«Род имен существительных».
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Иркабаева Елена Александровна

Научить определять род имён существительных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе.

Тема урока: «Род имен существительных».

Ход урока

  1. Организационный момент

- Сегодня на уроке русского языка мы будем с вами вновь наблюдать, сравнивать, анализировать и узнаем ещё одну тайну русского языка. Чтобы разгадать эту тайну, нам придётся много поработать и выполнить очень много заданий.

  1. Актуализация знаний.
  1. Упражнение по чистописанию

- Ребята, а зачем нужно писать красиво? Какие правила вы должны соблюдать при письме?

- Открываем тетрадь, записываем сегодняшнее число и прописываем данные буквы. На каждой строчке обведите карандашом в кружочек самые красивые буквы.

2. Орфографическая минутка.

- Запишем предложение.

На опушке леса расцвела молодая ива.

Найдём грамматическую основу предложения, определим части речи, подчеркнём опасные места.

3. Словарная работа.

Молоко, девочка, завод, пальто, лягушка, солдат, ворона, яблоко, город.

- Что вы можете сказать об этих словах?

- Сейчас узнаем, что вы знаете об имени существительном.

4. Обобщение знаний.

- Что такое имя существительное?

- Что обозначает имя существительное?

- На какие вопросы отвечает имя существительное?

- А что вы ещё знаете об имени существительном?

- Как изменяются имена существительные?

- Число имён существительных – это постоянный признак?

- А какие постоянные признаки имён существительных вы знаете?

  1. Самоопределение к деятельности.

- Давайте обратимся к словарным словам, которые записали.

- На какие группы можно разделить эти слова?

- Разделите.

- По какому признаку вы разделили слова? (постоянный признак: одуш. и неодуш.)

- Вы разделили их на 2 группы, а теперь попробуйте разделить эти слова на 3 группы по другому признаку.

- Вы можете выполнить это задание?

- Почему не получается выполнить это задание?

- Значит существует ещё какой - то признак, по которому можно делить имена существительные на группы.

- Тема нашего сегодняшнего урока «Род имён существительных».

- Давайте попробуем определить род имён существительных.

- Сложно ли это сделать?

- Какой частью речи можно заменить каждое из этих слов?

 (например: девочка – она, так обращаются к женщине или к мужчине? Значит это существительное - женского рода. К слову она можно добавить ещё одно слово – подсказку моя).

Имена сущ., которые можно заменить словом – он. Это – мужской род.

Имена сущ., которые можно заменить словом – она. Это – женский род.

Имена сущ., которые можно заменить словом – оно. Это – средний род.

На письме род пишется сокращённо: м.р., ж.р, ср.р.

- Назовите имена существительные женского рода, мужского рода, среднего рода.

- На какие 3 группы вы разделили имена существительные? (м.р., ж.р, ср,р.)

- По какому признаку их разделили? 

- Сегодня вы узнаете, на какие ещё группы и по какому признаку делятся имена существительные.

- Ребята, как вы считаете род имён существительных— это признак постоянный или непостоянный? 

- Чтобы лучше запомнить правило, предлагаю дома выучить стихотворение.

Женский род запомню я
И скажу: 
она, моя
И запомню род мужской
И опять скажу: 
он, мой
Средний род – 
оно моё
Это правило твоё!

- Я каждому из вас приготовила карточку – помогайку. Она будет вашим помощником на уроках.

  1. Работа по теме урока.

1. Работа в тетрадях. Творческая работа.

Сейчас выполним задание.  Мальчики придумывают три слова мужского рода, а девочки три слова женского рода и пишут в тетрадь.

- А все вместе придумаем существительные среднего рода.

2. Проверка

  1. Физминутка.

- Я называю вам имена существительные, если женский род- вы хлопаете в ладоши, если мужской род – топаете, средний род – приседаете. (Ручка, паровоз, окно, дверь, облако, ягода, яблоко, карандаш, птичка).

VI. Продолжение по теме урока.

 «Эстафета»

- Ребята, а сейчас мы проведем эстафету, в которой вы проявите свои знания и умения. Вы получаете карточку со словами, каждый из вас определяет и указывает род у одного слова и передает карточку следующему. Какой ряд быстрее и правильнее выполнит работу, тот и победит.

1 ряд (Слова: подушка, компот, портфель, костёр, яйцо, машина).

2 ряд (Слова: одеяло, ручка, трава, кресло, кот, белка).

Проверка.

- Как же определить род имени существительного?

 Игра «У каждого рода свой домик»

Детям раздаются слова, записанные на карточках. По команде учителя, нужно выбежать со своим словом к доске и занять нужный домик. (Волна, гнездо, тетя, дядя, море, стол, дедушка, метель, платье, земля, пальто, диван).

-Запишите слова и выделите окончания.

- Сейчас мы с вами узнаем еще один секрет имен существительных. Посмотрите на окончания слов и скажите, какие родовые окончания имеют существительные ж.р.? м. р.? ср.р.?

-Сравните свой вывод с выводом в учебнике на странице 26 рубрика «Обрати внимание».

- Заполним памятку.

VII. Подведение итогов урока.

- Какого рода бывают имена существительные?

- Что вам помогло в распознавании рода имён существительных?

- Каким словом можно заменить слова мужского рода? Женского? Среднего?

- Как определить род имени существительного?

VIII. Домашнее задание.

1. Приготовить карточки ср.р., м.р., ж.р.

2. Правило

.

IX. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке.

«Светофор»

- Ребята, выберите кружочек красного, желтого или зеленого цвета в зависимости от полученного результата на уроке (красный – я затрудняюсь; желтый – у меня получается; зеленый – я умею).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...