РП ТП русский язык 3 класс
рабочая программа по русскому языку (3 класс)
Рабочая программа по русскому языку за курс 3 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tp_rus._yazyk_3_klass.docx | 65.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса на 20___ – 20___ учебный год.
Рабочая программа рассчитана на 136 ч в год, 4 ч в неделю.
Для реализации программного содержания используются:
- Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык», учебник для 3 класса в 2 частях, издательство Москва «Просвещение», 2013 г.
- Канакина В.П. «Русский язык», рабочая тетрадь для 3 класса в 2-х частях, издательство Москва «Просвещение», 2013 г.
- Логинова О.Б., Яковлева С.Г. «Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 3 класс». М.: Просвещение, 2013
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по русскому языку, возрастных особенностей младших школьников.
Цели и задачи курса
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач образовательной области «Филология»:
— формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
— развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
— развитие коммуникативных умений;
— развитие нравственных и эстетических чувств;
— развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Минобрнауки Российской Федерации 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования») в действующей редакции;
- на основе ООП НОО «Начальная школа – Детский сад» № 46, г. Шахты;
- Рабочей программы курса Русский язык УМК «Школа России» для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений. / В. Г. Горецкий, В. А Кирюшкин, А. Ф. Шанько и В. П. Канакина; /- М.: Просвещение;
- с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- действующих санитарно – эпидемиологических правил и нормативов.
В соответствии с учебным планом школы для изучения русского языка на уровне начального образования отводится во 2 – 4 классах – по 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта по русскому языку УМК «Школа России» В. Г. Горецкий, В. А Кирюшкин, А. Ф. Шанько и В. П. Канакина для 1 – 4 классов, учебники которого входят в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного среднего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения РФ № 345 от 28 декабря 2018 г. в действующей редакции.
Использованная литература:
- Русский язык. 3 класс. Учебник. В 2 ч. В. П. Канакина, В. П. Горецкий, – М. : Просвещение 2012
- Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс В. П. Канакина – М. : Просвещение 2012
- Русский язык. Методические рекомендации. 3 класс. В. П. Канакина – М. : Просвещение 2012.
- Русский язык. Поурочные разработки: Технологические карты уроков 3 класс. И. А. Бубнова, Н. И. Роговцева, Е. Ю. Федотова. М. Просвещение 2013.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Развитие речи
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- участвовать в устном общении на уроке (слушать собеседников, говорить на обсуждаемую тему, соблюдать основные правила речевого поведения); выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;
- осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;
- применять речевой этикет в ситуациях учебного и речевого общения, в том числе при обращении с помощью средств ИКТ; соблюдать правила вежливости при общении с людьми, плохо владеющими русским языком;
- анализировать свою и чужую речь при слушании себя и речи товарищей (при ответах на поставленный учителем вопрос, при устном или письменном высказывании) с точки зрения правильности, точности, ясности содержания;
- строить предложения для решения определённой речевой задачи, для завершения текста, для передачи основной мысли текста, для выражения своего отношения к чему-либо;
- понимать содержание читаемого текста, замечать в нём незнакомые слова, находить в нём новую для себя информацию для решения познавательной или коммуникативной задачи;
- понимать тему и главную мысль текста, подбирать к тексту заголовок по его теме или главной мысли, находить части текста, определять их последовательность, озаглавливать части текста;
- восстанавливать последовательность частей или последовательность предложений в тексте повествовательного характера;
- распознавать тексты разных типов: описание, повествование, рассуждение;
- замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность;
- знакомиться с жанрами объявления, письма;
- строить монологическое высказывание на определённую тему, по результатам наблюдений за фактами и явлениями языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять последовательность частей текста, составлять план текста, составлять собственные тексты по предложенным и самостоятельно составленным планам;
- пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;
- письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного восприятия; сохранять основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;
- составлять под руководством учителя небольшие повествовательный и описательный тексты на близкую жизненному опыту детей тему, по рисунку, репродукциям картин художников (в «Картинной галерее» учебника) и опорным словам, на тему выбранной учениками пословицы или поговорки;
- использовать в монологическом высказывании разные типы речи: описание, рассуждение, повествование;
- пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему;
- находить и исправлять в предъявленных предложениях, текстах нарушения правильности, точности, богатства речи;
- проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.
