«Род имен существительных».
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)
Научить определять род имён существительных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе.
Тема урока: «Род имен существительных».
Ход урока
- Организационный момент
- Сегодня на уроке русского языка мы будем с вами вновь наблюдать, сравнивать, анализировать и узнаем ещё одну тайну русского языка. Чтобы разгадать эту тайну, нам придётся много поработать и выполнить очень много заданий.
- Актуализация знаний.
- Упражнение по чистописанию
- Ребята, а зачем нужно писать красиво? Какие правила вы должны соблюдать при письме?
- Открываем тетрадь, записываем сегодняшнее число и прописываем данные буквы. На каждой строчке обведите карандашом в кружочек самые красивые буквы.
2. Орфографическая минутка.
- Запишем предложение.
На опушке леса расцвела молодая ива.
- Найдём грамматическую основу предложения, определим части речи, подчеркнём опасные места.
3. Словарная работа.
Молоко, девочка, завод, пальто, лягушка, солдат, ворона, яблоко, город.
- Что вы можете сказать об этих словах?
- Сейчас узнаем, что вы знаете об имени существительном.
4. Обобщение знаний.
- Что такое имя существительное?
- Что обозначает имя существительное?
- На какие вопросы отвечает имя существительное?
- А что вы ещё знаете об имени существительном?
- Как изменяются имена существительные?
- Число имён существительных – это постоянный признак?
- А какие постоянные признаки имён существительных вы знаете?
- Самоопределение к деятельности.
- Давайте обратимся к словарным словам, которые записали.
- На какие группы можно разделить эти слова?
- Разделите.
- По какому признаку вы разделили слова? (постоянный признак: одуш. и неодуш.)
- Вы разделили их на 2 группы, а теперь попробуйте разделить эти слова на 3 группы по другому признаку.
- Вы можете выполнить это задание?
- Почему не получается выполнить это задание?
- Значит существует ещё какой - то признак, по которому можно делить имена существительные на группы.
- Тема нашего сегодняшнего урока «Род имён существительных».
- Давайте попробуем определить род имён существительных.
- Сложно ли это сделать?
- Какой частью речи можно заменить каждое из этих слов?
(например: девочка – она, так обращаются к женщине или к мужчине? Значит это существительное - женского рода. К слову она можно добавить ещё одно слово – подсказку моя).
Имена сущ., которые можно заменить словом – он. Это – мужской род.
Имена сущ., которые можно заменить словом – она. Это – женский род.
Имена сущ., которые можно заменить словом – оно. Это – средний род.
На письме род пишется сокращённо: м.р., ж.р, ср.р.
- Назовите имена существительные женского рода, мужского рода, среднего рода.
- На какие 3 группы вы разделили имена существительные? (м.р., ж.р, ср,р.)
- По какому признаку их разделили?
- Сегодня вы узнаете, на какие ещё группы и по какому признаку делятся имена существительные.
- Ребята, как вы считаете род имён существительных— это признак постоянный или непостоянный?
- Чтобы лучше запомнить правило, предлагаю дома выучить стихотворение.
Женский род запомню я
И скажу: она, моя
И запомню род мужской
И опять скажу: он, мой
Средний род – оно моё
Это правило твоё!
- Я каждому из вас приготовила карточку – помогайку. Она будет вашим помощником на уроках.
- Работа по теме урока.
1. Работа в тетрадях. Творческая работа.
- Сейчас выполним задание. Мальчики придумывают три слова мужского рода, а девочки три слова женского рода и пишут в тетрадь.
- А все вместе придумаем существительные среднего рода.
2. Проверка
- Физминутка.
- Я называю вам имена существительные, если женский род- вы хлопаете в ладоши, если мужской род – топаете, средний род – приседаете. (Ручка, паровоз, окно, дверь, облако, ягода, яблоко, карандаш, птичка).
VI. Продолжение по теме урока.
«Эстафета»
- Ребята, а сейчас мы проведем эстафету, в которой вы проявите свои знания и умения. Вы получаете карточку со словами, каждый из вас определяет и указывает род у одного слова и передает карточку следующему. Какой ряд быстрее и правильнее выполнит работу, тот и победит.
1 ряд (Слова: подушка, компот, портфель, костёр, яйцо, машина).
2 ряд (Слова: одеяло, ручка, трава, кресло, кот, белка).
Проверка.
- Как же определить род имени существительного?
Игра «У каждого рода свой домик»
Детям раздаются слова, записанные на карточках. По команде учителя, нужно выбежать со своим словом к доске и занять нужный домик. (Волна, гнездо, тетя, дядя, море, стол, дедушка, метель, платье, земля, пальто, диван).
-Запишите слова и выделите окончания.
- Сейчас мы с вами узнаем еще один секрет имен существительных. Посмотрите на окончания слов и скажите, какие родовые окончания имеют существительные ж.р.? м. р.? ср.р.?
-Сравните свой вывод с выводом в учебнике на странице 26 рубрика «Обрати внимание».
- Заполним памятку.
VII. Подведение итогов урока.
- Какого рода бывают имена существительные?
- Что вам помогло в распознавании рода имён существительных?
- Каким словом можно заменить слова мужского рода? Женского? Среднего?
- Как определить род имени существительного?
VIII. Домашнее задание.
1. Приготовить карточки ср.р., м.р., ж.р.
2. Правило
.
IX. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке.
«Светофор»
- Ребята, выберите кружочек красного, желтого или зеленого цвета в зависимости от полученного результата на уроке (красный – я затрудняюсь; желтый – у меня получается; зеленый – я умею).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Склонение имен существительных. Упражнение в определении падежей имен существительных
Урок русского языка, 3класс, программа "Планета знаний"...
Тест по русскому языку. 3 класс. Тема: «Три склонения имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных».
Тест для учеников 3 класса, обучающихся по системе развивающего обучения....
Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...
Урок русского языка. Тема: «Повторение знаний об имени существительном. Падежи имен существительных».
Урок русского языка с использованием краеведческого материала....
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного."
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Мужской, женский, средний род имени существительного. Определение рода имени существительного.Цели урока: Учить определять род имен существительных.Планируемые...
Конспект урока + презентация по русскому языку на тему: "Падеж имен существительных. Что такое склонение имен существительных" 3 класс
ПАДЕЖ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ.ЧТО ТАКОЕ СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ...