ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Занимательная грамматика»
рабочая программа по русскому языку (2 класс)

Паршукова Елена Сергеевна

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parshukova_zanimatelnaya_grammatika.docx31.99 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «Школа № 460»

 

Принята на заседании

методического (педагогического) совета

Протокол №_______

от «____»_________20__года

 

                                 УТВЕРЖДАЮ

                                    Руководитель

ГБОУ «Школа №____»

__________________Ф.И.О.

Печать

Приказ №______

от «____»___________20__ года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА 

«Занимательная грамматика»

Разработчик:

Паршукова Елена Сергеевна,

учитель начальных классов

 

Москва, 2019

                                 

Пояснительная записка.

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Занимательная грамматика» общеинтеллектуального направления разработана на основе закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 год) с изменениями и дополнениями, письма департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа 2010 года № 03-48,

Согласно учебному плану на изучение курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» во 2 классе отводится 34 часа из расчёта 1 час в неделю.

Срок реализации рабочей программы – 1 год.

Цель :  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Задачи :

Обучающие:

  развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

  приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

  пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

  развитие мотивации к изучению русского языка;

  развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

  совершенствование общего языкового развития учащихся;

  углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

  воспитание культуры обращения с книгой;

   формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  развивать  смекалку и сообразительность;

  приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

  развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

  учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

             

 Результаты освоения курса «Занимательная грамматика»

Личностные результаты

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
  • потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно - следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных  коммуникативных задач;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым

корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы

     Предметные результаты

     У обучающихся будут сформированы:

  • понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных;
  • самостоятельно озаглавливать текст;
  •  делить текст на части, озаглавливать части;
  • правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударный слоги;
  • делить слова на части для переноса;
  • производить звукобуквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в

доступных двусложных словах;

  • видеть «опасные места» в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
  • находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила.

 Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок;
  • видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
  • обращать внимание на особенности употребления слов;
  • составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
  • предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста;
  • отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения;
  • выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
  • составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.

                                          Содержание  программы.

Тема 1. Фонетика (4 часа).

Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».

Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.

Тема 2. Лексика (6 часов).

Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.

Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 3. Морфология (4 часа).

Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.

Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.

Тема 4. Пословицы и поговорки (3 часа).

Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.

Тема 5. Фразеологизмы (2 часа).

Теория: знакомство со значением фразеологизмов.

Практика: правильное употребление фразеологизмов в речи.

Тема 6. Словарные слова (2 часа).

Практика: грамотное написание словарных слов.

Тема 7. Анаграммы, шарады, метаграммы, ребусы (2 часа).

Практика: разгадывание и самостоятельное составление анаграмм, шарад, метаграмм, ребусов.

Тема 8. Загадки (1 час).

Практика: разгадывание русских народных загадок, выделяя главные признаки предметов; составление загадок.

Тема 9. Текст (2 часа).

Теория: уточнение представления о роли заголовка, теме и основной мысли текста.

Практика: подбор заголовков к тексту; определение темы и основной мысли текста; составление рассказа по картинкам.

Тема 10. Игротека (8 часов).

Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.

                                         

Тематическое планирование.

№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего часов

1

Фонетика.

4

2

Лексика.

6

3

Морфология.

4

4

Пословицы и поговорки.

3

5

Фразеологизмы.

2

6

Словарные слова.

2

7

Анаграммы, шарады, метаграммы, ребусы.

2

8

Загадки.

1

9

Текст.

2

10

Игротека.

8

Итого:

34 ч

Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Наименование раздела,  темы

Кол-во часов

Дидактическое обеспечение (оборудование)

I ч

8 ч

1

Вводное занятие. Что мы знаем о звуках и буквах?  

1

рабочая тетрадь "Занимательный русский язык"

2

Что такое лексика?

1

"Толковый словарь" С.И.Ожегова, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык"

3

Однозначные и многозначные слова.

1

демонстрационный материал,                        рабочая тетрадь "Занимательный русский язык"

4

Игротека.

1

рабочая тетрадь "Занимательный русский язык"

5

Слова-братья.

1

демонстрационный материал                         рабочая тетрадь "Занимательный русский язык"

6

Слова - наоборот.

1

демонстрационный материал                      рабочая тетрадь "Занимательный русский язык"

7

Пословица недаром молвится.

