Правописание буквосочетаний с шипящими звуками. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Прокопенко Лариса Геннадьевна

Конспект урока "Правописание  буквосочетаний с шипящими звуками. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ".Русский язык 2 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

ФИО (полностью)

 Прокопенко Лариса Геннадьевна

Место работы

МОУ «Седановская СОШ»

Иркутская область

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

2 класс

Тема и номер урока в теме

Тема «Правописание  буквосочетаний с шипящими звуками».Урок 5. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

Предметная программа и её автор

Программа «Школа России»

Русский язык. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Цель  урока:

Организовать деятельность обучающих по повторению сведений о непарных твёрдых и мягких шипящих звуках и правописании слов с буквосочетаниями жи-ши.ча-ща,чу-щу, способствовать  формированию умения различать непарные твёрдые и мягкие шипящие звуки, находить в словах сочетания жи-ши.ча-ща,чу-щу., правильно писать гласные в сочетаниях жи-ши.ча-ща,чу-щу.

Формировать УУД:

Личностные: проявлять интерес к уроку письма, заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов.

Регулятивные УУД: определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно; сопоставлять свою работу с образцом;

Коммуникативные УУД:  оформлять  свою мысль в устной и письменной речи,  обосновывать высказанное суждение умение  договариваться, уступать, находить общее решение при работе в паре и группе;

Познавательные: сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным основаниям, находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в дополнительной литературе.

Планируемый результат: 

Предметные: Обучающийся овладеет умениями писать слова с изученными буквосочетаниями, приводить примеры слов с данными буквосочетаниями. 

Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий в соответствии с поставленной задачей, высказывать своё предположение, корректировать действия после его завершения.

Регулятивные УУД: слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке. и следовать им.

Коммуникативные УУД: Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя , добывать новые знания , находить ответы , используя учебник, свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке.

Тип урока

Изучение нового материала

Необходимое оборудование

 ПК учителя и учащихся, экран, проектор, демонстрационная таблица, учебник, рабочая тетрадь, ручки,

Структура и ход  урока

Таблица 1, 2. Приложение.

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР(с указание

порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

6

4

5

7

1

Организацион-

ный момент

Настраивает учащихся на работу:

-Начинается урок, он пойдет ребятам впрок.

Учащиеся настраиваются на плодотворную работу:

-Постараюсь все понять – буду грамотно писать.

1 мин

2

Актуализация знаний

Проводит беседу по звуковым записям на доске ( на основе упр.12.с 10 в учебнике): [ж], [ч], [щ], [ш].Задает вопросы :

-В какие две группы их можно объединить? Расскажите, что вы знаете о каждом шипящем звуке. Почему эти звуки называют шипящим? Приведите примеры слов, где есть шипящий звук?

Учащиеся участвуют в беседе, полным ответом отвечают на вопросы учителя. Дополняют ответы своих товарищей

3 мин.

3

Самоопределение к деятельности

Нацеливает учащихся на тему урока:

 -Как вы считаете, о чем пойдет  речь на нашем уроке?

Учащиеся предлагают свои варианты

1мин

4

Определение темы урока

Обобщает высказывания учащихся, определяет тему урока, проводит беседу по определению видов деятельности учащихся:

-Как вы считаете, какие упражнения мы будем выполнять, чтобы достигнуть нашей цели?

Учащиеся участвуют в беседе, высказывают своё мнение . Дополняют ответы своих товарищей

2мин

5.

Усвоение нового материала

Предлагает учащимся ознакомиться с пословицами в упр 11.с.10

- Определите смысл пословиц.

- Найдите в словах буквосочетания на тему урока.

-Выполните письменно задание упр.11

 Учащиеся знакомятся с пословицами , определяют их смысл, Находят в словах буквосочетания на тему урока., списывают задание

8 мин

 Ставит проблемный вопрос по теме:

_ Почему же с жи-ши пишется только и, с ча-ща буква а, с чу-щу буква у?

Рассказывает дидактическую сказку о дружбе  шипящих согласных Ж, Ш, Ч, Щ с гласнымию. Но окончание сказки предлагают учащиеся, дополняя ответы одноклассников.    Демонстрирует наглядное пособие.

Слушают сказку предлагают собственные варианты продолжения сказки, дополняя ответы одноклассников.,  делают вывод

3мин

6

Работа с правилом

 Проводит беседу:

-Кто из вас уже может сформулировать правило?

- Предлагает  найти правило на странице 11 учебника.

 Ответы учащихся.

Учащиеся знакомятся с правилом в учебнике.

