Правописание слов с удвоенными согласными
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Асеева Евгения Ивановна

Урок русского языка 3 класс Школа России 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Правописание слов с удвоенными согласными».

Цель: Формировать умение писать слова русского и иностранного происхождения с удвоенными согласными буквами.

Задачи:

Познакомиться со способами  определения удвоенных согласных в словах.

повторить значимые части слова;

 Развивать орфографическую зоркость на основе введения новой орфограммы.

создать условия, при которых учащиеся смогут доказать, почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня, корня и суффикса;

развивать речь через ответы на вопросы учителя, умение выражать и обосновывать свою точку зрения;

работать в паре, слушать собеседника и вести диалог.

Планируемые результаты.

Предметные:

  • находить и отмечать в слове изучаемую орфограмму;
  • образовывать слова с удвоенными согласными;
  • уметь находить и группировать слова на изученную орфограмму.

Метапредметные:

регулятивные: принимать и сохранять цель урока и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем строить новые учебные задачи; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; проводить рефлексию своих действий на уроке

познавательные: осуществлять анализ, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы на основе изученного материала;

коммуникативные: соблюдать нормы речевого этикета; отвечать на вопросы учителя, выражать и обосновывать свою точку зрения; работать в паре; слушать собеседника и вести диалог.

Личностные:

  • осознавать значимость изучения темы;
  • проявлять интерес к русскому языку;

проявлять уважительное отношение к иному мнению.

Методы обучения: Проблемный, частично – поисковый.

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, в паре.

Материально-техническое обеспечение: Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык», 1 часть, 3 класс, «Просвещение», 2018.

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран; презентация.

Ход урока

I.Организационный момент.

Речёвка.

Восточная мудрость гласит:                             Слайд 1

Приобретать знания – храбрость.

Приумножать – мудрость.

А умело применять – искусство!

Я желаю вам быть храбрыми, мудрыми и искусными в работе.

II. Минутка чистописания 

А сейчас давайте вспомним искусство каллиграфии. Для этого проведём минутку чистописания.

 л - лл   м- мм   н - нн    к – кк  с - сс

II. Выявление места и причины затруднения.

На доске слова, в них пропущены орфограммы. Давайте попытаемся вставить их (по цепочке с первого ряда).

Иску . тво

Анте . а

Оди . адцать

А . ея

Дро . и

Если вставят всё правильно:

- Что помогло вам справиться с этим задание? (Мы уже знакомились с этой орфограммой).

Достаточно ли вам имеющихся знаний? (нет)

- Какую задачу мы поставим для себя на этот урок? (Как определить, будет ли в слове удвоенная согласная или нет?)

Если допустили ошибки:

- Что вызвало у вас затруднение? (не достаточно знаний по теме).

-Прочитайте строчки на слайде.                 Слайд 2

Кто получит низкий балл,

Не придёт на школьный бал.

- Какие слова произносятся одинаково, но имеют разный смысл? Объясните значение каждого слова.

- А как пишутся эти слова? (одно слово с 2 согласными, а другое – с одним)

III. Построение проекта выхода из затруднения и решение проблемы.

Сегодня вы не ученики, а исследователи. Объектом исследования будут слова (открываю первый столбик):

Жанна

Коллекция

Коллектив

Касса

- Прочитайте слова и послушайте, как произносится согласный звук? (долго, тянется).

Какой вывод сделаем? (на месте долгого согласного звука пишем удвоенные  согласные).

- Мы открыли первый способ определения написания удвоенной согласной.

-Теперь прочитайте слова во втором столбике:

Суффикс

Теннис

Аккуратный

Грамм 

Килограмм

- Что заметили? (не во всех словах  мы слышим долгий согласный звук).

- Можем ли мы воспользоваться первым способом? (нет)

- Как же быть? (объяснить по словарю)

А знаете ли вы, что почти все слова с удвоенными согласными — это ИНОСТРАНЦЫ? У себя на родине они писались с двойными согласными, наверное, поэтому им и оставили двойные согласные, как связь с родиной. В результате общения народов мира, люди делятся не только достижениями науки, культуры, но и заимствуют слова.

-Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить.

- Это второй способ  определения написания удвоенной согласной.

- У нас остался ещё 3 столбик, а это значит… (есть третий способ)

● Читает учитель, голосом отделяя части слов:

Каменный

Оттолкнуть

Оттепель

Осенний  

- Почему я так читала? (удвоенный согласный находится в разных частях слова).

- Как это доказать? (сделать морфемный анализ слова).

- Давайте это сделаем по цепочке. Начнем со второго ряда.

- Это третий способ определения написания удвоенной согласной.

- Молодцы! Мы с вами открыли 3 способа безошибочного написания удвоенной согласной в слове.

- Давайте сравним результаты нашего исследования с выводами в учебнике.

