Что такое текст-рассуждение?
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Фирсова Надежда Алексеевна | 2019 | |
Предмет, УМК | Русский язык, УМК «Школа России» | |
Класс | 2 | |
Тема урока | Что такое текст-рассуждение? | |
Тип урока | Урок открытия новых знаний | |
Цель освоения учебного содержания | Создать условия для формирования умений работать с текстом-рассуждением; создать условия для ознакомления с правописанием слов с непроверяемым написанием: потому что, так как | |
Задачи | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
| |
Технология построения урока | Технологии личностно-ориентированного метода Здоровье сберегающие технологии ИКТ технологии |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_tekst_rassuzhdenie.docx | 487.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Фирсова Надежда Алексеевна | 2019 | |
Предмет, УМК | Русский язык, УМК «Школа России» | |
Класс | 2 | |
Тема урока | Что такое текст-рассуждение? | |
Тип урока | Урок открытия новых знаний | |
Цель освоения учебного содержания | Создать условия для формирования умений работать с текстом-рассуждением; создать условия для ознакомления с правописанием слов с непроверяемым написанием: потому что, так как | |
Задачи | Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
| |
Технология построения урока | Технологии личностно-ориентированного метода Здоровье сберегающие технологии ИКТ технологии |
Планируемые результаты
Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД |
Знают понятие «текст-рассуждение»; умеют определять вид текста (описание, повествование, рассуждение); составляют текст- рассуждение; применять правила правописания. | Регулятивные УУД:
|
|
Познавательные УУД:
| ||
Коммуникативные УУД:
|
Формы работ: фронтальная, индивидуальная | Методы работы: словесный, наглядный, практический | |||
Оборудование мультимедийный проектор, экран; ноутбук; мультимедийная презентация к уроку; учебник «Русский язык . 2 класс», | ||||
Деятельность учителя | Содержание | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | |
1. Организационно-мотивационный этап | ||||
Организует класс. Формирует положительный эмоциональный настрой через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, эмоциональную речь учителя. | - Здравствуйте ребята. Вспомните правила работы на уроке. Ответ принимается по поднятой руке, согласие и несогласие показываются при помощи сигнальных карточек, которые находятся у вас на парте. - Начать наш урок я бы хотела со слов великого древнегреческого философа и воспитателя Аристотеля. Послушайте, как он говорил о знаниях человека: «Познание начинается с удивления». - Как вы понимаете смысл данного изречения? | Эмоционально настраиваются на работу. Контролируют готовность к уроку | Личностные: Формировать мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действия. Регулятивные: Развивать умение контролировать свою готовность к уроку, самостоятельно организовывать своё рабочее место. Коммуникативные: формировать умение соблюдать простейшие нормы этикета: приветствовать учителя; слушать и понимать речь других | |
2. Постановка учебной задачи | ||||
Организует проверку изученного материала, создает условия выявить проблему, сформулировать тему. | - Откройте тетради, запишите число, классная работа. - Ребята, обратите внимание на слайд. Прочитайте слова. Футбол, хоккей, волейбол, городки, лапта, баскетбол, теннис. -Что это за слова? Что у них общего? Какие еще спортивные игры вы знаете? -Спишите названия спортивных игр в алфавитном порядке. Зеленой ручкой обозначьте орфограммы. Свою готовность покажите знаком. - Миша, какие орфограммы ты выделил? - Ребята, свое согласие и несогласие покажите знаком. -Молодец, ты правильно выполнил работу. (на экране запись) Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая, яркая, глаза горят зелёным огнём, лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки. -Обратите внимание на слайд. Перед вами текст. Прочитайте. Читает ребенок с хорошим навыком чтение, остальные следят. - Определите вид текст. Докажите. - Какой вопрос можно задать к этому тексту? -Прочитайте еще один текст. Ещё зимой в трескучие морозы у медведицы рождаются медвежата. Они маленькие, с рукавичку. Мать ещё в берлоге кормит их молоком. С наступлением весны медведица с медвежатами выползает их берлоги. -Определите вид этого текста. -Докажите. -Какой вопрос можно задать к этому тексту? -Прочитайте третий текст. Пробеги по дорожке в ясный морозный день. Слышишь, как снег скрипит под ногами? Как ты думаешь, почему? Это ломаются у тебя под ногами маленькие лучики холодных звёздочек. А так как их ломается сразу очень много – вот мы и слышим треск. -Как вы думаете, к этому тексту можно задать вопрос почему? -Как вы думаете этот текст –описание? Повествование? - Наши мнения разошлись, чего мы не знаем? - Какую цель мы перед собой поставим? - Чтобы достичь цели, спланируем работу, с помощью слов подсказок. Познакомиться… Научиться… Применить… (На слайде) | Слушают руководства учителя. Отвечают на вопросы учителя. -текст-описание -описан внешний вид тигра какой? (тигр) Выдвигают разные мнения Какой тип этого текста? Познакомиться с новым видом текста и его признаками. познакомиться со структурой текста-рассуждения, научиться различать текст-рассуждение от других типов текстов применять правила правописания С помощью учебника | Познавательные УУД: - самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы - постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Регулятивные УУД: - целеполагание | |
3. Учебное действие | ||||
