Русский язык. Род глаголов в прошедшем времени
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Морозова Ольга Александровна

Тема урока: «Род глаголов в прошедшем времени»

Тип урока: урок «открытия»  новых знаний

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

- проявлять интерес к новым знаниям;

- осознавать важность изучения русского языка;

- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;

- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые учебные задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

- владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Предметные:

- знать особенности глаголов в прошедшем времени;

- уметь изменять глаголы прошедшего времени единственного числа по родам;

- уметь определять число и род у глаголов прошедшего времени;

- уметь отличать глаголы прошедшего времени от других.

 

Оборудование:  учебник русского языка: 3 класс 2 часть УМК «Школа Россия»;  презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk._rod_glagolov_v_proshedshem_vremeni.doc224.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: «Род глаголов в прошедшем времени»

Тип урока: урок «открытия»  новых знаний

Планируемые результаты обучения:

Личностные:

- проявлять интерес к новым знаниям;

- осознавать важность изучения русского языка;

- учиться адекватно реагировать на трудности и не делать ошибку;

- учиться адекватно оценивать свою работу и работу своих одноклассников.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые учебные задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;

- владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Предметные:

- знать особенности глаголов в прошедшем времени;

- уметь изменять глаголы прошедшего времени единственного числа по родам;

- уметь определять число и род у глаголов прошедшего времени;

- уметь отличать глаголы прошедшего времени от других.

Оборудование:  учебник русского языка: 3 класс 2 часть УМК «Школа Россия»;  презентация.

Этапы урока

Методы и приёмы

Виды работы, формы, методы, приемы


Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Метод: словесный

(беседа)

-Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас будет урок русского языка.

-Присаживайтесь.

-Прочитайте пословицу.

Сколько ни толковать, а всего не перетолковать.

-Как вы понимаете её?

Приветствуют учителя

Присаживаются

Читают пословицу

Высказывают свои предположения

Л:самоопределение;

Л.: формирование мотивации к обучению;

II. Актуализация знаний и мотивация

Метод: словесный, практический

(беседа, подводящий диалог, беседа)

Метод:

Практический: Выполнение упражнения

-Открываем тетради, записываем число и классная работа.

Минутка чистописания

-Сейчас вам нужно прописать соединения букв (ла, ли, ло)

-Сейчас посмотрите на экран. Ваша задача дополнить 2 этих предложения глаголами.

Миша __________ окно.

Девочка __________ посуду.

-Какие глаголы вы вставили?

-Давайте повторим.

-Кто мне расскажет правило, что такое глагол?

-Что вы знаете о глаголах?

-Посмотрите на предложения, как они будут звучать, если в них добавить глагол «мыть»? Подставьте и прочитайте.

-Что мы можем сказать об этих глаголах? Чем они отличаются?

-Хорошо. Обратите внимание на существительные, к которым относятся эти глаголы. Что можно сказать?

-Откройте учебники на стр. 121, и найдите упражнение 214.

-Прочитайте про себя стихотворение и задание ниже.

-Что нужно сделать?

-Выполняем вместе устно по заданию.

- Найдите глаголы и определите у них время и число.

-Обратите внимание на глаголы прошедшего времени, что вы заметили?

-Верно! Это суффикс прошедшего времени глагола.

-Давайте попробуем сделать вывод, для чего служит суффикс -л-?

-Вывод: Если в глаголе есть –л-, то глагол стоит в форме прошедшего времени.

- Определите род каждого глагола в прошедшем времени по роду имени существительного, с которым глагол связан по смыслу.

Хорошо, теперь спишите данное стихотворение в тетрадь, укажите род имен существительных и глаголов. У глаголов выделите окончания.

Выполняют задание


Слушают учителя


Выполняют задание

 

Ответы детей

-глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы - что делать? что сделать? (говорит один ученик);

Ответы детей

Ответы детей

-окончаниями;

-у них разный род;

Открывают учебник.

Выполняют задание устно.

 

Грело – прош.вр., ед.ч.

Падал – прош.вр., ед.ч.

Гулял – прош.вр., ед.ч.

Взяла – прош.вр., ед.ч.

Поспела – прош.вр., ед.ч.

Глаголы в  прошедшем времени имеют суффикс -л-.