- Откройте с. 121 и прочитайте первый вывод: Удвоенная согласная в слове – это орфограмма. Написание слов с удвоенными согласными нужно проверять по орфографическому словарю.

Следующее правило на стр. 123 в рубрике «Обратите внимание» (по одному зачитывают).

IV. Физкультминутка.

Как живёшь? Вот так (показывают большой палец)

Как идёшь? Вот так (шагают)

Как бежишь? Вот так (бегут на месте)

Как шалишь? Вот так (прыгают)

А как сидишь? Вот так (тихо садятся)

V. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Упражнения в применении нового знания.

- А сейчас я предлагаю вам работу по группам.

-  Откройте с. 122 упр. 236.

1й ряд – выписать слова с удвоенными согласными в корне слова;

2й ряд – удвоенные согласные на стыке приставки и корня;

3й ряд – удвоенные согласные на стыке корня и суффикса.

- Проверяем на слайде.                                                                        Слайд 3.

         

 

Перрон

Ванна

Шоссе

Аккуратный

Суффикс

Коллектив

Ссора

Беззвёздный

Ввозить

Рассказать

Картинный

Матросский

Осинник


-Молодцы, отлично справились с заданием.

VI. Самостоятельная работа. Развитие умений.

-А следующее упражнение – самостоятельная работа. 

- Упр. 235 – прочитайте задание.

- Проверяем на слайде.                                                           Слайд 4.

Машина – машинный, луна – лунный, камень – каменный, длина  - длинный, сон – сонный, окно – оконный, лимон – лимонный, конь – конный, осень – осенний.

- Оцените свою работу.

- Поднимите руки, кто выполнил всё без ошибок? Поставьте себе «5» карандашом.

- Кто допустил 1 или 2 ошибки? Поставьте карандашом «4».

- У кого больше 2 ошибок, не расстраивайтесь, у вас будет время всё исправить на следующих уроках.

-Почему в именах прилагательных пишутся две буквы н? (одна Н в корне, а вторая в суффиксе)

- Вспомните правило переноса слов с удвоенной согласной (одну согласную оставляем на строке, а другую переносим).

Я предлагаю вам маленький стишок, чтобы лучше запомнить это правило.       Слайд 5

Эти буквы – близнецы
Удалые молодцы,
Ты одной закончи строчку, 
А с другой её начни.
 (Повторим хором)

- Давайте устно потренируемся делить слова с удвоенными согласными для переноса.                              

Ап-петит, трол-лейбус, тен-нис, рас-сказ, сон-ный, рус-ский, осин-ник.           Слайд 6.

VII. Подведение итогов урока.

- Вы сегодня хорошо поработали на уроке.

Домашнее задание.

Дома вы ещё раз закрепите полученные знания и умения в упр. 237 на с. 123, и выучите правила на с. 121, 123.                                                   Слайд 7 (с заданием). 

Рефлексия.

- А сейчас закончите предложения:

Сегодня я узнал… (что удвоенный согласный это орфограмма)        Слайд 8

Я теперь буду знать…   (когда пишется удвоенная согласная)      

Я научился… (выделять части слова с удвоенными согласными)

-Свою оценку за работу на уроке добавлю к вашей самооценке и объявлю её позже.

Спасибо вам за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне слова.

Цели:совершенствовать навыки правописания слов с удвоенными согласными в корне. Описание игры: Начало работы осуществляется при клике кнопкой мыши на стрелку на 1 слайде. При этом появляется...

Урок русского языка во 2 классе по теме: «Правописание слов с удвоенными согласными»

Цели: - продолжать знакомить учащихся с написанием слов с удвоенной согласной в корне слова и повторять изученные; - знакомить с происхождением и значением слов с удвоенной согласной; -...

Различение и правописание слов с удвоенной согласной

Тема: «Различение и правописание слов с удвоенной согласной буквой в корне слова и на стыке приставки и корня».Цель:1. Познавательные УУД:- закрепить понятие корень и приставка;- формировать умение пр...

Тестовые задания по теме "Правописание слов с удвоенными согласными в корне слове"

Тест содержит 12 слов с удвоенными согласными в корне слова (3 класс, "Школа 2100"). Часть слов написана верно, а в некоторых словах допущены ошибки. Цель задания: вспомнив правописание предложенных с...

Конспект урока по русскому языку в 3-ем классе ФГОС по теме: «Правописание слов с удвоенными согласными»

Урок по теме: «Правописание слов с удвоенными  согласными» для учителей, работающих по программе "Школа России" по ФГОС....

Урок русского языка по теме «Правописание слов с удвоенными согласными» 2 класс.

Тема: «Правописание слов с удвоенными согласными». Урок закрепления знаний. (ОМН)Цели: Овладевать навыками безошибочного письма слов с удвоенными согласными Задачи: - закреплять умения правописан...

Конспект урока "Правописание слов с удвоенными согласными буквами в корне слова."

Данный урок предназначен для учителей начальных классов...