2мин

7

Физминутка

Учитель читает слова с изучаемыми сочетаниями, а учащиеся выполняют упражнения по правилу:

Жи- руки в стороны

Ши- руки вверх

Ча—руки перед собой

Ща- руки к плечам

Чу- присесть

Щу - подпрыгнуть

Выполняют упражнения

 1мин

8

Первичное закрепление

ЭОР №1

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу Ссылка 3.

Слайд 1,3

Предлагает выполнить задание на ПК

проверить правильность своих высказываний, результаты занести в рабочую тетрадь

Предлагает одному из  учащихся озвучить полученные результаты.

Индивидуально выполняют предложенное задание.

1 ПК – 1 ученик. Выделяют существенные и несущественные признаки объектов. Устанавливают причины и следствия: раньше, в давние времена, Ж было мягким и после него писали И. Сейчас ЖИ пишут  с И по традиции. Самостоятельно делают выводы. Записывают полученные слоги  в тетрадь. Проводят парную взаимопроверку работы.

10 мин

9

Применение знаний

Организует письменную работу учащихся по заданию в учебнике Упражнение 14,  стр.11.

Читают задание упражнения. Работают в соответствии с инструкцией задания. Выдвигают гипотезу, выясняя, в какие 3 группы можно объединить данные в упражнении слова.  Самостоятельно выполняют письменную часть упражнения. Проводят  взаимопроверку.

Устно фиксируют результаты письменной работы, зачитывая слова каждой группы. Проверяют правильность – неправильность выполнения задания. Делают выводы по результатам работы

4 мин

10

Проверка знаний

ЭОР№1

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Слайд 2

ЭОР№2

Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу Слайд 4, 5.

Задание№1

Предлагает выполнить задания на ПК.

Задание 2.

Организует парную работу для выполнения упражнения 13 на стр.10. Организует диспут

 Выполняют задание по выбору самостоятельно (1ПК -1 ученик). Работают в соответствии с инструкцией. Вносят необходимые коррективы в предметные действия, осуществляют пошаговый контроль по результатам работы. Устанавливают взаимосвязи между компонентами. Делают самостоятельные выводы.

Выполняют упражнение согласно инструкции в паре. Определяют и формулируют цель задания. Высказывают свою точку зрения. Приходят к единому мнению в паре.

4 мин

3 мин

11.

Рефлексия

Задает вопросы учащимся:

-Почему в буквосочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу написание гласных букв надо запомнить?

- Просигнализируйте карточками: как вам  сегодня работалось на уроке?

 Учащиеся полным ответом отвечают на вопрос учителя

Учащиеся показывают карточки разного цвета :жёлтый-работой доволен, зелёный – ещё не всё понятно, красный- многое было непонятно

2мин

12

Домашнее задание

Комментирует задание: Выполнить в «Рабочей тетради» упр 11 с.7

Записывают задание в дневник

1мин

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА УРОКЕ

Название ресурса

Тип, вид ресурса[1]*

Форма предъявления информации (иллюстрации презентация,видеофрагменты, тест, модель и т.д

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Единая коллекция ЦОР. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Электронный учебный модуль контрольного типа (к-тип) для учеников, затрудняющихся в освоении предмета на базовом уровне (с более детализированным представлением предметного содержания), по теме " Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу ".

Вид  ресурса – комбинированный

Интерактивный текст №1, 3

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/53aeea06-a2ec-4acc-9b4b-b5360c8967df/63034/?interface=catalog&class[]=42&class[]=43&subject=8

2.

Единая коллекция ЦОР. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Электронный учебный модуль контрольного типа (к-тип) для учащихся по теме «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу» Вид ресурса - комбинированный

Иллюстрированный материал. №2

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/53aeea06-a2ec-4acc-9b4b-b5360c8967df/63034/?interface=catalog&class[]=42&class[]=43&subject=8

3.

Единая коллекция ЦОР. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу

Электронный учебный модуль информационного типа (и-тип) для учащихся по теме «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу».

Вид ресурса практический.

Задание для индивидуальной или парной работы № 4,5

http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/53aeea06-a2ec-4acc-9b4b-b5360c8967df/63034/?interface=catalog&class[]=42&class[]=43&subject=8



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка."Правописание буквосочетаний с шипящими звуками" 2 кл. (УМК "Школа Рсссии"авт. В.П.Канакина)

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»....

Открытый урок по русскому языку «Шипящие согласные звуки. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, чн-чк, нщ».2 класс.

Урок подготовлен и проведен учителем начальных классов   МБОУ Гимназии №2 Карпец Ириной Владимировной. Урок проведён по плану в соответствии с тематическим планированием. Содержание урока со...

План-конспект урока по теме: Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

План-конспект урока по теме: Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУКласс: 2 Тип урока: повторение...

План-конспект урока по теме: Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЖИ-ШИ

План-конспект урока по теме: Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЖИ-ШИКласс: 2 Тип урока: закрепление...