Урок русского языка 3 класс "НЕ с глаголами"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Паутова Татьяна Владимировна

Технологическая карта урока русского языка по теме "Не с глаголами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_ne_s_glagolami_3_klass.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО:  Паутова Татьяна Владимировна

ГБОУ Гимназия № 406 Пушкинского района Санкт-Петербурга

УМК «Перспектива»

Предмет:  Русский язык

Целевая аудитория: 3 класс

Тема: «НЕ» с глаголами

Тип: изучение нового материала

Цель: Познакомить учащихся с правилом правописания частицы «не»  с глаголами.

Задачи: 

  • Формировать умение применять правило правописания частицы «не»  с глаголами.
  • Развивать умение пользоваться алгоритмом учебного действия.
  • Развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.
  • Повышать уровень познавательного интереса к русскому языку.

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать глаголы.
  • Применять алгоритм написания «не»   с глаголами
  • Формировать умение раздельно писать частицу «не»   с глаголом
  • Употреблять глаголы с частицей «не»  в предложении.

  • Определять цель учебной деятельности, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Понимать информацию, представленную в разных формах: словесной, текстовой, в виде таблицы.
  • Организовывать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками, работать индивидуально и в парах.
  • Оценивать свои достижения на уроке, делать выводы.
  • Проявлять интерес к изучению темы.
  • Проявлять осознание собственной успешности при изучении темы.

Ресурсы урока: учебник, 3 класс, ч.2., презентация, толковый словарь, карточки с заданиями

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  1. Организационный

Организует детей, настраивает на работу.

Настраиваются на работу.

2.Актуализация необходимых знаний

Предлагает определить, о чём пойдёт речь на уроке, прочитав  зашифрованные слова: ичер итсач

Просит назвать известные части речи.

Предлагает назвать вопросы, на которые отвечают названные части речи.

Читают надпись справа налево: части речи

Называют: имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, местоимение

Называют вопросы.

 

3. Мотивация познавательной деятельности

Предлагает догадаться, о какой части речи говорится в стихотворении?  Именно эта часть речи на сегодняшнем уроке главная.

Читает стихотворение.

Что без меня предметы? Лишь названья.
Но я явлюсь, всё в действие придёт:
Летит ракета. Люди строят здание.
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.

Просит обосновать ответ.

Предлагает определить, с какой частью речи предстоит работать на уроке.

Предлагает сравнить слова в каждой строчке, найти корень, назвать группу слов  и найти «лишнее» слово с точки зрения частей речи:

Бег, бегун, бегать

Кормить, кормушка, корм

Работа, работать, работник

Предлагает определить, в какой форме стоят глаголы.

Предлагает записать их и выполнить морфемный разбор.

Проверяет тетради  у первых выполнивших работу учеников,

предлагает детям сравнить свою работу с работой одноклассников.

Предлагает поработать в парах, восстановить пословицы.

 Объясняет, что у  детей на партах лежат карточки с заданием: соединить части пословицы стрелками.

Кто не работает,

не дружит.

С ложью правда

и рыбку из пруда.

Без труда не вытащишь

не делает.

Лень добра

тот не ест.

Просит проверить по образцу на экране:

Кто не работает, тот не ест.

С ложью правда не дружит.

Лень добра не делает.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Просит найти слово, которое повторяется в каждой пословице.

 Спрашивает, как изменится смысл пословиц, если убрать частицу.

Читает стишок:

НЕ – известная частица,

Всем перечит, отрицает.

И такая озорница

         Значения наоборот меняет.

Предлагает изменить значения записанных в тетради глаголов при помощи частицы «не». Записать полученные слова.

Просит проверить по образцу на экране:

Не бегать, некормить, не работать.

Выясняет, совпадает ли запись слов у детей с записью на экране?

 Спрашивает, почему возникло несоответствие? Написание какого слова оказалось проблематичным?

Просит предположить, чему будут дети учиться на уроке.

Определяют, что в стихотворении говорится о глаголе.

Объясняют, что именно глаголы обозначают действие предметов.

Работают в парах.  

Находят корень в словах каждой строки.

Отвечают, что в каждой строке написаны однокоренные слова, определяют и называют «лишние» слова – глаголы.

Определяют по алгоритму, что глаголы стоят в неопределённой форме.

Записывают слова, разбирают по составу.

В процессе сравнения работ осуществляют самопроверку и самооценку.

 

Работают в парах.

Осуществляют самопроверку

Называют слово «НЕ»

Отвечают, что без частицы «не» изменится смысл предложений.

Записывают в тетрадь: не бегать, не кормить, не работать.

Сообщают об ошибочном написании частицы «не» с глаголом.

Отвечают, что по-разному написана частица «не» с глаголами.

Отвечают, что будут учиться  писать частицу «не» с глаголами.

4. Организация познавательной деятельности

Организует фронтальную работу с упражнением  учебника 158.

Организует самостоятельную работу с упражнением  учебника 159 с предварительным разбором заданий и лексической подготовкой. 

Спрашивает, какие слова непонятны.

Просит одного ученика найти значение слова «пашня» в толковом словаре.

Предлагает детям выписать в тетрадь одну пословицу по выбору.

Предлагает детям  сыграть роль упрямой частицы НЕ.

Просит детей отрицательно отвечать на вопросы хором  и записывать ответы в тетрадь через запятую:

Пойдёшь? – не пойду.  

