ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Занимательная грамматика»
рабочая программа по русскому языку (2 класс)
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parshukova_zanimatelnaya_grammatika.docx | 31.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Школа № 460»
Принята на заседании методического (педагогического) совета Протокол №_______ от «____»_________20__года |
УТВЕРЖДАЮ Руководитель ГБОУ «Школа №____» __________________Ф.И.О. Печать Приказ №______ от «____»___________20__ года |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Занимательная грамматика»
Разработчик:
Паршукова Елена Сергеевна,
учитель начальных классов
Москва, 2019
Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Занимательная грамматика» общеинтеллектуального направления разработана на основе закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 год) с изменениями и дополнениями, письма департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа 2010 года № 03-48,
Согласно учебному плану на изучение курса внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» во 2 классе отводится 34 часа из расчёта 1 час в неделю.
Срок реализации рабочей программы – 1 год.
Цель : расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи :
Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
∙ воспитание культуры обращения с книгой;
∙ формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
∙ развивать смекалку и сообразительность;
∙ приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
∙ развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
∙ учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Результаты освоения курса «Занимательная грамматика»
Личностные результаты
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
- потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно - следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы
Предметные результаты
У обучающихся будут сформированы:
- понимать смысл заглавия текста; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных;
- самостоятельно озаглавливать текст;
- делить текст на части, озаглавливать части;
- правильно называть звуки в слове, делить слова на слоги, ставить ударение, различать ударный и безударный слоги;
- делить слова на части для переноса;
- производить звукобуквенный анализ слов и соотносить количество звуков и букв в
доступных двусложных словах;
- видеть «опасные места» в словах, видеть в словах изученные орфограммы;
- находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- находить корень в группе однокоренных слов, видеть в словах изученные суффиксы и приставки, образовывать слова с помощью этих суффиксов и приставок;
- видеть и самостоятельно подбирать однокоренные слова;
- обращать внимание на особенности употребления слов;
- составлять предложения из слов, предложения на заданную тему;
- предполагать по заглавию, иллюстрации и ключевым словам содержание текста;
- отвечать на вопросы учителя по ходу чтения и на вопросы ко всему тексту после его чтения;
- выбирать подходящее заглавие к тексту из ряда данных;
- составлять небольшой текст (4–5 предложений) по картинке или на заданную тему с помощью учителя и записывать его.
Содержание программы.
Тема 1. Фонетика (4 часа).
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Лексика (6 часов).
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Морфология (4 часа).
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Пословицы и поговорки (3 часа).
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 5. Фразеологизмы (2 часа).
Теория: знакомство со значением фразеологизмов.
Практика: правильное употребление фразеологизмов в речи.
Тема 6. Словарные слова (2 часа).
Практика: грамотное написание словарных слов.
Тема 7. Анаграммы, шарады, метаграммы, ребусы (2 часа).
Практика: разгадывание и самостоятельное составление анаграмм, шарад, метаграмм, ребусов.
Тема 8. Загадки (1 час).
Практика: разгадывание русских народных загадок, выделяя главные признаки предметов; составление загадок.
Тема 9. Текст (2 часа).
Теория: уточнение представления о роли заголовка, теме и основной мысли текста.
Практика: подбор заголовков к тексту; определение темы и основной мысли текста; составление рассказа по картинкам.
Тема 10. Игротека (8 часов).