Делают вывод

Солнце (ср.р.) - грело (ср.р.)

Дождик (м.р.) – падал (м.р.)

Ветерок (м.р.) – гулял (м.р.)

Малина (ж.р.) – взяла (ж.р.)

Малина (ж.р.) -  поспела (ж.р.)

 Выполняют упражнение письменно, определяют род сущ. и гл. Выделяют окончания у глаголов.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Л: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности

Р: принимать и сохраняют учебную задачу

К: умение осознанно и произвольно строить связные речевые высказывания;

III. Постановка учебной задачи

Метод: словесный, частично-поисковый

(беседа)

-Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?

-Подумайте, в каком времени глаголов мы можем определить род глагола?

-Как будет звучать тем урока?

-Какую цель мы поставим перед собой сегодня на уроке?

-О родах глаголов;

Предположения детей.

-«Род глаголов в прошедшем времени»;

-научиться находить глаголы прошедшего времени, выделять в них окончания; определять род гл. пр.вр.

Р: целеполагание, как постановка учебной задачи.

П: самостоятельное выделение и постановка цели

IV. Открытие нового знания

Метод: словесный, частично-поисковый, практический

(беседа, упражнение)

- Найдите  на странице 121 «Обратите внимание» и прочитай сведение о языке.

- Посмотрите внимательно на упражнение 215. Что вы видите? На какие вопросы отвечают глаголы? Глаголы, в форме какого времени, отвечают на данные вопросы?

- Докажите, что глаголы блестел, сиял, сверкал являются синонимами.

- Определите различие в лексическом значении глаголов блестел и блеснул, сиял и засиял, сверкал и сверкнул.

Сейчас вам нужно списать глаголы, указать род и выделить окончания. Выполняем задание по вариантам.

I – записывает глаголы с вопросами что делал? что делала? что делало?

II - записывает глаголы с вопросами что сделал? что сделала? что сделало?

-Выполняем, затем проверим.

Поменяйтесь тетрадями с соседом. Взяли простой карандаш и проверяем, правильно ли ваш сосед указал род и выделил окончание. Проверяем I вариант, проверяем II вариант. Вернули тетради. Посмотрите свои работы и поднимите руку у кого задание выполнено верно.  Молодцы.

Теперь поднимите руку те, кто допустил ошибки. Опустите руки. Мы с вами должны хорошо потрудиться на уроке, чтобы не допускать больше ошибок.

Скажите, в каком числе употреблены данные в этом упражнении глаголы?

А как изменяются глаголы в прошедшем времени?

Какая часть слова указывает на изменение глаголов по родам?

На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени, стоящие в мужском, женском, среднем роде?

-Какой вывод мы можем сделать?

Хорошо, а теперь давайте перевернем страничку в учебнике и прочитаем правило, и сравним правильный ли вывод мы сделали?

- Что можно сказать о глаголах прошедшего времени во множественном числе?

-Сейчас немного с вами отдохнем! Динамическая пауза.

Встаем.

Я вам сейчас буду называть глаголы в форме прошедшего времени. Если глагол стоит в ж.р. то вы хлопаете в ладоши, в ср.р. – приседаете, а в м.р. – прыгаете. Готовы? Давайте попробуем.

Шла, росло, говорил, звенела, играл, сияло, пел, пила, горело. Молодцы! Присаживается и продолжаем нашу работу.

-Выполняем упр. 216. Прочитайте задание.

- Сколько форм прошедшего времени мы с вами можем образовать?

- Какие это формы?

- Упасть. В какой форме дан глагол?

- Образуем от глагола упасть все формы прошедшего времени. Указываем род и выделяем окончание. (Аналогично с другими глаголами).

Что мы с вами учились делать в этом упражнении?  

-Молодцы!

Читают сведения о языке

Отвечают на вопросы

Высказывают свое мнение

Выполняют задание

Выполняют взаимопроверку

Отвечают на вопросы

-в единственном числе

- по родам

- окончание

Делают вывод

Выполняют задание в соответствии заданной инструкции

Читают задание

Отвечают на вопросы

Формы ж.р., м.р., ср.р. в прош.вр.

В неопределенной форме (начальной форме)

Упасть – упал, упала, упало.