Упадёшь? – не упаду.

Решишь?- не решу 

Молчишь? – не молчу

Говоришь? – не говорю

Спрашивает, как записали глаголы с частицей «не»? 

Предлагает поменяться тетрадями и проверить работу товарища.

Просит хором проговорить, как пишется частица «не» с глаголами?

Физкультминутка

Предлагает поиграть: « Я называю глаголы с частицей «не», а вы выполняете действия наоборот.

Не качайтесь, не кружитесь,
Не тянитесь, не шагайте.
Не моргайте, не шепчите

Не садитесь .

Всё. За карточки беритесь»

Предлагает взять карточку № 1.

Рассказывает, что в карточке представлена запись, в которой могут быть ошибки. Просит проверить, исправить ошибки, если они есть.

Чюжими руками крапиву недёргай. Одна пчила много метку не принесёт. За адин рас дерева несрубить.

Предлагает проверить свою работу по образцу на экране, назвав орфограмму и проверочное слово.

Просит прочесть пословицы и объяснить их смысл.

Предлагает записать в тетрадь любую  пословицу по памяти.

Предлагает взять карточку № 2.

Объясняет, что задание  разной сложности: отмеченное зелёным кружком проще, чем отмеченное красным.

Просит взять карточки с заданием, определиться с выбором и сделать запись в тетрадь.

ЗАДАНИЕ СЛОЖНЕЕ

Найди место для частицы НЕ.

Без труда вытащишь и рыбку из пруда.
Теряй без пользы минуты : из минут состоят часы.
ЗАДАНИЕ ПРОЩЕ
Преврати эти вредные советы в полезные, подставив частицу НЕ

…опаздывать на урок, …разговаривать на уроке, …мешать соседу по парте, …рисовать на партах.

Предлагает выполнить самопроверку по слайду на экране:

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Не теряй без пользы минуты : из минут состоят часы.

НЕ опаздывать на урок, не разговаривать на уроке, не мешать соседу по парте, не рисовать на партах.

Акцентирует внимание детей на роли частицы «НЕ» в речи:

«Частица НЕ, отрицая плохое, недостойное человека действие, учит нас мудрому отношению к жизни и к себе.»

Выполняют задания упражнения 158 под руководством учителя.

Записывают в тетрадь пару слов: откладывает – не откладывает

Аргументируют постановку частицы «не» в предложения.

Объясняют смысл пословиц.

Называют непонятные слова.

Один ученик вслух зачитывает значение слова «пашня» из толкового словаря.

Самостоятельно выписывают в тетрадь одну пословицу по выбору.

Отвечают на вопросы хором  и записывают ответы в тетрадь.

Выполняют взаимопроверку.

Хором говорят правило правописания «НЕ» с глаголами.

Выполняют задания физкультминутки.

Читают пословицы, исправляют ошибки.

Выполняют самопроверку по образцу и объяснению.

Объясняют пословицу.

Записывают выбранную пословицу по памяти.

Выбирают задание, самостоятельно ведут записи в тетради.

Выполняют самопроверку

5. Рефлексия деятельности

С какой частью речи работали на уроке?

Какое правило выучили?

Предлагает заполнить пропуски в карточке «ИТОГ»:

Я запомнил(а), что «не» с глаголами …….

Теперь я могу правильно писать глаголы с ……….не.

Я могу похвалить себя за….

Отвечают на вопросы.

Самостоятельно работают с карточкой.

Выполняют самооценку.

6. Домашнее задание

Организует обсуждение домашнего задания, предлагая на  выбор упражнения 160 и 161

Определяют домашнее задание, записывают в дневник.

7. Итог урока

Подводит итог урока, отметив хорошую работу учеников.

Просит сдать тетради на проверку, вложив заполненные карточки.

Предлагает, завершая урок, хором прочитать стихотворение со слайда на экране:

Сдают тетради.

Читают стишок-запоминалку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Глагол. Форма глагола"

Урок русского языка во 2 класса по теме "Глагол, Форма глагола" по развивающей программе Л.В.Занкова. Конспект урока составлен в виде технологической карты в соответствии ФГОС....

Урок русского языка 2 кл. «Глагол. Признаки отличия глаголов от других частей речи».

Урок русского языка во 2 классе по теме: « Глагол.  Признаки отличия глаголов от других частей речи». Тип урока: комбинированный.Методы работы: словесные (рассказ, беседа), ...

Презентация- тренажер к урокам русского языка по теме "Глагол. Спряжение глагола"

Презентация- тренажер включает задания на определение спряжения глагола по личному окончанию, по начальной форме, на определение глаголов-исключений. К урокам русского языка по теме "Глагол. Спря...

Урок русского языка по теме: "Глагол"Распознавание глагола по вопросам

Урок открыитя новых знаний. Урок с использованием презентации....

Технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы глагола. Неопределенная форма глагола.».

Цели деятельности учителя: познакомить детей  с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир...

Урок русского языка 3 класс Глагол. Время глагола.

Класс: 3УМК: система РО Л.В. Занкова.Предмет: русский языкТема: Глагол. Время глагола.Тип урока: урок открытия нового знания.Место и роль урока в изучаемой теме :урок изучается в разделе: «Измен...

Конспект урока русского языка, тема: «Число глаголов. Изменение глаголов по числам», 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по числам, определять число глагола.Планируемые результатыПредметные:     - Уметь правильно ставить вопросы к глагол...