Развивает у обучающихся волевую саморегуляцию, умение с точностью выражать свои мысли, в процессе работы над темой | - С помощью какие источников, мы можем достичь первого пункта плана? - Откройте учебник на 105 странице. Для того чтобы, сформировать знание о новом типе текста - тексте-рассуждении выполним упражнение 180. Прочитайте задание. Читает текст ученик с хорошим навыком чтения – Определите главную мысль текста. В каком предложении она выражена? – Определите значение слова уникальная по толковому словарю учебника. Свою готовность покажите знаком. – Какие доказательства автор приводит дляподтверждения главной мысли? Прочитайте их. – В каком предложении дан вывод и авторская оценка птицы? – Какой вопрос можно задать к данному тексту? – Ребята, вы ответили на все вопросы к тексту. Чтобы ответить на вопросы, что делали? – Подумайте и скажите, как называется тип текста? - Такой текст называется текст –рассуждение. Рассуждать - значит доказывать – Исходя из того, что вы сказали, назовите основные три части текста рассуждения. – Давайте проверим, правильно ли вы назвали основные части текста рассуждения. Прочитайте правило. – Что сказано про первую часть? – Что сказано о второй части? – Что известно об третьей части? – Для того чтобы закрепить новые знания, откройте учебник на стр. 106 упр. 181 Прочитайте задание. 1 Почему слово Москва надо писать с заглавной буквы? 2 Почему растение подорожник так названо? 3) Почему слова он и пенал – это разные части речи? 4) Почему на конце слова «мороз» надо писать букву «зэ»? – С какого слова начинается каждый вопрос? – Какое слово вы употребили, отвечая на эти вопросы? - Так вы составите текст. Какому типу его вы можете отнести? Почему так решили? – Прочитайте правило «Обрати внимание!» - Как пишутся слова «потому что» и «так как»? -Запишите слова в тетрадь, подчеркните опасные места. Какие опасные места определила Алена? | Открывают учебник. Прочитайте рассказ О. Карлович о птице сове. (читают текст) – Сова – уникальная птица. – Уникальный. Единственный в своем роде, неповторимый. – Многое у нее не так, как у других птиц. Оба глаза «на лице» вместе, а не по бокам. Она может легко повернуть голову на 360 градусов. Летает бесшумно. Видит одинаково хорошо и днем, и ночью. – Не птица, а чудо! – Почему? -Рассуждали Текст-рассуждение Первая часть – определение мысли Вторая часть – объяснение Третья часть – вывод (чтение правила в учебнике) – В первой части высказывается мысль, требующая доказательств, объяснения. – Вторая часть – это само объяснение, доказательство; – Третья часть – это вывод. К тексту –рассуждению можно задать вопрос «почему?» Открывают учебник, читают. – Потому что Москва – имя собственное. – Потому что растет у дороги – Потому что пенал – имя существительное, а он – это местоимение. – Потому что морозы, можно проверить – Почему? Читают правило. «Потому что», «так как» пишутся раздельно, в два слова. – Раздельно, в два слова. | Коммуникативные УУД: - умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Познавательные УУД: - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование Регулятивные УУД: -читывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | |
4. Физминутка | ||||
Организует двигательную гимнастику | -Встанем из-за своих мест так что - бы друг другу не мешать. -Я буду вам показывать движения, а вы повторяйте за мной. Щенок Во дворе щенок играл, Прыгал, бегал и считал: «Раз – прыжок и три кивка, Два – направо голова, Три – налево поворот» – И помчался до ворот, А потом вздохнул и сел: Он устал и присмирел. - Молодцы! Садитесь на свои места. | Совместно выполняют физические упражнения | Личностные: формировать ЗОЖ. Познавательные: формировать умение слушать и выполнять действия по определённому плану. | |
5. Этап контроля и самоконтроля | ||||
Развивает у обучающихся умения самостоятельно применять знания в новой ситуации умение точно выражать свои мысли, контроль, волевую саморегуляцию | -Для того чтобы, знания по теме были крепки, выполним упр. 182. Прочитайте текст. Определите тему и главную мысль текста. -Докажите, что это текст-рассуждение. -Выделите в тексте три части. Назовите их. -Спишите текст, каждую часть записывая с красной строки. -Ребята, мы потренировались. Что нам нужно сделать теперь? - У каждого на парте на парте находится код. Отсканируйте и прейдите по ссылки. Прочитайте задание и выполните его. Свою готовность покажите знаком. - Миша, оцени свою работу. Правильно ли ты выполнил задание? | Выполняют упражнение поработать самостоятельно | Познавательные УУД: - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания Регулятивные УУД: - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения | |
6. Этап оценки и самооценки | ||||
Привлечение обучающихся к оценочной деятельности через организацию рефлексии для развития мотивов учения Конкретизирует задания | – С каким видом текста мы с вами познакомились? – Перечислите основные 3 части, которые можно выделить в тексте-рассуждение. - Вернемся к нашему плану все ли пункты плана мы выполнили? - Откройте дневник и запишите д.з. стр. 107 рубрика «Проверь себя» упр. 5 - Выберите и продолжите одну из фраз, указанных на слайде. - Ребята, вернемся к высказыванию в начале урока. Я хочу чтобы от урока к уроку, вы удивлялись тому, как многое можно понять. Спасибо вам за урок. | Слушают, записывают задание в дневники. Отвечают на вопросы, оценивают свою работу – Рассуждение – Первой части высказывается мысль, требующая доказательств, объяснения. – Вторая часть – это само объяснение, доказательство; – Третья часть – это вывод. К тексту- рассуждению можно задать «почему?». | Познавательные УУД: - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания Регулятивные УУД: - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"
формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...
Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать плохое от хорошего....
Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"
Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...
Классный час "Мы такие похожие и такие разные"
Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...
«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация
- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему: "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...
А что такое «хорошо», а что такое «плохо»? или основные принципы общения с ребенком!
Основные принципы общения с ребенком...
Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
Сценарий классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....