Система языка
Фонетика, орфоэпия, графика
Обучающийся научится:
- характеризовать звуки русского языка: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного);
- определять функцию разделительного твёрдого знака (ъ) в словах;
- устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах типа мороз, ключ, коньки, в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я (ёлка, поют), в словах с разделительными ь, ъ (вьюга, съел), в словах с непроизносимыми согласными;
- осуществлять звуко-буквенный анализ доступных по составу слов;
- произносить звуки и сочетания звуков в соответствии с нормами литературного языка (круг слов определён словарём произношения в учебнике);
- использовать знание алфавита для упорядочивания слов и при работе со словарями и справочниками;
- применять знания фонетического материала при использовании правил правописания;
- пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзаца.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму;
- оценивать правильность проведения звуко-буквенного анализа слова;
- соблюдать нормы русского языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);
- пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.).
Лексика
Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.
Обучающийся научится:
- находить в предложении и тексте незнакомое слово, определять его значение по тексту или толковому словарю; спрашивать о значении слова учителя;
- наблюдать за употреблением синонимов и антонимов в речи, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, уточнять их значение;
- иметь представление об омонимах; приобретать опыт различения в предложениях и текстах омонимов;
- иметь представление о фразеологизмах (устойчивых сочетаниях слов); приобретать опыт различения в предложениях и текстах фразеологизмов;
- наблюдать за использованием фразеологизмов в упражнениях учебника, осознавать их значение в тексте и разговорной речи;
- распознавать слова, употреблённые в прямом и переносном значении (простые случаи);
- иметь представление о некоторых устаревших словах и их использовании в речи;
- пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
- замечать в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, сравнения, олицетворения (без терминологии);
- оценивать уместность использования слов в тексте;
- подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;
- выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;
- размышлять над этимологией некоторых слов-названий;
- приобретать опыт редактирования употреблённых в предложении (тексте) слов.
Состав слова (морфемика)
Обучающийся научится:
- владеть опознавательными признаками однокоренных слов;
- различать однокоренные слова и различные формы одного и того же слова;
- различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями, однокоренные слова и синонимы;
- находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, основу (простые случаи), корень, приставку, суффикс;
- выделять нулевое окончание;
- подбирать слова с заданной морфемой;
- образовывать слова с помощью приставки (или суффикса), осознавать значение новых слов.
Обучающийся получит возможность научиться:
- находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;
- различать изменяемые и неизменяемые слова;
- узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;
- сравнивать, классифицировать слова по их составу;
- соотносить слова с предъявляемыми к ним моделям, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;
- осознавать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи);
- наблюдать за способами образования слов при помощи приставки (или суффикса);
- разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать правильность проведения разбора по составу;
- подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать графический образ изучаемых приставок и суффиксов для правописания слов с этими приставками и суффиксами.
Морфология
Обучающийся научится:
- распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);
- распознавать имена существительные; находить начальную форму имени существительного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и падежам;
- распознавать имена прилагательные; определять зависимость имени прилагательного от формы имени существительного; находить начальную форму имени прилагательного; определять грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам (первое представление);
- распознавать глаголы; определять начальную (неопределённую) форму глаголов (первое представление), различать глаголы, отвечающие на вопросы «что делать?» и «что сделать?»; определять грамматические признаки глагола — форму времени, число, род (в прошедшем времени);
- распознавать личные местоимения (в начальной форме), определять грамматические признаки: лицо, число, род (у местоимений 3-го лица); использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов;
- узнавать имена числительные (общее представление); распознавать количественные и порядковые имена числительные;
- устанавливать отличие предлогов от приставок, значение частицы не;
- узнавать союзы и, а, но и понимать их роль в предложении;
- подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи части речи и их формы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- производить морфологический разбор изучаемых самостоятельных частей речи (в объёме программы), пользуясь алгоритмом разбора в учебнике;
- наблюдать за словообразованием частей речи;
- замечать в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.
Синтаксис
Обучающийся научится:
- различать предложение, словосочетание и слово;
- выделять предложения из потока устной и письменной речи, оформлять их границы;
- определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
- различать понятия «члены предложения» и «части речи»;
- находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды);
- устанавливать при помощи вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;
- соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;
- различать распространённые и нераспространённые предложения, составлять такие предложения;
- отличать основу предложения от словосочетания; выделять в предложении словосочетания;
- разбирать предложение по членам предложения: находить грамматическую основу (подлежащее и сказуемое), ставить вопросы к второстепенным членам предложения, определять, какие из них поясняют подлежащее или сказуемое, или другие второстепенные члены, выделять из предложения словосочетания.
