Урок русского языка "Правописание имён собственных" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Цель: формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, правильно писать имена собственные
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_rus_yaz_imena_sobstvennye_2_klass.docx | 36.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока русского языка
ФИО (полностью) | Капустина Юлия Сергеевна | |
Место работы | МБОУ СОШ № 50 г.Новосибирск | |
Должность | учитель начальных классов | |
Предмет | русский язык | |
Класс | 2 | |
Тема урока | Правописание собственных имен существительных | |
Базовый учебник | В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. Русский язык, 2 класс, в 2-х частях («Школа России») | |
Цель урока: | формировать умения отличать собственные и нарицательные имена существительные, правильно писать имена собственные | |
Планируемые результаты: | предметные - научатся различать имена существительные собственные и нарицательные; подбирать примеры собственных имен существительных, без ошибок писать имена собственные регулятивные - принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей; выполнять учебные действия. познавательные - использовать схемы; осуществлять анализ объектов; проводить сравнения, классификацию по заданным критериям; обобщать. коммуникативные - внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. личностные - учебно-познавательный интерес к предмету, к новому учебному материалу; способность к самооценке; | |
Технологии обучения |
| |
Формы работы учащихся: | работа в парах, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге.
| |
Необходимое оборудование: | для учителя - компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация в программе Power Point; 5 картинок - лиса, кролик, медведь, собака, петух; детская книга, журнал; карта Новосибирска ; видеоролик; для учащихся - сигнальные смайлики, схема-помощник; карточка с текстом ; |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые УУД |
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | - Ребята, я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет всем нам радость общения и обогатит вас новыми знаниями. Садитесь. Урок русского языка. - Как надо работать на уроке, чтобы добиться успеха? | Садятся. Слушать друг друга, рассуждать, помогать друг другу. | Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Личностные: желание оказать помощь тем, кто в ней нуждается. Познавательные: выдвигают предположения о теме урока, слушают вопросы учителя. Регулятивные: контролируют правильность ответов обучающихся, принимают и сохраняют учебную цель.
|
Цель: подведение учащихся к формулированию цели и задач урока. | - Ребята, к вам за помощью обращается первоклассник (вкл. видеобращение). - В каких словах он допустил ошибки? | Советская, Николай Николаевич Носов, «Огурцы», «Котёнок по имени Гав». | |
- Как можно назвать данные слова одним словом? | Собственные имена | ||
- О чем не знал первоклассник? | Как пишутся собственные имена существительных | ||
- На какой вопрос мы должны ответить в течение урока? | Как пишутся собственные имена существительных | ||
- Кто назовет тему урока | Правописание собственных имён существительных | ||
Тема урока. Правописание собственных имен существительных (открыть тему урока) | |||
4. Усвоение новых знаний Цель: познакомить учащихся с правописанием собственных имен существительных. | - Чтобы помочь первокласснику, мы с вами совершим классом путешествие по нашему городу. Как он называется? Чтобы не потеряться в большом городе во время путешествия, каждый из вас находится рядом со своим соседом по парте. Напишите фамилию и имя вашего соседа в тетрадь. Как вы напишете? - Какое правило используете? | Новосибирск С большой буквы. Имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы. | Коммуникативные: умение участвовать в диалоге, слушать собеседника, составлять план действий, отстаивать свою точку зрения и договариваться с людьми иных позиций. Познавательные - использовать модели и схемы; осуществлять анализ объектов; проводить сравнения, классификацию по заданным критериям; обобщать. Предметные: научатся различать имена существительные собственные и нарицательные; подбирать примеры собственных имен существительных, без ошибок писать имена собственные
|
Значит, к собственным именам относится … | Имена, отчества и фамилия людей. | ||
Молодцы (прикрепить табличку на ватман, к концу урока должна получиться схема-опора по теме «Собственные имена существительные»). | |||
| А путешествовать мы будем вот по такому маршруту: На доске записаны слова: (Г,г)ород, (Н,н), овосибирск (У,у)лица 9 (Г,г)вардеской дивизии, (У,у)лица (Ч,ч)елюскинцев , (У,у)лица (Т,т) роллейная, (У,л)лица (Л,Л)енина | ||
