Учебно-методический материал "Безударные гласные в корне слова"
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс)

Лариса Филаретовна Ильина

Упражнения для отработки правописания безударных гласных, проверяемых и непроверяемых ударением

Работа со словарными словами. Пояснительная записка

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                                                   «Русский язык настолько сложен, что искусственный интеллект не в состоянии разобраться со многими его нюансами».

Светлана Максимова редактор-корректор

 PR-агенства « Идеи и решения» 

Программа каждого класса по русскому языку включает список слов, написание которых учащиеся должны запомнить. Это самый трудный раздел методики обучения орфографии, потому что в отношении непроверяемых слов не может быть никаких обобщений. В пособии "Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе" Окулова Г.Е. пишет: "Поскольку трудные орфограммы в изучаемых словах (за редким исключением) не поддаются проверке, необходимо использовать различные приёмы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова. Этому учит психология: чем чаще слово воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ". Практика показывает, при изучении непроверяемых безударных гласных, как и при изучении других орфограмм,  необходимо учитывать особенности фонематического слуха обучающихся, их внимания и памяти. Нам известна последовательность действий учителя и обучающихся на этапе первичного восприятия слов с непроверяемыми написаниями. Это:

  1. орфоэпическое чтение слова вслух, записанного на доске;
  2. краткий орфографический разбор;
  3. запоминание правописания с опорой на главный вид памяти;
  4. запись под диктовку;
  5. орфографический самоконтроль – проверка по образцу, при котором обязательно орфографическое чтение.

Мы знаем, в запоминании правописания слов действуют зрительный, слуховой, речедвигательный, рукодвигательный и мыслительный факторы. Поэтому и приемы запоминания правописания слов с непроверяемыми гласными должны быть разными. В своей практике я разработала и  использую группы слов, которые имеют что-то общее (презентации на темы «Слова с ударением на А», «Узнай слово», для организации повторных восприятий использую материал презентации «Упражнения для отработки правописания безударных гласных». Выполняя задания презентации «Добавь словечко» дети не только отрабатывают имеющиеся знания по данной теме, но знакомятся с некоторыми пословицами, а некоторые пословицы с удовольствием вспоминают и используют в своей устной или письменной речи.

Известный российский ученый - методист  А. В. Текучев сказал: «Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная работа, ..». А еще, чтобы эта работа приносила хорошие плоды, необходимо разнообразить формы работы. Своим детям я предлагаю придумать ассоциации, разгадать ребусы и  кроссворды, сочинить рифмованные двустишья или четверостишья, а также подобрать слова с общим признаком «Транспорт», «Школа», «Птицы», Одежда» и другие. Детям очень нравятся задания, предлагаемые авторами  наших учебников, написать цепочку слов, в которой последняя буква предыдущего слова  является началом последующего слова. С целью отработки и формирования навыка правописания безударных гласных в корне слова использую задания:

  • работа с деформированными предложениями или текстом.

Родина, моя, Нижневартовск, малая.

Живёт, нём, разных, в, народов, много.

Но, дружно, все, языке, общаются, русском.

  • работа над скороговорками:

          Около кола колокола, около ворот коловорот.

          Шёл баран и барабанил в барабан.

          Вы малину мыли ли? Мыли ли малину вы? Мыли, но не мылили!

  • подобрать любимые и нелюбимые «вороньи» слова:

           Картина, картофель, карандаш, но ни в коем случае коробка!

  • Подобрать слова из разных частей речи к предложенному учителем или обучающимся  слову:

           Аптека, аптечный, аптекарь; дежурный, дежурить, дежурство; медленно,

           замедлить, медленный.

  • Запись слов, представленных в виде описательных оборотов или предложений:

           сравнительно небольшое крестьянское поселение – деревня;

         сложная зерноуборочная машина – комбайн;

         дорога или дорожка (обычно в саду, в парке), по обеим сторонам

         обсаженная рядами деревьев или кустарников – аллея.

  • Выборочный диктант: из читаемых учителем предложений обучающиеся выписывают слова с непроверяемой орфограммой:

            На груди героя сверкала награда – медаль «За Отвагу».

            Наш Кирилл – настоящий футболист, забил в ворота соперника перед самым

            свистком судьи.

  • Классифицируя учителем читаемые (или данные на доске или карточках с пропущенной орфограммой слова, записать в 2 столбика (например, с безударными гласными О и А):

            Восток, капуста, календарь, одежда, ладонь, лопата, лагерь, горох, огород, завтрак, дорога, ботинки, пальто.

Эти упражнения помогают мне заинтересовать обучающихся в ходе знакомства или отработки правописания слов с непроверяемой безударной гласной, сформировать осознанный навык написания и употребления этих слов, и, несомненно, обогатить их словарный запас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Учебно- методическая разработка урока русского языка для 2 класса по теме « Нахождение проверочных слов для безударной гласной в корне слова из ряда однокоренных слов».

Орфографическая грамотность учащихся - это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но, несмотря на ее возраст, проблема орфографической грамотно...

Учебно-методическое пособие "Безударные гласные и парные согласные в корне слова"

Учебно-методическое пособие содержит упражнения для закрепления знаний по теме "Безударные гласные и парные согласные в корне слова"....

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....

Учебно-методический комплект по русскому языку на тему "Правописание безударных гласных в корне слова"

Предмет: русский языкКласс: 2Тема урока: правописание безударных гласных в корне словаЦели урока: развивать навык правильного написания букв безударных гласных звуков в корне слова на основе верного н...

Учебно - методический комплект. Русский язык. 3 класс. Тема "Безударные гласные в корне слова"

Тема: Безударные гласные в корне слова.Цели деятельности учителя: обобщить знания учащихся о проверяемых безударных гласных.Планируемые результаты:предметные: ·...