Русский язык. Род глаголов в прошедшем времени
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Тема урока: «Род глаголов в прошедшем времени»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
- проявлять интерес к новым знаниям;
- осознавать важность изучения русского языка;
- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;
- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые учебные задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
- владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные:
- знать особенности глаголов в прошедшем времени;
- уметь изменять глаголы прошедшего времени единственного числа по родам;
- уметь определять число и род у глаголов прошедшего времени;
- уметь отличать глаголы прошедшего времени от других.
Оборудование: учебник русского языка: 3 класс 2 часть УМК «Школа Россия»; презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk._rod_glagolov_v_proshedshem_vremeni.doc | 224.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема урока: «Род глаголов в прошедшем времени»
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
Планируемые результаты обучения:
Личностные:
- проявлять интерес к новым знаниям;
- осознавать важность изучения русского языка;
- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;
- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые учебные задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
- владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные:
- знать особенности глаголов в прошедшем времени;
- уметь изменять глаголы прошедшего времени единственного числа по родам;
- уметь определять число и род у глаголов прошедшего времени;
- уметь отличать глаголы прошедшего времени от других.
Оборудование: учебник русского языка: 3 класс 2 часть УМК «Школа Россия»; презентация.
Этапы урока Методы и приёмы | Виды работы, формы, методы, приемы |
| Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||
I. Этап самоопределения к деятельности | Метод: словесный (беседа) | -Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас будет урок русского языка. -Присаживайтесь. -Прочитайте пословицу. Сколько ни толковать, а всего не перетолковать. -Как вы понимаете её? | Приветствуют учителя Присаживаются Читают пословицу Высказывают свои предположения | Л:самоопределение; Л.: формирование мотивации к обучению; |
II. Актуализация знаний и мотивация | Метод: словесный, практический (беседа, подводящий диалог, беседа) Метод: Практический: Выполнение упражнения | -Открываем тетради, записываем число и классная работа. Минутка чистописания -Сейчас вам нужно прописать соединения букв (ла, ли, ло) -Сейчас посмотрите на экран. Ваша задача дополнить 2 этих предложения глаголами. Миша __________ окно. Девочка __________ посуду. -Какие глаголы вы вставили? -Давайте повторим. -Кто мне расскажет правило, что такое глагол? -Что вы знаете о глаголах? -Посмотрите на предложения, как они будут звучать, если в них добавить глагол «мыть»? Подставьте и прочитайте. -Что мы можем сказать об этих глаголах? Чем они отличаются? -Хорошо. Обратите внимание на существительные, к которым относятся эти глаголы. Что можно сказать? -Откройте учебники на стр. 121, и найдите упражнение 214. -Прочитайте про себя стихотворение и задание ниже. -Что нужно сделать? -Выполняем вместе устно по заданию. - Найдите глаголы и определите у них время и число. -Обратите внимание на глаголы прошедшего времени, что вы заметили? -Верно! Это суффикс прошедшего времени глагола. -Давайте попробуем сделать вывод, для чего служит суффикс -л-? -Вывод: Если в глаголе есть –л-, то глагол стоит в форме прошедшего времени. - Определите род каждого глагола в прошедшем времени по роду имени существительного, с которым глагол связан по смыслу. Хорошо, теперь спишите данное стихотворение в тетрадь, укажите род имен существительных и глаголов. У глаголов выделите окончания. | Выполняют задание
Ответы детей -глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы - что делать? что сделать? (говорит один ученик); Ответы детей Ответы детей -окончаниями; -у них разный род; Открывают учебник. Выполняют задание устно.