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов | |
1 | Фонетика. | 4 | |
2 | Лексика. | 6 | |
3 | Морфология. | 4 | |
4 | Пословицы и поговорки. | 3 | |
5 | Фразеологизмы. | 2 | |
6 | Словарные слова. | 2 | |
7 | Анаграммы, шарады, метаграммы, ребусы. | 2 | |
8 | Загадки. | 1 | |
9 | Текст. | 2 | |
10 | Игротека. | 8 | |
Итого: | 34 ч | ||
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Наименование раздела, темы | Кол-во часов | Дидактическое обеспечение (оборудование) |
I ч | 8 ч | ||
1 | Вводное занятие. Что мы знаем о звуках и буквах? | 1 | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
2 | Что такое лексика? | 1 | "Толковый словарь" С.И.Ожегова, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
3 | Однозначные и многозначные слова. | 1 | демонстрационный материал, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
4 | Игротека. | 1 | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
5 | Слова-братья. | 1 | демонстрационный материал рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
6 | Слова - наоборот. | 1 | демонстрационный материал рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
7 | Пословица недаром молвится. | 1 | презентация "Пословицы" рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
8 | Игротека. | 1 | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык"; материалы дистанционной школы |
IIч | 8 ч | ||
1 | И снова пословицы, пословицы, пословицы. | 1 | карточки с пословицами рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
2 | Играем со словарными словами. | 1 | аншлаги "Словарные слова" рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
3 | Анаграммы. | 1 | карточки с анаграммами рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
4 | Секреты некоторых букв | 1 | лента букв, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
5 | Шарады, анаграммы, метаграммы. | 1 | демонстрационный материал, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
6 | Ещё раз о синонимах и антонимах. | 1 | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
7 | Игротека. | 1 | листы с заданиями рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
8 | Слова, обозначающие предметы. | 1 | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык» |
III ч | 10 ч | ||
1 | Слова, обозначающие действие предметов. | 1 | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
2 | Слова, обозначающие признаки предметов. | 1 | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
3 | Игротека. | 1 | листы с заданиями рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
4 | Текст. Тема. Главная мысль. | 1 | карточки с текстами, иллюстрации, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
5 | Заголовок - всему голова. | 1 | карточки с текстами, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
6 | Работаем с фразеологизмами. | 1 | презентация "Фразеологические обороты", рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
7 | И снова пословицы. | 1 | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
8 | Ещё раз о фразеологизмах. | 1 | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
9 | Русские народные загадки. | 1 | "Большая книга загадок" рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
10 | Игротека. | 11 | листы с заданиями, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
IVч | 7ч | ||
1 | И вновь словарные слова | 1 | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
2 | Учимся различать слова разных частей речи. | 1 | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
3 | Слова, помогающие назвать качества характера. | 1 | демонстрационный материал "Настроение", рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
4 | Игротека. | 1 | листы с заданиями, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
5 | Игротека. | 1 | листы с заданиями, рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
6 | Повторяем всё, что знаем. | 2 | рабочая тетрадь "Занимательный русский язык" |
7 | Итоговое занятие. | 1 | презентация "Занимательный русский язык" |
Итого: | 34 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модернизация дополнительной общеразвивающей программы с учётом ведения в неё основных требований ФГОС
Методическая рекомендация педагога дополнительного образвания МБОУ ДОД ЦДТ "Восход" городского округа Самара Романовской Аллы Леонтьевны по теме: "Модернизация дополнительной общеразвивающей про...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа по рукопашному бою.
Актуальность предлагаемой образовательной программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы физкультурно-спортивной направленности в области единоборств, развития физических...
Дополнительная общеразвивающая программа "Вокальная студия"
Программа «Вокальная студия» адресована учащимся дошкольного и младшего школьного возраста. Срок реализации - 5 лет.Работа в рамках программы осуществляется по двум...
Дополнительная общеразвивающая программа "Музыка"
Дополнительная общеразвивающая программа "Музыка" для учащихся дошкольного возраста. Срок реализации - 2 года....
Дополнительная общеразвивающая программа "Страна театральных игр" (144 ч.)
Данная программа отредактированна в связи с последними требованиями к оформлению программ, на основе следующих нормативных документов:1. Указа Президента Российской Федерации от 1 июня 201...
Дополнительная общеразвивающая программа "Страна театральных игр" (72 ч.)
Даная программа разработанна на основе нормативных документов. Программа расчитана на 72 часа (занятия 2 часа в неделю). В содержании программы имеются подробное календарно-тематическое планирование и...
Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".
Аннотация к программе объединения «Кукольный театр» Программа «Кукольный театр» ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...