, принимают на слух ответы обучающихся, по мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют озвученный анализ, участвуют в работе группы, распределяют роли.

 

 

   

- Молодцы, из перечисленных слов животных назовите словарные слова.

Собака, петух, медведь

-  Запишите данные слова в тетрадь (1 уч. у доски)

- Заметите ошибку, сигналите «смайликом».

- Почему написали с маленькой буквы?

Нарицательные имена существительные

 -   Дайте им клички.  

- Как можно назвать собаку, петуха, медведя?

- Запишите в тетрадь клички животных рядом с названием животных. (1 ученик у доски, остальные самостоятелно).

 - Проверьте  правильность написанного на доске (если есть ошибки, ребята сигналят «фонариком»)

- С какой буквы пишутся клички животных?

 Предположения учащихся

- Какие слова ещё относятся к собственным именам существительным? (прикрепить табличку на ватман).

Клички животных

- Где мы сейчас побывали?

В цирке

- На какой улице находится здание цирка?

На Челюскинцев

Физминутка

Цель: профилактика утомления, нарушения осанки и психоэмоциональная разрядка.

Если я буду называть имя собственное, вы должны присесть; а если нарицательное – подняться на носочки с вытянутыми вверх руками.

(собака, Жучка, Москва, город, деревня, Пушкин, мальчик, Коля, Петров, фамилия, улица, Россия.).

Выполняют движения

Продолжение изучения темы

Отправляемся на следующую улицу по нашему маршруту.  Снова закрываем глаза. Раз, два три - смотри!

 - А это что за здание?

Читай-город - это книжный магазин. Находится на улице Троллейной  

Предположения обучающихся

-  Что же мы здесь можем купить?

Мы можем купить книги, газеты, журналы, …..

Учитель показывает  книгу И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» журнал «Мир динозавров»

-  Я купила книгу и журнал в этом магазине.  

- Как пишутся  названия книг, журналов, газет?

С заглавной буквы и в кавычках

Запишем предложение в тетрадь :

Мы купили книгу «Стрекоза и муравей» и  журнал «Мир динозавров»

- Что еще относится к собственным именам существительным? (прикрепить табличку)

- С какой буквы пишутся собственные имена существительных.

Названия газет, журналов, книг.

 А еще я купила карту Новосибирска.  Посмотрите

-  Назовите,  какая главная река у нас?

- С какой буквы пишется название реки?

Придумайте и запишите предложение со словом Обь

- С какой буквы пишется Обь. Почему?

Обь

(Обь - красивая и сибирская река).

- Что еще относится к собственным именам существительным?

 - Правильно. Но ещё добавим, что к собственным именам существительных  относятся названия рек, морей, океанов, озёр, стран.

  (прикрепить табличку)

- На какой улице мы побывали?

Название рек

Троллейной

Продолжаем путешествие. Закрыли глазки. 1-2-3 -4-5 смотри.

- Знаете что это за здание?

На улице Ленина находится Театр кукол

Мы попали на викторину по сказочным героям.

  Отгадайте.

  1. Уплетая калачи,

    Ехал парень на печи.

    Прокатился по деревне

    И женился на царевне.

    (Емеля)

  1. А эта дружила с самим Буратино,

      Зовут ее просто, ребята, — ….

      (Мальвина)

  1. С кем Мороз играет в прятки,

      В белой шубке, в белой шапке?

      Знают все его дочурку,

      И зовут ее ….

      (Снегурка )

  1. Как зовут доброго доктора, который лечил зверей и птиц в сказке К.И.Чуковского?

-Как мы запишем эти слова? Почему?

- Что еще относится к собственным именам существительным?

 (прикрепить табличку)

- На какой улице побывали?

- Что находится на этой улице?

Театр кукол

Называют слова-отгадки

Дюймовочка, Снегурочка, Айболит

Это имена сказочных героев.

К, сожалению, ребята, нам пора возвращаться домой. Закройте глаза. Один, два, три, четыре, пять. Можно глазки открывать. Вот мы и в классе.

 

5. Закрепление знаний

Самостоятельная работа.

Цель: закрепить   полученные  знания.

 А теперь, я думаю, мы сможем помочь первокласснику грамотно написать письмо другу.   Перед вами - часть текста из его письма. Возьмите ручки и аккуратно исправьте неправильно написанные буквы.

 

 

- У кого все правильно, покажите зеленый огонек.

 Молодцы.

 Сначала работают в парах, затем проверка на доске

6. Итог урока. Рефлексия

Цель: формирование личной ответственности за результаты деятельности.

- На какой вопрос  хотели ответить в начале путешествия?

Как пишутся собственные имена существительных.

Личностные: адекватное понимание причин успеха(неуспеха) в учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности;

 

Коммуникативные:

достижение общего решения в совместной деятельности

Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

- Назовите тему урока

Правописание собственных имён  существительных

 - Какие слова относятся  к собственным именам существительным?

 Давайте их ещё раз перечислим.

 

Имена собственные (схема):

Имена;

Отчества;

Фамилии;

клички животных;

названия городов, стран, улиц, рек;

названия газет, журналов, книг;

Оцените свою работу на уроке, продолжите, пожалуйста фразу.

1. Сегодня я узнал…

2.        Было интересно…

3.        Было трудно…

4.        Я выполнял задания…

5.        Я понял, что…

6.        Теперь я могу…

7.        Я почувствовал, что…

8.        Я приобрел…

9.        Я научился…

10.         У меня получилось …

 Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание окончаний имён существительных.»

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных. Закрепление" ...

Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.

Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....

Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".

Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....

Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100». Тема урока: «Роль имён прилагательных…».

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:"Роль имен прилагательных". Составлена по требованиям ФГОС, содержит кластер, разноуровневые задания, индивидуальный подход....

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему "Род и число имён существительных" (интегрированный урок с окружающим миром и литературным чтением" (УМК "Начальная школа 21 века")

Данная технологическая карта будет интересна учителям, заинтересованным в проведении интегрированных уроков. Закрепляя материал, полученный на уроках русского языка, учащиеся вспомнят времена правлени...