По какому принципу эти слова можно распределить на две группы? Буквы в скобках вам подскажут. | Слова, которые пишутся с большой буквы и слова, которые пишутся с маленькой буквы. | ||
- Назовите нарицательные имена существительные. С какой буквы будем писать? Напишите их в 1 столбик(1 уч.у доски пишет и объясняет правописание орфограмм). | город улица улица улица | ||
Назовите собственные имена существительные. Запишите их во 2 столбик (1 уч.у доски объясняет правописание орфограмм). Оцените работу у доски смайликом. Свою работу оцените | город Новосибирск улица 9 Гвардейской дивизии улицаЧелюскинцев улица Троллейная улица Ленина | ||
- Сделайте вывод, какие еще слова относятся к собственным именам существительным? (прикрепить табличку) | Названия улиц, городов | ||
| - С маршрутом определились. Глазки закрываем и считаем до 5. Открыли глазки. Посмотрите на экран. Вы узнали это здание? Да, это Новосибирский цирк он на улице Челюскинцев | Это цирк. | |
Мы оказались в цирке. | |||
- Поднимите руки, кто был в цирке? - Поднимите руки, кто любит цирк? - За что вы любите цирк? | Ответы учащихся | ||
Цирк всегда дарит нам хорошее настроение. - Сегодня в цирке выступают… Догадайтесь сами ( показывает картинку с изображением 5 животных - кролик, медведь, петух, лиса, собака. | Предметные: научатся различать имена существительные собственные и нарицательные; подбирать примеры собственных имен существительных, без ошибок писать имена собственные Личностные: осознавать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в быту; Регулятивные: осуществляют контроль и самоконтроль, оценивают правильность ответа собеседника, адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: слушают, принимают на слух ответы обучающихся, по мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют озвученный анализ, участвуют в работе группы, распределяют роли.
| ||
- Молодцы, из перечисленных слов животных назовите словарные слова. | Собака, петух, медведь | ||
- Запишите данные слова в тетрадь (1 уч. у доски) - Заметите ошибку, сигналите «смайликом». - Почему написали с маленькой буквы? | Нарицательные имена существительные | ||
- Дайте им клички. - Как можно назвать собаку, петуха, медведя? - Запишите в тетрадь клички животных рядом с названием животных. (1 ученик у доски, остальные самостоятелно). - Проверьте правильность написанного на доске (если есть ошибки, ребята сигналят «фонариком») - С какой буквы пишутся клички животных? | Предположения учащихся | ||
- Какие слова ещё относятся к собственным именам существительным? (прикрепить табличку на ватман). | Клички животных | ||
- Где мы сейчас побывали? | В цирке | ||
- На какой улице находится здание цирка? | На Челюскинцев | ||
Физминутка Цель: профилактика утомления, нарушения осанки и психоэмоциональная разрядка. | Если я буду называть имя собственное, вы должны присесть; а если нарицательное – подняться на носочки с вытянутыми вверх руками. (собака, Жучка, Москва, город, деревня, Пушкин, мальчик, Коля, Петров, фамилия, улица, Россия.). | Выполняют движения | |
Продолжение изучения темы | Отправляемся на следующую улицу по нашему маршруту. Снова закрываем глаза. Раз, два три - смотри! - А это что за здание? Читай-город - это книжный магазин. Находится на улице Троллейной | Предположения обучающихся | |
- Что же мы здесь можем купить? | Мы можем купить книги, газеты, журналы, ….. | ||
Учитель показывает книгу И.А. Крылова «Стрекоза и муравей» журнал «Мир динозавров» - Я купила книгу и журнал в этом магазине. - Как пишутся названия книг, журналов, газет? | С заглавной буквы и в кавычках | ||
Запишем предложение в тетрадь : Мы купили книгу «Стрекоза и муравей» и журнал «Мир динозавров» | |||
- Что еще относится к собственным именам существительным? (прикрепить табличку) - С какой буквы пишутся собственные имена существительных. | Названия газет, журналов, книг. | ||
А еще я купила карту Новосибирска. Посмотрите - Назовите, какая главная река у нас? - С какой буквы пишется название реки? Придумайте и запишите предложение со словом Обь - С какой буквы пишется Обь. Почему? | Обь (Обь - красивая и сибирская река). | ||
- Что еще относится к собственным именам существительным? - Правильно. Но ещё добавим, что к собственным именам существительных относятся названия рек, морей, океанов, озёр, стран. (прикрепить табличку) - На какой улице мы побывали? | Название рек Троллейной | ||
Продолжаем путешествие. Закрыли глазки. 1-2-3 -4-5 смотри. - Знаете что это за здание? На улице Ленина находится Театр кукол Мы попали на викторину по сказочным героям. Отгадайте.