Обучающийся получит возможность научиться:
- устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;
- выделять в предложении основу и словосочетания;
- находить в предложении обращение (в начале, в середине, в конце);
- опознавать простое и сложное предложения, определять части сложного предложения;
- выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам, синтаксический), оценивать правильность разбора.
Орфография и пунктуация
Обучающийся научится:
- применять ранее изученные правила правописания, а также:
- непроизносимые согласные;
- разделительный твёрдый знак (ъ);
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);
- гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);
- безударные родовые окончания имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;
- раздельное написание частицы не с глаголами;
- подбирать примеры с определённой орфограммой;
- обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);
- определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;
- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;
- безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65—70 слов);
- писать под диктовку текст (объёмом 55—60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;
- проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
- применять правила правописания:
- соединительные о и е в сложных словах (самолёт, вездеход);
- е и и в суффиксах имён существительных (ключик — ключика, замочек — замочка);
- запятая при обращении;
- запятая между частями в сложном предложении;
- безударные родовые окончания имён прилагательных, глаголов в прошедшем времени;
- при составлении собственных текстов использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы (чтобы избежать орфографической ошибки).
3 класс (136 ч.)
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т.п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
- раздельное написание слов;
- обозначение гласных после шипящих (ча-ща, чу-щу, жи-ши);
- прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
- перенос слов по слогам без стечения согласных;
- знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение парных и непарных по твёрдости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих согласных звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Определение качественной характеристики звука:
- гласный - согласный;
- гласный ударный - безударный;
- согласный твёрдый - мягкий, парный - непарный;
- согласный звонкий - глухой, парный - непарный.
Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание алфавита: правильное называние букв, их последовательность. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова, о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. Наблюдение за их использованием в тексте. Работа с разными словарями.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся), основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Нахождение корня в однокоренных словах с чередованием согласных в корне. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имён существительных одушевлённых и неодушевлённых по вопросам кто? и что? Выделение имён существительных собственных и нарицательных.
Различение имён существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Начальная форма имени существительного. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имён существительных к 1, 2, 3-му склонению. Словообразование имён существительных. Морфологический разбор имён существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин. Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного. Начальная форма имени прилагательного. Словообразование имён прилагательных. Морфологический разбор имён прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения. Значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Числительное. Общее представление о числительных. Значение и употребление в речи количественных и порядковых числительных.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределённая форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы что сделать? и что делать? Изменение глаголов по временам: настоящее, прошедшее, будущее время. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения І и ІІ спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Возвратные глаголы. Словообразование глаголов от других частей речи. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имён существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союз. Союзы и, а, но, их роль в речи.
Частица. Частица не, её значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различия). Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса. Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Простое предложение. Нахождение главных членов предложения: подлежащее и сказуемое. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении. Предложения распространённые и нераспространённые. Синтаксический анализ простого предложения с двумя главными членами.
Нахождение однородных членов и самостоятельное составление предложений с ними без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение в предложении обращения (в начале, в середине или в конце предложения).
Сложное предложение (общее представление). Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;
• сочетания чк-чн, чт, нч, щн и др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
• непроизносимые согласные;
• непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов); (непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
• разделительные ъ и ь;
• мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, рожь, мышь);
• соединительные о и е, в сложных словах (самолёт, вездеход)
• е и и в суффиксах имен существительных (ключик — ключика, замочек-замочка).
• безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);
• безударные падежные окончания имён прилагательных;
• раздельное написание предлогов с именами существительными;
• раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
• раздельное написание частицы не с глаголами;
• мягкий знак после шипящих на конце глаголов во 2-м лице единственного числа (читаешь, учишь);
• мягкий знак в глаголах в сочетании -ться;
• безударные личные окончания глаголов;
• раздельное написание предлогов с другими словами;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки;
• знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;
• запятая при обращении в предложениях;
• запятая между частями в сложном предложении.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация с учётом ситуации общения. Овладение умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое овладение монологической формой речи. Умение строить устное монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по предложенным и самостоятельно составленным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания учащимися определений): изложение подробное и выборочное, изложение с элементами сочинения; сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение.
Содержание программы
Язык и речь (2 ч)
Наша речь и наш язык.