Делают вывод

П: анализ объектов с целью выделения признаков

П:структурирование знаний

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

П: поиск и выделение необходимой информации; умение структурировать имеющиеся знания.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Метод: словесный, практический

(беседа, подводящий диалог)

-На стр.122 упр 217. Прочитайте задание.

- О чем это стихотворение? Какое настроение вызывают эти строчки? Какие слова передают такое настроение?

Найдите в стихотворении глаголы с приставкой за-? Какое значение внесла в глаголы приставка за-?

Спишите данное стихотворение в тетрадь. Определите у глаголов род и число глаголов (или только число) будьте внимательны! У глаголов выделите окончание.

Давайте проверять. Называем глагол, и говорим как определил род и число у глагола, и называем окончание.

Читают стихотворение

Высказывают свое мнение

Высказывают предположения

Выполняют упражнение

Проверяют упражнение

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

П: структурирование знаний

VI. Самостоятельная работа

с самопроверкой

Метод: словесный, (беседа) практический

(Самостоятельная работа обучающихся)

-Посмотрите на экран. Что вы видите?

Прочитайте предложения. Можно ли назвать их текстом?

1. Они то косо л_тели (по)ветру, то отвесно ложились в сырую траву.

2. Лист_я падали дни и ночи.

3. Нач_лся л_стопад.

4.Этот дож_дь шел н_делями.

5. Л_са моросили д_ждем обл_тавшей л_ствы.

Расставьте предложения по порядку так, чтобы получился текст. Озаглавьте текст. Запишите текст. Вставьте, где нужно пропущенные буквы, обозначьте орфограммы. У глаголов в форме прошедшего времени определите род.

-Сдавайте работы.

Слушают учителя.

Высказывают свое мнение

Выполняют упражнение по заданию.

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач

VII. Включение в систему знаний

Метод: словесный

(беседа)

Игра «Не подведи свой ряд»

Посмотрите на экран. Первый ряд называет глаголы женского рода, второй — мужского, третий - среднего. Называем глаголы по очереди и по поднятой руке.

Налетела, прибежал, унесло, настало, блестел, написал, рисовало, читала, мечтал, уехала, выбежало, снесла.

- Молодцы.

-О чем сегодня на уроке мы говорили?

-Какие глаголы изменяются по родам??

-С помощью какого суффикса мы определяем прошедшее время глагола?

Выполняют задание в соответствии заданной инструкции

-о родах глаголов в прош.вр.;

-в пр. времени, ед. ч.;

- -л-;

Р: осуществлять итоговый контроль; Р: формулировать выводы из коллективного обсуждения;

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

Метод: словесный

(беседа)

-Давайте запишем домашнее задание: р.т. с. 72

-Наш урок подошёл к концу.

-В чём испытывали затруднение?

-Ребята, мы достигли цели урока?

-Вы хорошо поработали. Спасибо за урок!

Записывают домашнее задание

Ответы детей

-да

Р: анализировать собственную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «Род глаголов в прошедшем времени», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления об изменении глаголов в прошедшем времени по родам.Планируемые результаты:Предметные:- Знать определение глагола;- Уметь определять время глагола...

Технологическая карта урока русского языка Изменение глаголов в прошедшем времени по родам 3 класс Батищева Н.А

Технологическая карта урока русского языка Изменение глаголов в прошедшем времени по родам 3 класс Батищева Н.А...

Конспект урока по русскому языку «Правописание глаголов в прошедшем времени»(УМК«Школа России», 4 класс )

Цели деятельности учителя:формирование умений выполнять морфологический разбор глаголов.Планируемые результаты:Предметные:знать правила правописания глаголов;знать временные формы глагола, начальную ф...

Конспект урока русского языка "Правописание глаголов в прошедшем времени" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цели деятельности учителя: ·        формирование умений определять писать глаголы в прошедшем времени;·        ознак...

Конспект урока русского языка «Род глаголов в прошедшем времени» (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о изменениях глаголов в прошедшем времени единственного числа по родамПланируемые результаты:·...

Конспект урока русского языка «Изменение глаголов в прошедшем времени по родам» (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о изменениях глаголов в прошедшем времени единственного числа по родамПланируемые результаты:·...