Урок русского языка в 3 классе. Тема: Правописание имён существительных с шипящими на конце.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
С помощью разнообразных методов и приёмов ребята упражняются в правильном написании имён существительных с шипящими на конце.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_urok_russkogo_yazyka.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 3 классе.
Тема: Правописание имён существительных с шипящими на конце.
Цели:
1.Совершенствовать умение различать род имён существительных.
2.Формировать навык правописания существительных с шипящими на конце.
3.Воспитывать сознательное отношение к учебному труду.
Ход урока
– С какой темой мы познакомились вчера на уроке? (Существительные с шипящими на конце). Какие шипящие вы знаете? (ш,ж,ч,щ,ц).
- Сегодня вспомним, как пишутся существительные с шипящими на конце и поучимся правильно писать такие слова.
- Прочитайте и объясните значение:
Книга – лучший товарищ.
- Найдите слово на изучаемую орфограмму. (Товарищ). Почему так написали? (Слово «товарищ» мужского рода, у существительных мужского рода после шипящих ь не пишется). Какая ещё орфограмма есть в этом слове? (Непроверяемая безударная гласная о).
- Ещё в этом предложении видите орфограммы? (В слове «лучший» сочетание ши пиши с буквой и).
- Запишите предложение в тетрадь.
Сценка.
Жили-были три рода: Мужской, Средний и Женский. Однажды Средний род услышал спор. Спорили Мужской род и Женский род. Они никак не могли поделить ь среди шипящих согласных ш,щ,ч,ж. И тогда Средний род сказал: «Мужчины – рыцари! Уступите ь Женскому роду». Спор окончился мирно. Рыцари уступили Женскому роду ь. С тех пор на конце существительных женского рода после шипящих пишется ь, а у существительных мужского рода после шипящих ь не пишется.
- Перед вами 2 дома, в одном из них живут слова с ь, а в другом – без ь. Сейчас вы будете почтальонами, у вас письма (карточки со словами). Если у существительных после шипящих пишется ь, вы несёте письмо в дом с ь, если ь у существительных не пишется – в другой дом. Выбор объясните.
Слова на карточках: печь, помощь, вещь, мышь, ночь, кирпич, мяч, плащ, луч, врач.
Остальные дети записывают слова в 2 столбика: в левый – с ь, в правый – без ь.
- Какие слова записали в первый столбик? Во второй? Почему?
- На крыше дома с ь живёт Карлсон. Поможем ему приземлиться рядом с тем словом, в котором после шипящей пишется ь .
Слова: трубач(?), ключ(?), силач(?), полноч(?), обруч(?), грач(?).
- Почему Карлсон приземлился возле слова «полночь»?
- Карлсон очень любит сладкое, угостим его компотом. Чтобы съесть ягодку или фрукт, надо выполнить задание, которое записано на обратной стороне. Поможем Карлсону с выполнением этих заданий.
- Заменить одним словом, оканчивающимся на шипящую и записать с объяснением. (По одному выходят к доске, снимают ягодку, читают задание, а записывают слова за доской). Остальные пишут эти слова в тетради. После работа проверяется (доска открывается). Дети объясняют написание.
Суп со свёклой и другими овощами (борщ)
Маленький ребёнок (малыш)
Очень сильный человек (силач)
Человек, играющий на скрипке (скрипач)
Неправда (ложь)
Сооружение для отопления помещений и приготовления пищи (печь)
Растение, из молотых зёрен которого пекут ржаной хлеб (рожь)
- А сейчас Карлсон посмотрит, как мы умеем находить ошибкоопасные места в словах и объяснять их.
Ночь в лесу.
Вокруг была лесная глушь. Тропинка привела нас к сторожке. Сторож предложил для ночлега шалаш. Ночь стояла тихая. Чуть слышно шелестел камыш.
- Найдите слова с изучаемой орфограммой. На какие орфограммы ещё встретились слова?
- Выпишите предложения с существительными женского рода с шипящими на конце. Разберите их по членам. Проверка с места.
- Карлсон прилетел с заданием.
- Определите часть речи. Почему так считаете? В каком числе стоят эти существительные? Измените их так, чтобы они стояли в единственном числе. Запишите. (Взаимопроверка).
Чижи –
Врачи –
Вещи –
Лещи –
Грачи –
Мыши –
Кирпичи –
Ткачи –
Картинный диктант. На доске показ картинок, дети в тетрадях самостоятельно записывают слова, обозначающие эти предметы. Проверка с помощью сигнальных карточек.
Итог.
- Чему учились на уроке? (Правильно писать существительные с шипящими на конце)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка. 4 класс. Тема: "Три склонения имени существительного"
Урок был показан на городском семинаре для учителей начальных классов и специалистов коррекционных учреждений города и получил высокую оценку коллег. Работаем по образовательной программе "Школа 2100"...
Урок русского языка в 3 классе. Тема: Правописание имён существительных с шипящими на конце.
На уроке ребята упражняются в правильном написании существительных с шипящими на конце, используются разнообразные методы и приёмы....
Конспект урока Русский язык 2 класс Тема: "Закрепление. Правописание слов со звонкими и глухими согласными"
Конспект урока Русский язык 2 класс Тема: "Закрепление. Правописание слов со звонкими и глухими согласными"Тип урока: закрепление с использованием краеведческого материала...
Урок русского языка в 4 классе. Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода.
Урок разработан в соответствии с учебной программой ОС "Школа 2100". В содержание урока включён дополнительный развивающий материал, много интересных заданий. В уроке использованы проблемно-диалогичес...
Урок русского языка ,3 класс Тема: Правописание имён существительных с шипящими на конце.
Совершенствовать умение различать род имён существительных. Формировать навык правописания существительных с шипящими на конце,подбирать проверочные слова.Развивать мышление и диалогическую речь...
презентация к уроку русского языка в 3 классе "Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода"
Данная презентация создана к открытому уроку русского языка в 3 классе....
Русский язык. 3 класс. Тема: Родительный падеж имён существительных
Русский язык. 3 класс. Тема: Родительный падеж имён существительных...