Русский язык. Тема урока "Имя существительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Цели урока:
- дать более глубокое представление об имени существительном как часть речи;
- отрабатывать умения находить существительные в тексте, ознакомить с обобщенным лексическим значением имён существительных;
- формировать грамматическое понятие “имя существительное”;
- развивать связную речь учащихся, активизировать словарный запас, орфографическую зоркость, воспитывать чувство прекрасного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка на тему "Имя существительное как часть речи" | 38.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Имя существительное как часть речи" (введение).
Цели:
- дать более глубокое представление об имени существительном как часть речи;
- отрабатывать умения находить существительные в тексте, ознакомить с обобщенным лексическим значением имён существительных;
- формировать грамматическое понятие “имя существительное”;
- развивать связную речь учащихся, активизировать словарный запас, орфографическую зоркость, воспитывать чувство прекрасного.
1. Орг. класса:
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести.
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
2. Ход урока:
- Сегодня мы идём в гости к зиме. Изменчива погода зимой; то выглянет яркое солнышко, то вдруг нахмурится небо, вихри закружат снежные хлопья.
(запись числа и классной работы)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
В гости к нам идёт сама
Волшебница … зима.
2. Минутка чистописания З з
- Подберите однокоренные слова к слову зима. Как можно назвать зиму красиво?
3. Зима опустилась на землю во всей своей красе, сверкает снег. Давайте порадуем зиму, поработаем в тетрадях.
- А у нас сегодня гость. Кто это, ребята?
Задание: прочитать слова, вставить пропущенные буквы, записать и объяснить. (проверка устно).
- А посмотрите внимательно на слова. Не захватил ли Снеговик “лишнего” слова. Найдите “лишнее” слово. Почему вы решили, что оно не подходит к этой группе слов?
- На какой вопрос отвечает слово? А все остальные слова?
- Что это за слова, которые отвечают на вопросы кто? что?
- Правильно, это имена существительные.
Всему название дано, - и зверю и предмету
Вещей вокруг полным полно, а безымянных нету,
И все, что может видеть глаз –
Над нами и под нами,
И все, что в памяти у нас, -
Означено словами.
- У каждого слова своя работа, одни, - называют предметы, другие – их признаки, третьи –действия. Имя существительное – всё, что существует. И мы должны сегодня разобраться с этой частью речи. А части речи живут в большой стране, которая называется МОРФОЛОГИЯ. У каждой части речи свой дом. И вот сегодня мы будем строить дом имени существительному.
Каждый дом имеет фундамент.
4. – Что вы уже знаете об этой части речи? Назовите имена существительные.
-А почему слова отвечают на разные вопросы? Да, живые и неживые. А правильно сказать одушевлённые и неодушевлённые.
Это первый этаж нашего дома.Стр. 9, упр. 9
Физминутка:
- Игра на внимание “Хлопок – молчок”
(игра проводится стоя). Девочки хлопают, если услышат одушевлённые имена существительные, а мальчики – неодушевлённые: кот, мяч, воробей, дом, карась, окно, дятел, лопата, книга, гусь, гром, гвоздь, доктор, муха, платок.
5. Классификация существительных.
- А что обозначают имена существительные? А только ли предметы?
Поиграем в группы слов
Кто из вас играть готов? (как назвать одним словом)
Пёс, петух, корова, кошка - … животные.
Кукла, мячик и гармошка - … игрушки.
Лук, редиска, огурцы - … овощи.
Молоток, топор, щипцы - … инструменты.
Платье, юбка и рубашка - … одежда.
Бак, стакан, кастрюля, чашка -… посуда.
Василек, ромашка, роза -… цветы.
Ветер, дождик и морозы - … явления природы.
- Подбери ещё названья: (самостоятельно записать по рядам) фруктов, мебели и тканей, профессий, рек и городов. Кто работать сам готов?
фрукты -… | ткани - … | реки - … | |
мебель - … | профессии - … | города - … |
Итак, что же могут обозначать имена существительные?
Это еще один этаж нашего дома.
Физминутка.
Зима очень загадочна и волшебна. А как красив зимой русский лес! Ребята, вы хотите побывать на лесной поляне? Представьте, что мы входим в зимний лес (встали).
- Свежий ветерок ласкает ваши лица (движения ветерка к лицу)
- Мороз щиплет и румянит щечки (пощипывание щек).
- Пойдем по тропинке, снег очень глубокий (высоко поднимаем ноги).
- Потрогаем белые стволы берёз (потираем руки).
- У берёз очень тонкие веточки (руки вперед, шевелим пальчиками)
- Сели (минутка отдыха).