Ехал парень на печи. Прокатился по деревне И женился на царевне. (Емеля)
Зовут ее просто, ребята, — …. (Мальвина)
В белой шубке, в белой шапке? Знают все его дочурку, И зовут ее …. (Снегурка )
-Как мы запишем эти слова? Почему? - Что еще относится к собственным именам существительным? (прикрепить табличку) - На какой улице побывали? - Что находится на этой улице? | Театр кукол Называют слова-отгадки Дюймовочка, Снегурочка, Айболит Это имена сказочных героев. | ||
К, сожалению, ребята, нам пора возвращаться домой. Закройте глаза. Один, два, три, четыре, пять. Можно глазки открывать. Вот мы и в классе. |
| ||
5. Закрепление знаний Самостоятельная работа. Цель: закрепить полученные знания. | А теперь, я думаю, мы сможем помочь первокласснику грамотно написать письмо другу. Перед вами - часть текста из его письма. Возьмите ручки и аккуратно исправьте неправильно написанные буквы.
- У кого все правильно, покажите зеленый огонек. Молодцы. | Сначала работают в парах, затем проверка на доске | |
6. Итог урока. Рефлексия Цель: формирование личной ответственности за результаты деятельности. | - На какой вопрос хотели ответить в начале путешествия? | Как пишутся собственные имена существительных. | Личностные: адекватное понимание причин успеха(неуспеха) в учебной деятельности; самооценка на основе критерия успешности;
Коммуникативные: достижение общего решения в совместной деятельности Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
- Назовите тему урока | Правописание собственных имён существительных | ||
- Какие слова относятся к собственным именам существительным? Давайте их ещё раз перечислим.
| Имена собственные (схема): Имена; Отчества; Фамилии; клички животных; названия городов, стран, улиц, рек; названия газет, журналов, книг; | ||
Оцените свою работу на уроке, продолжите, пожалуйста фразу. 1. Сегодня я узнал… 2. Было интересно… 3. Было трудно… 4. Я выполнял задания… 5. Я понял, что… 6. Теперь я могу… 7. Я почувствовал, что… 8. Я приобрел… 9. Я научился… 10. У меня получилось … Спасибо за урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание окончаний имён существительных.»
Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание безударных окончаний имен существительных. Закрепление" ...
Урок русского языка в 4 классе. Тема: Третье склонение имён существительных.Упражнение в определении склонения имён существительных.
Материал содержит конспект урока, презентацию для интерактивной доски Smart Notebook и карточки для рефлексии, парной и групповой работы. Дидактическая цель: создать условия для создания и осмысл...
Урок русского языка в 4 классе (конкретизация способа действия). Тема : Определение склонения имён существительных в косвенных падежах Автор: Дубоделова Нина Ивановна, учитель начальных классов, МКОУ "Волчихинская СОШ №2
Урок русского языка в 4 классе по теме:"Определение склонения имен сущесттвительных в косвенных падежах"...
План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».
План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных»....
Конспект урока русского языка для 3 класса по теме "Второе склонение имён существительных. Склонение имён существительных мужского рода с нулевым окончанием".
Конспект урока русского языка для 3 класса по программе "Система Л.В. Занкова". Добавлена презентация к данному уроку....
Технологическая карта открытого урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа 2100». Тема урока: «Роль имён прилагательных…».
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме:"Роль имен прилагательных". Составлена по требованиям ФГОС, содержит кластер, разноуровневые задания, индивидуальный подход....
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему "Род и число имён существительных" (интегрированный урок с окружающим миром и литературным чтением" (УМК "Начальная школа 21 века")
Данная технологическая карта будет интересна учителям, заинтересованным в проведении интегрированных уроков. Закрепляя материал, полученный на уроках русского языка, учащиеся вспомнят времена правлени...