1

презентация "Пословицы"                  рабочая тетрадь "Занимательный русский язык"

8

Игротека.

1

рабочая тетрадь "Занимательный русский язык"; материалы дистанционной школы

IIч

8 ч

1

И снова пословицы, пословицы, пословицы.

1

карточки с пословицами     рабочая тетрадь "Занимательный русский язык"

2

Играем со словарными словами.

1

аншлаги "Словарные слова"                            рабочая тетрадь "Занимательный русский язык"

3

Анаграммы.

1

карточки с анаграммами               рабочая тетрадь "Занимательный русский язык"

4

Секреты некоторых букв

1

лента букв, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык"

5

Шарады, анаграммы, метаграммы.

1

демонстрационный материал,                              рабочая тетрадь "Занимательный русский язык"

6

Ещё раз о синонимах и антонимах.

1

рабочая тетрадь "Занимательный русский язык"

7

Игротека.

1

листы с заданиями           рабочая тетрадь "Занимательный русский язык"

8

Слова, обозначающие предметы.

1

рабочая тетрадь "Занимательный русский язык»

III ч

10 ч

1

Слова, обозначающие действие предметов.

1

рабочая тетрадь "Занимательный русский язык"

2

Слова, обозначающие признаки предметов.

1

рабочая тетрадь "Занимательный русский язык"

3

Игротека.

1

листы с заданиями        рабочая тетрадь "Занимательный русский язык"

4

Текст. Тема. Главная мысль.

1

карточки с текстами, иллюстрации,           рабочая тетрадь "Занимательный русский язык"

5

Заголовок - всему голова.

1

карточки с текстами, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык"

6

Работаем с фразеологизмами.

1

презентация "Фразеологические обороты", рабочая тетрадь "Занимательный русский язык"

7

И снова  пословицы.

1

рабочая тетрадь "Занимательный русский язык"

8

Ещё раз о фразеологизмах.

1

рабочая тетрадь "Занимательный русский язык"

9

Русские народные загадки.

1

"Большая книга загадок"                                       рабочая тетрадь "Занимательный русский язык"

10

Игротека.

11

листы с заданиями,  рабочая тетрадь "Занимательный русский язык"

IVч

1

И вновь словарные слова

1

рабочая тетрадь "Занимательный русский язык"

2

Учимся различать слова разных частей речи.

1

 рабочая тетрадь "Занимательный русский язык"

3

Слова, помогающие назвать качества характера.

1

демонстрационный материал "Настроение", рабочая тетрадь "Занимательный русский язык"

4

Игротека.

1

листы с заданиями, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык"

5

Игротека.

1

листы с заданиями, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык"

6

Повторяем всё, что знаем.

2

рабочая тетрадь "Занимательный русский язык"

7

Итоговое занятие.    

1

презентация "Занимательный русский язык"

Итого:

34 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модернизация дополнительной общеразвивающей программы с учётом ведения в неё основных требований ФГОС

Методическая рекомендация педагога дополнительного образвания МБОУ ДОД ЦДТ "Восход" городского округа Самара Романовской Аллы Леонтьевны по теме: "Модернизация дополнительной  общеразвивающей про...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по рукопашному бою.

Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы физкультурно-спортивной направленности в области единоборств, развития физических...

Дополнительная общеразвивающая программа "Вокальная студия"

Программа «Вокальная студия»  адресована учащимся  дошкольного и младшего школьного возраста.  Срок реализации - 5 лет.Работа в рамках программы осуществляется  по двум...

Дополнительная общеразвивающая программа "Музыка"

Дополнительная общеразвивающая программа "Музыка" для учащихся дошкольного возраста. Срок реализации - 2 года....

Дополнительная общеразвивающая программа "Страна театральных игр" (144 ч.)

Данная программа отредактированна  в связи с последними требованиями к оформлению программ,  на основе следующих нормативных документов:1. Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 201...

Дополнительная общеразвивающая программа "Страна театральных игр" (72 ч.)

Даная программа разработанна на основе нормативных документов. Программа расчитана на 72 часа (занятия 2 часа в неделю). В содержании программы имеются подробное календарно-тематическое планирование и...

Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".

Аннотация к программе объединения «Кукольный театр»      Программа  «Кукольный театр»  ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...