Пауза: Чудесен вид зимней природы! Лучи солнца осыпают холодным блеском всю землю. В прозрачном воздухе сверкает красивыми звёздочками пушистый иней. С мохнатых хвойных ресниц елей летят снежинки.
Продолжаем работу.
6. Роль существительных в речи и предложении.
Прочитайте текст (на доске):
Пушистый … укрыл периной поляну. Вот промчался трусливый … . Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … . Стучит по стволу дерева … . Только не спит в своей …. …. .
- Всё ли понятно в тексте? Почему? Потому что не понятен смысл предложения. Что нужно сделать, чтобы было понятно о ком и о чем говорится.
- Спишите текст, вставьте слова, подходящие по смыслу.
Разбор каждого предложения:
- Почему в первом предложении вставили слово снег?
Найдите основу предложения, подчеркните.
На какой вопрос отвечает подлежащее? Что обозначает?
Какой частью речи является? Подпишите часть речи над подлежащими в 1, 2, 4 предложении.
- Какой вывод можно сделать?
Имя существительное, которое в предложении отвечает на вопрос кто? или что? - является подлежащим и несет главную мысль в предложении.
- Какое слово вы вставили в третьем предложении?
На какой вопрос оно отвечает?
Это имя существительное, но является ли оно главным членом предложения? Имена существительные, которые отвечают в предложении на другие вопросы – это второстепенные члены предложения.
Они служат для смысловой окраски предложения.
Третий этаж нашего дома (роль в предложении)
7. Обобщение – по этажам “дома”.
Так что же такое имя существительное?
Но впереди у нас большая работа, изучить четвертый этаж нашего дома. Этим мы займемся на следующих уроках.
8. Рефлексия “Сегодня на уроке я…”
- узнал новое…
- научился …
- было трудно …
- всё понял, могу помочь другим …
- Как вы думаете, ребята, порадовали мы сегодня зиму? Понравился вам урока? Спасибо всем за работу. А зима приготовила вам подарки (дарю всем по снежинке).
Пёс, петух, корова, кошка - …
животные.
Кукла, мячик и гармошка –
… игрушки.
Лук, редиска, огурцы - …
овощи.
Молоток, топор, щипцы - …
инструменты.
Платье, юбка и рубашка –
… одежда.
Бак, стакан, кастрюля, чашка -…
посуда.
Василек, ромашка, роза -…
цветы.
Ветер, дождик и морозы - …
явления природы.
Имя существительное
Кто? одушевлённые
Что? неодушевлённые
Предметы, названия рек, городов, профессии, явления природы, события,…
З-ма,
мор-з,
з-метает,
к-ньки,
сев-р.
В предложении является подлежащим или второстепенным членом.
Род, число, падеж.
Прочитайте текст :
Пушистый … укрыл периной поляну. Вот промчался трусливый … . Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … . Стучит по стволу дерева … . Только не спит в своей …. …. .
- Спишите текст, вставьте слова, подходящие по смыслу.
Прочитайте текст :
Пушистый … укрыл периной поляну. Вот промчался трусливый … . Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … . Стучит по стволу дерева … . Только не спит в своей …. …. .
- Спишите текст, вставьте слова, подходящие по смыслу.
Прочитайте текст :
Пушистый … укрыл периной поляну. Вот промчался трусливый … . Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … . Стучит по стволу дерева … . Только не спит в своей …. …. .
- Спишите текст, вставьте слова, подходящие по смыслу.
Прочитайте текст :
Пушистый … укрыл периной поляну. Вот промчался трусливый … . Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … . Стучит по стволу дерева … . Только не спит в своей …. …. .
- Спишите текст, вставьте слова, подходящие по смыслу.
Прочитайте текст :
Пушистый … укрыл периной поляну. Вот промчался трусливый … . Сверкнула на солнце яркая шубка рыжей … . Стучит по стволу дерева … . Только не спит в своей …. …. .
- Спишите текст, вставьте слова, подходящие по смыслу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект урока по русскому языку тема "Закрепление знаний о частях речи"
ПредметРусский языкКласс3ПрограммаУМК «Гармония»УчебникСоловейчик М.Ю. Русский язык. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013Тема урокаОбобщение знаний о частях речиЦели и задачи урока Обобщить сведен...
Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)
Урок повторения, углубления и обобщения изученного, развитие умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...
2 КЛАСС РУССКИЙ ЯЗЫК ТЕМА:ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ
2 класс Русский язык Тема:Имя существительное как часть речи...
Урок русского языка. Тема урока: "Наречие как часть речи."
Цели данного урока:1) Дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.2) Развивать орфографическую зоркость, внимание, память, устную речь.3) Воспиты...
Открытый урок по русскому языку Тема: «Имя существительное как часть речи».
Формировать комуникативные умения....