Текст. Предложение. Словосочетание (12 ч)
Текст (повторение и углубление представлений). Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге). Виды предложений по цели высказывания и интонации. Предложения с обращением (общее представление). Состав предложения. Простое и сложное предложения. Словосочетания.
Слово в языке и речи (19 ч)
Лексическое значение слова. Омонимы. Слово и словосочетание. Фразеологизмы. Части речи. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, предлоге) и их признаках. Имя числительное (общее представление). Однокоренные слова. Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).
Состав слова (15 ч)
Корень слова. Формы слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Основа слова. Обобщение знаний о составе слова.
Правописание частей слова (21)
Правописание слов с безударными гласными в корне. Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне. Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок. Правописание приставок и предлогов. Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ).
Имя существительное (26 ч)
Повторение и углубление представлений. Число имен существительных. Падеж имен существительных.
Имя прилагательное (13ч)
Повторение и углубление представлений об имени прилагательном. Текст-описание. Формы имен прилагательных. Род имен прилагательных. Число имен прилагательных. Падеж имен прилагательных.
Местоимение (4 ч)
Лицо, число, род личных местоимений.
Глагол (14 ч)
Повторение и углубление представлений о глаголе. Формы глагола. Число глаголов. Времена глагола. Род глаголов в прошедшем времени. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Повторение (10 ч)
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел | Кол-во часов |
1 | Наша речь | 2 |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание. | 12 |
3 | Слово в языке и речи | 19 |
4 | Состав слова | 15 |
5 | Правописание частей слова | 21 |
6 | Части речи | 57 |
7 | Повторение | 10 |
ИТОГО | 136 |
Календарно - тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата | |
План | Факт | |||
Язык и речь | 2 | |||
Наша речь. Виды речи | 1 | |||
Наш язык | 1 | |||
Текст. Предложение. Словосочетание. | 12 | |||
Текст. Типы текстов. | 1 | |||
Предложение. Входная проверочная работа №1(списывание текста с пропущенными буквами) | 1 | |||
Анализ проверочной работы и работа над ошибками. Виды предложений по цели высказывания. | 1 | |||
Виды предложений по интонации. | 1 | |||
Предложение с обращением. | 1 | |||
Главные и второстепенные члены предложения. | 1 | |||
Упражнение в определении главных и второстепенных членов предложения | 1 | |||
Простое и сложное предложение. РР №1 Составление рассказа по рисунку | 1 | |||
Упражнение в определении простого и сложного предложения | 1 | |||
Диктант №1 по теме «Предложение». | 1 | |||
Анализ диктанта и работа над ошибками. Словосочетание. | 1 | |||
Упражнение в выделении словосочетаний в предложении. Словарный диктант. | 1 | |||
Слово в языке и речи | 19 | |||
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. | 1 | |||
Синонимы и антонимы. | 1 | |||
Омонимы. | 1 | |||
Слово и словосочетание. | 1 | |||
Фразеологизмы. | 1 | |||
РР №2 Обучающее изложение с языковым анализом текста. | 1 | |||
Анализ изложения и работа над ошибками. Части речи. | 1 | |||
Имя существительное. | 1 | |||
Имя прилагательное. | 1 | |||
Глагол. | 1 | |||
Имя числительное как часть речи. | 1 | |||
Однокоренные слова. Словарный диктант | 1 | |||
Звуки и буквы. Гласные звуки. | 1 | |||
Звуки и буквы. Согласные звуки. РР№2 Обучающее изложение по вопросам. | 1 | |||
Звонкие и глухие согласные звуки. Разделительный ь. | 1 | |||
Диктант №2 по теме «Слово в языке и речи». | 1 | |||
Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. РР№3 Обучающее изложение по вопросам. | 1 | |||
Анализ изложения и работа над ошибками Обобщение и закрепление изученного по теме «Звуки и буквы» | 1 | |||
Проект №1 «Рассказ о слове». | 1 | |||
Состав слова | 15 | |||
Корень слова. Как найти в слове корень. | 1 | |||
Упражнения в написании корня в однокоренных словах. Сложные слова. | 1 | |||
Формы слова. Окончание. | 1 | |||
Окончание. Как найти окончание в слове? | 1 | |||
Приставка — значимая часть слова. Как найти приставку в слове? | 1 | |||
Значение приставок. | 1 | |||
Суффикс (общее понятие). | 1 | |||