Грело – прош.вр., ед.ч. Падал – прош.вр., ед.ч. Гулял – прош.вр., ед.ч. Взяла – прош.вр., ед.ч. Поспела – прош.вр., ед.ч. Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс -л-. Делают вывод Солнце (ср.р.) - грело (ср.р.) Дождик (м.р.) – падал (м.р.) Ветерок (м.р.) – гулял (м.р.) Малина (ж.р.) – взяла (ж.р.) Малина (ж.р.) - поспела (ж.р.) Выполняют упражнение письменно, определяют род сущ. и гл. Выделяют окончания у глаголов. | П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Л: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности Р: принимать и сохраняют учебную задачу К: умение осознанно и произвольно строить связные речевые высказывания; |
III. Постановка учебной задачи | Метод: словесный, частично-поисковый (беседа) | -Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить? -Подумайте, в каком времени глаголов мы можем определить род глагола? -Как будет звучать тем урока? -Какую цель мы поставим перед собой сегодня на уроке? | -О родах глаголов; Предположения детей. -«Род глаголов в прошедшем времени»; -научиться находить глаголы прошедшего времени, выделять в них окончания; определять род гл. пр.вр. | Р: целеполагание, как постановка учебной задачи. П: самостоятельное выделение и постановка цели |
IV. Открытие нового знания | Метод: словесный, частично-поисковый, практический (беседа, упражнение) | - Найдите на странице 121 «Обратите внимание» и прочитай сведение о языке. - Посмотрите внимательно на упражнение 215. Что вы видите? На какие вопросы отвечают глаголы? Глаголы, в форме какого времени, отвечают на данные вопросы? - Докажите, что глаголы блестел, сиял, сверкал являются синонимами. - Определите различие в лексическом значении глаголов блестел и блеснул, сиял и засиял, сверкал и сверкнул. Сейчас вам нужно списать глаголы, указать род и выделить окончания. Выполняем задание по вариантам. I – записывает глаголы с вопросами что делал? что делала? что делало? II - записывает глаголы с вопросами что сделал? что сделала? что сделало? -Выполняем, затем проверим. Поменяйтесь тетрадями с соседом. Взяли простой карандаш и проверяем, правильно ли ваш сосед указал род и выделил окончание. Проверяем I вариант, проверяем II вариант. Вернули тетради. Посмотрите свои работы и поднимите руку у кого задание выполнено верно. Молодцы. Теперь поднимите руку те, кто допустил ошибки. Опустите руки. Мы с вами должны хорошо потрудиться на уроке, чтобы не допускать больше ошибок. Скажите, в каком числе употреблены данные в этом упражнении глаголы? А как изменяются глаголы в прошедшем времени? Какая часть слова указывает на изменение глаголов по родам? На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени, стоящие в мужском, женском, среднем роде? -Какой вывод мы можем сделать? Хорошо, а теперь давайте перевернем страничку в учебнике и прочитаем правило, и сравним правильный ли вывод мы сделали? - Что можно сказать о глаголах прошедшего времени во множественном числе? -Сейчас немного с вами отдохнем! Динамическая пауза. Встаем. Я вам сейчас буду называть глаголы в форме прошедшего времени. Если глагол стоит в ж.р. то вы хлопаете в ладоши, в ср.р. – приседаете, а в м.р. – прыгаете. Готовы? Давайте попробуем. Шла, росло, говорил, звенела, играл, сияло, пел, пила, горело. Молодцы! Присаживается и продолжаем нашу работу. -Выполняем упр. 216. Прочитайте задание. - Сколько форм прошедшего времени мы с вами можем образовать? - Какие это формы? - Упасть. В какой форме дан глагол? - Образуем от глагола упасть все формы прошедшего времени. Указываем род и выделяем окончание. (Аналогично с другими глаголами). Что мы с вами учились делать в этом упражнении? -Молодцы! | Читают сведения о языке Отвечают на вопросы Высказывают свое мнение Выполняют задание Выполняют взаимопроверку Отвечают на вопросы -в единственном числе - по родам - окончание Делают вывод Выполняют задание в соответствии заданной инструкции Читают задание Отвечают на вопросы Формы ж.р., м.р., ср.р. в прош.вр. В неопределенной форме (начальной форме) Упасть – упал, упала, упало. Делают вывод | П: анализ объектов с целью выделения признаков П:структурирование знаний К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; П: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать имеющиеся знания. |
