Тема: «Состав слова. Словообразование», 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Демидкова Раиса Александровна

Закрепление темы словообразования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Состав слова. Словообразование», 2 класс. ПНШ.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель: Систематизация  знаний о морфемном составе слова.

Задачи

Предметные:

различать родственные слова, подбор родственных слов и деление на группы родственных слов,

различать морфемы,

производить разбор слова по составу,  

Коммуникативные:

участвовать  в   разных   формах   работы в классе (индивидуальной, фронтальной, парной и групповой)

способность формулировать свои мысли в процессе подведения итогов:

принимать другое мнение и позицию;

формулировать собственное мнение и позицию;

строить  понятные  высказывания;

задавать вопросы;

Личностные:

Способствовать формированию:   уверенности в своих силах, интерес к русскому языку,

развитию чувства взаимопомощи,  чувства ответственности за свой труд,

Учащийся получит возможность научиться работать совместно,

Помогать учащимся увидеть результаты своего труда.

Регулятивные:

оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и одноклассниками;

осуществлять под руководством учителя  пошаговый  контроль  по  результату   и пошаговый контроль по ходу выполнения задания.

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 1.Самоопределение к деятельности.

Орг.момент

 

 Здороваюсь. Настраиваю на работу.

Здороваются.

  Подготовка обучающихся к работе на занятии

 

Формулирование обучающимися темы урока.

Поисковый, словесный, наглядный

На доске карточки: кот, ребенок,  утенок, теленок

- Какое слово лишнее?

Мы упомянули суффикс. Какой суффикс встречается чаще всего в данных словах?

Подумайте, какое значение придает он словам

Что такое суффикс? Это часть слова…

Какие еще части слова вы знаете? Как по-другому называется часть слова?

Кот - в слове нет  суффикса

-ёнок-

(обозначает детеныша)

Которая стоит после корня и служит для образования новых слов

Корень, окончание, приставка

Морфема.

Задачи: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Познавательные УУД:

Анализ, классификация по самостоятельно выбранным признакам, обобщение, проведение аналогий между изучаемым материалом и собственным опытом; подведение под понятие;

Коммуникативные:

Выбор адекватных коммуникативных средств в диалоге с учителем, умение формулировать собственное мнение, строить понятные высказывания, контролировать действия партнера, оценивать качество, последовательность действий.

Регулятивные:принимать установленные правила и ориентиры, самоконтроль, взаимоконтроль,  вносить необходимые коррективы в действие.

Учащиеся сами определять тему урока

Формулировка цели урока

фронтальная

  Как вы думаете,  какова тема нашего  урока?

Что же мы будем делать сейчас?

Какова цель нашего урока?  

Вывод: Итак, сегодня мы будем закреплять умение определять морфемы в слове, выделять их и составлять слова, используя разные морфемы.

Морфемы. Повторение морфемного состава слова.  

Выделять морфемы, определять состав слова

Систематизировать знания, уметь выделять части слова.

Учащиеся формулируют цель урока.

Работа по теме урока.

Фронтальная, индивидуальная,

работа в парах

Открываем тетради записываем число, классная работа.

 Задание №1.

Распределите слова на 3 группы в соответствии со схемами:

  1. Корень+окончание
  2. Корень+суффикс+окончание
  3. Приставка+корень+суффикс+окончание

Кот, пригорок,  выход, берёзка,  снежок, рассказ, заяц, котенок,  поход, ворона.

Какое слово лишнее? Почему?

Ребята, а что мы отмечаем при разборе слова в первую очередь?

Как найти приставку?

Измените слово Пригорок по командам вопросов

Есть

Нет

Любуюсь

Выделите окончание

ФИЗМИНУТКА

Встали, подпрыгнули, присели, перешагнули через невидимую преграду, взмахнули руками, повернулись направо, налево. Развернулись кругом, прогнулись-выпрямились, нагнулись-разогнулись. Потянулись. Присели.

Скажите наши действия менялись в зависимости от команды?

Какая морфема этому способствовала?

Спрашиваю детей, у которых были затруднения на предыдущих уроках по данной теме.

Задание №2

  • Образуйте однокоренные слова с помощью приставки по-, выдели морфемы

лить

Катать

Играть

  • Образуй однокоренные слова с помощью суффикса –ик-, выдели морфемы

Слон

Стол

Кот

Задание 3. Кроссворд.

  1. Специалист по разведению садов (садовод)
  2. Локомотив с паровым двигателем (паровоз)
  3. Канал для вывода дыма из печи в трубу (дымоход)
  4. Русская народная игра-пляска (хоровод)
  5. Летательный аппарат для перевозки людей (самолет)

Как называются все слова в этом кроссворде?

Какая соединительная гласная во всех этих словах?

Записывают число.

Выполняют задание самостоятельно.

Проверка: трое ребят у доски.