Суффикс — значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов. | 1 | |||
Основа слова. | 1 | |||
Обобщение знаний о составе слова. Проверочная работа №2 по теме «Состав слова» | 1 | |||
Анализ проверочной работы и работа над ошибками. РР №4 Сочинение по картине А.А.Рылова «В голубом просторе». | 1 | |||
Диктант №3 по теме «Состав слова». | 1 | |||
Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. Обобщение знаний о составе слова. | 1 | |||
РР №5 Обучающее изложение повествовательного текста с языковым анализом. | 1 | |||
Анализ изложения и работа над ошибками Проект №2 «Семья слов». | 1 | |||
Правописание частей слова | 21 | |||
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова. Правописание слов с безударными гласными в корне. | 1 | |||
Упражнение в проверке безударных гласных в корне слова | 1 | |||
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | |||
Упражнение в проверке парных согласных в корне | 1 | |||
Упражнение в правописании слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | |||
РР №6 Обучающее изложение текста по самостоятельно составленному плану. | 1 | |||
Анализ изложения и работа над ошибками. Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | |||
Упражнение в правописании слов с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | |||
Правописание слов с удвоенными согласными. | 1 | |||
РР №7 Сочинение по картине В.М.Васнецова «Снегурочка» | 1 | |||
Анализ сочинения и работа над ошибками. Упражнение в правописании слов с удвоенными согласными | 1 | |||
Диктант №4 по теме «Правописание корней слов». | 1 | |||
Анализ диктанта и работа над ошибками. Правописание суффиксов и приставок. | 1 | |||
Правописание приставок и предлогов. Словарный диктант | 1 | |||
Упражнение в правописании приставок и предлогов. | 1 | |||
Правописание слов с разделительным твердым знаком (ъ). | 1 | |||
Разделительный твёрдый и мягкий знаки. Упражнение в написании слов с разделительным твердым и мягким знаком | 1 | |||
РР №8 Обучающее изложение. | 1 | |||
Анализ изложения и работа над ошибками. Упражнение в написании слов с разделительным твердым и мягким знаком | 1 | |||
Диктант №5 по теме «Правописание частей слова». | 1 | |||
Анализ диктанта и работа над ошибками. Проект №3 «Составляем орфографический словарь». | 1 | |||
Имя существительное | 26 | |||
Части речи | 1 | |||
Имя существительное и его роль в речи. Начальная форма имени существительного. | 1 | |||
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. Упражнение в определении одушевлённых и неодушевлённых имен существительных. | 1 | |||
РР №9 Обучающее изложение по самостоятельно составленному плану. | 1 | |||
Анализ изложения и работа над ошибками. Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | |||
Проект №4 «Тайна имени». | 1 | |||
Число имён существительных. Упражнение в определении числа имени существительного. | 1 | |||
Род имён существительных. Упражнение в определении рода имён существительных. | 1 | |||
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. Словарный диктант | 1 | |||
РР №10 Подробное изложение повествовательного текста. | 1 | |||
Анализ изложения и работа над ошибками. Упражнение в написании мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. | 1 | |||
Диктант №6 по теме «Имя существительное» | 1 | |||
Анализ диктанта и работа над ошибками. Склонение имён существительных. | 1 | |||
Падеж имён существительных. Упражнение в определении падежа имени существительного. | 1 | |||
РР №11 Сочинение по картинные И.Я.Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | 1 | |||
Анализ сочинения и работа над ошибками. Именительный падеж | 1 | |||
Родительный падеж | 1 | |||
Дательный падеж | 1 | |||
Винительный падеж | 1 | |||
Творительный падеж | 1 | |||
Предложный падеж. Проверочная работа №3 по теме «Имя существительное» | 1 | |||
РР №12 Обучающее изложение текста повествовательного типа. | 1 | |||
Анализ изложения и работа над ошибками. Все падежи. | 1 | |||
Анализ проверочной работы и работа над ошибками. Обобщение знаний по теме «Имя существительное». | 1 | |||
Диктант №7 по теме «Имя существительное. Правописание падежных окончаний имен существительных» | 1 | |||
Анализ диктанта и работа над ошибками. РР №13 Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | 1 | |||
Имя прилагательное | 13 | |||
Значение и употребление имен прилагательных в речи. Словарный диктант | 1 | |||