V. Первичное закрепление во внешней речи | Метод: словесный, практический (беседа, подводящий диалог) | -На стр.122 упр 217. Прочитайте задание. - О чем это стихотворение? Какое настроение вызывают эти строчки? Какие слова передают такое настроение? Найдите в стихотворении глаголы с приставкой за-? Какое значение внесла в глаголы приставка за-? Спишите данное стихотворение в тетрадь. Определите у глаголов род и число глаголов (или только число) будьте внимательны! У глаголов выделите окончание. Давайте проверять. Называем глагол, и говорим как определил род и число у глагола, и называем окончание. | Читают стихотворение Высказывают свое мнение Высказывают предположения Выполняют упражнение Проверяют упражнение | К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; П: структурирование знаний |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой | Метод: словесный, (беседа) практический (Самостоятельная работа обучающихся) | -Посмотрите на экран. Что вы видите? Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом? 1. Они то косо л_тели (по)ветру, то отвесно ложились в сырую траву. 2. Лист_я падали дни и ночи. 3. Нач_лся л_стопад. 4.Этот дож_дь шел н_делями. 5. Л_са моросили д_ждем обл_тавшей л_ствы. Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст. Озаглавьте текст. Запишите текст. Вставьте, где нужно пропущенные буквы, обозначьте орфограммы. У глаголов в форме прошедшего времени определите род. -Сдавайте работы. | Слушают учителя. Высказывают свое мнение Выполняют упражнение по заданию. | П: выбор наиболее эффективных способов решения задач |
VII. Включение в систему знаний | Метод: словесный (беседа) | Игра «Не подведи свой ряд» Посмотрите на экран. Первый ряд называет глаголы женского рода, второй — мужского, третий - среднего. Называем глаголы по очереди и по поднятой руке. Налетела, прибежал, унесло, настало, блестел, написал, рисовало, читала, мечтал, уехала, выбежало, снесла. - Молодцы. -О чем сегодня на уроке мы говорили? -Какие глаголы изменяются по родам?? -С помощью какого суффикса мы определяем прошедшее время глагола? | Выполняют задание в соответствии заданной инструкции -о родах глаголов в прош.вр.; -в пр. времени, ед. ч.; - -л-; | Р: осуществлять итоговый контроль; Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения; |
VIII. Рефлексия деятельности (по продукту) | Метод: словесный (беседа) | -Давайте запишем домашнее задание: р.т. с. 72 -Наш урок подошёл к концу. -В чём испытывали затруднение? -Ребята, мы достигли цели урока? -Вы хорошо поработали. Спасибо за урок! | Записывают домашнее задание Ответы детей -да | Р: анализировать собственную работу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку "Род глаголов в прошедшем времени" с применением элементов сингапурской методики
Открытый урок с применением элементов сонгапурской методики....
Конспект урока по русскому языку «Род глаголов в прошедшем времени», 3 класс УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование представления об изменении глаголов в прошедшем времени по родам.Планируемые результаты:Предметные:- Знать определение глагола;- Уметь определять время глагола...
Технологическая карта урока русского языка Изменение глаголов в прошедшем времени по родам 3 класс Батищева Н.А
Технологическая карта урока русского языка Изменение глаголов в прошедшем времени по родам 3 класс Батищева Н.А...
Конспект урока по русскому языку «Правописание глаголов в прошедшем времени»(УМК«Школа России», 4 класс )
Цели деятельности учителя:формирование умений выполнять морфологический разбор глаголов.Планируемые результаты:Предметные:знать правила правописания глаголов;знать временные формы глагола, начальную ф...
Конспект урока русского языка "Правописание глаголов в прошедшем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цели деятельности учителя: · формирование умений определять писать глаголы в прошедшем времени;· ознак...
Конспект урока русского языка «Род глаголов в прошедшем времени» (УМК "Школа России" 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений о изменениях глаголов в прошедшем времени единственного числа по родамПланируемые результаты:·...
Конспект урока русского языка "Правописание глаголов в прошедшем времени" УМК: «Школа России» учебник русского языка 4 класс 2 часть. Горецкий В.Г. Канакина В.П
Цель урока: формирование понятий о правописании глаголов в прошедшем времени.Планируемые результаты: Предметные:1) учитьсяприменять правила правописания глаголов прошедшего на письме;2)учит...