Самопроверка.

Пригорок.

Потому что в этом слове и приставка и суффикс. Такого столбика нет.

Приставку. Изменить слово по командам вопросов.

Пригорок

Пригорка

пригорком

Выполняют действия в соответствии со словами.

Да, Приставка.

Полить, покатать, поиграть

Слоник, столик, котик

Выполняют задание.

  1. Все слова в этом кроссворде сложные с соединительной гласной «О».

Задачи:

формирование целостной системы ведущих знаний по теме.

Познавательные УУД:

Анализ, классификация по самостоятельно выбранным признакам, обобщение,  пользоваться знаками и символами;  строить сообщение в устной форме;

Коммуникативные:

Выбор адекватных коммуникативных средств в диалоге с учителем, умение формулировать собственное мнение, строить понятные высказывания, контролировать действия партнера, оценивать качество, последовательность действий, аргументация своего мнения.

Регулятивные:принимать установленные правила и ориентиры, самоконтроль, взаимоконтроль,  вносить необходимые коррективы в действие, адекватно воспринимать оценку своей работы, принимать роль в учебном сотрудничестве; волевая саморегуляция в случае затруднения

Формулирование выводов

фронтальная

Опрашиваю детей, у которых были затруднения на предыдущих уроках по данной теме.

  1. Какие части слова вы знаете?
  2. Как называется значимая часть слова?
  3. Что сначала выделяем в слове?
  4. Как найти окончание в слове?
  5. Затем –  корень.
  6. Потом- суффикс, приставка.

  1. Приставка, корень, суффикс, окончание

  1. Морфема

  1. Окончание.

  1. Надо изменить слово по команде вопросов.

  1. Корень

  1. Суффикс, приставку.

Задачи: выявление уровня и качества овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Познавательные УУД:

Анализ, классификация по самостоятельно выбранным признакам, обобщение,  пользоваться знаками и символами;  строить сообщение в устной форме, извлечение необходимой информации, выполнение действий по алгоритму.

Регулятивные:контроль, коррекция,  оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Самостоятельная работа.

Индивидуальная, в парах

Перед вами листочки с самостоятельной работой: разобрерите по составу слова.

Зайчонок, зимушка, подоконник, каменщик, прибрежный

Проверка в парах по образцу (на доске). Проверьте работу соседа.

Выполняют работу самостоятельно

Проверка работ.

Познавательные УУД:

Анализ, обобщение, использование знаково-символических средств, Коммуникативные:

Выбор адекватных коммуникативных средств в диалоге с учителем, умение формулировать собственное мнение.

Регулятивные:контроль, коррекция,  оценка.

Подведение итогов: рефлексивно-оценочный этап.

Ребята, какова была тема нашего урока?

А какова была наша цель? Зачем мы это делали?

Обратимся к светофору. Поднимите зеленый сигнал, если по вашему мнению тему вы поняли и цели добились.

Желтый цвет- если у вас остались вопросы.

Красный, если тема осталась для вас непонятна.

(На данном уроке большинство сигналов будет зелёным, так как это урок-закрепление)

Повторение морфемного состава слова.

 

Систематизировать знания, закреплять  умение выделять части слова.

Задачи: обеспечение  понимания цели урока, своих успехов,  способов выполнения домашнего задания.

Познавательные: рефлексия способов и условий действий.

Личностные:самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные:   выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование своего мнения.

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема: Состав слова 2 класс

Урок русского языка во 2 классе с использованием активных форм работы, проводится в виде игры «Счастливый случай».     Тема: Состав слова. Обобщающий урок. Задачи: Обобщить знания о сост...

Конспект урока по русскому языку по теме "Состав слова" 3 класс

На данном уроке дети закрепляют знания о частях слова. Игровая форма организации урока поможет легко включиться в познавательную деятельность и позволит получить полное представление о составе слова. ...

Конспект урока по теме "Состав слова" 2 класс

Урок по русскому языку по теме "Состав слова" для 2 класса...

Серия презентаций к урокам по теме Состав слова 2 класс Школа 2100

В данной работе представлена серия презентаций к урокам по теме Состав слова 2 класс по ОС "Школа 2100". На слайдах презентаций учтены этапы построения современного урока: вспоминаем то, что знаем; оп...

Презентация к уроку по теме "Состав слова" 2 класс Школа России

Презентация к уроку русского языка по теме "Состав слова" 2 класс. Содержит тест по теме....

Конспект урока русского языка по теме "Состав слова" 2 класс

Урок- путешествие по теме"Состав слова" 2 класс...

презентация к уроку русского в 3 классе. Обобщающий урок по теме "Состав слова. Словообразование"

Данная презентация соответствует программному материалу уроков русского языка в 3 классе под редакцией Н.Нечаевой. Содержит  разные формы работы: устная в паре и самостоятельная....