Роль прилагательных в тексте. | 1 | |||
Текст-описание. РР №14 Отзыв по картине М. А. Врубеля «Царевна-Лебедь» | 1 | |||
Анализ отзыва и работа над ошибками. Род имен прилагательных. | 1 | |||
Изменение имён прилагательных по родам. Упражнение в изменении имён прилагательных по родам | 1 | |||
Число имен прилагательных. Упражнение в определении числа имен прилагательных. | 1 | |||
Изменение имён прилагательных по падежам. Упражнение в изменении имён прилагательных по падежам | 1 | |||
Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное». Словарный диктант. | 1 | |||
РР №15 Отзыв по картине В. А. Серова «Девочка с персиками» | 1 | |||
Анализ отзыва и работа над ошибками. Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное» | 1 | |||
Диктант №8 по теме «Имя прилагательное» | 1 | |||
Анализ диктанта и работа над ошибками. | 1 | |||
Проект №5 «Имена прилагательные в загадках» | 1 | |||
Местоимение | 4 | |||
Личные местоимения. | 1 | |||
Личные местоимения единственного и множественного числа | 1 | |||
Изменение личных местоимений по родам. Упражнение в изменении местоимений по числам и родам. | 1 | |||
РР №16 Составление письма | 1 | |||
Глагол | 14 | |||
Анализ письма и работа над ошибками. Значение и употребление глаголов в речи. | 1 | |||
Значение и употребление глаголов в речи. Словарный диктант. | 1 | |||
Неопределённая форма глагола. | 1 | |||
Число глаголов. Упражнение в изменении глаголов по числам | 1 | |||
Времена глаголов. | 1 | |||
Времена глаголов. 2-е лицо глаголов. | 1 | |||
Изменение глаголов по временам. РР №17 Выборочное подробное изложение повествовательного текста, по опорным словам, и самостоятельно составленному плану. | 1 | |||
Анализ изложения и работа над ошибками. Род глаголов в прошедшем времени. Упражнение в определении рода глаголов в прошедшем времени. | 1 | |||
Правописание частицы не с глаголами. Упражнение в правописании частицы не с глаголами. | 1 | |||
Правописание не с глаголами. Словарный диктант. | 1 | |||
Анализ памятки и работа над ошибками. Обобщение знаний о глаголе. | 1 | |||
Проверочная работа №4 по теме «Глагол» | 1 | |||
Анализ проверочной работы и работа над ошибками. Повторение изученного по теме «Глагол» | 1 | |||
Промежуточная аттестация. Контрольный диктант с грамматическим заданием (9). | 1 | |||
Повторение | 10 | |||
Анализ диктанта и работа над ошибками. Части речи. Упражнение в разборе слов как части речи. | 1 | |||
Правописание окончаний имён прилагательных. | 1 | |||
Правописание приставок и предлогов. | 1 | |||
Правописание безударных гласных. | 1 | |||
Правописание значимых частей слова. | 1 | |||
Комплексная работа | 1 | |||
Анализ комплексной проверочной работы и работа над ошибками. Однокоренные слова. | 1 | |||
РР №20 Обучающее изложение. | 1 | |||
Анализ изложения и работа над ошибками. Текст. | 1 | |||
РР №22 КВН «Знатоки русского языка». | 1 | |||
Итого | 136 |
Практическая часть за весь год | ||
Название | Количество | |
1. | Диктант | 9 |
2. | Развитие речи | 22 |
3. | Проверочные работы | 4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.
Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....
РАЗРАБОТКА УРОКА Предмет: русский язык Класс: 2 Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
РАЗРАБОТКА УРОКАучителя начальных классов МОУ гимназии № 35 г. о. Тольятти Цветковой Ирины Юрьевны.Предмет: русский языкКласс: 2Тема: Корень слова. Однокоренные слова. ...
Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку класс
Окружная олимпиада младших школьников по русскому языку 3 класс. Задания и ключ для проверки олимпиадных заданий...
Дистанционный урок по русскому языку класс
Задание к уроку...
Предмет: Русский язык. Класс: 2-й класс. Тип урока: урок развития умений и навыков.
Образовательные: формировать представления о лексическом значении слова как об обязательном значении любого слова в языке; о том, что слова могут сочетаться или не сочетаться друг с другом.Формировать...
Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».
Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока: Закреплять зн...
Предмет: Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.
Цель урока: отрабатывать умение распознавать имена существительные 1 -го и 2-го склонения, познакомить с системой окончаний имён существительных 2-го склонения....