Методическая разработка по теме: "Русский язык в начальной школе. Работа над безударными гласными."
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Эта публикация раскрывает некоторые приёмы работы над безударными гласными, начиная с первого класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 19.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему: «Русский язык в начальной школе. Работа над безударными гласными».
Фёдорова О.Ю. ГБОУ СОШ №346 Невского района.
Основная стратегия учителя – учить думать над языком. Не загружать ребёнка знаниями о языке, как пустой сосуд, а научить его размышлять над фактами и явлениями языка. Не засыпать его научными терминами, а помочь понять саму природу русского языка, гармонию его законов и правил: орфо- графических, грамматических, орфоэпических.
Думать не всегда легко, но всегда интересно. Всё в языке способно удивить ребёнка. Чувство удивления – признак развивающегося и развитого ума. С этого чувства и начинают дети свои лингвистические размышления. Вот, например, как вводится тема «Слоги для переноса». Сравни выделенные слова: Федя переносит Аллу через ручей. Маша переносит слово по слогам. Сначала ученик удивится многозначности глагола переносит, потом начнёт размышлять над правилами самого переноса слов, которые станут для него не сухим, мёртвым перечнем, а живым действием по разделению слов на слоги. Термин «орфограмма» (написание по правилу) вводится во 2 классе. В 1 классе осуществляется пропедевтика данного понятия. В чём же состоит подготовка к введению данного понятия?
С помощью наблюдения над звуками в разных позициях дети учат- ся находить и различать слабые и сильные позиции в слове. Терминов «силь-ная позиция» и «слабая позиция» ещё нет, но упражнения «Сильный и сла- бый», «Помоги слабому» формируют орфографическое чутьё детей. «Сильный и слабый». Сравни кота и маленького котёнка. Кто сильный? Кто слабый? Сравни выделенные буквы в словах кот и котёнок. Гласные буквы одинаковые? Гласные буквы разные? «Помоги слабому». Маша объясняет Феде: -Сильный всегда помогает слабому. В слове кот гласный под ударением – сильный, а в слове котёнок гласный безударный – слабый. Ударная гласная о в слове кот помогает правильно писать безударную гласную о в слове котёнок.
Можно на уроке использовать незаконченные правила. Безударную ………………. проверяй – ставь под ударение. ……………….. бывают ударные и безударные. Сколько в слове ………………., столько и слогов.
Школьник словно переживает каждое правило заново и осмысливает его содержание своими словами. От « чужого» правила дети переходят как бы к собственному - «своему» правилу. Чтобы избежать формального заучи- вания правила, учащимся можно предложить: * поставить вопрос к каждому предложению правила; * рассказать правило товарищу; * назвать опорные слова правила; * поставить вопросы по содержанию правила друг другу (в паре); * привести свой вариант формулировки правила. Содержание материала только тогда стимулирует умственное развитие школьника, когда ученик вооружён умениями для выполнения конкретного задания, т.е. алгоритмом мышления. Школьники младших классов лучше ус- ваивают материал, если начинают осознавать причины изучаемых явлений. Творчески работающие учителя стараются установить принципы, на которых основано данное правило. Большинство правил русской орфографии строится на морфологическом принципе ( единообразное написание мор- фем, независимо от произношения), некоторые – на фонетическом ( написа- ние слова соответствует его звуковому составу) и на историческом ( тради- ционное написание слов). Сочетания жи-ши,ча-ща, чу-щу изучается в первом классе, где и делается вывод о традиционном написании слов с этими сочетаниями. Вскрыв суть того или иного правила, учитель добивается пони- мания его каждым учеником.
Каждый новый урок - ступенька в овладении языком, в усвоении грамматического и орфографического материала. Известное преподносится на более высоком уровне. Ответы на многие вопросы требуют анализа язы- кового материала, выявления сходных и отличительных признаков, умения сопоставлять явления, устанавливать внутрипредметные связи, рассматри-вать их во взаимодействии и находить различие в сходных и общее в разных, на первый взгляд, явлениях языка. Так у учащихся формируется операцион- ная сторона учебной деятельности, способность переноса, умения действо- вать в новых условиях, формируется полноценная учебная деятельность. Способность к переносу, применению знаний в новой ситуации является по- казателем знаний.
Интерес у учащихся, как правило, возникает тогда, когда учитель об- ращается к опыту детей. Полезным является проведение небольших лингви- стических работ, которые помогают закрепить усвоенный материал и вскрыть имеющиеся ошибки. Например: какую гласную букву надо писать в словах гр.бной (суп), гр.бной (спорт)? Эти слова произносятся одинаково. Может и пишутся одинаково? Но смысл этих слов разный, поэтому и пишут- ся они по разному. В слове грибной (суп) нужно писать безударную гласную и т.к. это суп с грибами, а в слове гребной (спорт) нужно писать е, этот спорт связан с греблей.
В уроке нет мелочей, здесь всё главное. Продуманный в деталях учебный процесс должен быть направлен на реализацию поставленных це- лей урока, на получение высокого результата. Урок должен поднять ученика на высшую ступень его умственного, языкового и речевого развития, способ- ствовать привитию учащимся интереса к учёбе, языку, формированию уме- ния работать творчески.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе». (Работа по ФГОС НОО).
Именно образование в начальной школе является базой, фундаментом, всего последующего обучения. И именно в начальной школе закладываются основы исследовательской деятельности.Опыт исследовательской, тв...
Методическая разработка: «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе». (Работа по ФГОС НОО).
1. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции учащихся в учебном процессе...
Методическая разработка проведения урока русского языка в начальной школе.
Методическая разработка проведения урока русского языка в начальной школе. Обучение написанию сочинения "Хочу рассказать о родном крае"....
Разработка урока по русскому языку с презентацией по теме:"Правописание безударных гласных звуков в корне слова. Закрепление."
Урок соответствует ФГОС. Разработан для 2 класса по системе "Школа России", по учебнику "Русский язык".В.П. Канакиной. Цели:обобщить знания детей о правописании безударных гла...
Методическая разработка. Конспект урока русского языка в начальной школе по теме "Единственное и множественное число глаголов"
В уроке используется накопительная система баллов. Каждый учащийся получает наакопительную карту, где после каждого этапа урока проставляет себе баллы за выполненную работу. По итогам урока баллы...
Методическая разработка "Правила грамматики русского языка для начальной школы"
Данная разработка является помощником для современного школьника начального звена. В разработке наглядным образом представлены темы по русскому языку. Работая с данным пособием, ребенок систематизиуре...
Методические разработки фрагментов уроков русского языка в начальной школе с применением приёмов работы с иноязычной лексикой как средства формирования познавательных универсальных учебных действий
Лексическая работа в начальной школе разнообразна. Следует отметить, что работе с иноязычными словами уделяется незначительное внимание, и как следствие таковыми воспринимаются тольк...